Приветствую всех!

Пару раз я уже показывал компьютеры, использовавшиеся в составе систем автоведения поездов. Но, как нетрудно догадаться, ими число ЭВМ, устанавливаемых на наших локомотивах и электричках, не ограничивается. Пришло время замахнуться на куда более «жирный» девайс — часть микропроцессорной системы управления и диагностики.



Итак, в сегодняшней статье поговорим о вот таком блоке, куда более навороченном, чем ранее виденные. Заодно посмотрим, что там внутри, вернём его в работоспособный вид, узнаем, на что он способен, а главное — немного прикоснёмся к технике с немецких железных дорог.

О чём это я?




Уже с середины девяностых на серийно выпускаемые в нашей стране локомотивы начали устанавливать микропроцессорные системы управления и диагностики (МСУДы, они же МПСУ, они же МСУиД).



Эти устройства сильно облегчали управление поездом и устранение неполадок — в одном месте на экране отображались практически все возможные параметры, требующие контроля.

Туда же переехало даже ранее уне раз упоминавшееся автоведение, теперь это не отдельный ящик и отдельный компьютер, как это было на более ранних системах, а дополнительный модуль в шкафу управления и софт на дисплейном блоке.



МСУДами называется целое семейство систем от разных производителей, отличающихся блоками, софтом и интерфейсом связи (где-то CAN, где-то RS-422, а где-то и совсем экзотические поездные шины типа MVB/WTB). Состоит она обычно из дисплея в кабине, шкафа управления (где находятся модули дискретного ввода-вывода, аналогового ввода и связи) и датчиков, соединённых с системами, параметры которых требуется контролировать.



В качестве дисплейного модуля на каких-то локомотивах ставились импортные блоки (Gersys, PIXY), на каких-то — отечественные (Атроник, Fastwel, ПКП «Ирис»).



Именно первый вариант мне и довелось заполучить.



Он из кабины тепловоза 2ТЭ116У. Мой блок в нерабочем состоянии, так что теперь время разбираться, что с ним не так и как его оживить.

Обзор оборудования


Вообще, как и "Автомашинист", МСУДы тянут на целую серию статей, но, ввиду того, что списывают такие блоки довольно редко, мне удалось раздобыть лишь один экземпляр. Именно его мы и будем препарировать.



А вот и он. Это Gersys BC4401, немецкий промышленный компьютер, устанавливаемый в России на тепловозы 2ТЭ116У и 2ТЭ25КМ. На передней части экран, кнопки управления, светодиоды работы клавиатуры и высокой температуры системы. Две проушины для удобного извлечения блока из корпуса.



Слот под карты PCMCIA.



С обратной стороны выполненный отдельным модулем блок питания и разъёмы подключения.



А вот и ответная часть разъёма.



Очередной ранее неизвестный мне тип коннекторов, до этого я подобных не встречал.



Часть разъёмов закрыта вот такими заглушками.

Что такое EBuLa?


Прообразом МСУДов стала немецкая EBuLa (к слову, один из разъёмов на моём блоке подписан именно так). Эта система служит для контроля соблюдения расписания движения и показа его водителю.



Те самые Gersys изначально были разработаны именно для этой системы и лишь позже адаптированы для наших реалий.



Помимо расписания система включает в себя электросчётчик и подсказчик для машиниста (аналог режима «Советчик» в российских приборах УСАВП).

А вот начинка более нового такого блока. Увы, аутентичность в Германии не любят…

Ищем распиновку


Первым делом необходимо понять, куда вообще подавать питание: ни один из контактов разъёма с корпусом не звонился, так что разобраться сходу было сложновато.



Снимем блок питания. Здесь это отдельный модуль, подключающийся к материнской плате при помощи трёхрядного разъёма DIN.



Разъём на корпусе.



Откручиваем плату. От разъёма идут три провода. Красный и жёлтый внутри ответной части разъёма соединены между собой. Они же идут далее на предохранитель. По полярности одного из конденсаторов окончательно убеждаемся, что два скрученных провода в разъёме — плюс.



Распиновка в итоге оказалась такой.

Первый запуск


Помня о том, что на корпусе было указано допустимое напряжение 24-110 В, подаём 48 В и ждём чуда. Однако блоку на это было всё равно, он упорно отказывался включаться и не реагировал ни на нажатие кнопок, ни на постукивание об стену.

Пока я думал, что я перепутал полярность или что для запуска надо жмякнуть какую-то комбинацию кнопочек, внутри блока что-то смачно хрустнуло, а из щелей пошёл белый дым. Разочарованию, конечно, не было предела: только раздобыл, а уже спалил. Да, с дисплейными блоками с ЖД мне что-то везёт не особо, тот «автомашинист» я тоже умудрился сжечь при первом же запуске (хотя и восстановил потом).



