Много рекламных кампаний с злостным скликиванием, которое осуществляется людьми, а не ботами.

Кто эти люди? Зачем они кликают? Как именно это работает и как с этим бороться, далее в этой статье.

Я, Григорий Мельников, лет 10 занимался тем, что писал ботов. Сейчас мне это надоело и я создал защиту от них — мой сервис KillBot. На текущий момент его активно используют маркетологи. Так же оператор медийной рекламы Uplify интегрировал нас по АПИ.


Скликивание — это не бесплатное удовольствие: или нужно заплатить за бота который уже готов скликивать, или нужно нагулять такого бота самому — что займёт немало мозговых усилий и времени.

Гораздо проще кликать вручную — для этого нужно дать задание другим пользователям интернета.

Сервисы микрозаданий

Сервисы микрозаданий — это платформы, на которых пользователи могут зарабатывать деньги, выполняя небольшие задания, такие как просмотр веб‑страниц, клики по рекламе, регистрации, ввод капчи и т. п.

Далее примеры заданий, которые создают пользователи для склика.

2₽ за оставление СПАМ заявки

Задание на оставление спам заявки, размещено на сервисе socpublic.com
Задание на оставление спам заявки, размещено на сервисе socpublic.com

Исполнитель сначала должен пройти по ссылке, получить телефон, который он введет в форму обратной связи, потом пользователь должен перейти на сайт с utm метками и оставить СПАМ заявку.

1.15₽ за клик по каждому их конкурентов в поиске

Несколько заданий на склик всех конкурентов в поиске для эвакуатора в Нижнем Новгороде. Размещено на сервисе socpublic.com
Несколько заданий на склик всех конкурентов в поиске для эвакуатора в Нижнем Новгороде. Размещено на сервисе socpublic.com

Пример выполнения задания на склик

В начале выполнения задания сразу перебрасывает в поисковую выдачу с заранее введенным ключевым словом. В поиске нужно найти сайт из задания и кликнуть:

После клика нужно обязательно отчитаться и прислать скриншот перехода на сайт — иначе свои 1.15₽ не заработать.

Клик по рекламе — это легально

В сервисе seosprint.net (доступен только по впн) так и написано — кликать по рекламе разрешено.

Скриншот сервиса seosprint.net с уведомлением о том, что по рекламе кликать можно
Скриншот сервиса seosprint.net с уведомлением о том, что по рекламе кликать можно

Микрозадачи в Телеграм каналах

Задания на клики можно получать и в телеграмм каналах. Ниже скриншот процесса выполнения задания перехода на сайт из поисковой выдачи:

Для склика конкурентов в поиске нужно просто выбрать опцию

Так сделано в сервисе ipweb.ru. Нужно ввести url конкурентов, список поисковых запросов и у казать, что нужен именно рекламный клик. Задание уйдет на выполнение реальным пользователям за деньги.

Скриншот формы создания рекламной кампании для скликивания конкурентов на ipweb.ru
Скриншот формы создания рекламной кампании для скликивания конкурентов на ipweb.ru

Сервисов микрозаданий очень много. Помимо web сервисов, телеграмм каналов — это и браузерные расширения для заработка, и софт для установки на компьютер. Должны существовать и закрытые системы в которые сразу не зайти.

Как технически ВЫЯВИТЬ заказные клики (мотивированный трафик)?

Чтобы отличить мотивированный трафик от реального нужно понимать какой поведенческий паттерн отличает реальный трафик от заказного.

В реальном рекламном трафике пользователь заходит на сайт — он может заказать услугу, вернуться в поиск или закрыть сайт. Такое поведение характерно для большинства.

Мотивированный пользователь обязан делать скриншоты шагов на сайте чтобы отчитаться о том, что он совершил заход и другие требуемые действия. Когда пользователь делает скриншоты — браузер уходит в фон. Именно этот факт и отличает мотивированный трафик от реального.

Запрос на скриншот обрабатывается на уровне операционной системы, поэтому это событие браузеру не доступно. Но, браузеру доступны факты активации и ухода вкладки браузера — именно это браузерное событие и нужно использовать для маркировки мотивированного трафика, так как для реального рекламного трафика такие события больше исключение.

Два способа отличить мотивированный трафик:

1. В Яндекс Вебвизоре черный маркер — это маркер ухода вкладки в фон. Если много таких визитов (конверсий) из рекламы — это значит, что в трафике присутствует мотивированный склик. Посмотрите пример заказного трафика для сайта по банкротству:

Заказные клики из Яндекс Директ для сайта по банкротству. Черный маркер - это уход сайта в фон пока посетитель делает скриншоты для отчета о успешном клике.
Заказные клики из Яндекс Директ для сайта по банкротству. Черный маркер - это уход сайта в фон пока посетитель делает скриншоты для отчета о успешном клике.

