В конце октября 2024 года представители Volkswagen заявили, что планируют закрыть минимум три завода в Германии для сокращения расходов. Также в компании хотят сократить зарплаты на 10% на основных предприятиях.

Так ли плохо идут дела у Volkswagen?

Да, ситуация не из лучших. Операционная прибыль в третьем квартале 2024 года снизилась на 42% и достигла 2,86 млрд евро. Продажи транспортных средств упали на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Доходы от продаж сократились на 0,5% (78,5 млрд евро). Чистая ликвидность группы оценивается в минус 160,6 млрд евро к концу сентября.

Зарубежная пресса указывает, что первоисточник проблем кроется в нескольких факторах: 

  • во-первых, из-за региональной политики Volkswagen. Он, как известно, активно продавал свои машины в Китай. В 2019 году доля КНР в глобальных продажах достигла показателя 40%. Китайские автогиганты недолго наблюдали за усиливающимися позициями немецкой корпорации: в 2024 году они, накопив силы, перешли в стремительную контратаку. В результате сбыт машин Volkswagen в этом году в КНР упал на 12%. К этому прибавляется уход с российского рынка и закрытие заводов;

  • во-вторых, из-за высоких установленных зарплатах для сотрудников;

  • в-третьих, из-за неправильной кадровой политики, провоцирующей раздутость штатов;

  • в-четвертых, дороговизне энергии.  

Российские СМИ расширяют список недостатков менеджмента немецкого автогиганта, вызвавших этот кризис. Например, ТАСС и Ъ указывают на неправильный выбор стратегической линии по производству электромобилей. Это направление требовало изначально слишком больших инвестиций. Однако достичь серьезных показателей не удалось: во-первых, при разработке собственной IT-платформы для «электричек» у специалистов IT-подразделения Volkswagen возникли проблемы, в результате которых — флагманский проект Trinity был отодвинут минимум на 6 лет; во-вторых, потребители потеряли интерес к электромашинам, так как европейские власти срезали господдержку на приобретение подобных ТС.

Что будет дальше?

Эксперты компании Marklines считают, что мощности Volkswagen в ФРГ рассчитаны на ежегодное производство 2,7 млн автомобилей. Сейчас в цехах собирается лишь около 2 млн транспортных средств. В таких экономических условиях фирма продолжит снижать издержки. Это означает, что, скорее всего, будут сокращены до 25 тысяч сотрудников корпорации. 

Каждое увольнение — это не только моральный, но и материальный удар по репутации компании: за добровольный уход с должности корпорация выплачивает бонус в размере 50 тысяч евро (а в отдельных случаях — компенсация может достигать и 450 тысяч евро!). 

При этом экономист и бывший директор экономического института Ifo Institute Ханс-Вернер Зинн в интервью Ъ указывает, что VW — это «первая жертва» кризиса, за которой могут последовать и другие игроки рынка.

Такая ситуация реальна?

Да. В конце сентября 2024 года заявление о банкротстве подал один из старейших производителей автомобильных компонентов и запчастей Walter Klein GmbH & Co (WKW).

Также известно о финансовой несостоятельности группы AE (производит литые детали для автомобилей), завода технических пружин Erwin Lutz, производителя автомобильных кресел Recaro Automotive и производителя колесных дисков BBS.

У Audi и Porsche — в финансовых отчетах фиксируется снижение чистой прибыли в первом полугодии на 34% и 20,5% соответственно. Почти треть заводов, принадлежащих BMW, Mercedes-Benz, Renault работали в 2023 году не на полную мощность. Представители Audi заявили о возможности закрытия завода в Брюсселе (на нем производили как раз электромобили).

Почему VW, а не другой европейский производитель, стал первой возможной жертвой кризиса?

Компания сейчас переживает не лучшие времена.

В 2015 году, основываясь на отчете Ведомства США по защите окружающей среды, эксперты обнаружили, что немецкий концерн обманывал граждан: занижал показатели вредных выбросов у транспортных средств с дизельным двигателем. Это стало началом так называемого «дизельгейта», в результате которого VW потерял до 32 млрд евро. Топ-менеджмент, который участвовал в этой махинации, ушел в отставку и попал под суд.

«Дизельгейт» наложился на сложные внутренние экономические проблемы корпорации: у него фиксировались высокие расходы, низкая рентабельность и жесткое государственное регулирование (Нижняя Саксония, обладая 20% акций компании, может заблокировать решения, которые ей не понравятся).

Эксперты констатируют, что за прошедшие годы ничего не изменилось во внутренней политике VW. К этому добавились и новые сложности на когда-то успешном китайском рынке.

В результате рентабельность материнской марки корпорации всего 3,4%. Внутри Германии VW работает в убыток, то есть зарубежные представительства гиганта субсидируют по сути материнскую компанию.

Бесплатный поиск, мониторинг и регистрация товарных знаков  и других объектов интеллектуальной собственности.

Регистрация программы для ЭВМ

Внесите софт в Реестр отечественного ПО и сэкономьте на налогах

Комментарии (35)


  1. T968
    10.12.2024 11:42

    Нужно их всех с оборудованием перевезти в Россию, как в своё время привезли Форд в Нижний.

    Воттогда и у нас появятся нормальные автомобили


    1. Mizar91
      10.12.2024 11:42

      Ничего не получится, место проклятое


      1. Xergin
        10.12.2024 11:42

        серьезно?)


    1. Molchaliviy
      10.12.2024 11:42

      Фольксваген в Нижнем был, убежал, теряя тапки.

      Что касается "перевезти" - в своё время один наш олигарх пытался купить Опель для этой цели. И почти договорился. Но тут вмешалась "невидимая рука рынка" американского кукловода и немцы вежливо прогнулись под неё.


      1. ViacheslavNk
        10.12.2024 11:42

        Ну ведь не совсем так, GM передумали продавать Опель в принципе и продали только через восемь лет.


      1. T968
        10.12.2024 11:42

        Так ВолгаСайбер был перевезен полностью. Только вот везли криво, но это детали.


  1. dmitrijtest24
    10.12.2024 11:42

    Интересно, если Volkswagen закроется, у Audi из лого пропадет один круг? )))


    1. unwrecker
      10.12.2024 11:42

      Может как раз поэтому Ауди переходит на новый логитип без кругов? :)


    1. kabashin
      10.12.2024 11:42

      такие гиганты так легко не закрываются. Скорее у audi появится пятое кольцо )


    1. Matshishkapeu
      10.12.2024 11:42

      Нет, не пропадет. Четыре круга это эмблема Auto Union - Audi, DKW, Horch, Wanderer созданный в 1932. Kraft durch Freude Wagen - нацистский проект автомобиля за 990 рейхсмарок строительство завода (до сих пор флагманского) в построенном с нуля образцово нацистском городе Вольфсбурге началось в 1938. После войны KdF Wagen стал Фольксвагеном. Так что его кружка в эмблеме нет.


  1. shadrap
    10.12.2024 11:42

    мне нравятся их машины... , но политкорректность их всех таки добьет.


  1. Gor40
    10.12.2024 11:42

    "В июле 2024 года на рынке Германии было продано 30762 электромобиля, что на 36,8% меньше, чем годом ранее. "

    И это не только в Германии и не только с WV но и с AUDI. На стоянках стоят тысячи авто и не продаются. Это что касается электромобилей. Про авто с ДВС информации не помню.


  1. tuxi
    10.12.2024 11:42

    Все у них будет хорошо. Просто поверьте.


    1. itwarwar
      10.12.2024 11:42

      не будет, вон Porsche закрывает треть своих дилерских центров в Китае.

      Хотя если настроят срочно газопотоки через ех-Сирию, то одну из проблем (дороговизну энергии) решат


      1. almaz1c
        10.12.2024 11:42

        Сирия и газопровод из Катара - байка, запущенная каким-то французским дипломатом в 2017-м году. Таковой никогда не планировался и не проектировался. Катар с начала 2000-х годов застраивается СПГ заводами.


      1. ViacheslavNk
        10.12.2024 11:42

        Хотя если настроят срочно газопотоки через ех-Сирию, то одну из проблем (дороговизну энергии) решат

        Думаете Фольцваген проигрывает конкуренцию из-за дорого газа?


        1. tuxi
          10.12.2024 11:42

          товарищ с BASF-ом спутал


  1. KEugene
    10.12.2024 11:42

    Статья напоминает материалы про упадок доллара, развал капитализма и т.п. Все ссылки ведут не на первоисточники информации, а на разные "популярные" сайты ru зоны. Не, ну если вы на полном серьезе относитесь к тому, что пишет lenta.ru, то тогда ладно...

    Кстати, был такой исторический прецедент. В Австралии много десятилетий выпускался автомобиль Холден. Его считали чуть ли не народным автомобилем. И вот несколько лет назад (не помню точно, но уже около 10) возникла угроза банкротства. В Австралии у рабочих высокие зарплаты и минималка устанавливается законом. В результате, весь концерн переехал в Китай. Сейчас Холден до сих пор очень популярен среди австралийцев. Благодаря относительно невысокой цене, у него стабильная аудитория, которая до сих пор считает его австралийским брендом. В продаже несколько моделей разных типов. Короче, живее всех живых.

    Я к тому, что временные финансовые трудности и "закат" компании - совершенно разные вещи.


    1. m0tral
      10.12.2024 11:42

      Да чистой воды бред аналитика, думал может на Хабре будет по серьезнее анализ, ан нет, все тоже самое


    1. provide
      10.12.2024 11:42

      Вы про этот Холден? https://en.wikipedia.org/wiki/Holden


    1. n00buK
      10.12.2024 11:42

      Как-то противоречиво. Если я правильно понял: марка Holden более не существует, заводы в Новой Зеландии и Австралии закрыты, GM производит несколько моделей Holden под маркой Buick в Китае. Это и есть "временные трудности"?


    1. frt123
      10.12.2024 11:42

      "лучше я буду толкать форд, чем ездить на холдене" - из надписи на стареньком форде. Насчет народности там очень неоднозначно, возможно за исключением ютов (ute) ( pickup в северном полушарии) Запомнился холден своей ломучестью и дорогущими запчастями, которые еще и ждать надо иногда. Сейчас некоторые модели в продаже под маркой Опель, но на дорогах я их что-то не вижу.


    1. almaz1c
      10.12.2024 11:42

      Все ссылки ведут не на первоисточники информации

      Первоисточник - заявление председателя совета директоров - Даниеллы Кавалло. Как такового пресс-релиза нигде нет.

      German car manufacturer Volkswagen is for the first time in its 87-year history planning to close production sites in its home market... Volkswagen intends to close at least three plants in Germany and downsize all remaining factories, the chairwoman of the works council, Daniela Cavallo, told employees in Wolfsburg.

      В результате, весь концерн переехал в Китай. Короче, живее всех живых.

      Если вы считаете это хэппиэндом для Австралии, то, по сути, и Фольксваген затеял тоже самое - переехать в Китай и/или США.

      Я к тому, что временные финансовые трудности и "закат" компании

      Компания выкарабкается. Но рабочие закрывшихся заводов потеряют работу.


      1. Ivan22
        10.12.2024 11:42

        найдут новую. Безработица в Германии на рекорлно низком уровне


  1. zagoryanetz
    10.12.2024 11:42

    Насколько мне известно, Фольксваген постепенно переезжает в США, где условия производства гораздо лучше, чем в Германии и рынок сбыта ближе.

    Поскольку Трампом все равно планируется торговая война с Китаем и Европой, то можно ожидать, что Фольксваген переживет трудные времена за счет американского рынка, который станет для них фактически локальным.

    Так что скорее всего с Фольксвагеном все будет хорошо, не все хорошо будет с экономикой Германии. Но исходя из высокой инженерной культуры, менталитета народа, то и из этого кризиса Германия тоже выберется.


  1. fishHook
    10.12.2024 11:42

    Мне кажется здесь забыли самую важную причину, ну или тактично умолчали. А не получится бесконечно впаривать задорого дешевый ширпотреб под видом элитного продукта. Давно уже нет ни какого-то особого качества, ни какого-то края технологий, ни каких-то эксклюзивных решений, ни дизайна - ничего, один шильдик от Фольксвагена и остался. Сначала корейцы, а потом и Китай показали, что можно делать то же самое, что немцы, только дешевле и, порой, лучше. Глобализация она такая.


    1. tuxi
      10.12.2024 11:42

      Только у китайцев краштестов по официальной методике раз два и обчелся. Даже их собственный C-NCAP или как он там зовется, дай Бог имеет процентов 10% от того, что сейчас продается в РФ


  1. NNikolay
    10.12.2024 11:42

    Германия выросла из производства авто. При таких зарплатах какие авто. Из пошива одежды выросли. Теперь из авто выросли. Социализм их конечно искажает картину, но сути не меняет.


  1. AlexNomad
    10.12.2024 11:42

    Мое частное мнение:
    Германия начала процедуру деиндустриализации через повышение цен на электроэнергию, карбоновые налоги и т.п. Соответственно все производства будут медленно, но уверенно выноситься из Германии под экономическим давлением. Куда? Китай, Инодензия и т.п.
    Взамен, будут создаваться благоприятные условия для пост-индустриальной экономики - ИТ, электромобили, генная медицина и т.п. Но "грязные" производства этих продуктов будут наниматься в третьих странах. Таким образом создание продуктов и их продажа - в Германии, производство - в иных странах.
    Да, компаниям все заводы придется переносить.
    Да, компании должны понести расходы за это.
    Проблема Volkswagen в том, что они не успевают перестроиться в пост-индустриальную и терпят дополнительные убытки в попытке удержаться в гонке.
    А еще в этой гонке США решили тормознуться и немного откатиться и защитить свои индустриальные/промышленные компании, попутно немного погромив ближайших конкурентов.


  1. ViacheslavNk
    10.12.2024 11:42

    За последние пять лет в Чехии наблюдаю сокращения количества легковых автомобилей фольцвагена у нас на парковке в доме, из условных 30 автомобилей, 1-2 модели фольцвагена.

     Ну и так по ценам в среднем цены   выше (Туарек, Пассад, Гольф) конкурентов при сопоставимой комплектации.


  1. Podsolnuh
    10.12.2024 11:42

    В статье ни слова про то, что Фольксваген вбухал большие финансы в электромобили. И то, что сейчас электромобили у ВАГа продаются очень плохо - есть проблемы с наличностью.

    Тот же например Ламборгини, который входит в концерн - показывает положительную прибыль. А почему? А электричек у него нет.


  1. onets
    10.12.2024 11:42

    Вот если честно - туда им и дорога. Не жалко. Забили на качество.

    Было три фольксвагена, купленных новыми. Нормальная была только джетта, прошла 5 лет и 55 тыс км с двумя мелкими поломками - перегорел светлой индикатор в зеркале и раскололось зеркало заднего вида. Тигуан развалился за 4 года и 32 тыс км. Туарег за 4 года и 50 тыс км.


    1. tuxi
      10.12.2024 11:42

      Туарег и Тигуаны развалились? За 50т км? Вы что курили?


      1. onets
        10.12.2024 11:42

        Ну то есть вы сейчас меня начнете убеждать, что я не покупал эти машины и/или они не ломались от мелочей до коробки и движка?

        Нужен полный список поломок?


        1. tuxi
          10.12.2024 11:42

          конечно нужен, особенно по туарегу интересно

          можете сразу VIN код туарега написать кстати