Неделю назад я сдал computer-based IELTS Academic на 7.5 (C1). Подготовка к экзамену заняла у меня 2.5 месяца параллельно с фулл-тайм работой и обучением на последнем курсе бакалавриата МФТИ. Мой изначальный уровень был между B1 и B2.
Санкционное давление на РФ превратило и без того сложную задачу успешной сдачи экзамена в настоящее приключение, связанное не только с дополнительными трудностями, но и определёнными рисками. В этой статье я поделюсь с вами своей стратегией подготовки к IELTS и его сдачи, а также постараюсь вдохновить вас на изучение языка, если вы до сих пор всерьёз им не занимались. Полагаю, что эта статья будет полезна как для начинающих готовиться к экзамену, так и для тех, кто в ближайшее время сдаёт его.
Я ни в коем случае не призываю вас воспринимать моё мнение как экспертное, последующая информация лишь отражает тот путь, что я прошёл.
Оглавление
Дамы и господа, в сегодняшней программе мы обсудим
изучение языков в целом
мой опыт в изучении языков и цель, которую я перед собой поставил
формат IELTS
таймлайн моей подготовки
поиск преподавателя для подготовки к экзамену
взаимодействие с преподавателем
ресурсы для подготовки
инструменты ИИ: ChatGPT
незаменимый Anki
на что НЕ нужно тратить время при подготовке
стратегию успешного выполнения теста
эффективность подготовки – мой прогресс в течение двух месяцев
пробный экзамен
выбор центра для сдачи экзамена и его оплата
последние несколько дней перед экзаменом
последние 24 часа перед экзаменом
какие задания мне попались
мой результат
Тех, кто дочитал до конца, ждёт бонус! В процессе статьи вы будете встречать цитаты на английском языке – делитесь своими любимыми в комментариях.
1. Об изучении языков
О возможностях, которые открываются перед человеком со знанием языка, говорить сегодня не приходится – тема изъезжена. Сегодня в российских школах ученики готовятся к сдаче ЕГЭ с целью поступить в институт по специальности, поэтому в случае технарей изучение иностранных языков в лучшем случае отходит на второй план, в худшем – вовсе не вызывает никакой интерес у подрастающего поколения. Тут закономерно встаёт вопрос о нынешней методике преподавания иностранных языков в школах. Дальше всё идёт по накатанной дорожке, несмотря на желание студентов поднять свой уровень владения языком. Те же самые решения, которые принимает департамент иностранных языков МФТИ, требуют отдельного обсуждения. TLDR: нужны реформы – про это хорошо бы ещё одну статью написать.
Более того, далеко не у всех была/есть возможность летать за границу, а тем более работать там, поэтому осознание важности этого навыка приходит позже, чем хотелось бы.
2. Мой опыт изучения языков и поставленная цель
Большинство моих знакомых с относительно хорошим уровнем языка либо ходили в школу с углубленным изучением иностранных языков, либо пользовались услугами репетиторов. Я ни к одной из перечисленных каст не относился, и уроки английского языка всегда оставляли у меня исключительно отрицательные впечатления.
Однако, поскольку я поступил на Computer Science, моё дальнейшее обучение было непрерывно связано с работой с англоязычными источниками, и я заметно подтянул свои знания английского (до уровня между B1 и B2).
В начале октября я вдохновился опытом моих друзей, которые на тот момент уже сдали или готовились сдавать IELTS для поступления в зарубежную магистратуру. Подтверждение знания языка является необходимым условием для поступления в зарубежные вузы, и большинство европейских институтов требуют не менее 6.5 за IELTS Academic (уровень B2). Максимальная оценка за экзамен – band 9.
И да, за экзамен я планировал получить 6.5, в лучшем случае – band 7.
3. Пара слов про IELTS
Основные моменты, которые я хотел бы отметить:
IELTS – это диагностика, которая проверяет ваши рецептивные и продуктивные навыки
IELTS есть двух типов: IELTS General и IELTS Academic. Для поступления в зарубежные вузы требуется сертификат IELTS Academic
Экзамен можно сдать либо в бумажной форме (paper-based), либо на компьютере (computer-based)
IELTS состоит из четырёх последовательных частей: Listening (30 минут), Reading (1 час), Writing (1 час) и Speaking (11-14 минут)
Для сдачи IELTS необходимо ехать за рубеж. Сдать экзамен в России на сегодняшний день возможности нет (вследствие санкций)
Формат экзамена
Важно понимать, что у каждого международного экзамена есть свой формат и что идти на экзамен нужно с пониманием того, какие типы заданий могут попасться и какая стратегия выполнения теста приведет вас к наивысшей оценке (band nine).