2. Через мой сервис KillBot. Килбот определяет мотивированный трафик по количеству возвратов сайта из фона. Для чистого рекламного трафика таких возвратов нет (в абсолютном большинстве случаев). В Килбот для таких визитов можно создать сегмент аудитории, и на этот сегмент и похожий сделать корректировку ставок «-100%».

Как рекламные системы могут бороться с мотивированным трафиком?

  1. Антифрод может выявлять паттерны схожего поведения (возврат браузера из фона) и, если преобладает трафик с одинаковыми поведенческими паттернами, — то клики от таких визитов нужно не учитывать.

  2. В истории посещений разных пользователей, кто выполняет задания, будет ядро одних и тех же мелких (не популярных) сайтов. Сначала он зашел на сайт из «Нефтекамска», выполнил задание, потом на сайт из «Нижнего Куранаха» и т. п. В реальной жизни шанс такого совпадения нулевой. Если же пользователь чистит куки — то это чистый пользователь — сразу его под фильтр.

Как сделать чтобы Директ учитывал только настоящие конверсии?

Поставьте цель на уникально-целевой лид с помощью CallTouch. Для этого необходимо установить коллтрекинг на сайт. Вы подключаете прозвон заявок с сайта через CallTouch. Если разговор состоялся, номер был уникальным, а продолжительность звонка составила более 30 секунд, то такой звонок будет считаться уникально-целевым. После этого передайте цели в Яндекс Метрику и Google Analytics.

Как однозначно выявить клик от бота по Device ID?

Это последний пост в моём телеграмм канале: https://t.me/KillBotRus. Следующий пост будет про построение уникального идентификатора пользователя без использования куки, поэтому переходите в мой канал, чтобы не пропустить этот интересный материал.

Комментарии (20)


  1. cry_san
    24.09.2024 07:02
    +2

    -Когда пользователь делает скриншоты - браузер уходит в фон

    Если скриншот не делает сам браузер, например через расширение

    Или еще у браузера Вивальди есть такая функция


    1. grigoriy-melnikov Автор
      24.09.2024 07:02
      +1

      Согласен, тонкий момент подметили. В дополнение, для работы с отчетностью пользователь и между вкладками переключаться будет - т.е. вероятность события остаётся высокой.


      1. olivera507224
        24.09.2024 07:02
        +1

        А если переключение между вкладками происходит для, например, сравнения цен - такой пользователь тоже попадёт под фильтр?


        1. grigoriy-melnikov Автор
          24.09.2024 07:02

          Если на сайте есть проблема с мотивированным трафиком, то таких заказных кликов будет очень много. И только в этом случае, для таких заходов, нужно собирать аудиторию для минусации. И да, в этом случае в аудиторию могут попасть и некоторые залётные пользователи. Это всё очень индивидуально.


          1. olivera507224
            24.09.2024 07:02

            А, то есть оно не на постоянке работает и ведёт статистику, а только по необходимости. То есть не фиксирует проблему со стопроцентной вероятностью, а просто может указать на возможный источник проблемы. Понял, спасибо.


    1. antytoto
      24.09.2024 07:02

      Если открыть панель разработчика, адаптивный просмотр, нажать на три точки, выбрать в меню нужный тип скриншота, то любой хромоподобный браузер сделает скриншот в нужном вам формате


  1. ifap
    24.09.2024 07:02

    В сервисе https://seosprint.net/ (доступен только по впн) так и написано - кликать по рекламе разрешено.

    До тех пор, пока жертва не притащит дело в ФАС, а по антимонополке штрафы бывают лююютые...


    1. Abruptness
      24.09.2024 07:02

      и на кого жертва будет заявление писать? )


      1. ifap
        24.09.2024 07:02
        +1

        На заказчика и на площадку.


  1. TimsTims
    24.09.2024 07:02
    +1

    Статья конечно неплохая, но мне кажется ссылки на вредоносные сайты лучше закрашивать, а не давать в открытом виде в виде лишней рекламы.

    Понятно, что "кому надо и так найдет вредителей", но излишне таких рекламировать - это точно плохо. И так понятно, что есть вредные сайты, зачем ещё и ссылки на них? Статья уж точно не станет хуже, если убрать ссылки на вредные сайты.@moderator


    1. moderator
      24.09.2024 07:02
      +2

      Сделали ссылки некликабельными.


  1. makasin4ik
    24.09.2024 07:02

    HTTPS://clickfraud.ru посмотрите этот сервис


  1. Daemon_Magic
    24.09.2024 07:02
    +1

    а по alt+printscreen браузер тоже выходит из фокуса?