Вскрытие показало, что пациент умер от вскрытия дело не в моей ошибке — бахнул и устроил КЗ тантал.



Выпаял его и поставил на место электролит подходящего номинала.



И вот при включении блок запустился и показал картинку. Однако дальше ничего не пошло, девайс жаловался на отсутствие загрузочного устройства.



Но удалось узнать характеристики: VIA Eden на один гигагерц и 512 МБ памяти.

Внутренности


Сделан аппарат традиционно в духе немецкой техники, и с непривычки очень легко что-то отломать. Но если немного разобраться, то всё резко перестаёт казаться каким-то переусложнённым и нелогичным.



Инженеры предусмотрели обслуживание блока, когда он установлен в кабине. Достаточно провернуть два стопорных винта под Torx, и морда устройства откидывается на манер панели оператора в банкоматах.

Девайс условно можно поделить на три блока: БП, материнскую плату (в днище) и периферийную часть (дисплей). В откидной части также располагаются разъём клавиатуры PS/2, оптический привод и жёсткий диск.



Плата на «дисплейной» части.



Кабель высокого напряжения от инвертора. Инвертор этот расположен прямо на той же плате, куда втыкаются привод и винт.



Клавиатура тоже порадовала: она только кажется псевдосенсорной, как на микроволновке, на деле же под плёнкой скрываются обычные кнопочки.



Кронштейн. Он позволяет зафиксировать крышку в одном из положений, дабы она не стукнулась экраном об пульт. Для того, чтобы сделать детальные фото начинки блока, я его открутил.



Материнская плата. Отчётливо видны процессорный модуль, место под платы расширения PC/104-Plus, отвалившуюся батарейку BIOS, а также многочисленные кнопки, переключатели и светодиоды. Материнка утыкана ими по всей площади. Уверен, возможностей у неё очень и очень много, но документации никакой нет, так что поковыряем её как-нибудь в другой раз. А пока что продолжим разборки с загрузкой.

HDD


Само собой, подозрение пало на жёсткий диск. Оно и понятно — вибрация и тряска в кабине локомотива не способствуют долгой работе. К тому же блоки эти обычно выключают не через завершение работы, а просто щелчком автомата на задней стенке кабины.



Сняв серую пластмасску, получаем доступ к диску.



А вот и он. Это Toshiba MK8050GACE объёмом 80 ГБ.



По виду он ничем не отличается от обычного HDD от ноута, но если поискать по названию модели, то разница станет понятна — этот диск заявлен как automotive grade, то есть разработанный специально под условия эксплуатации с высоким уровнем вибраций.



У меня нет информации о том, в чём же заключаются конструктивные отличия таких дисков от обычных, но кое-что можно увидеть, уже сняв плату: вместо отвратительного решения с жёсткими иглами, втыкающимися в лужёные контактные площадки, тут гермоблок связан с платой при помощи нормального разъёма.



Один из выводов разъёма откушен. Судя по тому, что на этикетке было написано «pin removed», это не баг, а фича специальное конструктивное решение.



Осмотрев разъём и не найдя каких-то повреждений, решил попробовать подключить винт к ПК. На удивление, он нормально определился. На единственном разделе оказалась чистая Windows XP и тот самый тепловозный софт. На всякий случай снял с диска образ при помощи dd.



А вот SMART ожидаемо не лучший: сказываются условия эксплуатации. Но диск-то рабочий и наверняка ещё может поработать. В чём же дело?

BIOS


Со входом в BIOS всё оказалось сложно: PS/2 клавиатура при втыкании её в порт на крышке заставляла блок непрерывно пищать после нажатия любой клавиши, а обе USBшные, что были у меня дома, просто не работали. Причём не работали они как-то странно: с одной из них блок просто не реагировал на нажатие кнопок, а с другой даже удалось зайти в BIOS, но после этого комп зависал. Проблему решил самый неожиданный вариант: PS/2 клавиатура, воткнутая в USB-переходник.

В BIOS и выяснились странные дела: если воткнуть диск, то отваливаются все устройства на этом IDE, в том числе и привод. Если же оставить только привод, то всё ожидаемо работает, однако грузиться, разумеется, не с чего.

CD-ROM


Подумалось, что имеет место какой-то конфликт двух устройств и что если снять привод, то всё оживёт. Со вздохом снова открываю крышку и откручиваю всю дисплейную плату.



Отключаю шлейфы и снимаю её. Теперь можно снять и дисковод. Сажаем плату на место, вставляем винт. Запуск, момент истины… HDD снова не видится.



Очень странные дела. Прозвонив все контакты и убедившись в отсутствии замыканий, а также перепробовав все IDE HDD, какие удалось найти дома, положительного результата так и не добился. Опять разбираем, прикручиваем на место привод, собираем.

