Речь идёт об изготовлении в пламени горелки небольших декоративных вещиц из цветного художественного стекла на металлической спице, что радикально облегчает дело. Готовая работа, однако, имеет непременное технологическое отверстие от державки и цельностеклянное устройство. В основном это разнообразно украшенные стеклянные шарики-бусины для сборки дамской бижутерии, которые, впрочем, бывают настоящими произведениями искусства. Забава эта недешёвая, но, уже имея все её дорогостоящие компоненты, пройти мимо счёл бы преступной небрежностью. Опять же, лишних навыков и знаний не бывает.
Что потребуется для работы
Рабочее место для огневых работ. В моей деревенской мастерской это большой специальный стол под громадным вытяжным зонтом, но городские барышни работают и в оборудованном углу квартиры, на балконах. Горелка. Палочки цветного стекла для такой работы относительно легкоплавки, но часто нуждаются в нейтральном или окислительном пламени, что трудно обеспечить горелками простыми, однокрановыми, инжекционными. Обычное устройство огневого оснащения для lampwork — двухкрановая горелка, работающая на сжиженном пропане из баллона и обогащённом кислородом воздухе из медицинского концентратора. Мой вариант — ручная сварочная горелка на пропане с передувом воздуха и запальным огнём. Печь для отжига самодельная, на основе рулонных огнеупоров и программируемого термоконтроллера для сложной пайки. Непременный огнетушитель под рукой, не повредит и большая мокрая тряпка.
▍ Защитные неодимовые (дидимовые) очки
Вырезают яркое оранжевое «содовое свечение» разогретого стекла, уменьшают воздействие на глаза ИК и УФ света и сильно снижают вероятность т. н. катаракты стеклодува, не говоря о защите механической. Работать в них тоже намного удобнее — отныне оранжевое пламя не закрывает нашу работу, взгляд, словно оснащённый волшебным рентгеном, пронзает его насквозь.
Фото 2. Работа неодимового светофильтра толщиной 1 мм. На кончике стальной спицы прилипшие остатки стекла, дающие характерный рыжий хвост пламени
Фото 3. Изрядную стоимость готовых неодимовых очков можно снизить раза в три, если светофильтры нужного диаметра вставить в сварочные очки-консервы. Чтобы кожаный ремешок, скрепляющий их половинки, меньше давил на переносицу, матёрые сварщики рекомендуют пропитать его касторовым маслом
Фото 4. Для своей юной помощницы, этот кожаный хлястик на переносице укоротил — шилом проколол в нём две пары отверстий и скрепил складку хомутиком из медной проволоки. Теперь очки на ней сидят гораздо лучше. Кстати, позвольте представить: Лиза, наш старый друг, особа творческая и любознательная, первостатейная непоседа. С радостью и удовольствием согласилась продемонстрировать некоторые приёмы стеклоделия в технике lampwork
▍ Заготовки стекла
Фото 5. Цветное стекло для lampwork предлагается в виде палочек диаметром около 5 мм, длиной примерно 35 см. Всё стекло, используемое для одной работы (бусины) должно быть с одинаковым коэффициентом теплового расширения (КТР, по ихнему — СОЕ). Он указан на бирке каждого прутика. Если сплавить стёкла с разными КТР, работа при остывании, скорее всего, разрушится. Lampwork-cтекло относительно легкоплавкое и «длинное» — после разогрева долго остаётся размягчённым, работать с ним очень удобно, не говоря о большом выборе цветов
Фото 6. Некоторые стёкла окрашиваются только будучи разогретыми в пламени горелки
Фото 7. Целый ряд цветных стёкол содержит в своём составе пигменты — оксиды металлов, так любящие превращаться в частички металлов чистых при нагреве в восстановительном пламени. На фото — зелёное стекло после инжекционной горелки и восстановленная из окиси медь
▍ Спицы
Спицы-державки выполнены из нержавеющей стали. Добыть их несколько штук, проще всего оказалось из сварочных электродов «по нержавейке», тем более что из-за относительной дороговизны, часто они продаются на вес или даже поштучно. С электродов ЦЛ-11 Ø 2 мм оббил обмазку на стальной плите, зачистил некрупной наждачкой, несколько укоротил. Чтобы погруженную в стекло металлическую державку можно было вытащить по остыванию работы, конец спицы покрывают специальной жаростойкой обмазкой — разделителем.
