Привет, Хабр! Сегодня я продемонстрирую простую, действенную и хорошо звучащую модификацию сдвоенного гитарного датчика, называемого хамбакером (англ. humbucker, что означает подавитель гула наводок от сети переменного тока).
Она особенно хороша для некового звукоснимателя, так как делает его звучание более разборчивым и привлекательным, а также позволяет усилителю не «захлёбываться» при перегрузе.
▍ История вопроса
Многие гитаристы не пользуются «низкочастотным» звукоснимателем, расположенным ближе к грифу («шее», англ. neck) и называемым нековым (neck pickup).
Существует даже немало электрогитар, снабжённых только одним датчиком — бриджевым, находящимся возле нижнего порожка — кобылки или моста (bridge). Таков, например, Gibson Les Paul Junior, выпускаемый с 1954 года и по сей день, хотя и с большими перерывами.
Концепцию данной модели можно охарактеризовать как «ничего лишнего», и она понравилась многим звёздным музыкантам, включая Джона Леннона, Боба Марли и Билли Джо Армстронга из группы Green Day.
Единственным хамбакером Gibson P.A.F. в бриджевой позиции пользовался и Эдди Ван Хален на своём «Франкенстрате». Нековый сингл никуда не подключался, как и горизонтально расположенный переключатель на месте среднего датчика. Эти лишние детали Эдди расположил на своём инструменте с целью придать ему загадочности.
На данном фото изображён не оригинальный «Франкенстрат» Ван Халена, а его копия, серийно выпускаемая брендом EVH из группы компаний Fender. Поэтому здесь мы можем наблюдать колёсико натяжения анкерного стержня, характерное для многих модерновых электрогитар.
Регулировать прогиб грифа посредством такой гайки гораздо удобнее, чем использовать специальный ключ со стороны пера грифа, не говоря уже о винтажных электрогитарах Fender, где для доступа к регулировке требовалось отвинчивать гриф.
Вопрос прогиба грифа особенно актуален для гастролирующих музыкантов, постоянно перевозящих гитары из одних климатических условий в другие. Колёсико за последним ладом позволяет осуществить регулировку прямо во время выступления, не ослабляя струн.
▍ Зачем электрогитаре несколько датчиков?
Частотный спектр сигнала электромагнитного гитарного звукоснимателя зависит от его расположения относительно концов колеблющейся части струны, то есть нижнего и верхнего порожка либо нижнего порожка и лада, если струна прижата к накладке грифа.
Колебания гитарной струны представляют собой стоячую механическую волну. На рисунке изображены пучности и узлы колебаний основного тона, а также гармоник со второй по четвёртую.
Расположение магнитопровода звукоснимателя под узлом колебаний определённой гармоники означает, что они не модулируют магнитное поле и не попадут в электрический сигнал. Наоборот, чем ближе к пучности, тем более высокой окажется амплитуда этой гармоники в аудиосигнале датчика.
Бриджевый звукосниматель находится близко к узлам самых низкочастотных гармоник, и поэтому его сигнал «яркий» и «подтянутый», хотя и недостаточно «глубокий».
Учитывая меньшую амплитуду колебаний возле кобылки, чем в районе соединения грифа с корпусом, бриджевый звукосниматель приходится устанавливать ближе к струне, снабжать более сильным магнитом и катушками с бо́льшим числом витков.
Поэтому индуктивность, паразитная ёмкость и омическое сопротивление бриджевого датчика часто бывают выше, чем у некового. Это аттенюирует верхние частоты в сигнале звукоснимателя, делая его звучание более сбалансированным.
Очень многие электрогитары оборудованы хамбакером в бриджевой позиции. А бриджевый звукосниматель телекастера — сингл, но смонтированный на массивном ферромагнитном основании, да ещё и с толстой стальной пластиной в нижней части.
Изначально это задумывалось Лео Фендером для усиления поля слабого магнита из сплава алнико 3. Ему требовалось не только получить из малой амплитуды колебаний струн возле бриджа достаточно сильный сигнал для тогдашних ламповых усилителей с низким коэффициентом передачи, но и добиться громкости полезного сигнала значительно выше уровня наводок от сети переменного тока.
Увеличение числа витков катушки датчика усиливало и наводки. Поэтому была изобретена не только улучшенная конструкция магнитопровода, но и «пепельница» — стальная крышка над узлом сёдел и звукоснимателя, служившая магнитным экраном.
Крышка мешала музыкантам глушить струны ладонью, поэтому гитаристы её снимали и часто использовали в качестве пепельницы на репетиционных базах. А фон переменного тока стал чуть ли не визитной карточкой винтажного звучания электрогитары.