RTC


Следующим предположением было то, что диск не определяется из-за того, что компьютер не запоминает настройки BIOS. Сомнительная мысль, но одну брендовую «четвёрку» я когда-то оживил именно заменой батарейки умершего «далласа» RTC. Чем чёрт не шутит, возможно, местному BIOS тоже жизненно необходимо запоминать параметры HDD, дабы с него грузиться.



Чтобы добраться до батарейки, снимем USB-плату. Под ней видим слот Compact Flash.



Батарейка установлена на отдельной плате.



Как я понимаю, менять предполагалось не элемент питания, а модуль в сборе.



Трёхвольтовой литиевой батарейки в виде бочонка у меня не нашлось (а тионилхлоридные на 3,6 В не подошли бы), так что припаял обычную, благо она была под рукой.



Увы, эффекта это не возымело: блок упорно сообщал об ошибке RTC при запуске. За кадром я попробовал тионилхлоридный элемент, новую CR2032, один 18650, две последовательно соединённые батарейки AA, однако реакции на это не было никакой, настройки BIOS сбрасывались при каждой перезагрузке. Epic fail. Учитывая, что при перезагрузке снимается питание с контакта запуска БП (то есть по сути каждый раз блок совершает «холодный» запуск), мне так и не удалось с ним ничего достичь. Возможно, всему виной трещина в плате или какой-то другой дефект, который я проглядел (судя по тому, что батарейка была оторвана, материнка вполне могла испытать парочку жизненных ударов).

Compact Flash




Как мы помним, помимо IDE0 под USB-платой есть и контроллер IDE1, отведённый под Compact Flash и PCMCIA. Само собой, сразу появилось желание попытать счастья с ним. Втыкаем карточку, собираем, грузимся… и она успешно определяется! Вот только привод опять отвалился. Жёсткий диск же своего существования так и не проявил.



На флешку при помощи dd записал образ диска БСГД (просто потому что он был под рукой). К немалому удивлению, карта произвела своё магическое действие, и на экране появилась картинка. Разумеется, прибитый к разрешению того экрана софт отображается криво, но блок грузится и даже что-то отображает.

Can it run Doom?


Поскольку Windows установить не получается (если накатить её на флешку, она выработает ресурс перезаписи в момент), попробуем что-то сделать под DOS.





У меня нет железнодорожного софта под DOS, поэтому накатил на карту памяти Doom, прописал его в AUTOEXEC.BAT, настроил кнопки управления, и вот результат.



Хоть что-то в этом блоке отлично работает.

Тепловозный софт


Запустить винду не вышло, значит, взглянем на софт отдельно. Накатил на виртуальную машину чистую Windows XP и запустил это приложение там.



Судя по количеству файлов *.OCX и куче картинок, написано это приложение на ActiveX.



Запускаем.



В духе продуктов «большого» IT здесь даже есть тёмная тема!







Ещё скриншоты.



Ради интереса запустил Windows XP с Live USB и открыл софт там.

Что же в итоге?


По сравнению с ранее рассмотренными девайсами немецкий блок оказался на порядок более крутым. Но, увы, вероятно, из-за ударной нагрузки и вызванной ею трещины в плате (слишком уж много никак не связанных между собой неисправностей) полноценно запустить его не вышло. Впрочем, даже в таком состоянии он очень круто выглядит и наверняка ещё будет мною где-то применён.

Было бы очень интересно найти софт от других электровозов или тепловозов или даже (но это вообще будет везением на миллион) образ с немецкого блока.

Такие дела.



Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале



Читайте также:

Комментарии (52)


  1. Vad344
    17.01.2025 08:14

    Прекрасный троллейбус из чёрствого хлеба.


  1. AndreyDmitriev
    17.01.2025 08:14

    написано это приложение на ActiveX

    Йоу, да это же National Instruments Measurement Studio.

    Вот эти контролы в NI LabWindows/CVI:

    Там цвета и дизайн чуть подрихтованы, но в общем эти градиенты на кнопочках и индикаторах ни с чем не спутаешь. Они же и в LabVIEW используются, но в данном случае наличие ocx и cwui.ocx и cwvisa говорит о Measurement Studio. Если в свойства заглянуть - там должно быть видно:

    В принципе неплохая штука, там GUI весьма быстро набрасывается, плюс через visa все коммуникации с железками очень легко реализуются, практически "из коробки". Но в данном случае легаси, конечно же, знатное.


    1. MaFrance351 Автор
      17.01.2025 08:14

      Теперь понятно...

      Но в данном случае легаси, конечно же, знатное.

      Впрочем, разрабатывался этот софт, ориентировочно, в 2005-2006 году (серийный выпуск 2ТЭ116У начался в 2007). Так что на тот момент было довольно таки актуальное решение...


