Это небольшое исследование появилось по мотивам спора на одном из ресурсов автомобильной тематики в пост-ковидное время. Наконец-то выдалось свободное время привести в порядок цифры и ссылки, в процессе подумал, что данный краткий экскурс может быть небезынтересен общественности.
Известный инцидент с глобальной нехваткой полупроводниковых чипов из-за ковидного локдауна и последующие события снова всколыхнули в умах сообщества мантры о том, как Китай всё делает, всё умеет и всем нам поможет безвозмездно. В том числе, эта точка зрения активно насаждается в автомобильном сообществе менеджерами по продажам всяких разных хавалов. К сожалению, в рунете информация крайне разрознена и скудна, в вики — неполная и устаревшая, а иностранные источники у нас обычно не читают (как минимум из-за языкового, а теперь ещё и идеологического, барьера). Постараюсь восполнить пробел, кратко рассмотрев основных игроков рынка автомобильных полупроводников, в разрезе кто и где производит свои микросхемы.
Рынок автомобильной электроники очень сильно отличается от рынка компьютерных чипов, где есть чётко выраженные лидеры, занимающие львиную долю (например, процессоры – Intel и AMD, видеочипы – nVidia и AMD и т.д.) и практически отсутствует конкуренция со стороны мелких игроков. Напротив, на рынке автомобильной электроники успешно присутствуют десятки крупных и бесчисленное множество мелких компаний (ряд из них — исключительно в региональных сегментах). Посмотрим на диаграмму.
Как видим, крупнейшие игроки: Infineon (Германия, бывш. подразделение Siemens); NXP (Нидерланды, бывш. подразделение Philips); STMicroelectronics (европейский конгломерат с франко-итальянскими корнями, выросший из SGS-Thomson); Texas Instruments (США); Renesas (Япония). В сегменте «остальных» известны Bosch, ON Semiconductor, Qualcomm, Toshiba, Samsung и прочие. Важно понимать, что упомянутые компании:
а) имеют полный цикл от разработки до упаковки;
б) являются лидерами не только по выручке или объёмам производства, но и по инновационности, т.е. разрабатывают и внедряют новые технологии и
в) оперируют на глобальном широком рынке, не ограничиваясь отдельным регионом и отдельной линейкой продукции.
То есть, именно они находятся на острие прогресса, производя продукцию, применимую для современной мировой автомобильной промышленности, а не копии седана Peugeot конца 80-х годов (привет, Иран). Именно поэтому в данном перечислении не упоминаются китайцы, как и индийцы или малазийцы (хотя заводы у них есть), или отечественная серия ИМС КР1055, родом оттуда же из прошлого века. В этих мастодонтах особого дефицита нет, как нет и потребности – в мало-мальски современных автомобилях их продукция неприменима, а производить современную они неспособны (почему – тема отдельная). Это примерно как вместо вашего нынешнего ПК поставить i386 под управлением DOS – это по-прежнему полноценный персональный компьютер, но проку от него в современном мире не так чтобы очень много.
Теперь посмотрим на фактическое происхождение продукции, отвечая на вопрос в заголовке. Для этого нам нужно немного разобраться с терминологией. Очень условно и кратко, производство полупроводникового чипа делится на две стадии – на стадии frontend «голая» кремниевая пластина «обрастает» готовыми чипами; а на стадии backend пластина нарезается на отдельные чипы, которые проходят тестирование, помещаются в корпуса с выводами, и ещё раз тестируются. Здесь нужно понимать, что максимально сложное, наукоёмкое и дорогое производство – это frontend. Резать готовые пластины куда проще, а с корпусированием в ряде случаев вполне справляются даже мелкие заводики. Соответственно, компания, обладающая frontend-производством, при необходимости осилит и backend, а вот обратный случай весьма и весьма сомнителен (лично я затрудняюсь навскидку вспомнить хоть один такой пример). Да, предшествующей производству стадии R&D (НИОКР по-советски) мы в данной заметке не касаемся (ну, почти).
Итак, Infineon – один из лидеров мировой микроэлектроники (первое место в автомобильном секторе, второе место в микроконтроллерах) имеет 15 производственных площадок, из них непосредственно кристаллы производят 6, и остальные – это backend. Из этих шести: 2 в США, 3 в ЕС, и 1 в Малайзии. Но даже из backend фабов в Китае расположен всего один. Помимо собственно производства, компании принадлежит 69 исследовательских центров, из которых подавляющее большинство – в Западной Европе и США; в Китае таковых всего 5, на Тайване – 2.