Но это было терпимым при игре на чистом звуке или на грани перегруза (edge of breakup), когда амплитудное ограничение сигнала происходило только при сильной атаке медиатором. А если нужен серьёзный дисторшн, то жужжание электросети — это совсем не то «дж-дж», которого хочется музыкантам и слушателям.
Конечно, можно использовать пороговый шумоподавитель (англ. noise gate). Но в реалиях третьей четверти прошлого века он был недешёвым электронным устройством, требовавшим отдельной батарейки, за состоянием которой нужно следить, что ещё более усложняло непростую жизнь гитариста.
А самое главное, при низком соотношении «сигнал-шум» пороговый шумоподавитель уничтожает сустейн — то самое длительное послезвучание струны, которое стало определяющим в творчестве многих виртуозов, освоивших электрогитару.
▍ И пришёл Хамбакер
22 июня 1955 года разработчик гитарных усилителей Сет Лавер из компании Gibson подал заявку на патент, получивший номер US2896491A. Описанное там изобретение было гениально простым: две расположенные рядом идентичные катушки снабжались магнитопроводами с противоположной полярностью постоянного подмагничивания. И подключались они последовательно в противофазе.
Таким образом, получается удвоенная амплитуда полезного сигнала от модуляции магнитного поля звукоснимателя колебаниями струн, тогда как внешние наводки от электроприборов взаимно вычитаются и сходят на нет!
Для бриджевой позиции такой звукосниматель стал просто прекрасным вариантом, и сегодня большинство электрогитар оснащаются именно хамбакером в бридже.
Однако нековый хамбакер часто звучит слишком глухо, тускло и неразборчиво. Для джазового аккомпанемента на толстых струнах это даже хорошо, поскольку лишние гармоники придают диссонирующим сочетаниям нот, часто встречающимся в джазе, неприятные завывания.
Модерновый прогрессивный рок и металл, наоборот, требует разборчивости и кристальной ясности, чтобы в сложном «многоэтажном» аккорде было чётко слышно каждую ноту.
В контексте блюз-рока сигнал некового звукоснимателя достаточно обработать педалью овердрайва наподобие Тьюб Скримера. Это «подтянет» басы и поднимет середину, а также верхние частоты, если установить ручку регулятора тембра в соответствующее положение.
Однако такой винтажный тембр подчеркнёт диссонансы прогрессивных аккордов, выходящих далеко за рамки блюзовой пентатоники с добавленной пониженной третьей ступенью, если речь идёт о мажоре, или пониженной пятой, если это минор.
▍ Почему так получается?
Почему звук хамбакера так сильно отличается от звучания сингла? Дело в том, что катушки сдвоенного звукоснимателя расположены близко, но всё-таки под разными местами струны. Происходит взаимное подавление сигналов высоких гармоник, длина стоячей волны которых близка к расстоянию между магнитопроводами катушек.
У стратокастера данный эффект приводит к «стеклянному» звучанию промежуточных позиций, в которых задействованы два звукоснимателя. Чтобы сохранить это «стекло» во второй позиции переключателя, на страте с хамбакером в бридже можно предусмотреть автоотсечку катушки.
Однако от некового звукоснимателя мы хотим получить больше гармоник, ведь в колебаниях этого участка струны их амплитуда ниже, чем возле кобылки. И при этом не хотим использовать сингл из-за его чувствительности к наводкам от электросети.
▍ Катушка-болванчик
Одним из способов подавления электромагнитных наводок является использование так называемых катушек-пустышек, или болванчиков (англ. dummy coils). Они существуют в разных исполнениях. Например, есть вот такой компактный вариант с шайбой для крепления за резьбовую часть переменного резистора.
Если эта катушка обладает параметрами, близкими к присутствующим на гитаре синглам, то её параллельно-противофазное подключение позволит эффективно подавить помехи при минимальном влиянии на тембр аудиосигнала инструмента. Добиться наилучшего результата можно путём подбора резистора, присоединяемого последовательно с катушкой-пустышкой.
Но чаще всего она подключается в разрез сигнальной земли звукоснимателей, будучи шунтированной конденсатором. Такой керамический конденсатор как раз видно на фото изделия от Kloppman electrics.
▍ Широкодиапазонный хамбакер
Можно пойти и другим путём. Например, составить один сингл из двух половинок, имеющих противоположную магнитную полярность и подключённых в противофазе.
Также можно позаимствовать конструкцию из другого изобретения Сета Лавера, описанного во всё том же патенте US2896491A.
Именно эта разработка стала основой широкодиапазонных хамбакеров (wide range humbuckers) компании Fender.
Общим признаком, характерным для всех многочисленных вариантов бесшумных синглов и широкодиапазонных хамбакеров, является то, что под каждой из струн находится всего один подмагниченный магнитопровод. Таким образом, подавление гармоник с длиной волны, близкой к расстоянию между сердечниками противофазных катушек, не происходит.