      1. Arioch
        17.01.2025 08:14

        гм... но иконка, подписанная "displEy" - это иконка Delphi 7, "по умолчанию" для новых программ, которая была выпущена в 2001 году, и многими считается "золотой эрой", наиболее проработанной "чистой" версией, до того, как они "потеряли себя" и начали метаться из стороны в сторону. Хотя лично мне всегда больше нравилась Delphi 5/1999

        Что, конечно, не значит, что программу разрабатывали только в 2001 году и только на D7, могли потом и более новую Delphi 2005 например использовать, а иконка просто осталась в настройках проекта

        и да, в ActiveX/OCX Delphi прекрасно умела, по некоторым оценкам даже лучше, чем сам Microsoft


        1. AndreyDmitriev
          17.01.2025 08:14

          А кстати, да, верно. Я участвовал в проекте в конце девяностых, где весь итерфейс был на четвёртом-пятом Дельфи, а общалась программа с картой захвата от NI, мы использовали библиотеку IMAQ и всё прекрасно работало. Возможно какой-то умелец выдернул ocx контролы и вкорячил их в Дельфи, с этим там всё было нормально. Что ж, тем интереснее этот проект. В Германии, кстати, Дельфи весьма активно использовалась в промышленности в начале века.


          1. Arioch
            17.01.2025 08:14

            какой-то умелец выдернул ocx контролы

            В смысле "выдернул" ? там не надо ничего "выдёргивать", это их цель, чтобы ими легко и просто все пользовались.

            Вообще всё это лезет из древней мечты 1970-х годов, что программ (и файлов) быть вообще не должно, что программы (и файлы) - это неудобный и непонятный атавизм. А должны быть документы, которые собраны как конструктор из компонентов. АйФоны пытаются эту иллюзию воссоздать поверх файлов и программ (насколько помню, тупо нельзя без геморроя один и тот же видеофайл смотреть разными плеерами - каждый плеер видит только свои документы, сиречь файлы в его личной папке), и Андроид в ту степь тоже, к сожалению, плавно съезжает.

            И для этих компонентов придумали множество стандартов... CORBA, SOM, COM/OLE2/OleAuto... это только на "писюках", а что было на всяких там Ваксах и мейнфреймах - наверное ещё больше.

            Собственно, в объектах типа OLE Container в Windows до сих пор хранятся осколки этой мечты, причем в некоторых случаях - старые 16-битные, и недокументированные. Kогда правительство США прогнуло майков и заставило документировать - они некоторые поля а структуре прописали как legacy, из которых не нужно читать и в которые нельзя писать. Возможно, они к тому времени честно так думали, потому что забыли, но части Windows до сих пор теми полями пользуются. Полгода назад писал парсер этого дела и пришлось в это нырнуть.

            Мечту эту по сути убил гадкий Xerox, когда придумал Ethernet - толку делать красивый LEGO-документ, если на соседнем компьютере в сети он тупо не откроется, потому что какого-то компонента не хватит? А Интернет уже контрольный выстрелил.

            Простейший пример - удаляем с компьютера Acrobat Reader, потому что он тормозной и дырявый. Чтобы читать PDF хватит Sumatra, или любого Хромонога, или Firefox, или ещё десятка просмотрщиков, в том числе даже в Windows 8 искаропки был свой "modern application" для чтения e-book, до выхода Edge 1.1. Казалось бы вообще никаких проблем... но OLE-документы перестают открываться, потому что внутри контейнера не файл - такого понятия нет вообще! - а кусок Акробата в его недокументированном внутреннем формате. Компонент-с...

            Майкрософт попытался эту рану залечить, придумав две вещи для стандарта ActiveX:

            • лицензии - каждый компонент должен уметь работать в бесплатном read-only режиме, и (платном или бесплатном) режиме редактора

            • автоматический поиск в интернете и установку

            Последнее особенно понравилась вирусам, которые тут же начали упаковываться в ActiveX-формате и MSIE их сам находил и устанавливал. В последний раз я такую установку видел в Windows MEdia Player при попытке проиграть видео WMV - уж как, казалось бы, можно подцепить, но не в пассивном же видеофайле, а вот так!

            Но в целом это "не взлетело" в том виде, о котором мечтали с 1970-х. Зато взлетело в более узком виде "библиотека красивых кнопочек и клёвых стрелочек".

            Как только твои виджеты NI будут установлены в Windows - любая программа может их себе разместить на окошке. Например, Delphi :-)

            То есть "выгрызать" ничего не надо - они изначально были предназначены, чтобы легко и просто встраиваться в любую программу. Максимум - надо может быть было купить или сломать лицензию.


            1. Ilirium
              17.01.2025 08:14

              Классные у вас воспоминания. Я какое-то время ради интереса ресерчил про COM и схожие технологии, интересная штука, много полезных вещей решала (и решает). Например, C++ не имеет стабильного ABI, поэтому очень сложно было бы писать либы, в т.ч. системные, чтобы все фичи С++ можно было бы использовать в сторонних программах при использовании этих уже скомпилированных либ. А так, за счет COM (OLE, ActivX и т.п.) все это решалось.