Фото 8. Самостоятельно её можно приготовить, тщательно смешав в сухом виде: каолина 60%, талька (мела?) 30% и измельчённого графита 10%. Смесь развести водой до состояния жидкой сметаны, спицы в приготовленный состав обмакнуть и высушить. Увы, наша самодельная обмазка получается весьма нежной, работать приходится осторожно, хорошо разогретым, мягким стеклом. Паста погуще даёт защитный слой на спице прочнее, но наносить её сложней
Фото 9. Сушить и хранить снаряжённые державки очень удобно воткнутыми в небольшую ёмкость с песком
Первый инструмент
— пинцет из нержавеющей стали, графитовая (мраморная, облицовочная? керамогранит?) плитка для выравнивания и раскатывания горячего стекла. Нержавейка — удобный здесь материал, холодная она не липнет к стеклу совершенно — можно использовать всякие медицинские крючки, пинцеты, лопатки и шпатели. При интенсивной работе их следует регулярно остужать — макать в стаканчик с водой.
Работу и заготовку в пламени горелки следует по возможности непрерывно вращать, бусину держать горячей до конца работы над ней.
Вынутая из пламени готовая толстостенная стеклянная работа остывает неравномерно и слишком быстро, с образованием внутренних напряжений и нередко растрескиваясь. Правильнее всего горячую бусину с горелки мгновенно уложить в нагретую печь, выдержать положенное время и остудить с заданной скоростью. Как всё ещё терпимый упрощённый вариант — укутать горячий шарик с горелки в базальтовую вату или засыпать (воткнуть) в жестянку с вермикулитом, но брака будет больше.
Несколько подготовительных операций
Фото 10. Перед работой в дальней негорячей части факела прогреваем высохшую обмазку державки до начала свечения, после такого обжига она несколько упрочняется
Фото 11. Накручиваем первый слой нашей бусины, можно сказать, грунтуем — конец прутика выбранного стекла несколько раз макаем в пламя для чуть более плавного разогрева и уменьшения термоудара, разогреваем его до размягчения и налепляем на подогретую обмазку спицы. Стекло для нижнего слоя лучше предпочесть «глухое» — непрозрачное, иначе в готовой бусине через него могут быть видны вплавленные остатки обмазки
Фото 12. Подогревая прутик стекла в самой горячей части факела, осторожно накручиваем его сплошной спиралью на спицу, оттягиваем кончик и переплавляем получившийся тонкий ус
Фото 13. Если в общем замысле подслой ровный, хорошо разогреваем намотку в средней, горячей части факела
Фото 14. И в несколько приёмов с небольшим усилием прокатываем её по графитовой плитке, выравнивая и утончая. Обнаруженные пропуски заполним ещё одной порцией стекла и снова выровняем
На сделанном слое-цилиндрике, как на чистом листе бумаги, можно рисовать и лепить цветным стеклом в двух плоскостях, причём исходные заготовки-прутики слишком грубы и годятся только для крупных штрихов и мазков. Для работы тонкой следует подготовить набор нитей и струн из нужного стекла. Операция это простая и изящная.
Фото 15. Прутик стекла можно просто разогреть в середине и растянуть за холодные края. Мы экономно вытянем нашу заготовку с конца, для чего припаяем к нему ручку — это может быть трубочка или стержень из любого другого сорта стекла или стальная спица. Пока спай горячий, он не разрушится. Прилепим к заготовке другой прутик из менее ценного стекла — разогреем их концы и поровнее соединим вне факела
Фото 16. В горячей части пламени разогреем с вращением нужную часть стекла
Фото 17. Растянем её в нить, толщина которой зависит от степени нагрева и силы растяжения. Края заготовки ещё алеют в полумраке. К слову сказать, многие цветные стёкла в разогретом состоянии свой цвет меняют, а матовые становятся прозрачными. После остывания исходный вид восстанавливается
Фото 18. Проверка возможности работы с легко восстанавливающимися стёклами в пропан воздушном пламени с избытком воздуха — вытянем струну из глухого зелёного стекла. Работаем в окислительной, но всё ещё горячей части факела. Вместо припаивания державок, просто оттянем кончик размягчённого стержня пинцетом. Чтобы он не прилип, Лиза держит его подальше от пламени, не позволяя нагреться, и задействует только в последний момент
Фото 19. Нить получилась исходного цвета — можно! Если пинцет или любой другой нержавеющий инструмент успел нагреться и прилипнуть к стеклу, нужно дать ему остыть на воздухе, и разница ТКР сама отколет стекло от металла
Разнообразим приём, вытянем нить двухцветную.