Перед экзаменом мне довелось пообщаться с сотрудником отеля, студентом одного из вузов Стамбула. Он родом из Узбекистана, и он тоже сдавал IELTS Academic. Его опыт примечателен тем, что на экзамен он пришёл без понимания формата и нюансов выполнения заданий:
Он не подготовился к Listening. Некоторые слова и связки оказались для него незнакомыми, поскольку, цитирую, “они отличаются от того, что он слышал в музыкальных треках”
Он потратил слишком много времени на первую часть Reading и в последних заданиях ему приходилось отвечать наугад
Выполнение Writing он начал с написания эссе и в результате не успел написать рекомендованное число слов в Writing Task 1
Во время Speaking он задавал вопросы экзаменатору, типа откуда он родом, хотя сдающий должен лишь отвечать на вопросы собеседника
Эти ошибки не помешали получить ему band 6 или 6.5, хотя он мог рассчитывать на более высокий балл.
Таким образом, процесс подготовки к экзамену должен начинаться со знакомства с его форматом.
4. Таймлайн
Всё началось с этого сообщения:
Оно заложило путь по подготовке к IELTS Academic длиной в 2.5 месяца:
Далее обо всём по порядку!
5. Поиск преподавателя
Поскольку сроки сдачи экзамена были ограничены и на подготовку оставалось 2-3 месяца, нужно было в скором порядке найти ментора/тренера/преподавателя, который бы
помог мне выделить мои слабые и сильные стороны
определил стратегию моей подготовки
давал непрерывный фидбек в процессе работы
Очевидно, преподаватель играет основополагающую роль в образовательном процессе и цена ошибки на этом шаге была высока. Также отмечу, что я рассматривал исключительно индивидуальные занятия, хотя формат работы в группах сейчас тоже популярен.
Про образовательные курсы типа Skyeng и про подбор специалистов через Профи.ру я получил смешанные отзывы, поэтому решил искать преподавателя по сарафанному радио.
Первая неудачная попытка
Сначала, по рекомендации, я вышел на девушку с собственной школой подготовки к IELTS. Стоимость одного занятия с ней была у верхней границы той вилки, что я видел по рынку на тот момент, НО
1. оба первых занятия начались с задержкой
2. материалы с занятия и дз преподаватель присылал с задержкой более чем в 1 день
В общем, двух встреч мне хватило, чтобы выявить непунктуальность этого специалиста, и я с ним попрощался.
Вторая попытка – бинго
Далее я решил поспрашивать контакты преподавателей у коллег в тг-чате “Международные стажировки МФТИ” и даже напрямую обратился к педагогу английского, который готовит IT-специалистов к собеседованиям – он мне и помог выйти на Марию, профессионала с большим опытом в подготовке к IELTS. Связаться с Марией вы можете в телеграмме, также она ведёт канал.
По результатам консультации с Марией я оставил следующий отзыв:
"Планирую сдавать IELTS через несколько месяцев. Искал специалиста, ментора, который рассказал бы обо всех тонкостях и нюансах сдачи экзамена, выделил бы мои сильные и слабые стороны, точки роста. Со мной поделились контактом Марии и я прошёл консультацию, в том числе мы провели беседу в формате IELTS. Я получил куда больше, чем ожидал от встречи: узнал детали о формате экзамена, на что стоит обратить внимание при подготовке, как выстроить стратегию и на какой результат стоит рассчитывать. Поскольку у меня уже был опыт взаимодействия с другим преподавателем, я могу сравнить подходы к работе и с полной уверенностью сказать, что Мария искренне любит своё дело, имеет большой опыт и знает, как достичь цели!"
Тогда я ещё не понимал, к какому результату нам удастся прийти!
Замечание.
1. В двух выше описанных кейсах мы с преподавателями знакомились на бесплатной консультации. Если какой-то “специалист” просит плату за первую встречу, то это, очевидно, не соответствует best practice современного рынка предложений и услуг
2. Также можно попробовать найти преподавателя через семинаристов в институте
6. Взаимодействие с преподавателем
Занятия проходили два раза в неделю в онлайн-формате по Zoom. В качестве “рабочей тетради” для уроков и домашних заданий выступал гугл-док, который я также использовал для отслеживания своего прогресса в прорешивании тренировочных вариантов.