              Современный мир все равно пришел к некоему аналогу компонентов - это Web API в виде RESTfull и JSON. И документ у нас тоже есть - Document Object Model (DOM), в одной страничке html мы можем показать и использовать компоненты/виджеты из совершенно разных сервисов.


              1. Arioch
                17.01.2025 08:14

                к некоему аналогу компонентов... RESTfull и JSON

                только не REST, а SOAP - stateFUL объекты (и он на XML :-) )

                а REST (и HTTP вообще) - это как раз противоположность OOD, это аналог pure function из функциональных языков, хотя к ним state тоже всякими извращёнными способами прибивают, но по изначальной задумке никаких данных, кроме переданных в запросе (в параметрах вызова функции), не должно было быть


            1. AndreyDmitriev
              17.01.2025 08:14

              В смысле "выдернул" ? там не надо ничего "выдёргивать", это их цель, чтобы ими легко и просто все пользовались.

              Я чуть не так выразился, просто NI никогда ничего не поставляла для Дельфи, равно как и для того, "чтобы все пользовались", эти контролы предназначались для её собственого поделия CVI/LabWindows, ну и как расширение для микрософтовской Visual Studio, всё это небесплатно к тому же. Но в деталях я могу ошибаться, это было двадцать лет назад. Потом Measurement Studio на .NET переехала, но я не пользовался в активной разработке, в основном я использую LabVIEW и совсем чуть-чуть CVI. Сейчас эти контролы в форме WPF есть, стоят от четырёх сотен евро в год, надо бы глянуть, но десять гигов качать лень, да и не обновлялось там ничего с 2019 года, видимо продукт потихоньку помирает.


  1. action5
    17.01.2025 08:14

    Зачетная тема!

    Недеюсь кто-то из сообщества сможет поделиться про жесткий диск.

    1. Что это за странное automotive grade для хдд. может спец микропрограмма.

    2. Для чего выкушен один из контактов в HDD?

    Для автора. по поводу батарейки. Вы когда писали что оторвана батарея я думал это именно большая оторвана. (даже фотку увеличил) Ну вот вы не написали пробовали ли именно ее подключить\заменить?


    1. MaFrance351 Автор
      17.01.2025 08:14

      Оторвана именно та, которая на одном контакте болталась. Я её запаял, но эффекта это не возымело. Потом припаял на её место CR2032, а затем (за кадром) ещё несколько элементов питания, толку ноль.


      1. zatim
        17.01.2025 08:14

        Выкушенный контакт - это ключ. Этот разьем полностью повторяет распиновку "большого" IDE. А у того как раз есть ключ в этом месте. Только он очень редко используется. Точнее, встречается на очень древних девайсах. Мне только раз или два попадался шлейф где этот коючевой контакт был заткнут заглушкой или был глухим.

        Обычно для правильного сочленения используется ключ на пластике.


        1. MaFrance351 Автор
          17.01.2025 08:14

          Хотя, казалось бы, на IDE 44-pin есть уже один даже не выкушенный, а заведомо неустановленный контакт-ключ.


          1. zatim
            17.01.2025 08:14

            А, пардон, я его и имел ввиду. Выкушенный не заметил. Можно по распиновке ide выяснить что это за пин.

            Загуглил, это

            IOCS16#— разрешение16-битных операций. Обращение ко всем регистрам, кроме регистра данных, всегда 8-битное. ДляPIO Mode 0, 1, 2 при активном сигналеобращения 16-битные, при неактивном — 8-битные. Для PIO Mode 3, 4 и DMA все обмены 16-битные, кроме дополнительных байтов(выходящих за границу 512-байтного сектора) «длинного» считывания и записи. Начиная с ATA/ATAPI-3 не используется.


  1. poulch
    17.01.2025 08:14

    Влажность и перепады температуры все убивают. Что не в герметике и не под лаком. Мне тут перепали 4 системы видеонаблюдения которые стояли в теплых и влажных ЦТП всего 2 года... камеры живы тк они уличного исполнения, а вот из 4х видеорегистраторов trassir живы остались полтора. из 4х 4ТБ хардов тошиба S300 сурвайленс тоже можно считать полтора живых. Причем у регистраторов дохнут хард и порт sata. Иногда второй порт оказывается рабочим,а иногда нет. Обидно жутко. Есть регистратор который стартует, но оба порта sata мертвые... а перепаивать-реболить bga корпуса там очень неудобно и не факт что это поможет,а не дефекты в плате уже.


    1. MaFrance351 Автор
      17.01.2025 08:14

      Вот как раз про это говорил полгода назад. Управляющий комп сгнил, а залаченную плату было достаточно просто помыть и просушить, и всё.