Следующий по списку лидеров – NXP с десятью функционирующими фабами. Непосредственно кристаллы производят 6: 4 в США и по одному в Нидерландах и Сингапуре, и остальные – это backend, из которых по одному в Китае и на Тайване. Кстати, за последние два года NXP открыли новый frontend-фаб в США, и в настоящий момент строят по заводу в Германии (совместно с Bosch и Infineon) и Сингапуре (совместно с тайваньским VisionPower).
STMicroelectronics – европейский конгломерат со штаб-квартирой в Швейцарии, объединяет множество микроэлектронных производств по всей Европе, а также за её пределами. Пятый в мире производитель полупроводников. Имеет 11 фабрик, из которых 6 frontend: три во Франции, две в Италии и одна в Сингапуре.
Texas Instruments, четвёртый в мире производитель полупроводников, заслуженный "старичок", стоящий у истоков интегральной микроэлектроники как таковой. 15 производственных площадок, из них 9 – frontend: 5 в США, 2 в Японии, 1 в Германии и 1 в Китае.
Замыкает пятёрку лидеров в автомобильной микроэлектронике японская Renesas. Несмотря на присутствие во многих странах, непосредственно производство сконцентрировано исключительно в Японии, где работают пять frontend и три backend фабрики.
Итак, рассмотренная нами пятёрка лидеров, совокупно занимающая половину рынка автомобильной микроэлектроники, производит чипы на 29 frontend-фабриках, из которых в Китае расположено... две. С большим отрывом по количеству производств здесь лидирует США. Но даже в backend-производстве ситуация не изменяется радикально – китайских фабрик и здесь меньшинство. Об R&D я даже и не упоминаю.
Для разнообразия посмотрим на избитый пример Intel. У них на сайте можно сформировать многостраничный отчёт про всё-всё-всё, вплоть до объёма израсходованной воды и процентной доли женщин в различных категориях работников. В отчёте мы видим 9 локаций (в одной локации может быть несколько фабрик), из них 5 – frontend: 3 в США, по одной в Израиле и Ирландии.
Небезынтересно также посмотреть на географию поставщиков сырья и материалов на эти фабрики. Внезапно (нет), здесь мы видим далеко не один Китай:
Какой мы можем сделать вывод из всего этого? Китай, безусловно, является сильным игроком, но его лидирующая роль в современной полупроводниковой промышленности вообще и автомобильном сегменте в частности существенно преувеличена в масс-медиа. Говоря об автомобилях, ни один китайский производитель в топ-списки не попадает, за исключением, разве что, MediaTek. Правда он тайваньский, в списках очень далеко от верхних строчек, и вообще присутствует там, в основном, благодаря infotainment (мультимедиа-системам).
Избитое утверждение, что "всё сделано в Китае" и все европейские или американские заводы тупо переклеивают наклейки на китайских микросхемах — не более чем наглая ложь или дремучее невежество. Кроме того, несложно заметить, насколько тесно связан и переплетён современный мир, особенно в том, что касается сложных высокотехнологичных производств. Невозможно выделить полупроводниковую отрасль какой-либо компании или страны в отдельную изолированную сферу в вакууме – она не сможет функционировать в таких условиях.
И напоследок, чтоб разбавить карты с отметками, приведу фото внутренностей блока airbag концерна VAG. Сам блок произведён в Великобритании компанией TRW. Среди основных компонентов внутри видим:
STMicro ST30F752i – процессорное ядро ARM 7;
Renesas R5F21206J – 16-битный микроконтроллер;
Freescale SX3201EG – акселерометр;
Analog Devices AD22280 – акселерометр;
Infineon TLE6711GL – программно-управляемый преобразователь питания;
и ещё один неопознанный мной чип от STMicro.
Комментарии (28)
ssj100
10.10.2024 10:53в пост-ковидное время.
Тоесть уже после 5 лет торговых войн с Китаем и других политических терок. Где шатали всю полупроводниковую индустрию с применениями: эмбарго, санкциями, запугиванием и поисками балунов в платах. В таких условиях неудивительно что инвесторы и компании приостановили вкладываться, развивать и расширять производства.
Ну и конечно после этого "внезапно" начался кризис полупроводников. А потом уже и ковид добил. Когда цепочки поставок начали ломаться. Тут еще и политики начали вписываться(то есть не коммерческие решения). Что вызывает еще бурление/шатание, Вот когда это все устаканилось и успокоилось тогда и можно смотреть.
