Конец 18 века ознаменовался бурным развитием воздухоплавания. По дороге, проложенной братьями Монгольфье ринулись десятки, если не сотни, конструкторов и изобретателей. Их проекты были смелыми, оригинальными, хотя нередко – трудновыполнимыми или вовсе фантастическими.
Франц Ксавье Леппих родился в 1778 году в Баварии. Учился в школе монахов-августинцев (и был выгнан оттуда «за трюкачества»). Занимался плотницким делом. Служил в английской армии, дослужился до майора, женился на богатой дворянке Анне фон Фосс и наконец смог целиком отдаться тому, к чему лежала душа – изобретательству. Первую известность ему принес новый музыкальный инструмент «панмелодиокон», дававший некие доселе неизвестные музыкальные тона. С ним он начал гастролировать по всей Европе. Во Франции он подарил свой инструмент императрице Марии-Луизе, получив таким образом шанс присесть на уши самому Наполеону. Ему Леппих предложил невероятно амбициозный проект – управляемый аэростат, способный нести и сбрасывать на противника разрывные снаряды. Конструктивно управляемый аэростат Леппиха представлял собой шар с гондолой, оборудованной машущими крыльями, прикреплёнными особыми пружинными рессорами. Оболочка шара имела каплевидную форму длиной 57 м и максимальным диаметром 16 м. Оболочка удерживалась сеткой с обручем, к которому подвешивалась гондола размером 20 на 10 м. Экипаж воздушного судна должен был состоять из 40-50 человек, часть из которых были гребцами, а часть — солдатами, сбрасывающими на противника пороховые фугасы через люк в центре гондолы.
Наполеон смелость конструкторской мысли не оценил, у него вообще к техническим новинкам было какое-то странное отвращение. Леппих получил решительный отказ. Кроме того, ему строжайше запретили любые эксперименты с воздухоплаванием, а потом и вовсе настоятельно попросили из Франции. Леппих переносит свою мастерскую в Германию, где предлагает тот же проект Фридриху Первому. Дотошные немцы собрали научную комиссию из трех профессоров. Изучив чертежи и отдельные готовые детали воздушного корабля комиссия вынесла решение, что в целом они соответствуют заявленной цели, но вот способность такого корабля к полету выявит только практический эксперимент. То есть – вроде не липа, но хрен знает что выйдет. Попутно комиссия отметила хорошую квалификацию Леппиха как механика и математика. Дальше история становится всё интереснее. Леппиха вызывают в полицию, где приказывают не покидать страну, о своем проекте не болтать и вообще проявлять революционную бдительность. Враг не дремлет, стукачи повсюду. Попутно за ним начинает следить французская агентура – а ну как всё-таки чего построит? Но уже через месяц ситуация меняется на противоположную. Король Фридрих изучил доклад учёной комиссии, не впечатлился и Леппиху было приказано свернуть все работы и покинуть страну в 10 дней. Именно в этот момент изобретатель попадает в поле зрения Российской Империи.
В апреле 1812 года российский император Александр Первый получил секретное донесение из Германии.
«Леппих обещал мне построить пятьдесят таких воздушных кораблей в течение трех месяцев… По сделанным доселе расчислениям, наиудобнейшие воздушные корабли могут вмещать в себе 40 человек и поднимать 12 000 фунтов. В числе артиллерийских предметов, коими он хочет снабдить себя, ожидает он особливо большого действия от ящиков, наполненных порохом, которые, брошены будучи сверху, могут разрывом своим, упав на твердые тела, опрокинуть целые эскадроны».
В записке предлагалось тайно вывести изобретателя в Россию для постройки упомянутых воздушных кораблей. Канцлер Румянцев направил в Германию агента с бланками российских паспортов, но тот опоздал. Спасаясь от кредиторов и французской разведки Леппих с подмастерьями бежали в Мюнхен, где получили в русском представительстве поддельные австрийские паспорта. С ними они пересекли Баварию, Австрию и Польшу и наконец встретились с российским агентом в Луцке (в составе Российской империи с 1795 г.). Кто искал сюжет для авантюрного романа – пользуйтесь.