  1. poulch
    17.01.2025 08:14

    селяви. всякие тепловозы на улице стоят до -35 -40 градусов. как ехать так прогрев. как прогрев - все железное в конденсате будет. делать стараются все герметичное, под лаком, с подогревом иногда... а готовые комповые модули этож заграничная бессвинцовая пайка и фиг отлачишь уже.у меня брат начальник участка по радиомонтажу милитари грейд. так часто новые микросхемы реболить приходится на свинцовые шары чтобы все прошло тесты и работало как надо.


  1. AlexGfr
    17.01.2025 08:14

    Windows XP на CompactFlash работает нормально, только очень медленно


    1. Arioch
      17.01.2025 08:14

      мммм.... почему медленно, это же фактически SSD с IDE-разъёмом ?

      у мамы был любимый микро-ноут, Samsung Q40, с рядом уникальных фишек

      • процессор Intel Core 1 (кроме самсов такие только у эппла были)

      • сменные аккумы с кнопкой "показать заряд", это круто было

      • 1,8-дюймовый диск со скоростью 300 кб/сек (да, как у дискеты и CD-ROM 2x)

      Последнее было очень плохо, и даже ещё хуже. И вот как-то в Москве какая-то контора выбросила 60GB CF карточку по цене SD, я тут же позвонил, правда ли? да, правда, тут же съездил и купил. Вообще в магазе было 2 карточки, надо было заморочиться с "купить и перепродать" (реально в то время огромные и неудобные CF уже использовались только в профессиональных фотокамерах, без всякого смысла, чисто по традиции, и должны были продаваться по оверпрайсу раза в 4 больше нормальных MMC/SD - явно деффачка какая-то лоханулась составляя прайслист). Через пару дней жаба победила и я позвонил, хотел купить вторую - но они уже цену исправили.

      А вот дальше была грусть, SanDisc (кажется это они были) обновили прошивку и утёкшиие служебные программы не работали, а без них не грузилась штатная WinXP - требовала дать ей диск. Ставить Висту на то железо смысла не было, а пиратку XP Emb искать - тем более. Ноут хотелось оживить в оригинальном виде, но увы... Поставил линух, но мама не захотела учить другой хром, потребовала новый ноут - и оказалось что её любовь ("ты ничего не понимаешь в ноутах! он красненький!!!") была неверной и скоротечной... Так и лежит не помню где.

      А если бы в CF-карточке была старая прошивка - всё могло бы кончиться иначе :-D


      1. Ilirium
        17.01.2025 08:14

        почему медленно, это же фактически SSD с IDE-разъёмом ?

        В те времена устройства на флеш-памяти были медленными, если вспомнить всякие первые SD и флешки. Современные SSD/NVME устройства намного быстрее, я не могу сказать точно, что было изменено, не слежу за этим, но насколько понимаю, в них и технологию самой памяти отточили (и изменили) и архитектурно они по-другому устроены, типа намного более быстрые контролеры, работающие параллельно.


        1. Arioch
          17.01.2025 08:14

          но ведь и винчестеры в CF-размере (1,8", например IBM такие делала) скоростью ну совсееем не отличались.

          а CF в середине 2000-х (а в статье как раз про это время и говорится) уже уехал в luxury-сегмент профессионального фото-видео, и там упор был именно на скорость записи

          поэтому навскидку я бы предположил, что хорошая дорогая CF-карточка того времени уделает современные ей IDE HDD (особенно 2,5" ноутбучные, но и 3,5" тоже - какой формат в том компостере автор не написал) так же, как сегодняшние SATA SDD уделывают SATA/SAS HDD (которые с тех пор тоже стали быстрее, пусть и нет так сильно )


          1. Ilirium
            17.01.2025 08:14

            Предметно не могу поспорить, нужно искать и сравнивать, какие скорости были типовыми в те времена.

            Винчестеры CF-размере не отличались скоростью - ну значит сам интерфейс не был ограничением. А вот сама флеш память и контроллеры могли быть ограничением. Опять таки, я не могу утверждать точно. Возможно и были очень быстрые CF не уступающие тем винтам по скорости.


            1. MaFrance351 Автор
              17.01.2025 08:14

              Возможно, какая-нибудь industrial-grade CF могла бы подойти.


            1. Arioch
              17.01.2025 08:14

              сам интерфейс не был ограничением

              интерфейс там был обычный самые Parallel ATA он же E-IDE

              вот не буду спорить, IDE-40 или IDE-80. Исторически было 40 контактов (точнее, кажется, 39+ключ или 41 + ключ, не считал) и в шлейфах 40 толстых жил, и позволяло это режимы до UltraDMA-33 (то есть 33 МБ/сек)

              Когда компьютерные винчестеры в это уперлись, плотность пластин так выросла что в оптимальном режиме "читаем все сектора подряд, клонирование диска или чтение одного огромного файла", то появились шлейфы с 80 тонкими жилами, в тех же разъёмах, скорее всего просто каждый второй провод подключался к земле, чтобы гасить помехи. И появились новые режимы UltraDMA-66 и UltraDMA-100. И даже, кажется, теоретически UltraDMA-133, но это не точно. Во всяком случае на практике с таким не сталкивался, а вот "сотка" была даже в самых дешевых дисках и материнках.