"всё сделано в Китае" и все европейские или американские заводы тупо переклеивают наклейки на китайских микросхемах — не более чем наглая ложь или дремучее невежество
Cами придумали байку и сами ее опровергли.
Flexits Автор
10.10.2024 10:53Тоесть уже после 5 лет торговых войн с Китаем и других политических терок
Эта статья не про политику, а про цифры. Можете посмотреть данные до "торговых войн", они не будут радикально отличаться, что интересно. Более того, именно благодаря упомянутым вами процессам доля Китая как раз таки выросла – в частности, в потребительские товары, стали в количествах, превышающих статистическую погрешность, устанавливаться клоны STM32 от GigaDevices, Artery, Geehy и др. Но я брал актуальные данные, поскольку это не историческое исследование.
Cами придумали байку и сами ее опровергли.
Зайдите на любой форму владельцев китайских автомобилей и узрите) Да даже здесь на Хабре регулярно в комментах проскакивает сакральное "
Adidas, Abibas, какая разница,сейчас всё в Китае делают".ssj100
10.10.2024 10:53в потребительские товары, стали в количествах, превышающих статистическую погрешность, устанавливаться клоны STM32 от GigaDevices, Artery, Geehy и др
Так устаревшее всегда спихивают на Китай.... поэтому это бы произошло само собой
Можете посмотреть данные до "торговых войн", они не будут радикально отличаться, что интересно.
тут не знаю, но курс шел на органическую концентрацию производства в ЮгоВосточной Азии, для удобства пользователя, пока политики драконовскими методами и шантажом не начали это рушить, ну и конечно за счет конечных пользователей.
Зайдите на любой форму владельцев китайских автомобилей и узрите
Не ходил, так как являюсь пользователем румынского автопрома и на этих форумах, проскакивает что все сделано в Румынии и только мелочь в каких-то второстепенных странах: Франции Германии Китая.
А на форуме iPhone(так как он у меня... кстати сделан в Китае) то чуть ли не каждый первый/второй смартфон это iPhone
Flexits Автор
10.10.2024 10:53Так устаревшее всегда спихивают на Китай
Кто устаревший, STM32? Вот это поворот... А как происходит процесс "спихивания", не поведаете?
Не ходил
Ну то есть вы не ходили и не знаете, а в домыслах обвиняете меня.
все сделано в Румынии и только мелочь в каких-то второстепенных странах: Франции Германии
Утверждение, что Франция и Германия – второстепенные страны по сравнению с Румынией, уже само по себе такой lol, что серьёзно тут сходу и не ответить.
но курс шел на органическую концентрацию производства в ЮгоВосточной Азии, для удобства пользователя
Курс шёл на снижение издержек, а не на удобство пользователя. Рекомендую весьма увлекательную книгу Chip War by Chris Miller, в доступной для неспециалиста форме предметно рассказывается, как разворачивался это процесс и почему он шёл так, как шёл, и не иначе.
iPhone(так как он у меня... кстати сделан в Китае) то чуть ли не каждый первый/второй смартфон это iPhone
Ну не каждый второй, а каждый третий, и не только в Китае, а уже всё больше в Индии, и не потому что "шантаж и политика", а потому что экстравагантное поведение китайского высшего руководства в время эпидемии COVID-19 стоило Apple оценочно по 1 миллиарду USD убытков в неделю.
strvv
10.10.2024 10:53Логан? Это компиляция из условно крепких, дешёвых и массовых узлов Рено. Специально делали для 3 мира, но идея выстрелила неплохо.
Как например логановская Ниссан Альмера. Кузов чуть другой и совсем другое впечатление.
alcotel
10.10.2024 10:53Ясен палец, Интелов и АМД в автоэлектронике не будет. Интел делает процессоры для десктопов, серверов, суперкомпьютеров.
С чего бы ему там взяться? Интел массово делает микроконтроллеры? Нет. Хотя 8051 когда-то там и придумали. Интел делает интерфейсы кан, ацп, DCDC, силовые полупроводники? Нет, и никогда не делал. В мультимедиа сейчас царит ARM, а процы с армовским ядром делают все, кроме Интела и АМД. Единственный чип интела в авто я видел только на плате БМС Теслы под маркой Altera. Какого хабра он там нужен - не понял)
Инфинеон - да, царь и бог автоэлектроники, подтверждаю. Bosch уже не бог)
А вот в оставшиеся 50% others могут входить все. И Китайцы в том числе. И даже российский завод Ангстрем, на сколько я знаю, для других брендов несложные полупроводники производит (производил).
