Пожалуй, одним из самых известных в западной литературе героев, поднявшихся из низов, можно считать Джея Гэтсби Скотта Фицжеральда. В его честь даже назвали знаменитую кривую, которая показывает связь между экономическим неравенством и межпоколенческой мобильностью. Ожидаемо, что чем выше экономическое неравенство, тем сильнее доходы родителей влияют на будущие доходы их отпрысков. Впрочем, это совсем другая история.
Как оказалось, кривая Великого Гэтсби существует не только в экономике, но и в академической среде. В одном из свежих исследованиях по теме были проанализированы академические успехи 245 000 пар наставник-подопечный на примере их цитируемости. Исследователями был взят период с 2000 по 2013 год, за это время эти пары написали в общей сумме 10 миллионов статей в 22 различных дисциплинах. Изучая показатели цитируемости на протяжении последующих пяти лет после вступления на самостоятельный путь академической карьеры, учёные обнаружили, что высокая цитируемость наставников передаётся их подопечным. Проще говоря, если у вашего научного руководителя был высокий индекс цитируемости статей, то и у вас он будет выше. Верно и обратное утверждение.
Исследователи назвали своё открытие "академической кривой великого Гэтсби" которую скрупулёзно препарировали. Выяснилось, что "неравенство цитируемости", как называют её авторы, больше всего распространена в — кто бы мог подумать? — гуманитарных науках, особенно философии. Так, если измерять неравенство цитируемости по шкале от 0 до 1, то в философии этот показатель равен 0.82, а в антропологии и педагогике — 0.79. Меньшее влияние достижения наставников оказывают в технических науках, хотя и не без исключений. Наконец, в естественных науках неравенство цитируемости, на которое оказывает влияние авторитет наставника, минимально. Биологам есть чем гордиться.
Также академическая кривая Гэтсби частично зависит от пола научного руководителя. Если ваш научрук — женщина, её академические успехи с большей вероятностью наследуются вам. При этом в более престижных академических учреждениях кривая менее выражена, нежели в менее известных ВУЗах. А ещё лучше всего наследуют успехи своих наставников их "курсовики", тогда как младшие научные сотрудники, что отдраивают пробирки в лабах, меньше всего получают от сотрудничества с известным академиком с точки зрения своей дальнейшей научной карьеры.
Подобные выводы не являются большой тайной для жителей страны, 70% населения которой имеет высшее образование (академическое, либо иные продвинутые курсы по специальности). Интереснее то, что данное исследование показывает нам проблему в мировом масштабе, лишний раз демонстрируя, что у соседа трава не обязательно зеленей.
Источники
Sun Y, Caccioli F, Li X, Livan G.2024 The academic Great Gatsby Curve. J. R. Soc.Interface 21: 20240173.
Автор: Федор Яковлев