              Для сравнения, первый провод SATA был 150 МБ/сек - быстрее параллельного, но не намного. Правда он выигрывал индивидуальностью, со старыми проводами типовой косяк дешёвых контор был экономией на проводах. На один IDE-провод вешали не только винчестер, но и самый дешевый CD-ROM, который ни в какие UDMA не умел - и он утягивал весь провод до своего максимального режима (а ему много не надо), в итоге и HDD работал на скорости этой дешевой оптики. Но если два скоростных устройства вешать на один шлейф, а два медленныз на другой - то было нормально. В применении к тепловозу - вопрос к разводке материнской платы, оба контакта внутри могут приходить на один общий вход микросхемы - или на два разных. Если удалось хоть как-то запустить XP сразу с диском (любым) и оптикой - можно в Диспетчере Устройств в режиме "устройства по подключению" найти эти диски и увидеть в одном он порту или разных. Но если гадать, я предположу, что немцы не экономили в дорогом компе на мелочах и развели на разные порты, так что и это тут не проблема.

              Разумеется, как правило большие десктопного размера 3,5 винчестеры были быстрее ноутбучных 2,5. Но были и исключения - полусерверные WD Raptor с бешеной скоростью шпинделя. Там был уменьшенный размер, чтобы диск центробежной силой не порвало. У меня был один такой, и впечатления остались плохие. Стоил конски, а сдох оооочень быстро. Кажется (но это не точно) рапторы перестали делать ещё до появления SSD.

              В общем, не в интерфейсе дело однозначно, если мы про 2000/XP, и даже виста с ранней семёркой вполне бы работала.

              А вот сама флеш память и контроллеры могли быть ограничением.

              Если бы это было в середине 90-х или хотя бы в начале 2000-х - то я бы поверил. Но не в 2005. Насколько помню - к тому моменту в бытовом дешевом сегменте CF проиграл разгромно. Там оставались только MMC/SD и извращение Sony Memory Stick. CF-карточек по бытовой цене не существовало в принципе. Только люксовый сегмент, по запредельным ценам и для професионального фото-видео, а там как раз первым требованием было запись несжатых фото или слегка сжатых (не тянули тогда процессоры чего-то серьёзного) видео до полного исчерпания места.

              Поэтому не буду спорить про надёжность, про "протереть дырку во флэшке" - тут хз. Но как раз скорость в CF-карточках должна была быть отличной, потому что это было их последнее пристанище, покупатели с лопающимися кошельками, которые простят всё, кроме плохой скорости.


  1. dlinyj
    17.01.2025 08:14

    Самые неприятные проблемы железа - это не когда полностью не работает, а вот так моросит. Тут работает, тут нет. Я всё же списывал бы такое на конденсаторы.

    Спасибо за статью


  1. Ianalis
    17.01.2025 08:14

    Класс, ждём запуск дума на яндекс станции


  1. yudelex
    17.01.2025 08:14

    Все системы с которыми вы столкнулись до сих пор катаются в поездах и, видимо, будут замещаться другими, т. к. элементная база для ремонта стала очень дорогой, а некоторая так и вообще подсанкционная. Если попадется блок БР-7М, обязательно приобретите в коллекцию. Это, по сути, одноплатник. Там уже ARM и Linux. На борту есть gsm-модуль, gps-модуль, 2 слота для SD карт, USB, Ethernet. Он не управляет подвижным составом, только регистрирует параметры и может конфигурировать любой блок в системе. Пришел на замену блоков БР-3С которые писали параметры локомотива и его движения на внешний носитель - картридж по интерфейсу 1-wire. И БР-7М и БР-3С по сути, это электронные самописцы.


    1. MaFrance351 Автор
      17.01.2025 08:14

      БР-3С - это маленький чёрный со светодиодным индикатором?

      БР-7М и БР-3С пока не попадались. Есть только блок аналогичного назначения от электропоезда, тоже бочонок туда втыкается.


      1. yudelex
        17.01.2025 08:14

        БР-3С - это маленький чёрный со светодиодным индикатором?

        Да.

        Есть только блок аналогичного назначения от электропоезда, тоже бочонок туда втыкается.

        Что на шильдике этого блока написано?
        Бочонок - это БНИ (Блок накопления информации). Там внутри NAND на 128 Мб и МК для реализации 1-Wire.


        1. MaFrance351 Автор
          17.01.2025 08:14

          Что на шильдике этого блока написано?

