Всегда ли вашим глазам комфортно при использовании смартфона, особенно после целого дня за экраном монитора? Усугубится ли эта проблема с возрастом? Мы в RuStore задумались, как сделать интерфейс наших продуктов комфортным для людей с временными или развивающимися ограничениями возможностей здоровья.

Меня зовут Татьяна Лескова, я старший аналитик-исследователь в RuStore. В статье расскажу, как мы добавили accessibility check в UX-исследования: читайте ниже, как внедрить его в свой продукт и как справляться с вызовами на этом пути.

Важно: не путайте понятия accessibility audit и accessibility check.

Accessibility audit — масштабное отдельное направление. В ходе этого процесса тестируется и оценивается уровень доступности веб-сайта или приложения для людей с ограниченными возможностями, в том числе, например, проверяется наличие меток веб-форм, корректность аудиовоспроизведения текста и др.

Accessibility check — это часть качественного UX-исследования, включающая проверку пользовательских сценариев на доступность для людей с ситуативными, временными или развивающимися ограничениями возможностей здоровья. Проверка проходит в режиме тестирования с респондентами. Пока мы только работаем над этим процессом, и в дальнейшем он может корректироваться.

С чего все началось

Перед запуском темной темы в мобильном приложении RuStore я провела юзабилити-исследование. Его особенность в том, что человек может использовать темную тему не только потому что она нравится ему больше, но и так как это облегчает использование смартфона при усталости глаз или сниженной концентрации внимания, например, перед сном. В такие моменты появляются ситуативные ограничения возможностей здоровья — и воспринимать информацию становится сложнее (подробнее о видах и типах ограничений здесь).

Проводить встречу с засыпающим участником исследования показалось не самым эффективным решением. Поэтому я решила провести эксперимент и дополнительно пригласила респондентов, имеющих постоянные ограниченные возможности здоровья со сходными последствиями, то есть снижением визуальной доступности и концентрации внимания. Ими стали мужчина с пониженным зрением и женщина с СДВГ и дислексией.

Результаты исследования показали, что темная тема создавала сложности во время тестирования, особенно при длительном использовании. Например, возникали затруднения, связанные с заметностью кнопок и восприятием текста на темном фоне. С этим столкнулись несколько основных участников исследования и оба упомянутых выше дополнительных, причем для них сложности были более критичны.

Я решила углубиться в статистику и тренды и узнала, что в будущем нас ждут не только ситуативные ограничения возможностей здоровья, но и рост числа случаев постоянных нарушений:

  1. Стрессы, много времени в помещении, напряженная работа, постоянное взаимодействие с компьютерами и телефонами и множество других факторов влияют на наше зрение и концентрацию внимания. По данным ВОЗ, каждый доживший до пожилого возраста человек сталкивается в течение жизни хотя бы с одним заболеванием органа зрения.

  2. Все больше тех, кто взял смартфон в руки в юношестве и, скорее всего, не расстанется с ним до самой старости. Значит, со временем число пожилых пользователей будет расти.

Если среди пользователей продукта есть люди старше 35 лет, они могут столкнуться с нарушениями зрения в ближайшие 5–10 лет или уже столкнулись с ними. Согласно данным RuStore, у нас есть разные крупные группы пользователей, и эта в том числе. Также из интересных групп можно выделить мам с детьми: у них использование продукта зачастую оборачивается ограничением моторики (ребенок на руках) и снижением концентрации внимания (необходимость следить за ребенком).

Новая итерация эксперимента accessibility check выявила слепые зоны, которые предстояло проработать:

Создание требований к респондентам

Кого брать?

Чтобы подобрать подходящие особенности восприятия, я решила пойти от обратного. План был такой:

Для сбора информации об обстоятельствах, в которых люди испытывают трудности при использовании смартфона, я изучила дневниковые исследования коллег по смежным темам. Все выбранные ситуации разделила на категории:

  1. Ограничение визуальной доступности.

  2. Снижение концентрации внимания.

  3. Ограничение моторики (дополнительная категория).