На первых занятиях мы обсуждали стратегии по выполнению Listening и Reading – эти две части проверяют рецептивные навыки. Когда стало ясно, что по Listening и Reading я стабильно набираю не меньше 6.5, мы перешли к подготовке по письменной и устной частям (они проверяют продуктивные навыки).
Из таймлайна, который я прикрепил выше, видно, что сначала я прорешивал Reading и Listening по-отдельности, чтобы применить изученные стратегии. Далее я начал прорешивать двойки Listening + Reading (1.5 часа в сумме). Потом, когда мы обсудили нюансы выполнения WT1 и WT2, я приступил к выполнению троек Listening + Reading + Writing (2.5 часа в сумме).
7. Ресурсы для подготовки
Каждый день вы будете открывать словарь. Рекомендуются следующие:
1. https://dictionary.cambridge.org/
2. https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/
Я практически всё время использовал первый – Cambridge Dictionary.
Замечание. Во время подготовки важно регулярно решать тренировочные варианты серии “Cambridge English IELTS Academic”. Это поможет вам
1. сформировать стратегию решения тестов
2. откалибровать процесс подготовки, правильно расставив приоритеты
3. познакомиться со всеми возможными типами заданий (в Reading их около 14)
Ресурсов по подготовке к экзамену много (IELTS Liz, IELTS Advantage и др.), но для качественного и непрерывного фидбека нужен преподаватель, тем более когда время ограничено.
Listening
Вкратце, Listening состоит из 4 частей и длится 30 минут. Некоторые из частей представляют из себя диалог двух носителей языка, в четвёртой части говорит всегда только один человек.
Ресурсы
1. Подкасты
IELTS Speaking for Success <- Must have
6 Minute English (BBC)
TED Talks Daily
Learning English Conversations (BBC)
How To Be A Better Human (TED)
Deep Questions with Cal Newport
2. Британское радио
LBC
Times Radio
3. Плейлисты на YouTube
IELTS Listening Practice - Spelling Tests <- Must have
Возьмите себе в привычку слушать вышеперечисленные ресурсы во время дороги на работу или учёбу. Если вы любитель послушать музыку, удалите соответствующее приложение и отдайте предпочтение подкастам/радиостанциям выше. Настоятельно рекомендую слушать английскую речь перед сном – доказано, что так материал лучше усваивается.
В подкастах вы сможете найти интересные выражения и коллокации, которые используют носители (присмотритесь к первым двум подкастам). Некоторые авторы предоставляют транскрипт к своим подкастам, что очень полезно для изучения новой лексики.
Отдельно отмечу, что по сравнению с Reading, вероятность ошибки в написании числа/посткода/даты/имени в Listening на порядок выше, поскольку вы должны знать формат их записи. Например
разряды тысяч, миллионов и т.д. отделяются запятыми (1,000,000)
дробь отделяется точкой ($5.75)
посткод пишется в формате SW1W 0NY
Для тренировки восприятия на слух цен, времени на часах и т.п. обязательно посмотрите плейлист выше – мне очень помогло, на экзамене 3 пропуска были как раз на побуквенное произношение.
Reading
Вкратце, Reading состоит из 3 текстов и отводится на него 1 час (60 минут).
Для тренировки Reading и изучения новой лексики рекомендуются следующие журналы и газеты:
BBC: https://www.bbc.com/ (B1-B2)
BBC News World: https://www.bbc.com/news/world (B2-C1)
The Scientist: https://www.the-scientist.com/ (C1-C2)
The Economist: https://www.economist.com/ (C1-C2)
National Geographic: https://www.nationalgeographic.com/ (B2-C1)
Обратите внимание, что рекомендованная интенсивность чтения предложенных ресурсов зависит от того, каким объёмом времени вы располагаете и какую оценку вы получаете за Reading в тренировочных вариантах. В среднем за Reading я получал наибольший балл, поэтому газеты и журналы выше открывал всего несколько раз.
Также не стоит упарываться и изучать все незнакомые слова, которые вы встретили в текстах тренировочных вариантов – мне хватило одного раза. Если же в процессе решения тестов вы встречаете слово не в первый раз, но до сих пор не знаете его значения – конечно же, его стоит добавить в ваши карточки (о них в пункте про Anki). Если вы обладаете хорошим вокабуляром, вы сможете угадывать значения незнакомых слов из контекста.
Во время решения заданий Reading вы так или иначе используете техники skimming и scanning – погуглите, что они означают в контексте IELTS, если не знакомы с этими терминами.
Writing
Вкратце, Writing состоит из двух частей и отводится на него 1 час (60 минут).