Zuy
10.10.2024 10:53Единственный чип интела в авто я видел только на плате БМС Теслы под маркой Altera. Какого хабра он там нужен - не понял)
Это аппаратная защита. Без нее сертификацию не пройти.
Flexits Автор
10.10.2024 10:53Ясен палец, Интелов и АМД в автоэлектронике не будет.
С чего бы ему там взяться? Интел массово делает микроконтроллеры? Нет
Так вроде никто их там и не искал) Хотя стоило бы:
Today, Intel SoCs are in more than 50 million vehicles, powering infotainment, displays, digital instrument clusters and more.
Intel Arc Graphics for Automotive использует, в частности, Geely – один из крупнейших китайских производителей.
Инфинеон - да, царь и бог автоэлектроники, подтверждаю. Bosch уже не бог
Bosch, Siemens и Infineon – три близнеца, которые очень тесно сотрудничают и в automotive, и в household, и в industrial. Я бы не стал их противопоставлять, поскольку ИМС с надписью Bosch вполне может быть изготовлена на заводе Infineon.
А вот в оставшиеся 50% others могут входить все. И Китайцы в том числе. И даже российский завод Ангстрем, на сколько я знаю, для других брендов несложные полупроводники производит
А я этого и не опровергал. И про российские в моём обзоре тоже упомянуто, даже. Только это не Ангстрем, а НТЦ СИТ, г. Брянск. С Ангстремом интересная история, у них обширный каталог на выставочном стенде, но в глаза этого изобилия никто не видел, только в буклетах. Но это ничтожные доли и в общий зачёт они не вошли.
strvv
10.10.2024 10:53А тут Вы не правы. Инфинеон с Бошем совместно производят, взаимодополняя.
Тот же бош упор делает в силовой электронике, Сименс - в цифровой обвязке. Каждый работает там, где силён. Антогонизма нет у них.
О, Вам уже ответили про Бош и Сименс/Инфинеон.
Epitafy-Zamogilny
10.10.2024 10:53Не понимаю, чем занимаются все эти европейские и американские центры. Абсолютно уверен, что чипа типа 80286 хватит на все системы автомобиля, кроме мультимедии.
juffinhalli
Копаем глубже. Утверждение "Китай всё делает, всё умеет" не опровергнуто, нужна номенклатура электроники современного авто и её доли - китай\не китай. В теории others способны обеспечить чучхе китайскому автопрому.
Flexits Автор
Доли приведены прямо в первом графике, вывод ближе к концу статьи. Половина рынка автомобильных полупроводников производится на 29 frontend-фабриках, из которых в Китае расположено только 2. Даже если оставшаяся половина полностью приходится на Китай (что не соответствует действительности, на самом деле), 50% это уже не "всё". А заглавный вопрос именно таков: "всё ли сделано в Китае?"
Далее, задача собрать номенклатуру "современного авто" весьма нечётко очерчена. Во-первых, непонятно, что именно является "современным авто". И Porsche Panamera, и Dacia Jogger – современные авто, но очень разные. Во-вторых, у меня нет ресурсов, чтоб приобрести современный автомобиль, вынуть каждый электронный блок (а их там десятки в самых скромных моделях), разобрать его и отфотографировать плату, а потом свести в табличку для анализа. Но, вы можете поучаствовать в краудфандинге такого проекта)
RTFM13
Современные чипы нужны чтобы сделать поворотники и тормоза по подписке. Или заблокировать автомобиль если ты на нём куда-то не туда по мнению производителя авто поехал.
У меня был автомобиль 1998 модельного года. Какие там чипы можете сами представить. Там
из коробкииз салона есть спутниковая навигация, дофига канальная музыка с DVD диска (по сей день, избыточный формат качества звука), электропривод все чего угодно в том числе с запоминанием положения регулировок под конкретного водителя, всякие системы курсовой устойчивости, адаптивного изменения жесткости подвески и т.п. Не хватает пары плюшек (не имеющих отношения к чипам) и современной навигации, но в остальном лучше любого современного китайского лисапеда.Т.е. за четверть века технического прогресса не появилось вообще ни одной полезной функции(*) в автомобиле. Что они там всё это время изобретают?
(*) - кроме навигации, которая в штатном виде всё равно как правило убогая.
Flexits Автор
Вообще это оффтоп жуткий. Но раз уж начали, я поддержу немного, но только немного)
Давайте начнём с того, что подобное сказать обо всём, начиная со стиральной машины и далее по нарастающей. В типичном современном персональном компьютере, используемом типичным домашним пользователем, тоже никаких принципиальных отличий по набору функций от четвертьвековой давности ПК на Windows 98: аудио/видео, Word, Excel, браузер... и об этом я даже упоминал, кстати.