Под мастерскую Леппиха выделили павильон в усадьбе Воронцово. Место обнесли высоким забором, выставили охрану. Общее руководство поручили генерал-губернатору Москвы графу Ростопчину. С мая 1812 года в павильоне закипела работа. Из лучшего шелка сшивались огромные оболочки аэростатов, плотники готовили гондолы, постепенно разрастался штат, Леппих изобрел более эффективный способ получения водорода. Кутузов всерьез рассчитывал на применение летучих кораблей в войне с Наполеоном. В общем, всё бы хорошо, вот только аэростат категорически не летел. В июле были запланированы генеральные испытания, так же окончившиеся неудачей, при этом, что на проект Леппиха были потрачены просто колоссальные средства. Из доклада графа Ростопчина императору 22 августа 1812 года:
«…С прискорбием извещаю ваше величество о неудаче Леппиха. Он построил шар, который должен был поднять 50 человек, и назначил час, когда должен был подняться… Прошло 5 дней, и ничего не готово. Вместо 6 часов он употребил целых 3 дня, чтобы наполнить газом шар, который не поднимал и двух человек… Большая машина не готова, и, кажется, надо отказаться от возможности извлечь из неё ту пользу, которую ожидали... Менее всего можно пожалеть об 148 тысячах рублей, потраченных на изготовление шара. Леппих— сумасшедший шарлатан…»
Перед самым вступлением французов в Москву лабораторию Леппиха эвакуировали сначала в Коломну, а потом в Нижний Новгород. Захватившие Москву французы обнаружили в Воронцово обгоревшие остатки каких-то устройств, бутыли с химикатами и остатки пороховых зарядов и приняли их за «поджигательные машины». По обвинению в поджогах Москвы, они расстреляли 16 жителей ближайших деревень.
Как ни странно, после эвакуации Леппиху всё же дали возможность продолжить работы, чем он и занимался до 1813 года. В сентябре ему наконец удалось поднять в воздух сильно уменьшенный вариант аэростата, но сил гребцов для сколько-то управляемого полета не хватало. После этого все работы было приказано прекратить. Еще год Леппих осаждал императора Александра просьбами о продолжении экспериментов. Наконец, в 1814 году он вместе с семью подмастерьями уехал в Германию. Там он купил поместье (видимо из московских тысяч рублей к рукам что-то да прилипло), где создал новую мастерскую и продолжил работу над управляемым аэростатом уже на свои средства, впрочем, так же безрезультатно. Через 5 лет он продал поместье соседям и уехал в Австрию. На этом его следы теряются.
Можно с достаточной долей уверенности сказать, что Франц Леппих был не шарлатаном, а скорее безумным изобретателем с идеей-фикс, дорвавшимся до казенного финансирования. К постройке аэростата он подходил серьезно и добросовестно, производил массу расчетов, опыты с химикатами и с моделями воздушных шаров. Другой вопрос, что поставленная им цель на том этапе развития науки и техники была недостижима. Мягкие оболочки аэростата не выдерживали объем водорода, необходимый для подъема огромной гондолы с гребцами, бомбами и прочим оборудованием. Эту проблему полноценно решат лишь через 100 лет в аэростатах жесткой конструкции графа фон Цеппелина. Мускульной силы было совершенно недостаточно для движения даже под углом к ветру. И тут аэронавтике придется еще 100 лет ждать появления достаточно легких и мощных двигателей внутреннего сгорания.
Автор: Дмитрий Шуман
Комментарии (3)
Proscrito
18.01.2025 11:30В том, что авантюрист женился на деньгах, ничего особо удивительного нет. Это довольно банальный эпизод для истории. Выдающейся его историю делает сочетание авантюризма и реальной увлеченности инженерным делом. Научно-технической грамотности ему не хватило для совершения прорыва, но найти финансирование для своего увлечения он сумел. Благодаря жилке авантюриста. Сперва, будучи военным, захомутал себе состоятельную супругу, на чьи деньги начал заниматься занимательной механикой. Правда, она быстро скончалась и тесть выгнал его из дома, после чего снова пришлось искать финансмрование. Власти Франции и Германии его оценили верно (хоть немцы и не сразу), не только денег не дали, но и из страны выперли. Зато в России он нашел землю обетованную. Не только выделили бюджет без адекватной экспертной проверки и дали распилить его, не только не посадили после этого, но и продолжили финансировать. И позволили вывезти капитал за границу. Когда во Франции аннулировали ордер на его арест после войны, он туда вернулся при деньгах.
Для авантюриста он был действительно неплохим инженером, но мошенником он был намного лучше. При удачных обстоятельствах он мог бы стать Стивом Джобсом. Но родился не в то время и не в том месте.
MountainGoat
Хорошо быть дирижаблем!
Всюду дирить острым жаблем!
Вот это кажется куда более невероятным достижением, чем всё описанное в статье.
VT100
Так женился то - не плотник, а майор британской армии.