Для подготовки к письменной части многие рекомендуют IELTS Liz: https://ieltsliz.com/. Я использовал этот ресурс в последние две недели перед экзаменом, исключительно чтобы набить руку на Writing task 1 – описание графиков, диаграмм, карт и т.п.
Замечание. Перед тем как начать прорабатывать материалы IELTS Liz я уже имел представление о всех типах заданий, мы их обсуждали с преподавателем.
Нельзя оставить без внимания Youtube-канал IELTS Advantage, на котором есть много роликов на тему стратегии в написании обеих частей Writing.
Для подготовки к эссе стоит читать больше сэмплов – примеров других эссе (на высокий балл, естественно), из которых вы выделите новую лексику, возможные варианты организации структуры параграфов.
Speaking
Вкратце, Speaking состоит из трёх частей и отводится на него от 11 до 14 минут.
По устной части я готовился меньше всего, большую часть работы в этом направлении мы проделали на уроках, когда устраивали Speaking в формате IELTS. Возможные варианты вопросов и популярные темы, которые попадаются на экзамене вы также можете найти на сайте IELTS Liz.
Устная часть IELTS, как и все остальные, имеет определённый формат, к которому вы должны готовиться. Поэтому желательно найти человека, с которым вы могли бы общаться именно в этом формате. Также для улучшения своего произношения можно записывать голосовые сообщения в телеграмме, которые помогут вам обратить внимание на ошибки и неточности.
Не уверен, стоит ли рекомендовать приложение HelloTalk, поскольку там, насколько я знаю, люди общаются в свободной форме, хотя ничто не мешает договориться и общаться в формате IELTS :D
И конечно, примеры сдачи устной части и соответствующие лайфхаки вы можете найти на Youtube-канале IELTS Advantage.
8. ChatGPT
Инструмент, который за последние несколько лет успел перевернуть наш мир. Им ни в коем случае нельзя (и даже противопоказано!) пренебрегать при решении повседневных задач. Более того, ChatGPT является незаменимым помощником и в образовательном процессе. Эх, сколько моих эссе были оценены на отл. 10 в институте... В моём случае я использовал его для:
проверки корректности выражений и исправления ошибок с точки зрения грамматики
общения с голосовым ассистентом (необходимо оформить подписку ChatGPT Plus)
проверки пунктуационных и других правил английского языка
сравнения и анализа похожих выражений (“эй, чатгпт, в чём разница между … и …?”)
Однако, я НЕ рекомендую использовать ChatGPT с целью расширить лексику для написания Writing task 1, т.к. он предлагает слова, которые не встретишь ни в одном из сэмплов. Вся необходимая лексика для WT1 есть на ресурсе IELTS Liz.
9. Лексика с Anki
Anki – без сомнения, незаменимое приложение для запоминания лексики. Я использовал его десктопную, мобильную и веб-версию. Функционал Anki позволяет пользователю не задумываться о синхронизации карточек между устройствами.
Рекомендую вам сразу разделять лексику для Speaking и Writing в отдельные деки, поскольку у меня за 2 месяца набралось не менее 500 карточек.
В начале я создавал двусторонние карточки по классическому принципу (с одной стороны – слово, с другой – определение из словаря + примеры). В конце я пришёл к тому, что добавлял выражения и коллокации, выделяя жирным шрифтом новые слова. Это помогало экономить время и запоминать не конкретное слово, а фразы целиком – что куда более важно и полезно для тех же Writing и Speaking.
Также из-за большого числа карточек и супер-умных алгоритмов их отображения я отказался от режима, в котором нужно выбирать, насколько хорошо я запомнил карточку (Again, Hard, Good, Easy), и предпочёл режим быстрого просмотра всего дека.
10. На что НЕ нужно тратить время при подготовке
По таймлайну видно, что 5 ноября я в первый и единственный раз открыл учебник
“English Grammar in Use” для изучения грамматики. Была идея каждый день прорешивать по одной теме, в таком случае я бы успел изучить весь материал книги к экзамену. Однако, что-то пошло не так… Относительно скоро стало ясно, что для получения 7.0 не требуется знать что-то сложнее Present Perfect и Passive Voice, и мои приоритеты сдвинулись в сторону расширения лексики.
Вывод: ботать “сложную” грамматику на band 7 не надо. Я до сих пор могу сформулировать лишь несколько правил, которым нас учили в школе/универе. Ботайте лексику и организацию структуры текста по сэмплам на band 7 и выше.