После их соотнесения с особенностями интерфейса получила таблицу.

Категория ограничений

Что можно проверить

Что даст проверка

Кейс

Ограничение визуальной доступности

– Контрастность
– Заметность элементов
– Различимость элементов
– Удобство цветового оформления

Большинство людей с постоянно или временно пониженным зрением смогут получить доступ к контенту и интерпретировать его независимо от настроек смартфона, которые они используют для просмотра

– После рабочего дня за экраном монитора
– Просмотр контента перед сном
– Использование смартфона при ярком солнечном свете или в условиях низкого освещения (например, вечером на улице)
– Преимущественное использование низкой яркости экрана и/или темной темы в приложениях и на смартфоне в целом
– Бессонница и/или депривация сна (недостаток сна)
– Использования смартфона пожилыми людьми
– Общая усталость в связи с переработками, мультизадачностью и т. п.
– Нарушения зрения после перенесенных заболеваний (например, инсульта, менингита и т. п.)

Снижение концентрации внимания

– Заметность элементов
– Различимость элементов

Большинство людей в условиях постоянно или временно сниженной концентрации внимания смогут изучить и интерпретировать контент независимо от общего состояния организма (усталость и т. п.) и/или наличия отвлекающих факторов

– После рабочего дня за экраном монитора
– Просмотр контента перед сном
– Использование смартфона при ярком солнечном свете или в условиях низкого освещения (например, вечером на улице)
– Бессонница и/или депривация сна (недостаток сна)
– Использования смартфона пожилыми людьми
– Общая усталость в связи с переработками, мультизадачностью и т. п.

– Нахождение в шумных и/или многолюдных местах (например, в транспорте)
– Просмотр контента во время приема пищи или других дел (например, на беговой дорожке в спортзале; рядом с ребенком, который играет или смотрит мультфильмы; во время приготовления еды и др.)

Ограничение моторики (дополнительная категория)

Удобство взаимодействия с интерфейсом

Большинство людей с постоянно или временно нарушенной мелкой моторикой рук смогут изучить и интерпретировать контент

– В транспорте (например, при держании за поручень одной рукой)
– Мама с ребенком на руках
– При травме руки
– Временные бытовые ограничения (например, во время прогулки с собакой или при держании в руке стакана с кофе, пакетов из магазина)
– Просмотр контента во время приема пищи или других дел (например, поиск в смартфоне игры для ребенка во время готовки ужина и др.

Следующий шаг — подбор особенностей здоровья — был самым сложным. Я изучила много информации о подходящих под выбранные категории заболеваниях и их проявлениях и степенях тяжести, а затем соотнесла все это с жизненными ситуациями. В итоговую таблицу попали нарушения здоровья, которые ведут к снижению зрительной работоспособности, утомляемости и проблемам восприятия окружающего мира: например, снижение остроты и рефракционные нарушения зрения, дислексия и др.

Полную таблицу можно посмотреть здесь. Обратите внимание:

  1. В таблицу вынесены лишь некоторые заболевания. Не все заболевания подходят для accessibility check: это может быть связано со сложностью их выявления и определения степени тяжести, трудностями в поиске подходящих респондентов или другими факторами.

  2. Для упрощения текста некоторые детали медицинских описаний опущены там, где это не влияет на раскрываемую в статье тему.

Дополнительно я добавила к таблице данные, полученные от отдела рекрутинга VK. Коллеги выяснили, что респондентов с такими характеристиками здоровья можно найти, но это сложно и дорого: в среднем сроки поиска и стоимость вознаграждения в 1,5–2 раза выше, чем для участников с обычными требованиями, и не все агентства готовы заниматься таким поиском. Не могу огласить точные данные по причине конфиденциальности — обязательно уточните самостоятельно эту информацию заранее.

Кого брать — понятно. А сколько брать и в какие исследования включать?

После проработки требований к потенциальным респондентам возникли новые вопросы:

  1. В какие исследования важнее всего включать людей с особенностями восприятия, учитывая затраты времени и бюджета?