Фото 20. Очистим рабочий конец стеклянного стержня-державки — разогреем и отщипнём пинцетом остатки цветных стёкол, оплавим образовавшийся усик
Фото 21. Налепим на нашу стеклянную ручку этакую козявку из разогретого стекла одного цвета, поверх неё из второго
Фото 22. Ко второй стороне двухкомпонентной козявки прилепим вторую ручку, разогреем с вращением и вытянем нить
Фото 23. Двухцветные нити, ручка-державка для сравнения с исходной толщиной заготовки. Цветов может быть больше двух, стеклянные струны удобно обламывать небольшими торцевыми кусачками, тонкие легко ломаются пальцами
Фото 24. Если набрать из цветных прутиков несложный (сложный) рисунок, расплавить и растянуть на мощном огне, а получившееся наколоть на коротенькие шайбочки, получим классическое мурини — одинаковые заготовки для вплавления торцом. Чужое фото из сети
Интересный момент: растянутую двухкомпонентную нить стеклодувы-приборостроители используют для сравнения ТКР двух стёкол. Если тонкая, около 1 миллиметра нить из двух сравниваемых стёкол остаётся ровной, коэффициенты термического расширения равны и стёкла можно спаивать, при разных коэффициентах она изгибается в сторону стёкла с большим ТКР.
Фото 25. Ещё один простой приём с вытягиванием струн — скручивание нескольких разноцветных. В этом роге единорога, как его метко окрестила Лиза, мы использовали три стекла: прозрачное красное, прозрачное бесцветное и глухое салатовое
▍ Изготовление стеклянных крошек
— Эй, крошка!
Элвис Пресли
Дроблёное стекло разных фракций в стеклоделии применяют традиционно и с удовольствием. Обмакивание горячего липкого стекла в цветные стеклянные крошки — обычный способ декорирования печных стеклодувных работ, такой же точно приём применяют и в lampwork, конечно, с учётом масштаба. Стеклянные крошки рациональнее и интереснее делать по месту, тем более что этим мы с пользой утилизируем обмылки заготовок, стекло битое или ещё какую некондицию, неизбежно накапливающуюся со временем в мастерской.
Васечкин:
Я в жизни не разбил
Ни одного стекла.
Анка:
Вот это сочинил
Даша:
Я так бы не смогла.
Петров и Васечкин — Танго «Хулиган»
В маленькой художественной мастерской стекло удобно измельчать в стальной ступке из обычной конструкционной «чёрной» стали. Непременно магнитной, это момент ключевой. Вместо специальных дорогих магазинных инструментов, преотлично работает вульгарная привариваемая петля для гаражных ворот из ближайшего скобяного магазина.
Фото 26. Гаражная петля-ступка из нашей мастерской. Несколько лет более или менее интенсивной её работы в интересах витражных поделок в технике fusing (плоское сплавление слоями в печи) даже заметно расклепали её макушку, по которой мы в четыре руки колотили молотком
Фото 27. Стекло измельчённое следует рассеять на фракции. На фото наш набор сит, но обычно хватает самого мелкого для отсева бесполезного и вредного в работе песка и пыли, самого крупного для возвращения недоизмельчённых кусочков в ступку и среднего для разделения товарных крошек на два рабочих размера
Фото 28. Первичное измельчение стекла, чтобы как-то сунуть его в ступку. Удобный для этого инструмент — мозаичные кусачки для смальты. Наколол ими немного глухого цветного стекла. В большое сито, чтобы не разлеталось. Как вариант — разогретое (на горелке, в печи) стекло опустить в воду, но полученное придётся сушить
Фото 29. Работа со ступкой выглядит так: закладываем в неё кусочки стекла, вставляем верхний поршень и ТЫ-ДЫЩ! Можно кувалдой на пеньке, но среднего веса молотком хорошо получается даже в руках — держать понятно следует за нижнюю часть ступки, а инерция тяжёлой железки не даст ей сильно отскакивать при ударе. Чуток поколотили, вываливаем содержимое на мелкое сито, причём обычно его приходится выцарапывать спицей или нетонкой проволочкой. Магнитной, как и ступка. Рассеиваем смесь на нужные фракции и через бумажку отлавливаем магнитом неизбежные металлические опилки — стекло твёрже стали, острыми гранями что-то да нацарапает по стенкам
К делу! — продолжение следует.
На благо всех разумных существ, Babay Mazay, ноябрь, 2024 г.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (32)
Laryx
07.11.2024 13:27Помню,, когда-то в журнале "Химия и Жизнь" был цикл статей про стеклодувное дело... Но, там был упор именно на стеклоДУВНОЕ дело, и использовались только стеклянные трубки. Я в то время, помнится, себе несколько пузырьков и пробирок выдул...