Также из таймлайна вы могли заметить, что 12 ноября я создал тг-чат для заметок. В этот же день я взял и решил
It's a lot more than mind over matter. It takes relentless self-discipline to schedule suffering into your day, every day.
А именно, я поставил себе следующие цели:
Speaking: каждый день прорабатывать новую карточку, новые вопросы
Writing: каждый день описывать по одному графику
Более того, я был настолько оптимистично настроен, что отдельно выделил extra-цели:
Reading: читать тексты на английском минимум по 1 часу в день
Listening: слушать английскую речь минимум по 1 часу в день
Как вы могли предположить, никакой из этих пунктов я так и не начал даже пробовать соблюдать. Я задавал себе подобные правила и в других областях, но в скором времени забивал на них. В очередной раз жёсткая мотивация нахлынула, а дисциплина подкачала… Единственный пункт, к реализации которого я был наиболее близок – Listening, т.к. я действительно уделял много времени прослушиванию подкастов.
Вывод: смысла в подобных ограничениях по времени я не вижу, главное – получать кайф от процесса. Если у человека есть регулярное желание почитать, послушать что-то, то он найдёт время.
11. Стратегия успешного выполнения теста
Listening
Сохранять концентрацию на аудио в течение всего получаса. Много баллов теряются из-за невнимательности, когда на мгновение задумываешься о чём-то
После каждой из четырёх частей у вас будет время проверить введённые ответы – уделите его знакомству с текстом следующей части Listening
Обращайте внимание на контекст, в котором находится пропуск. Так вы сможете предугадать часть речи пропущенного слова, а иногда даже само слово
Reading
Составители экзамена рекомендуют выделять 15, 20 и 25 минут на первый, второй и третий тексты соответственно – эта стратегия работает
Сразу начинайте выполнять задания, ни в коем случае не читайте текст целиком. Прочитайте лишь название текста, чтобы получить представление, о чём он вообще
В первую очередь я выполнял задания, которые содержат в себе даты/имена и другие признаки, по которым можно явно идентифицировать параграф с ответом на вопрос
Задания типа матчинга заголовков и True/False/Not given я выполнял в последнюю очередь, т.к. зачастую они требуют более детального анализа текста
Все ваши введённые ответы должны в точности совпадать либо с тем, что есть в тексте, либо с теми ответами, которые предложены в условии задания. Таким образом, числа типа 4,000 в ответ надо записывать с запятой, то есть разряды тысяч, миллионов и т.д. в английских текстах отделяются запятыми
Writing
Часть Writing комплексная и по написанию обеих частей есть целая теория, например, на ресурсе IELTS Liz. Потому я отмечу здесь только те правила, которые применимы ко всем видам заданий WT1 и WT2.
Рекомендованное время выполнения Writing task 1 – 20 минут, Writing task 2 – 40 минут.
Writing Task 1
Закладывайте время на проверку в соотношении 15 + 5
Overall отделяет band 6 от band 7, поэтому уделите пристальное внимание именно этому параграфу
Необходимо написать не менее 150 слов, больше 200 — не рекомендуется
Writing Task 2
Закладывайте время на проверку в соотношении 35 + 5
В каждом из видов эссе вам понадобится по одному аргументу для каждого из основных параграфов (body paragraphs, BP). Будьте готовы выделить 5 минут на определение этих аргументов, поскольку в итоге всё ваше эссе будет построено вокруг них
Необходимо написать не менее 250 слов
Каждый BP должен начинаться с ответа на вопрос задания, с аргумента, который вы придумали в п.2. Так проверяющему будет проще выделить вашу позицию при первом просмотре эссе (это, кстати, также один из критериев оценки задания)
Speaking
* Перед устной частью у меня был перерыв примерно полтора часа. За это время важно успеть отдохнуть и развеяться после 2.5 часов непрерывной интеллектуальной работы, настроиться на Speaking. Я эти полтора часа провёл в ближайшей кафешке, где успел обжечься горячим кофе, послушать 50 Cent’а и повторить лексику с Anki из дека Speaking
Внимательно слушайте вопрос. Вы должны уловить не только его суть, но и время (tense)
От времени (tense) вопроса обычно зависит, как вы начнёте отвечать на него (Yes, I do. No, I didn’t и т.д.)