    Ответ дала оценка критичности пользовательских сценариев: подробнее об этом рассказала моя коллега Екатерина Бессчётнова здесь.

  2. Сколько таких респондентов добавлять в исследование? Как отдельный сегмент? Какое количество будет достаточным с учетом временных и финансовых затрат?

В открытых источниках мало актуальных данных по количеству людей в РФ с ограниченными возможностями здоровья, если речь не идет об инвалидности. По этой причине я решила подойти к вопросу с другой стороны: выяснить, сколько пользователей RuStore обычно включают настройки специальных возможностей на своих смартфонах.

Из аналитики я узнала, что, по данным за первую половину 2024 года, около 30% пользователей мобильного приложения RuStore использовали хотя бы одну из специальных возможностей на своем смартфоне для повышения цифровой доступности.

Данные по пользователям мобильного приложения
Данные по пользователям мобильного приложения

Наиболее популярными оказались темная тема, причем количество пользователей этой функции снижалось с увеличением возраста, и изменение размера шрифта (средний размер — 1,24), использование которого с возрастом, наоборот, увеличивалось.

Изучив данные аналитики, я пришла к компромиссной цифре в 2 человека с особенностями здоровья на 10 основных участников исследования. Итоговое количество респондентов определила, учитывая:

  1. Концепцию accessibility check, которая сейчас находится на этапе тестирования и поэтому используется в исследовании как дополнительный инструмент, а не основной.

  2. Статистические данные об используемых специальных возможностях в смартфоне.

  3. Увеличенные затраты (сроки, бюджет) на поиск респондентов.

Сверяемся и работаем дальше

Так одна гипотеза превратилась в целую концепцию accessibility check. Если эта статья вдохновила вас на исследование цифровой доступности вашего продукта, советую не повторять моих ошибок. Начинайте подготовку к исследованию с отбора ситуаций, в которых использование продукта может быть затруднено, и двигайтесь к разработке требований к респондентам по следующему плану:

  1. Соберите точки контакта с продуктом, указав контекст его использования в эти моменты. Перед тем как вы придете к мысли, что для этого нужно отдельное исследование, попробуйте систематизировать уже имеющуюся информацию: дневниковые и этнографические исследования, личные наблюдения и т. д. Возможно, этого хватит для старта.

  2. Отберите из них те сценарии, в которых вероятны сложности при взаимодействии с продуктом, при этом учитывайте, что именно в окружении или состоянии пользователя может влиять на это.

  3. Обобщите эти ситуации в категории ограничений (например, ограничение мелкой моторики).

  4. Определите максимум особенностей интерфейса, которые можно протестировать с учетом установленных категорий: это необходимо, чтобы выделить из них приоритетные.

  5. Подберите особенности здоровья, которые оказывают на пользователя схожее с ситуативными ограничениями влияние. Ориентируйтесь на категории ограничений, определенные вами в пунктах 3 и 4.

Или попробуйте использовать мою таблицу.

Сейчас мы тестируем разработанную концепцию accessibility check в исследованиях ключевых пользовательских сценариев мобильного приложения и консоли разработчиков RuStore. Цель — оценить необходимость дополнительной проверки. Для этого нужно собрать достаточное количество данных, подтверждающих, что участие респондентов с ограниченными возможностями здоровья помогает углубить результаты исследования и сформулировать более четкие выводы. Возможно, об этом и будет новая статья — оставайтесь на связи!

Спасибо за помощь в обсуждении идей и нелегком процессе становления accessibility check командам RuStore, рекрутинга респондентов и Цифровой доступности VK.

Полезные материалы

  1. Выгода от обеспечения доступности сервисов

  2. Доступность сервиса: экспресс-тестирование

  3. Руководство по обеспечению доступности приложений со статистикой пользователей с настройками специальных возможностей, Нидерланды

  4. Статья NN о минимизации когнитивной нагрузки для повышения удобства использования продукта

  5. Цифровая доступность: почему инклюзия — вопрос прибыли

Комментарии (0)