Другой вопрос в том, что некорректно измерять прогресс по появлению новых полезных функций. В самом-то деле, какую функцию вы хотите видеть в автомобиле, летать над пробками? Не говоря уж о том, что полезность функции – вещь сильно субъективная. Для меня бесполезна система удержания на подъёме, а кто-то жить без неё не может.
Так в чём же тогда прогресс? А в том, что перечисленное вами (спутниковая навигация, электроприводы с памятью, адаптивная подвеска и пр.) в 90х-00х было атрибутом очень дорогого автомобиля. А в современном мире даже простые популярно-бюджетные модели, вроде VW Golf или Ford Focus уже давно оснащаются и спутниковой навигацией, и разнообразными системами стабилизации и помощи водителю, вплоть до камер кругового обзора и системы автоматической парковки с голосовым управлением всем этим хозяйством. В том числе это стало возможным благодаря современной компонентной базе. В 98м среднестатистический автомобилист о таком мог только мечтать, особенно в нашей стране.
Вы так говорите, будто у вас автомобиль 68го. Такие же там чипы, как и сейчас, только чуть больше по размерам, чуть медленнее по частотам, сильно меньше памяти и очень сильно дороже. Atmel AVR уже выпускались, про MCS-51 я уж молчу.
Тем более промышленная электроника – это не персональные компьютеры, там никто не меняет железо каждые три года.
Вот вам Ford A9L, рубеж 80х-90х. Вполне бодренько выглядит, ну, SMD нет, дискретная логика, в остальном ничего такого стимпанковского. Микроконтроллер 8061, вполне себе "взрослый" чип.
Ну это передёргивание. Ни в одном автомобиле такого нет. Различные программные доп.опции можно активировать отдельно, да. Раньше для этого приходилось менять блоки и зашивать тюнерские прошивки/конфиги от домашних/гаражных умельцев. Можно оспаривать, насколько сейчас удобно, адекватно, и привычно, но подписки выдумали не автопроизводители и тем более не производители чипов, так что при чём здесь это вообще.
RTFM13
Ну цена упала за счет массовости. Это напрямую не обязательно связано с техпрогрессом.
Что мне с того, что чипы стали меньше? Окна стали открываться быстрее новым блоком управления? Нет не стали. Тормозить стала лучше? Нет не лучше. Вязкомуфта с электронным блоком вместо честного дифференциала - стало гораздо хуже. Навигация всё равно в телефоне, штатной невозможно пользоваться будь она хоть 1998 года, хоть 2018го. Память сидений, адаптивная подвеска всё еще удел дорогих авто.
Я этот офтоп к тому, что для изготовления нормального авто не нужны современные чипы с самых современных фабрик. Всякие фичи для гиков не наигравшихся в детстве в радиоуправляемые машинки, это к автомобилям не имеет отношения, это гаджеты на колёсах, которые зачастую как автомобиль работают крайне плохо.
Вот чтобы запихать персональный компьютер в корпус телефона - тут прогресс в чипах играет ключевую роль. И то где-то года до 2015-2020. Теперь все ресурсы расходуются на какое-то дерьмо. Правда есть плюс. Я удалил большую часть этого хлама и теперь у меня смартфон работает неделю без подзарядки с картими, мессенджерами и т.п.
Flexits Автор
Массовость напрямую связана с техническим прогрессом. По технологиям 60х массово производить ИМС получается плохо и дорого.
Площадь чипа – не единственное мерило технического прогресса. Я об этом писал в предыдущем сообщении: в первую очередь, чипы стали быстрее и дешевле.
И мелкие дешёвые чипы здесь, конечно, вообще не при чём.
Системы антипробуксовки, удержания в полосе, стабилизации, антизаноса, удержания на подъёме, распределения тормозных усилий... за прошедшие полвека тормозные системы прошли очень большой путь. И сейчас это доступно даже в бюджетных моделях. Даже в Lada Vesta появилась система стабилизации, благодаря тормозной системе Bosch.
Память сидений я видел ещё в Seat Leon 2011 года. Даже по российским меркам это не был дорогой автомобиль. Автоматическая парковка появилась в Ford Focus примерно с 2012 года (не знаю только, успели их завезти в РФ или нет, там как раз 2014й подоспел). И Focus – это тоже далеко не премиум. Даже в бюджетные китайские авто сейчас ставят большие сенсорные экраны, камеры кругового обзора и прочие примочки, о которых в 90х и мечтать не могли.