Не используйте лексику, в которой не уверены. В противном случае есть риск неправильно её употребить, либо экзаменатор заметит, что вы её зазубрили – за это снижают баллы
Демонстрируйте своё желание говорить, раскрывайте ответ на вопрос. Если понадобится, экзаменатор сам вас остановит и перейдёт к следующему вопросу (время экзамена ограничено), это нормально
В карточке второй части Speaking помимо основной темы перечислены пункты, про которые вы могли бы рассказать – но не обязательно затрагивать каждый из них. Потратьте выделенную минуту для подготовки на то, чтобы придумать/вспомнить опыт из вашей жизни (релевантный топику) и декомпозировать его так, чтобы вы могли говорить про него как можно дольше. Например, если вы IT-шник и вопрос про social media – расскажите про LinkedIn, вопрос про публичные мероприятия – расскажите про IT-конференцию и т.п.
Старайтесь не делать паузы, в противном случае пробуйте отвечать на вопрос с другой стороны (расширяйте свой ответ)
12. Мой прогресс
Все свои результаты по тренировочным вариантам я вносил в отдельную таблицу.
Listening
Видно, что в итоге мой балл за Listening вырос. В тренировочных тестах у меня получилось набирать максимум 7.5 баллов – именно эту оценку я и получил на экзамене.
Reading
Результаты за Reading в тренировочных тестах распределены равномерно между 6.5 и 8.0 – сложность текстов действительно варьируется от варианта к варианту (насколько я помню, сложность заключалась в специфической лексике). Поскольку стратегию по Reading я выработал быстро, в последнюю неделю я не делал тройку, а по-отдельности практиковал Listening, Writing и Speaking.
Writing
Оценить прогресс по Writing уже более сложная задача, т.к. балл за неё получается агрегацией оценок за первую и вторую письменные части (в соотношении 1 к 2). Точно могу сказать, что мне хватило двух недель изучения ресурсов IELTS Liz, чтобы натаскаться на WT1 (с учётом пройденных занятий с преподавателем, где мы обсудили все возможные типа этого задания). Прогресс по WT2 напрямую зависит от понимания структуры эссе и вашей лексики. Ретроспективно, два месяца назад мои эссе можно было оценить максимум на 6.0.
Speaking
Speaking я тренировал меньше всего, буквально несколько раз пробовал по таймингу отвечать на вопросы второй части. Большую часть подготовки я уделил тренировке произношения и изучению коллокаций. С голосовым ассистентом ChatGPT я суммарно общался не больше недели – это оказалось не так удобно, как хотелось бы. Более того, подписка ChatGPT Plus не даёт безлимитный доступ к этой функции и ограничивает её так, что пользователь может разговаривать с ассистентом не более 1 часа в день.
13. Пробный экзамен
Чтобы получить представление о том, как будет проходить реальный экзамен, вы можете сходить на пробный. Например, в Москве такие мок-тесты проводит организация BKC, причём как в paper-based формате, так и в computer-based.
Естественно, за это придётся заплатить, но по сравнению с суммарными затратами на занятия, перелёт и проживание в другой стране это стоит совсем не много. Я решил не отказываться от возможности проверить свои силы и чуть более чем за полторы недели до экзамена, 26 декабря, пошёл сдавать мок-тест, а уже 28 декабря получил фидбек за Writing и Speaking. Пробный экзамен показался мне простым, и я набрал 7.5. Однако, у меня сложилось впечатление, что они специально дают несложные варианты. Поэтому после мок-теста ни в коем случае нельзя расслабляться, если вы набрали высокий балл — ловушка новичка.
Результаты пробного экзамена
Далее прикрепляю комментарии, которые я получил от организаторов, они действительно помогли мне исправить систематические ошибки.
Фидбек от организаторов
Commentaries:
Listening Band: 30 out of 40
Reading Band: 35 out of 40
Writing Band: 9 9 8 9, 8 8 8 8
Task 1: A fully developed response which fully satisfies all the requirements of the task. I would change only a couple of things. Firstly, the word 'popular' in phrases like "Robbery was the least popular type of crime" - all crime is unpopular, so it's better to say 'common'. Seconly, "the number of robbery incidents accounted for approximately 700" - better to say 'was approximately 700'.
Task 2: A well-developed response, with relevant, extended and supported ideas. The lexical resource is wide, and is flexibly used to convey precise meaning, but there are some spelling mistakes ("accomadating", "competetive", "perfomance", "adaptate") and incorrect word choices ("studying on specific specialization", "opportunities in getting"). A wide range of grammatical forms is used, but there was a missing article ("in foreign country").
Speaking Band: 7 6 6 6
Fluency 7
You can speak fluently, with only occasional hesitation, and develop your ideas appropriately and logically. You use a good range of spoken linking words and phrases to connect your ideas.