          РПДА ММ-8


          1. yudelex
            17.01.2025 08:14

            Ясно. Более современный аналог регистратора параметров движения ММ-5. Если можно, фото передней панели, может помогу чем.


            1. MaFrance351 Автор
              17.01.2025 08:14

              Почти такой же, как БР.


              1. yudelex
                17.01.2025 08:14

                Хм... Значит не аналог.


  1. muxa_ru
    17.01.2025 08:14

    То есть, это просто обычный писюк, да?


    1. MaFrance351 Автор
      17.01.2025 08:14

      Да, только промышленный.


  1. Javian
    17.01.2025 08:14

    если воткнуть диск, то отваливаются все устройства на этом IDE, в том числе и привод.

    Загадочно. Вроде все возможные варианты перепробованы и сильно напоминает действие перемычки master/slave/CS, если она установлена неправильно при двух устройствах на шлейфе.


    1. MaFrance351 Автор
      17.01.2025 08:14

      Хотя странно. Без привода та же история...

      Вообще, как вариант, можно подрубить бокс для HDD вместо привода. Если диск не определится, то дело точно в BIOS и RTC. Но такой штуки у меня для проверки нет.


      1. yudelex
        17.01.2025 08:14

        А какое напряжение на "родной" батарейке? Например, БСГД-1 не запускается без батарейки. А еще, у него выходит из строя сам процессорный модуль и очень быстро высаживает батарейку в 0. Если у вас на "родной" батарейке тоже 0 В, то я бы проверил токопотребление от новой. Еще, в БСГД-1, например, в настройках BIOS есть специфические прерывания, которые как раз и отвечают за работу периферии. Может и в этом блоке так же.


        1. MaFrance351 Автор
          17.01.2025 08:14

          Три вольта было. В биосе всё, что хоть как-то могло повлиять, тыкал.


  1. Byteler
    17.01.2025 08:14

    Теперь и ЖД релейные шкафы жечь нет нужды! 8-)


  1. xjr358
    17.01.2025 08:14

    Спасибо за интересную статью!


  1. Garrrry
    17.01.2025 08:14

    погуглил, стоит такой от 670 000 руб за штучку, poisktenderov.ru/item/223/32211236921/
    впечатляет за VIA Eden 1.00GHz,
    а какое назначение у оторванного зелёного аккумулятора на юсб плате ( с наклейкой 2022) ?


    1. MaFrance351 Автор
      17.01.2025 08:14

      Такое же, как и у батарейки BIOS в обычном компьютере.

      А 2022 - год плановой замены.


  1. Nick0las
    17.01.2025 08:14

    Спасибо за статью, интересно было почитать. Если биос не работает ни с одной батарейкой есть подозрение на обрыв на плате. Я бы проверил, сохраняют ли время часы. И если не сохраняют нужно искать обрыв где эти 3в идут на чипсет. Диск может быть не виден из-за обрыва или КЗ линий на шине IDE. Но это не точно.


    1. MaFrance351 Автор
      17.01.2025 08:14

      Неа, часы не держат.


      1. Nick0las
        17.01.2025 08:14

        Значит 3в от батарейки до чипсета не доходит. Там может быть нетривиальная схема перехода с питания от БП на батарейку. Нужно смотреть.


        1. MaFrance351 Автор
          17.01.2025 08:14

          Там ещё внутри некогда был аккумулятор резервного питания. Справа от материнки стоял.

          Но его там нет уже много лет...


      1. yudelex
        17.01.2025 08:14

        Кстати, в таких промкомпах встречается дефект в разъеме процессорного модуля на материнке. Возможно, через этот разъем как раз питание не приходит на RTC.


  1. tormozedison
    17.01.2025 08:14

    Тёмная тема там не дань моде. А чтобы ночью глаза оставались приспособленными к темноте. На современных трамваях тёмная тема на внутрикабинных дисплеях включена постоянно, чтобы переключать не требовалось.


    1. MaFrance351 Автор
      17.01.2025 08:14

      Да. Оно так и называется - ночной режим.

      Но большинство машинистов его никогда не выключают.


  1. OrtoXylene
    17.01.2025 08:14

    у меня есть тонкий клиент Dell wyse Cx0, там такой же процессор. В самом клиенте установлена обрезанная тонкоклиентская XP (кстати тема оформления там красивая, не такая как в обычном ХР), но я его использовал пока только под дос (загрузка с усб-флешки) для ретро игр. SBemu даже работает.

    под обычный ХР я драйвера для него нашел и сохранил. В качестве жёсткого диска внутри DoM на 2 Гб, я прикупил запасной на 8, на него ХР хочу установить.


  1. Astroscope
    17.01.2025 08:14

    Кабина тепловоза настолько сурова, что правильно не запускать Doom на пульте из кабины, а запускать кабину тепловоза в Doom'е.