Для изготовления авто вообще чипы не нужны, они и с карбюраторами без ЭСУД нормально себе ездили. Однако есть но.
strvv
Не передёргивание. Кучу допов сделали по подписке. Начала БМВ, и как ни странно в области безопасности и комфорта вождения автомобиля.
А недавно как раз в китайских авто. Выключали авто, купленные по серым схемам.
Так что дивный мир наступает.
А если учесть кучу инцидентов безопасности с авто, в том числе удаленный с движущимися - становится печально и страшно.
Flexits Автор
Модель в студию, будьте любезны.
strvv
Я про тормоза не писал, а то что часть услуг подписки относится к безопасности движения.
Например 2022 год:
https://www.autonews.ru/news/62d69ac09a79477d5bdf1a06
Здесь описывали 7 серию, X1 и Х7.
Круиз-контроль. Автоматический. Внезапное отключение его при расслабившемся водителе при езде на трассе - чревато...
Много видео с нештатной работой круизов Теслы. Как думаешь, какой возможен результат уБМВ.
Flexits Автор
Да, но комментатор выше писал именно про тормоза и поворотники, и именно это я назвал передёргиванием. А не подписки вообще.
Да, существуют подписки на доп.опции. Нет, не существует подписок на критичные элементы конструкции: тормоза, фары, руль, запуск двигателя... Да, к этому можно относиться по разному. Я сам не фанат такой модели, но я не могу не признавать, что это – часть современного мира. Прикладное ПО распространяется по подписке, контент по подписке, да даже сами автомобили...
Повторюсь, в прошлом нужно было выбирать опции сразу и платить за них сразу. Один мой бывший коллега дооборудовал автомобиль отсутствующим круизом. Ему потребовалось докупить подрулевой переключатель, проложить отсутствующие жилы в косе проводки, перепрошить блок управления с помощью гаражного умельца (официалы не делают, по VINу нет такой опции в авто). При том, что круиз в данном случае – чисто программная опция, по сути, и остальные телодвижения обусловлены лишь отсутствием нужного переключателя. И вот у нас выбор: при покупке машины заплатить условных 20 тысяч денег за опцию круиз-контроля или же в процессе эксплуатации платить условных 200 денег ежемесячно. Здесь есть свои плюсы и минусы, но это имеет право на жизнь, безусловно.
P.S.
Вот то, о чём я говорю. Хотите – купите сразу и навсегда, как по старинке. Хотите – новомодно оплачивайте подписку. Повод для возмущения в чём, не дают бесплатно? Так никогда ничего бесплатно не давалось.
strvv
Я сам занимался свопами, подключением допсистем, реализуемых в данном семействе машин, где делал доработки. Поэтому и тогда активно пересекался с разнообразными людьми и то что я описал - нередко.
Flexits Автор
Внезапное отключение круиза при езде по трассе чревато очень плавным снижением скорости автомобиля вплоть до нескольких км/ч.
Любая система априори может выйти из строя. Круиз может отключиться и без всяких подписок, например, из-за отказа датчика ABS. Такое случается чрезвычайно редко, но вероятность здесь ненулевая. Чтоб это не было чревато, ПДД и руководство по эксплуатации автомобиля предписывают не отвлекаться и всегда сохранять контроль на машиной во время движения. Средство повышенной опасности – не место для расслабления.
Вообще, это всё придирки из серии "такая ерунда эта ваша система курсовой устойчивости, дождь пошёл, я в повороте чуть с дороги не улетел". Чтоб не испытывать неприятных ощущений, необходимо управлять автомобилем соответственно дорожным условиям, а не надеяться на то, что электроника чудесным образом сделает всё хорошо, пока водитель летит как ракета над пересеченной местностью, расслабляясь в экран смартфона.
strvv
К сожалению, люди активно пользующиеся такими замудрыми системами реально бросают руль. Катался с Тесла -водом.
Расхолаживает. И в БМВ это именно активный ассистент движения. Т.е. выставил пороги и он при заполнении трассы снижает скорость, при освобождении разгоняется до того максимума. И народ думает что эта система всемогущая.
Flexits Автор
Ну что ж, как уже говорил, можно по старинке купить сразу и навсегда. И я не думаю, что машина никак не будет сигнализировать об отключении. Если же водитель игнорирует эти предупреждения, и тем более бросает руль и т.п. – что ж, это проблема не БМВ и не подписок.