Lexical resource 6 (strong, pushing 7)
Your vocabulary is wide enough to discuss a range of different topics and make your ideas clear. There are many examples of less common and idiomatic vocabulary (to unwind with friends, a modern development, large language models, write code, , be in the loop). There are, however, some inappropriate word choices (scenery views, sit in social networks/media, spend time on the nature). You also tend to overuse the word “some” (I have some house , we cooked some barbecue etc.).
Grammatical Range and Accuracy 6
You use a mix of complex and simple structures, but not always flexibly. There are mistakes in the use of articles (e.g. the nature), tenses (“One month ago I’ve seen…; I wrote some code, I run it I run it), verb forms (Is it enough? = No, it doesn’t). The frequency of these basic mistakes brings the mark down to 6.
Pronunciation 6
You generally speak clearly, although some words are mispronounced (Europe, threat). The intonation is generally good, but your speech becomes a bit disjointed in places, with unnecessary pauses between individual words.
14. Выбор центра для сдачи экзамена и его оплата
Выбор центра
Как я уже написал в начале, сдать IELTS в России на сегодняшний день возможности нет, поэтому нужно разбираться, в какой стране и в каком центре вы будете его сдавать. Каждый из центров привязан к какому-то организатору (например, IDP или British Council), про каждого организатора свои отзывы.
Почему к вопросу выбора центра надо подходить осознанно:
1. были случаи, когда людям приходилось сдавать экзамен несколько раз из-за технических неполадок в точке проведения (просто отключали свет)
2. в одних точках стабильно завышают баллы за Speaking, в других – занижают
По рекомендации, я выбрал один из центров IDP в Стамбуле.
Оплата экзамена
Перед оплатой экзамена необходимо определиться
1. в каком формате вы его сдаёте – paper-based или computer-based
2. с центром сдачи экзамена
3. с датой сдачи экзамена
Для оплаты экзамена требуется иностранная банковская карта. У меня такой не было, и я рассматривал два варианта:
1. либо попросить помочь друзей, родственников, у которых такая карта есть
2. либо воспользоваться услугой посредников в интернете (с комиссией)
В результате мне помогли родственники, и 22 ноября мы оплатили экзамен. На тот момент за экзамен нужно было заплатить 6000 турецких лир.
15. Что я делал в последние несколько дней перед экзаменом
In the last few days before the exam, it's important to chill out.
Я планировал выделить последние несколько дней на интенсивную подготовку к WT1 по ресурсам IELTS Liz и проработать все материалы с сайта на эту тему. Так получилось, что я совершенно случайно нашёл себе другую заботу по учёбе/работе, и эти дни подготовки прошли в спокойном, размеренном темпе. Помимо WT1 я также повторял лексику по карточкам Anki.
Последние 24 часа перед экзаменом
Полезный ролик на тему того, как провести последний день перед экзаменом, на канале IELTS Advantage: тык
Самый важный пункт – выспитесь. Настоятельно рекомендую взять беруши, т.к. в случае ночёвки в отеле вы не застрахованы от посторонних шумов. У меня об этом вообще отдельная история, я не мог заснуть в течение 5 часов:
- сначала на балконе какая-то деревянная доска каждые 10 секунд билась о стену из-за ветра, потому что была не до конца прибита гвоздями
- мне поменяли номер, но прямо у входа в новый была серверная, где пищал Wi-Fi роутер
- знайте, что даже в такой безвыходной ситуации вас всегда спасут ватные диски!
Не учите ничего нового
Если вы повторяете лексику, не пытайтесь запомнить ту, к которой вы не привыкли – скипайте её
Постарайтесь настроиться на английский язык (я слушал подкасты во время прогулки по городу)
Проверьте маршрут до точки проведения экзамена, чтобы на следующий день не было спешки
Бу! Испугался? Не бойся, я тот самый бонус, о котором писали в начале – деки, которые Влад использовал во время подготовки. Скачивайте их по следующим ссылкам и качайте свой vocabulary!
1. Самый первый дек, куда я добавлял все слова: https://ankiweb.net/shared/info/966060168?cb=1736842226139
2. Выражения и коллокации для спикинга: https://ankiweb.net/shared/info/1678126779?cb=1736842359721
3. Лексика для первого задания письменной части: https://ankiweb.net/shared/info/1754802547?cb=1736842492271
4. Выражения и коллокации для эссе: https://ankiweb.net/shared/info/1036364579?cb=1736842428217
17. Мой вариант IELTS
Writing
Task 1
The table below gives information about the population of Australia and Malaysia in 1980 and 2002.