    1. grigoriy-melnikov Автор
      24.09.2024 07:02
      +1

      Это может зависеть от софта, которым делается скриншот. У меня, например, установлен скриншотер - при нём сайт не получает события ухода в фон, а получает дополнительное событие активации окна браузера: 'focus'.


  1. dmitrmax
    24.09.2024 07:02
    +2

    Не совсем понял - это вообще не моя тема, поэтому вопрос может быть тупой. Вот вы выяснили, что кто-то накручивает клики, и что дальше делать с этой инфой. Вы же не можете предъявить это рекламной платформе и потребовать вернуть клики взад?

    Что делать с теми, у кого стоит uBlock, который блокирует метрики , и что будете делать с теми, кто ваш предложенный метод обнаружения будет сносить плагином, который удаляет все обработчики на событие ухода в бэкграунд.

    И отдельный вопрос. Что там предлагается делать с юзерами с чистыми куками? Просто не пускать их на сайт или что?


    1. grigoriy-melnikov Автор
      24.09.2024 07:02

      Это уже глубокие вопросы - не для обсуждения в комментариях.
      Трафик на каждом сайте индивидуален и боты разные. И да, есть боты которые полностью режут все скрипты сайта.
      Если на сайте есть боты которые режут скрипты, то всем таким капча. Если ботов, что режут скриптов нет, то таких пользователей можно пускать без проблем. Аналогично, если у 90% трафика нет истории посещений - всем им капча. Если проблемы ботов без истории посещения нет - то такие заходы пропускаем штатно.
      Фильтрация трафика в KillBot настраивается очень гибко и индивидуально в зависимости от каждого конкретного сайта.
      Если есть такие глубокие вопросы, то, в личные сообщения, пожалуйста.


      1. DoctorKrolic
        24.09.2024 07:02
        +1

        если у 90% трафика нет истории посещений

        А это типо стандартная функция браузера - мою историю первому попавшимуся сайту отдавать по его первому требованию? Если да, то это выглядит как лютое нарушение моей приватности и по-хорошему должно блокироваться встроенными в браузер инструментами - а-ля у лисы есть какие-то встроенные блокеры трекеров и.т.п


        1. grigoriy-melnikov Автор
          24.09.2024 07:02

          если у 90% трафика нет истории посещений

          Такую историю могут знать только крупные агрегаторы: Яндекс, Гугл, популярные браузерные ВПН сервисы и т.п. Если не хотите чтобы Яндекс следил - установите расширение которое выпиливает метрику.
          Если хотите быть максимально анонимным, то только браузер типа ТОР.


  1. jbourne
    24.09.2024 07:02

    Благодарю за интересную статью.

    Несколько уточняющих вопросов, если можно:

    1. Цель этого скликивания - это сжечь рекламный бюджет конкурента? Это работает? Только для мелких бизнесов? Думал всегда, что такие решения в основном, что бы накрутить себе, а все остальное - больше заработок сетей, чем профит для заказчика.

    2. Вы упомянули и второй инструмент - сбор базы кликеров. Я так понимаю, что вы собираете куки (или другие маркеры) с сайтов, где стоит ваш код. Гипотеза - кликеры ходят по +/- одним и тем же сайтам. На сколько действенный этот метод идентификации в сравнении с основным в статье? Я так понимаю его результативность растет со временем. Может делали какие то сравнения или прогнозы?

    3. Не думали, что метод сбора базы может родиться в отдельный продукт/решение, которое может быть уже интересно и крупным игрокам?


    1. grigoriy-melnikov Автор
      24.09.2024 07:02

      1. >Цель этого скликивания - это сжечь рекламный бюджет конкурента? Это работает? 
        Цель - чтобы конкурент ушел с рекламного рынка. Профессионалы создадут несколько сайтов и займут всю нишу. Проблема мотивированного трафика зависит от ниши. Например, в недвижимости - с мотивированными заявками очень плохо. Один из клиентов говорит - что даже в вебвизоре пишут "отключай рекламу".

      2. > Гипотеза - кликеры ходят по +/- одним и тем же сайтам.
        Да, это гипотеза. Но, при грамотном подходе, я полагаю, можно добиться чтобы эта гипотеза работала. Это могут реализовать только очень крупные игроки - Яндекс, Гугл и т.п. - те, чьи скрипты, браузеры или браузерные расширения стоят на многих сайтах.

      3. У крупных игроков данные для составления такой базы есть. И, скорее всего, - эта идея (идея с другими акцентами, или аналог) уже должны как-то использоваться в антифродах Яндекса или Гугла.