Натрий-ионные аккумуляторы для электромобилей и систем хранения энергии все ближе к массовому внедрению. Их широкое распространение может привести к удешевлению устройств и авто с таким источником питания, снижению риска возгорания (помните ролики с горящими Tesla?) и сокращению зависимости от лития, кобальта и никеля. И я сейчас говорю не про лабораторные исследования и первые прототипы. 18 ноября китайская компания CATL, крупнейший в мире производитель аккумуляторов, представила второе поколение натрий-ионных батарей. Подробности — дальше.
Достойная альтернатива Li-Ion-батареям
По словам представителей CATL, у нового аккумулятора плотность энергии 200 Вт·ч/кг. Это больше, чем у предыдущего поколения с 160 Вт·ч/кг, выпущенного в 2021 году. Более высокая плотность энергии означает больший запас хода для электромобилей или увеличенный срок автономной работы устройства с таким источником питания.
Пока компания не предоставила подробную техническую информацию о новинке. Но есть данные о предыдущем поколении. Известно, что зарядить аккумуляторы до 80% можно всего за 15 минут при комнатной температуре. Даже при -20 °C они сохраняют больше 90% своей емкости. Еще говорили, что Na-Ion-батареи легко интегрируются в существующие системы — их можно применять в 80% электромобилей и устройств. Правда, не уточняется, нужны ли какие-то доработки, и если да, то насколько серьезные.
Главное направление использования новинки, по словам представителей CATL, электротранспорт. Особенно в регионах с холодным климатом, где Li-Ion-батареи не справляются (о причинах — ниже). К тому же новые аккумуляторы можно легко адаптировать под любые другие задачи, связанные с накоплением и хранением энергии.
Преимущества натрий-ионных аккумуляторов
Добыча лития, кобальта и никеля сопровождается множеством проблем, включая сильный ущерб окружающей среде. Значительная часть этих ресурсов находится на территории относительно небольшого количества стран. Это приводит к разным проблемам. Например, Китай активно стремится контролировать цепочки поставок лития, учитывая его стратегическую важность для производства аккумуляторов и других технологий.
В отличие от Li-Ion, натрий-ионные батареи используют (вот сюрприз!) натрий — химический элемент, который содержится в поваренной соли и морской воде. Na — один из самых распространенных металлов. Он занимает шестое место по распространенности среди всех элементов в земной коре.
А еще натрий-ионные элементы лучше работают при экстремально низких температурах. Почему? Из-за снижения скорости химических реакций внутри аккумулятора при морозе. Электролит, через который движутся ионы лития, становится более вязким, а это замедляет их перемещение между анодом и катодом. Это приводит к снижению мощности, уменьшению емкости и увеличению времени зарядки. Еще холод повышает внутреннее сопротивление батареи: при попытке работы на высокой нагрузке это может вызывать перегрев.
Компания CATL утверждает, что ихновая батарея способна функционировать при температуре до -40 °C. А еще натрий-ионные источники питания менее подвержены возгораниям. В них используются менее химически активные компоненты, что снижает вероятность термического разгона — неконтролируемого повышения температуры в элементе питания, способного привести к возгоранию.
И последнее: производство Na-Ion-аккумуляторов схоже с Li-Ion, что позволяет компаниям перенастраивать фабричные линии без значительных финансовых затрат.
Недостатки натрий-ионных батарей
Конечно, не обошлось и без недостатков для натриевых элементов питания. Главный из них — более низкая плотность энергии по сравнению с литий-ионными. Это значит, что электромобиль с Na-Ion-батареей проедет меньше на одной зарядке, чем Li-Ion.
У обычной натрий-ионной батареи плотность энергии около 150 Вт·ч/кг на уровне ячейки. В то время как у литий-ионных этот показатель от 180 до почти 300 Вт·ч/кг.
Что касается достижения китайцев в плане увеличения плотности Na-Ion-аккумуляторов до 200 Вт·ч/кг, у специалистов есть некоторые сомнения. Но это касается практически всех новостей про элементы питания. Производители любят приукрашивать действительность.
Перспективы натриевых аккумуляторов
Почти сразу же после анонса китайской компании консорциум из семи национальных лабораторий США объявил о новой инициативе стоимостью 50 миллионов долларов, направленной на ускорение разработки натрий-ионных аккумуляторов. Руководит проектом Национальная лаборатория Аргонн в Чикаго.
«Причина, по которой мы занимаемся этим направлением, довольно проста, — объясняет Венкат Шринивасан, ученый из лаборатории Аргонн и директор новой инициативы. — Спрос на литий-ионные батареи настолько высок, что возникают проблемы с цепочками поставок». Проект Штатов рассчитан на пять лет и направлен на разработку натрий-ионных аккумуляторов, которые смогут по энергоемкости догнать или превзойти современные Li-Ion-элементы.
Исследователи и аналитики уверены, что в долгосрочной перспективе натрий-ионные батареи будут дешевле Li-Ion примерно на 20%.
Сейчас основная разработка натрий-ионных систем ведется в Китае, но есть проекты и в других странах. Например, калифорнийская компания Natron Energy планирует построить крупный завод стоимостью 1,4 миллиарда долларов в Роки-Маунт, Северная Каролина. О сроках запуска пока не сообщается.
В любом случае добиться успеха будет непросто, ведь пока Li-Ion-батареи доминируют на рынке. По данным Benchmark Mineral Intelligence, глобальный объем производства Li-Ion-аккумуляторов в этом году составил около 1 500 ГВт·ч, тогда как натрий-ионных — всего 11 ГВт·ч, то есть менее 1% от литиевых «конкурентов».