Summarise the information by selecting and reporting the main features, and make comparisons where relevant.
Когда я увидел, что в WT1 не диаграмма и не карта, я обрадовался, поскольку больше всего я готовился именно к числовым данным (учил соответствующие лексику и связки). Однако, в процессе моей подготовки я не описывал подобные таблицы, поэтому выделить нужную информацию из 6 * 4 = 24 числовых значений и сжать её оказалось тяжеловато. В результате у меня ушло 25 минут на WT1 вместо 20 рекомендованных и написал я порядка 230 слов. Поскольку это задание проверяет умение не только описать представленные данные, но и сжать их, больше 200 слов в этом задании писать не рекомендуется, т.к. противном случае есть риск потерять баллы. Именно поэтому часть метрик, которые, по моему мнению, были наименее значимыми, я оставил без описания их числовых значений.
Task 2
These days many people prefer to throw broken things away, whereas in the past people used to repair and keep them for a long time.
Why is this the case?
What problems does this cause?
Такую формулировку задания можно отнести к Opinion essay. У меня оставалось 35 минут на написание эссе объемом не менее 250 слов и я сказал себе
This is where most people stop and this is why they don't win. This is what hard feels like and this is why most people can't do it.
Стратегия была следующая:
На каждый из вопросов дать общий ответ, который в дальнейшем можно было бы с лёгкостью раскрыть
Написать введение. Здесь же написать заключение, т.к. это перефраз
Раскрыть ответы на оба вопроса в двух центральных параграфах (body paragraphs)
Я писал эссе, отталкиваясь от следующих аргументов:
это следствие индустриализации (удобство в приобретении новых товаров + производители сами всё делают для того, чтобы люди покупали новую продукцию)
проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды (например, из-за свалок мусора животные вынуждены покидать свою среду обитания)
Когда я понял, что мои введение и аргументы so impressive, меня постигло вдохновение! В процессе написания BP я использовал коллокации/выражения носителей, которые раньше использовать не приходилось.
Speaking
Speaking проходил в онлайн-формате, по зуму.
Экзаменатор: Matthew (английское имя, аналог русского имени Матвей)
Part 1
Первый вопрос – “Do you work or do you study?”
Дальше вопросы про спортивные мероприятия:
- Какие виды спорта мне нравятся?
- Смотрю ли я спортивные передачи по телевизору?
- Я предпочитаю смотреть их в компании друзей или один?
- Был ли я на каком-нибудь матче?
- …
Вопросы про сны:
- Часто ли я их вспоминаю?
- Правда ли что они связаны с нашими переживаниями?
- ...
Part 2
Рассказать про недавнюю поездку, которую я хорошо помню.
Part 3
- Раньше у студентов было меньше возможностей для учёбы за границей, чем сейчас. Как я смотрю на это?
- Некоторые утверждают, что на Земле много неисследованных территорий. Как я считаю?
- Правда ли что мы должны оставить неисследованные леса/территории на Земле нетронутыми?
- Правда ли, что в наши дни на освоение космоса выделяется много средств?
- …
18. Результаты
Все звёзды, в том числе Стамбульская, сложились так, что мне попался несложный вариант с комфортными темами в двух частях Writing’а.
На следующий день, уже на обратном пути в аэропорт я получил уведомление “IELTS sonuçları erişilebilir”, что в переводе на русский значит “Доступны результаты IELTS”. Таксист-турок не сразу понял мою реакцию, но к счастью под рукой оказался Google translate, и я доходчиво перевёл ему все на турецкий. В ответ я услышал «Бейлык экмек!» (с тонким турецким акцентом).
Заключение
В нынешних условиях сдачи IELTS действительно много препятствий и рисков, однако дисциплина всегда помогала, помогает и будет помогать нам преодолевать любые трудности на пути достижения желаемого результата! Делитесь собственным опытом сдачи экзамена и подготовки к нему в комментариях.
Мои контакты:
с любыми вопросами обращайтесь в тг
следите за новостями и выходом новых материалов в моём канале
akod67
В реальной жизни для чего всё это? Поступление в ВУЗы UK?
Technounit
Не обязательно в UK. У нас в стране много вузов с английским языком обучения преподают материал лучше чем на родном. А ещё можно поехать учиться в Японию, Китай (в том числе Гонконг и Тайвань), Корею, Сингапур, Малайзию и т.д.