BabayMazay Автор
07.11.2024 13:27Помню такие! А что касается именно дутья, так оно в чистом виде есть только в печном стеклоделии, это когда шихту плавят в большой печи, а стекломассу набирают на конец длинной металлической трубки и раздувают. Приборостроение на горелке из заготовок-трубок может быть почти что вовсе без поддувания -- приемы разных мастеров бывает отличаются от хрестоматийных. А что касается лэмпворка и бусин, то и тут есть способ раздувания пустотелых шариков, неуклюжий на вид, но есть.
NickDoom
07.11.2024 13:27Мимимиметр сгорел ^____^ но рот лучше тоже не слишком разевать, а то будет как в «Prince Rupert's Drop EXPLODING in Epoxy Resin — Smarter Every Day», ничего вроде смертельного, но отплёвывались эпично…
RodionGork
07.11.2024 13:27А что тут "стеклодувного"? прошу прощения - но выдувание стекла это с трубочкой, шарики-пузырики... :)
BabayMazay Автор
07.11.2024 13:27Родственные работы -- размягчение стекла в пламени горелки, некоторые общие ухватки и приемы.
RodionGork
07.11.2024 13:27А что тут "стеклодувного"? прошу прощения - но выдувание стекла это с трубочкой, шарики-пузырики... :)
dio_eraclea
07.11.2024 13:27Добрый день, коллега. А где вы брали светофильтры, если не секрет?
BabayMazay Автор
07.11.2024 13:27Здравствуйте Михаил, рад видеть! Никаких секретов -- неодимовые стекла заказывал на Али Экспресс. Стекла тонковаты, около 1 мм, остатки содового свечения через них слегка видно, но это и неплохо -- это ориентир, дескать стекло прогрелось, теперь его можно нагревать без церемоний, ничего с ним не будет.
dio_eraclea
07.11.2024 13:27Хм, а в Россию дешевле выходит слать на пару евро из этого магазина. Надо прикупить себе. Я, правда, не скоро займусь стеклодувными работами уже из-за перезда и других дел, но надо купить, да.
BabayMazay Автор
07.11.2024 13:27Снова переезд? Сочувствую, в свое время тоже довелось неоднократно менять место жительства, а пару раз так весьма радикально. Для увлеченного человека с хобби это непросто.
dio_eraclea
07.11.2024 13:27Да жуть, блин. Придётся арендовать громадный фургон, загрузить его и ехать за 700 км, разгрузить, и на следующий день обратно - отдавать машину. А потом, на своей машине опять эти 700 км, но уже с концами. Учитывая, насколько это было неудобно в прошлый раз (во мне больше двух метров роста, я в этот фургон еле влезаю), мне одна мысль об этом причиняет боль.
BabayMazay Автор
07.11.2024 13:27Переезды хороши в юном возрасте -- новые впечатления, много дурной энергии. Далее уже хочется какой-то стационарности : ) В общем, мыслями я с Вами. Да! Часто, крупные жизненные изменения, кажущиеся сейчас катастрофой, через некоторое время оказываются новой открытой дверью, новыми возможностями или еще чем ни будь полезным. Наберитесь терпения, всё будет хорошо.
dio_eraclea
07.11.2024 13:27Мне уже давно хочется стационарности. Я на вас и вашу мастерскую смотрю с белой завистью. Переезд, это конечно не катастрофа, но боль. Иногда буквальная. Прошлый обернулся визитом в больницу с поясницей, хотя вроде и не напрягался сильно и тяжести старался правильно поднимать. Да ещё опять же этот фургон, зараза. Когда ключ зажигания на протяжении семи часов впивается в колено, а сделать ты с этим ничего не можешь, это не очень приятно.
Всё, нытьё закончил)
BabayMazay Автор
07.11.2024 13:27О! Мне всё это хорошо знакомо и сейчас -- строительные и ремонтные дела в деревянном хозяйстве закончатся наверное только в глубокой старости, и ломовые работы среди них не редкость. Причем так получилось, что у меня тут натурально -- цветник, одни дамы и барышни, помочь некому, наоборот, приходится оказывать посильную помощь другим. А труд наемный дорог и часто некачественен. Но пока справляемся : )
safari2012
07.11.2024 13:27из всех инструментов на фотках знакомым оказалось только ситечко, я на точно таком же макароны "фильтрую" :)
BabayMazay Автор
07.11.2024 13:27И тем не менее, вообще ничего мудреного! Приятно листать старые книги, там вообще большая часть неказистого стеклодувного инструментария из обугленной древесины. Работает недолго, но и делается легко. Ах да, у меня тут из необычного мелькают только кусачки по стеклу, так у меня есть и такие самодельные из старых плоскогубцев и твердосплавных колесиков от плиткореза : )
Sledohod
07.11.2024 13:27Нашёл всё-таки Ваши сообщения! Тьфу-тьфу!, интересно пишете! Я Вам забыл написать, что со стеклом работать в "консервах" хорошо, но если тёмные, то лучше краем глаза видеть мимо очков, чтобы глаз не перестраивался по яркости вслед за очками и зрачок не расширялся, тогда и "глубина резкости" будет большей! Ну, а от осколков стекла, если что, то сбоку сетку пристроить!