Но производство Na-Ion-батарей растет и, по прогнозам Benchmark, достигнет 140 гигаватт-часов к 2030 году — это в 13 раз больше нынешнего объема. Производство литий-ионных батарей к тому времени утроится.
Комментарии (14)
ionicman
22.12.2024 11:03Что-то у меня не сходится:
Китай сейчас контролирует бОльшую часть лития и имеет огромные мощности по производству батарей из него. В самой статье это подчеркнуто, и да, они действительно стараются контролировать цепочки поставок лития, ибо это стратегическое преимущество.
Зачем кому-то из этого-же Китая запускать конкурирующий продукт, тем более, производимый из очень распространенного сырья, лишая самого себя своего собственного преимущества? Кроме того если оно "взлетит" придётся тратить огромные ресурсы для пепеоборудоввния уже существующего производства лития.
Что-то не верится во все этого.
Kanut
22.12.2024 11:03Во первых даже Китай он не монолитный и там могут быть разные интересы у разных людей, групп, компаний.
А во вторых этой технологией занимаются не только китайцы. И если Китай хочет быть мировым лидером в этой отрасли, то они не могут просто так игнорировать перспективные технологии.
ionicman
22.12.2024 11:03Как бы вам сказать... Скажем так - Китай - действительно не монолитный, но вот выдающиеся крупные компании Китая понятно кому подчиняются.
С точки зрения логики было бы выгодно эту технологию изучать и быть готовым, но не офишировать.
Так что мне все ещё кажется, что здесь какой-то подвох)
Kanut
22.12.2024 11:03А в чём проблема это афишировать? Они же свои технологии никому не раскрывают.
ionicman
22.12.2024 11:03С точки зрения экономики - не показывать готовность, а когда будет необходимо - наводнить рынок уже готовыми источниками и подмять его под себя - это старая как мир стратегия.
И Китай ее очень много раз применял.
Я не верю, что вдруг они стали добрыми самаритянами сами решили убить свой собственный огромный и управляемый рынок литий-иона. Китай всегда играет в долгую.
Kanut
22.12.2024 11:03Ага. А пока они будут "не показывать готовность" кто-то другой возьмёт и всё это запатентует.
Кроме того "наводнить рынок" с нуля тоже время занимает.
И самое главное что они теряют если даже сейчас начнут продавать такие аккумуляторы? Спрос на литиевык всё равно останется и даже будет продолжать расти. И он долго никуда не исчезнет.
ionicman
22.12.2024 11:03Эммм... я не хочу здесь основы экономики расписывать - долго.
И нет, так как написали вы - не работает)
Могу предложить посмотреть что будет. Я уверен что все будет очень далеко от того, что здесь, в статье, написано.
YMA
22.12.2024 11:03Только пока что емкость натрий-ионных в 3 раза ниже сопоставимых по размерам литиевых, и характеристики не блеск... Вот реальный обзор https://mysku.club/blog/aliexpress/102013.html
Ждем улучшений...
Kanut
22.12.2024 11:03Ну значит будут машины подороже, с литием и запасом хода побольше. И машины подешевле, с натрием и запасом хода поменьше.
Или там в ОТ будут натрий пихать, там это не особо важно.
И уверен что найдётся ещё куча мест, где натрий-ионные аккумуляторы смогут пригодиться. Особенно если они действительно будут дешёвые.
ionicman
22.12.2024 11:03Не будут - акумы на натрии пока даже близко не подобрались в литию, а для машины и литиевого хода очень мало, особенно без хорошей инфраструктуры, которая пока есть далеко не везде.
Разве что для городского транспорта аля электробайки подойдет, и то большой вопрос.
Технология пока ещё очень и очень сырая - посмотрите тесты реальных образцов.
Вобщем все это больше какой-то вброс напоминает.
Kanut
22.12.2024 11:03Не будут - акумы на натрии пока даже близко не подобрались в лити
Какие были характеристики у первых литиевых аккумуляторов, которые были в первых Теслах или даже Ниссанах?
а для машины и литиевого хода очень мало, особенно без хорошей инфраструктуры, которая пока есть далеко не везде.
Да перестаньте. Куча машин в Европе ездит 50-100км в день. Особенно если мы говорим о второй машине в семье. Для них этого хватит за глаза и за уши. Да и инфраструктура уже много где есть и продолжает развиваться.
Разве что для городского транспорта аля электробайки подойдет, и то большой вопрос.
Во у нас по городу ездят электроавтобусы. Маршрут 10-15 км и потом зарядка на конечной. Чем не вариант?
ionicman
22.12.2024 11:03Фишка в том что если пркупающий увидит машину, которая может проехать 50км и рядом, дороже на 20% которая может проехать 150км, выбор будет очевиден. Так работает психология. И да, нормальной эксплуатации и не тошнотворной езде 150км все ещё предел для даже современных электричек.
kuza2000
Так почему натрий-ионные элементы лучше работают при низких температурах?
netch80
Ну на типовом анализе "что не сказано" предполагаем, что натрий как раз не приводит к настолько сильному снижению вязкости?
Вопрос действительно важный, обычный Li-Ion и LiFe нельзя заряжать при отрицательных температурах, а электролит, который это позволяет, насколько я читал, на весь мир один секретный у одной-единственной BASF. Если эти позволяют скорости заряда в зависимости от температуры хотя бы сравнимые со свинцом, свинец резко потеряет в спросе.