Один из крупнейших российских маркетплейсов появился в 2004 году.
«Деловая среда», рассказывая историю создания интернет-сайта, подчеркивает, что основательница проекта Татьяна Бакальчук работала в начале 2000-х простым учителем английского языка. Ее муж в это же время занимался бизнесом. У пары появился ребенок, женщина решила оставить преподавание, перейдя в сферу продаж. Первое время Татьяна реализовывала товары из каталогов Otto и Quelle через агентов. Чтобы увеличить свой доход, семья решила открыть интернет-магазин, в котором всегда будут низкие цены и возможность примерять купленное при получении без предоплаты.
Задумка удалась. В начинание — разработку сайта в интернет-студии, созданной супругом Бакальчук, формирование бэк-офиса — на первых порах было вложено около 700 долларов. Базой для раскрутки бизнеса стала обычная жилая квартира, которую снимала пара.
При этом первоначальный план проекта, ориентированный на покупку-продажу иностранных марок, сорвался: зарубежные контрагенты никак не хотели работать без предоплаты. Поэтому некоторое время супруги продолжали раскручивать дело в стандартном для себя режиме, заказывая вещи через каталоги Otto и Quelle.
В 2005 году стало понятно, что проекту нужно больше места: супруги сняли отдельное помещение.
В 2006 году — зарегистрировали юрлицо ООО «Вайлдберриз». Спустя пару лет количество заказов в интернет-магазине достигло 1000 позиций в сутки. В 2010 году (когда на российский рынок пришли зарубежные корпорации с гигантскими бюджетами) — Вайлдберриз изменил стратегию, став маркетплейсом. Это означало, что на площадке стал торговать не один продавец, а десятки, а потом сотни и тысячи
Интенсивно развивалась и сеть пунктов выдачи заказов: если первый был открыт в столице в 2010 году, то уже спустя пару лет — в стране работали уже 134 подразделения подобного типа.
В 2016 году руководители фирмы, чувствуя необходимость быстрой и успешной доставки товара, открыли свой склад. В его строительство было вложено почти 15 млрд рублей. Для понимания объемов: к этому же времени компания увеличила продажи товаров до показателя в 45,6 млрд.
В 2018 году магазин начал торговать продуктами питания, а также вошел в Рейтинг самых дорогих компаний Рунета, составленном Forbes (602 млн долларов). В 2019 — Вайлдберриз в этом же списке оценивался уже в 1,2 млрд долларов.
В 2021 году Вайлдберриз приобрел банк. Его ребрендировали и встроили в экосистему компании.
Каковы финансовые показатели корпорации сейчас?
Фирма в 2023 получила 539 млрд рублей выручки и 19 млрд рублей чистой прибыли.
В 2024 году предполагалось, что корпорация вложит более 103,5 млрд рублей в строительство новых складов: всего планировалось возвести 2,5 млн квадратных метров подобных объектов в Подмосковье, Рязани, Волгограде, Ярославле, Ростове-на-Дону, Твери, Новосибирске, Воронеже, Челябинске. Еще 100 тысяч квадратных метров складов будет построено в Казахстане. Но пожар на складе под Санкт-Петербургом, скорее всего, сильно нарушил эти амбициозные планы. За ним последовал скандал, связанный с бракоразводным процессом семейства Бакальчук. До этого компания объединилась с оператором наружной рекламы Russ.
Интеллектуальная собственность Вайлдберриз
Фирма следит не только за своим финансовым здоровьем, но и за охраной объектов интеллектуальной собственности.
В портфеле у организации (без учета интеллектуальной собственности фирмы Russ):
26 товарных знаков — и это не только всем известные обозначения корпорации, но и, например, такие, как «Vsem Rabota»; «Ягодки», «Заказавр»;
4 программы для ЭВМ (Wildberries-Service Desk; Программа для автоматизации работы курьеров ООО «Вайлдберриз», Wildberries - Программа для клиентов, Wildberries - Программа для поставщиков);
2 программы внесены в Реестр отечественного ПО в 2024 году (Wildberries - программа для клиентов, Wildberries-Программа для поставщиков).
Фирма продолжает расширять список своих нематериальных активов: недавно она подала еще несколько заявок на регистрацию своих брендов.
На что обратить внимание, анализируя интеллектуальную собственность компании?
Корпорация одной из первых в России защитила в Роспатенте свои фирменные цвета: первый — фиолетовый моноцвет (Pantone 675C), второй — градиент из оттенков: фуксия (Pantone 2395С), фиолетовый (Pantone 254C) и темно-фиолетовый (Pantone 2617С).
Татьяна Бакальчук, комментируя это решение, заявила, что в фирме делают все зависящее, чтобы ягодные оттенки бренда стали частью каждого дня клиентов. Указанные цветовые сочетания — воплощают историю компании, а их правовая охрана подтверждает узнаваемость обозначения среди пользователей.
Надо отметить, что регистрация прав на цветовые товарные знаки в России происходит не так часто: известно, что лишь несколько крупных корпораций обладают такими объектами — Сбер (у него — зеленый), МТС (красный), Газпром (синий), Vanish (розовый) и Тиффани (бирюзовый).
Главный вопрос: почему такое странное название — Вайлдберриз?
Как рассказывала сама Бакальчук в интервью Forbes, название для проекта появилось практически сразу же.
«Хотелось, чтобы оно звучало красиво и необычно», — указывала она. Миссия магазина — в том, чтобы женщины покупали не черные вещи, а более яркие.
Само слово Вайлдберриз происходит от английского, переводится как «дикие ягоды». Маркетологи на первых порах бренд не оценили. Они заявили, что товарный знак должен быть проще для произношения.
Но обозначение прижилось. Наименование площадки осталось прежним, небольшие корректировки касались только логотипа.
Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале