В конце октября 2024 года представители Volkswagen заявили, что планируют закрыть минимум три завода в Германии для сокращения расходов. Также в компании хотят сократить зарплаты на 10% на основных предприятиях.
Так ли плохо идут дела у Volkswagen?
Да, ситуация не из лучших. Операционная прибыль в третьем квартале 2024 года снизилась на 42% и достигла 2,86 млрд евро. Продажи транспортных средств упали на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Доходы от продаж сократились на 0,5% (78,5 млрд евро). Чистая ликвидность группы оценивается в минус 160,6 млрд евро к концу сентября.
Зарубежная пресса указывает, что первоисточник проблем кроется в нескольких факторах:
во-первых, из-за региональной политики Volkswagen. Он, как известно, активно продавал свои машины в Китай. В 2019 году доля КНР в глобальных продажах достигла показателя 40%. Китайские автогиганты недолго наблюдали за усиливающимися позициями немецкой корпорации: в 2024 году они, накопив силы, перешли в стремительную контратаку. В результате сбыт машин Volkswagen в этом году в КНР упал на 12%. К этому прибавляется уход с российского рынка и закрытие заводов;
во-вторых, из-за высоких установленных зарплатах для сотрудников;
в-третьих, из-за неправильной кадровой политики, провоцирующей раздутость штатов;
в-четвертых, дороговизне энергии.
Российские СМИ расширяют список недостатков менеджмента немецкого автогиганта, вызвавших этот кризис. Например, ТАСС и Ъ указывают на неправильный выбор стратегической линии по производству электромобилей. Это направление требовало изначально слишком больших инвестиций. Однако достичь серьезных показателей не удалось: во-первых, при разработке собственной IT-платформы для «электричек» у специалистов IT-подразделения Volkswagen возникли проблемы, в результате которых — флагманский проект Trinity был отодвинут минимум на 6 лет; во-вторых, потребители потеряли интерес к электромашинам, так как европейские власти срезали господдержку на приобретение подобных ТС.
Что будет дальше?
Эксперты компании Marklines считают, что мощности Volkswagen в ФРГ рассчитаны на ежегодное производство 2,7 млн автомобилей. Сейчас в цехах собирается лишь около 2 млн транспортных средств. В таких экономических условиях фирма продолжит снижать издержки. Это означает, что, скорее всего, будут сокращены до 25 тысяч сотрудников корпорации.
Каждое увольнение — это не только моральный, но и материальный удар по репутации компании: за добровольный уход с должности корпорация выплачивает бонус в размере 50 тысяч евро (а в отдельных случаях — компенсация может достигать и 450 тысяч евро!).
При этом экономист и бывший директор экономического института Ifo Institute Ханс-Вернер Зинн в интервью Ъ указывает, что VW — это «первая жертва» кризиса, за которой могут последовать и другие игроки рынка.
Такая ситуация реальна?
Да. В конце сентября 2024 года заявление о банкротстве подал один из старейших производителей автомобильных компонентов и запчастей Walter Klein GmbH & Co (WKW).
Также известно о финансовой несостоятельности группы AE (производит литые детали для автомобилей), завода технических пружин Erwin Lutz, производителя автомобильных кресел Recaro Automotive и производителя колесных дисков BBS.
У Audi и Porsche — в финансовых отчетах фиксируется снижение чистой прибыли в первом полугодии на 34% и 20,5% соответственно. Почти треть заводов, принадлежащих BMW, Mercedes-Benz, Renault работали в 2023 году не на полную мощность. Представители Audi заявили о возможности закрытия завода в Брюсселе (на нем производили как раз электромобили).
Почему VW, а не другой европейский производитель, стал первой возможной жертвой кризиса?
Компания сейчас переживает не лучшие времена.
В 2015 году, основываясь на отчете Ведомства США по защите окружающей среды, эксперты обнаружили, что немецкий концерн обманывал граждан: занижал показатели вредных выбросов у транспортных средств с дизельным двигателем. Это стало началом так называемого «дизельгейта», в результате которого VW потерял до 32 млрд евро. Топ-менеджмент, который участвовал в этой махинации, ушел в отставку и попал под суд.
«Дизельгейт» наложился на сложные внутренние экономические проблемы корпорации: у него фиксировались высокие расходы, низкая рентабельность и жесткое государственное регулирование (Нижняя Саксония, обладая 20% акций компании, может заблокировать решения, которые ей не понравятся).
Эксперты констатируют, что за прошедшие годы ничего не изменилось во внутренней политике VW. К этому добавились и новые сложности на когда-то успешном китайском рынке.
В результате рентабельность материнской марки корпорации всего 3,4%. Внутри Германии VW работает в убыток, то есть зарубежные представительства гиганта субсидируют по сути материнскую компанию.
Внесите софт в Реестр отечественного ПО и сэкономьте на налогах
Комментарии (35)
dmitrijtest24
10.12.2024 11:42Интересно, если Volkswagen закроется, у Audi из лого пропадет один круг? )))
kabashin
10.12.2024 11:42такие гиганты так легко не закрываются. Скорее у audi появится пятое кольцо )
Matshishkapeu
10.12.2024 11:42Нет, не пропадет. Четыре круга это эмблема Auto Union - Audi, DKW, Horch, Wanderer созданный в 1932. Kraft durch Freude Wagen - нацистский проект автомобиля за 990 рейхсмарок строительство завода (до сих пор флагманского) в построенном с нуля образцово нацистском городе Вольфсбурге началось в 1938. После войны KdF Wagen стал Фольксвагеном. Так что его кружка в эмблеме нет.
Gor40
10.12.2024 11:42"В июле 2024 года на рынке Германии было продано 30762 электромобиля, что на 36,8% меньше, чем годом ранее. "
И это не только в Германии и не только с WV но и с AUDI. На стоянках стоят тысячи авто и не продаются. Это что касается электромобилей. Про авто с ДВС информации не помню.
tuxi
10.12.2024 11:42Все у них будет хорошо. Просто поверьте.
itwarwar
10.12.2024 11:42не будет, вон Porsche закрывает треть своих дилерских центров в Китае.
Хотя если настроят срочно газопотоки через ех-Сирию, то одну из проблем (дороговизну энергии) решатViacheslavNk
10.12.2024 11:42Хотя если настроят срочно газопотоки через ех-Сирию, то одну из проблем (дороговизну энергии) решат
Думаете Фольцваген проигрывает конкуренцию из-за дорого газа?
KEugene
10.12.2024 11:42Статья напоминает материалы про упадок доллара, развал капитализма и т.п. Все ссылки ведут не на первоисточники информации, а на разные "популярные" сайты ru зоны. Не, ну если вы на полном серьезе относитесь к тому, что пишет lenta.ru, то тогда ладно...
Кстати, был такой исторический прецедент. В Австралии много десятилетий выпускался автомобиль Холден. Его считали чуть ли не народным автомобилем. И вот несколько лет назад (не помню точно, но уже около 10) возникла угроза банкротства. В Австралии у рабочих высокие зарплаты и минималка устанавливается законом. В результате, весь концерн переехал в Китай. Сейчас Холден до сих пор очень популярен среди австралийцев. Благодаря относительно невысокой цене, у него стабильная аудитория, которая до сих пор считает его австралийским брендом. В продаже несколько моделей разных типов. Короче, живее всех живых.
Я к тому, что временные финансовые трудности и "закат" компании - совершенно разные вещи.
m0tral
10.12.2024 11:42Да чистой воды бред аналитика, думал может на Хабре будет по серьезнее анализ, ан нет, все тоже самое
n00buK
10.12.2024 11:42Как-то противоречиво. Если я правильно понял: марка Holden более не существует, заводы в Новой Зеландии и Австралии закрыты, GM производит несколько моделей Holden под маркой Buick в Китае. Это и есть "временные трудности"?
frt123
10.12.2024 11:42"лучше я буду толкать форд, чем ездить на холдене" - из надписи на стареньком форде. Насчет народности там очень неоднозначно, возможно за исключением ютов (ute) ( pickup в северном полушарии) Запомнился холден своей ломучестью и дорогущими запчастями, которые еще и ждать надо иногда. Сейчас некоторые модели в продаже под маркой Опель, но на дорогах я их что-то не вижу.
almaz1c
10.12.2024 11:42Все ссылки ведут не на первоисточники информации
Первоисточник - заявление председателя совета директоров - Даниеллы Кавалло. Как такового пресс-релиза нигде нет.
В результате, весь концерн переехал в Китай. Короче, живее всех живых.
Если вы считаете это хэппиэндом для Австралии, то, по сути, и Фольксваген затеял тоже самое - переехать в Китай и/или США.
Я к тому, что временные финансовые трудности и "закат" компании
Компания выкарабкается. Но рабочие закрывшихся заводов потеряют работу.
zagoryanetz
10.12.2024 11:42Насколько мне известно, Фольксваген постепенно переезжает в США, где условия производства гораздо лучше, чем в Германии и рынок сбыта ближе.
Поскольку Трампом все равно планируется торговая война с Китаем и Европой, то можно ожидать, что Фольксваген переживет трудные времена за счет американского рынка, который станет для них фактически локальным.
Так что скорее всего с Фольксвагеном все будет хорошо, не все хорошо будет с экономикой Германии. Но исходя из высокой инженерной культуры, менталитета народа, то и из этого кризиса Германия тоже выберется.
fishHook
10.12.2024 11:42Мне кажется здесь забыли самую важную причину, ну или тактично умолчали. А не получится бесконечно впаривать задорого дешевый ширпотреб под видом элитного продукта. Давно уже нет ни какого-то особого качества, ни какого-то края технологий, ни каких-то эксклюзивных решений, ни дизайна - ничего, один шильдик от Фольксвагена и остался. Сначала корейцы, а потом и Китай показали, что можно делать то же самое, что немцы, только дешевле и, порой, лучше. Глобализация она такая.
tuxi
10.12.2024 11:42Только у китайцев краштестов по официальной методике раз два и обчелся. Даже их собственный C-NCAP или как он там зовется, дай Бог имеет процентов 10% от того, что сейчас продается в РФ
NNikolay
10.12.2024 11:42Германия выросла из производства авто. При таких зарплатах какие авто. Из пошива одежды выросли. Теперь из авто выросли. Социализм их конечно искажает картину, но сути не меняет.
AlexNomad
10.12.2024 11:42Мое частное мнение:
Германия начала процедуру деиндустриализации через повышение цен на электроэнергию, карбоновые налоги и т.п. Соответственно все производства будут медленно, но уверенно выноситься из Германии под экономическим давлением. Куда? Китай, Инодензия и т.п.
Взамен, будут создаваться благоприятные условия для пост-индустриальной экономики - ИТ, электромобили, генная медицина и т.п. Но "грязные" производства этих продуктов будут наниматься в третьих странах. Таким образом создание продуктов и их продажа - в Германии, производство - в иных странах.
Да, компаниям все заводы придется переносить.
Да, компании должны понести расходы за это.
Проблема Volkswagen в том, что они не успевают перестроиться в пост-индустриальную и терпят дополнительные убытки в попытке удержаться в гонке.
А еще в этой гонке США решили тормознуться и немного откатиться и защитить свои индустриальные/промышленные компании, попутно немного погромив ближайших конкурентов.
ViacheslavNk
10.12.2024 11:42За последние пять лет в Чехии наблюдаю сокращения количества легковых автомобилей фольцвагена у нас на парковке в доме, из условных 30 автомобилей, 1-2 модели фольцвагена.
Ну и так по ценам в среднем цены выше (Туарек, Пассад, Гольф) конкурентов при сопоставимой комплектации.
Podsolnuh
10.12.2024 11:42В статье ни слова про то, что Фольксваген вбухал большие финансы в электромобили. И то, что сейчас электромобили у ВАГа продаются очень плохо - есть проблемы с наличностью.
Тот же например Ламборгини, который входит в концерн - показывает положительную прибыль. А почему? А электричек у него нет.
onets
10.12.2024 11:42Вот если честно - туда им и дорога. Не жалко. Забили на качество.
Было три фольксвагена, купленных новыми. Нормальная была только джетта, прошла 5 лет и 55 тыс км с двумя мелкими поломками - перегорел светлой индикатор в зеркале и раскололось зеркало заднего вида. Тигуан развалился за 4 года и 32 тыс км. Туарег за 4 года и 50 тыс км.
T968
Нужно их всех с оборудованием перевезти в Россию, как в своё время привезли Форд в Нижний.
Воттогда и у нас появятся нормальные автомобили
Mizar91
Ничего не получится, место проклятое
Xergin
серьезно?)
Molchaliviy
Фольксваген в Нижнем был, убежал, теряя тапки.
Что касается "перевезти" - в своё время один наш олигарх пытался купить Опель для этой цели. И почти договорился. Но тут вмешалась "невидимая рука рынка" американского кукловода и немцы вежливо прогнулись под неё.
ViacheslavNk
Ну ведь не совсем так, GM передумали продавать Опель в принципе и продали только через восемь лет.
T968
Так ВолгаСайбер был перевезен полностью. Только вот везли криво, но это детали.