BabayMazay Автор
07.11.2024 13:27Спасибо, учту! В принципе, чистые и нетолстые неодимовые стекла довольно прозрачные, это видно на фото. Когда доберусь до боросиликатного стекла, ослепительно светящегося на горелке, придется к неодимовым добавить родные темные "консервные". А чтобы ориентироваться, можно обрезать их сверху на треть -- голову наклонил и смотришь только через светлые неодимовые. Консервные очки не самые удобные, но получается относительно недорого и надежно. Плюс, можно стекла легко менять и составлять стопкой.
Klochko
07.11.2024 13:27Прошу прощения за офтоп. Цветные стекла это хорошо, но может кто посоветует, чем можно лампочки накаливания покрасить?
Dr_Faksov
07.11.2024 13:27Наверное очевидно, что это должны быть термостойкие цветные лаки. Из народных средств - паста от шариковых ручек разведённая на клее БФ-2. Будет выгорать и отдавать в желтизну.
BabayMazay Автор
07.11.2024 13:27Хрестоматийный способ -- цапонлак подкрашенный теми же пастами от шариковых ручек. Продается и на Озоне, правда дороговато стоит. Чтобы не выгорал, в особо ответственных случаях, на прозрачные лампочки напяливали крашенные баллоны от других лампочек побольше.
vvzvlad
07.11.2024 13:27Боже, вам щас насоветуют. Возьмите алкидный термостойкий лак (например KU-9006) и колеруйте чем угодно, главное не пастами от цветных ручек, а нормальными пигментами.
Dr_Faksov
07.11.2024 13:27Хотел уточнить - почему в ступке стекло должно быть непременно сухим до растолакивания? Сколько я знаю, процесс растрескивания стекла в жидкости проистекает гораздо лучше. Да и пыль. Главное - не схватить гидроудар. Но судя по износу пестика, тут это не грозит.
BabayMazay Автор
07.11.2024 13:27Просто неудобно -- жидкость будет плюхать и брызгать из ступки, чермет станет ржаветь. И без воды пыли тут нет, а измельчается удовлетворительно, но в целом идея хорошая!
BabayMazay Автор
07.11.2024 13:27Подумав, добавлю -- с водой работа будет неудобнее и организационно -- обычное дело, когда приходится измельчать несколько цветов по очереди и мокрая стеклянная мелочь станет налипать на стенки и дно, чистить ступку будет сложнее. К тому же измельчать очень сильно не нужно -- песок и пыль для работы вредны, они невзрачно выглядят и стремятся захватывать много воздуха при оплавлении, превращаясь в некрасивую пену. Нужнее всего крошки среднего размера.
ThingCrimson
07.11.2024 13:27Не удержался, послал ссылку на Вашу статью жене (она лэмпворком занималась). Получил в ответ: «Очень подробно и внятно написано, даже есть техники, которых я не знала. Прекрасная статья!»
(немножко волнуюсь за возможные непредвиденные траты, но C'est la vie, как говорят французы)
Flammmable
Беспокойно за мастера-стеклодува :) Балахон на нём синтетический или хлопковый? Фартук предусмотрен?
BabayMazay Автор
Хлопковый. И джинсы. Мелькала мысль насчет халата, но не смогли подобрать. Нет, главные травмы тут, это схватиться пальцами за горячее, но Лиза умница -- вечная егоза и юла, тут была внимательна и сосредоточена, руками не размахивала, действовала точно и аккуратно, да и я рядом наготове. Но Спасатель держал под рукой. Да и то сказать, эту девчонку мы знаем давно, лет шесть назад мы с супругой устраивали для местных детей мастер-классы по трем витражным техникам, так эта кнопка уже тогда преотлично орудовала огромным паяльником и работала на шлифмашине (Тиффани). Мастерица!