▍ Широкополосный хамбакер своими руками
Бесшумная модификация телекастеровского бриджевого сингла — занятие трудоёмкое. Сначала нужно размотать катушку, и велика вероятность, что осуществить это не получится, особенно если она пропитана парафином для подавления микрофонного эффекта.
После срезания обмотки придётся аккуратно распилить каркас бобины, и затем намотать на образовавшиеся половинки требуемые тысячи витков нового обмоточного провода.
А можно просто взять готовый хамбакер и извлечь из него половину магнитоводов. Именно так я и поступлю.
Платформой для сегодняшнего эксперимента станет «народная» электрогитара Cort KX100. Надо сказать, что она представляет собой весьма приличный инструмент, особенно если вам нравятся широкие и относительно тонкие грифы D-образного профиля, характерные для семиструнов.
Нековый хамбакер имеет маркировку PTP2001-EG4-BLK-F-1P и сопротивление 9.96 кОм, тогда как сопротивление бриджевого датчика составляет 10.24 килоома.
Такие звукосниматели Powersound южнокорейская компания Cor-Tek Corporation производит для установки на недорогие электрогитары собственного бренда Cort, а также комплектует ими инструменты начального уровня, производимые для Ibanez.
Разборка хамбакера начинается со снятия внешнего слоя чёрной тканевой изоленты, и уже здесь нужно быть предельно внимательными.
На фото видно, что несколько витков тончайшей медной проволоки выступают за пределы внутреннего слоя изоленты, отдельного для каждой из двух катушек. Эту изоленту снимать не следует, и все последующие работы нужно производить так, чтобы избежать обрыва обмоток.
Вывернув четыре шурупчика, можно снять катушки с основания, также проявляя осторожность во избежание обрыва выводных проводов.
U-образная ванночка основания удерживает две пластиковые проставки, а керамический магнит полосовой формы зажат между магнитопроводами. Последние держатся за счёт силы трения и вязкости парафиновой пропитки, и их легко извлечь при помощи маленьких плоскогубцев.
После извлечения «лишних» магнитоводов можно снова собрать звукосниматель, который приобретает такой вид.
▍ Слушаем, что получилось
На видео представлено звучание некового хамбакера отдельно и вместе с бриджевым до и после переделки в широкополосный.
Видео на Rutube
Если опустить широкополосный хамбакер далеко от струн, то его звучание напоминает экранированный нековый сингл телекастера. А при установке на нормальной высоте, как на видео, получается нечто похожее на P-90, но с меньшим содержанием «жира» и «агрессии».
Магнитопроводы можно легко вернуть на место при необходимости, и я это сделаю. Не потому, что не понравилось звучание, а с целью осуществить модификацию темброблока, которая придаст инструменту больше универсальности. И это будет не банальная отсечка катушки, а нечто более продвинутое.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (12)
Siegreicher
30.10.2024 10:15Делать ассиметричную намотку катушек хамбакера такой себе вариант, говорю как гитарист с более чем двадцатилетнилетним стажем. Хамбакер, особенно с высоким выхлопом, хорошо режет верха из-за своего сопротивления и индуктивности ( со свойствами магнитов, в нем использованных). Я перешел на использование трансформаторных датчиков с низкой индуктивностью, в частности на Lace Alumitone. В которых по сути один короткозамкнутый виток + индуктивная связь с катушкой в 1/2 от обычного сингла индуктивностью, сопротивлением и емкостью. От чего верха в звуке гораздо выше, чем если пользовать обычные хамбакеры/синглы.
engine9
30.10.2024 10:15А вторичка трансформатора где расположена? Она делит один магнитопровод с короткозамкнутым витком?
Siegreicher
30.10.2024 10:15Вторичка у этого трансформатора намотана отдельно на сердечнике из электротехнической стали и и хитрым образом вставлена в этот самый короткозамкнутый виток. Получается индуктивная связь между короткозамкнутым витком, к которому приклеен снизу барий-феритовый магнит и вторичкой намотанной на сердечнике. Кроме того есть даже coil-tap для отсечки половины рабочей катушки, с которой сигнал снимается. У вторички сопротивление 3.4кОм для обычного Alumitone и 5кОм для Alumitone DeathBucker ( более выхлопная версия звукоснимателя для игры в тяжелых стилях). Звучит датчик интересно, сам производитель позиционирует его как Wideband humbucker ( что близко к реальности -- нет завалов по верху/верхней середине и не выпячены басы/нижняя середина как у обычного хамбакера).
Lunathecat Автор
30.10.2024 10:15Для прога импровизированный широкополосный хамбакер может быть не очень, зато для блюза он хорош. Цельнокорпусная гитара звучит как полупустая. Становится меньше жира. Середина сдвигается вверх. А собственно верхов прибавляется мало.
Siegreicher
30.10.2024 10:15Для блюза хороши синглы фендеровские на самарий-кобальте или нойзлесы да на ольхе или ясене ( хотя закидают меня сейчас тряпками противники влияния дерева на звук). Для любителей извращений -- можно включить обмотки датчика в противофазе, тогда срежет низы и почти всю середину и оставит визгляво-ядовитый верх. По-идее можно соорудить Treble-Bleed из конденсатора и резистора (номиналы на память не скажу), чтобы и на низкой громкости верха проходили. Вполне, можно попробовать пьезо-датчик поставить сёдла с пьезо и предусилитель и подмешивать пьезо к электромагнитным датчиками ( на MusicMan такое сделано, тот же MusicMan Majesty у Холстинина/Петруччи). Хотелось бы и самому пьезо попробовать, да не хочу гитары фрезеровкой под предусилитель ковырять.
Lunathecat Автор
30.10.2024 10:15Совсем в противофазе - это слишком. Но можно сдвинуть фазу конденсатором. Разумеется, в параллельном режиме хамбакера.
Мне нравится подход, когда звукосниматель + конструкция + материалы гитары сразу заточены на нужный звук. Это идеально, но дорого и громоздко, если нужно много разных звучаний. Соответственно, много разных гитар. У суперзвёзд часто именно так.
Мне не нравятся инструменты с чрезмерно усложнённой и нелогичной системой переключений и настроек. Как рабочая лошадка студийного сессионного гитариста они хороши, но на сцене могут вызывать заминки.
Но может быть золотая середина, которую я и ищу экспериментальным путём. Что можно получить из имеющихся доступных инструментов и датчиков? Насколько хорошие звучания (в широком смысле, учитывая отклик на динамику игры), какое число звучаний, и какое число хороших звучаний без усложнения управления инструментом.
Siegreicher
30.10.2024 10:15У меня по-проще на основной гитаре -- комплект Lace Sensor Downstroyers ( вроде как делали их для Макса Кавальеры когда-то), два пуш-пула для отсекания катушек и регулировки громкости , тоггл-свич для переключения датчиков и выключатель ( тоже тоггл-свич, только замыкающий Ground и Hot на джеке) гитары-киллсвитч. 8 вариаций звука, иногда пригождается и подмешать нековый датчик отсеченный например к бриджу даёт интересный звук. Мой основной инструмент так и подбирался -- я придумал форму корпуса, выбрал конструкцию ( сквозной гриф), подобрал комплектуху и электронику и пошел к своему хорошему другу-гитарному мастеру все это в жизнь воплощать. Другие гитары из своей коллекции и в руки теперь не беру.
На некоторых относительно модерновых гитарах типа PRS я видел галетники, как на старых тониках советских, там вроде как сам производитель сразу сделал и фиильтры и переключение фаза-противофаза, последовательное-параллельное подключение датчиков и катушек в них, но это оверкилл так по мне. У Seymour Duncan есть рамки под датчики TripleShot называются, в них плата и два переключателя, которыми можно налету сделать отсечку, поменять фазировку и подключение последовательное-параллельное. Датчик припаивается к плате а от платы вроде уже два провода идут сигнал и земля. Это если хочется разнообразить звучание гитары и не ковырять деку под пуш-пуллы или тоггл-свитчи.
Теперь о динамике - -самые динамичные это винтажные синглы и хамбакеры, мало килоом и не очень сильные магниты. Но тут нужно добывать звук из гитары. Все модерновые хамбакеры с мощными керамическими или AlNiCo-магнитами дают компрессию небольшую и чуть-чуть подъедают динамику ( почти незаметно, без аппаратуры подъедания не увидишь), те же Lace Alumitone о которых я говорил выше, сочетают в в себе и динамику и выхлоп ввиду их конструкции, но некоторые говорят, что звук стерильный ( не знаю, не замечал такого и не до конца понимаю что под этим ввиду имеется). Активные датчики любые, Сеймур Блэкауты, EMG, Фишманы -- ноль динамики, струны можно гладить медиатором и валить будет из гитары сигнал как с дизель-генератора.
Электрогитара тем и хороша, что простор для экспериментов огромный и под свои нужды можно доработать любой инструмент. Меняем комплектуху-лады-датчики-электронику и уже звучание другим становится.
engine9
Для тех, кто задаётся вопросам почему именно "бриджем" называют порожек. Обратите внимание на скрипку, а точнее на изящную деталь, на которую там опираются струны.
Lunathecat Автор
Да, это ажурный пружинящий мостик, передающий деке вибрацию струн.