Введение
Прошло порядка 14 лет, когда я первый раз услышал от проджекта «Давай сделаем SEO-страницы и уберем их куда-то, чтобы пользователи их не нашли». Прошло 14 лет и было ощущение, что эта тенденция воспринимать SEO как-что «для роботов» уже прошла и все всё понимают. Но в последнее время часто слышу:
«Зачем добавлять столько много карточек, это же поисковикам нужно, подумай про людей»
«При составлении ТЗ на SEO основной путь пользователя не трогаем»
«При составлении ТЗ на SEO первые три экрана не трогаем»
«Мы вам для SEO блог и FAQ сделали, вот там делайте SEO»
«Вы карточки товаров не трогайте, оптимизируйте что-то другое»
и так далее
Основная тут мысль, что отношение к SEO тут как тому без чего вроде как и нельзя, ведь трафик нужен, но при этом — это хочется куда-то спрятать и убрать от глаз людей. Причем чаще такое можно услышать не от клиентов, а скорее от коллег, которые также участвуют в процессе работы над сайтом.
Давайте разбираться откуда такие стереотипы и действительно ли SEO — это что-то только для роботов?
Откуда взялись такие стереотипы о SEO?
За весь период своего существования SEO прошло много этапов и часто оно граничило с попытками сыграть на несовершенстве алгоритмов поисковых систем, чтобы попасть в топ-10.
В какой-то период для попадания в топ требовалось писать большие «простыни текста» с использование большого количества ключевых слов, потом покупать ссылки, сейчас актуально имитировать клики по запросам на страницы сайта из результатов поиска.
Несколько утрированный пример такого SEO-текста из справка Яндекса ниже:
В последнее время проблема переоптимизированных текстов особенно актуальна. Переоптимизированные тексты (которые по-английски можно назвать over-optimized texts или over-optimized content), или тексты с запросами, часто используются для оптимизации сайтов. Переоптимизированные тексты помогают поместить на сайт большое количество ключевиков (ключевых слов, целевых запросов), по которым сайт продвигается. Поэтому сейчас активно используется такая процедура как продвижение переоптимизированными текстами. Что такое продвижение переоптимизированными текстами, спросите вы. Если вы никогда раньше не пробовали продвижение переоптимизированными текстами, вы все равно наверняка знаете, что это такое. Ведь создать текст со словами из запросов несложно, нужно просто как можно чаще употреблять ваши ключевики в тексте. Бытует мнение, что продвижение текстами или текстовую оптимизацию (переоптимизацию) можно также использовать для повышения позиций вашего сайта в выдаче. Чтобы продвинуть свой сайт (страницу сайта, документ) по целевому запросу, попробуйте употребить слова запроса в тексте на странице сайта максимально возможное количество раз. Размещать переоптимизированные тексты на сайте можно по-разному: переоптимизированный текст на главной странице внизу наверняка не будет заметен пользователю. Продвижение переоптимизированными текстами, переоптимизированные тексты использование – не самая простая процедура, но в то же время и не самая сложная. Результаты продвижения текстами с ключевиками, однако, могут оказаться неожиданными.
Думаю многие клиенты шли на компромисс, что «если - это позволит повысить продажи, то давайте разместим этот текст». Но при этом оправданно негодовали, что их сайт визуально портится за счет размещения там таких текстов.
Использование подобных текстов породило ощущение, что очевидно такие тексты не для людей, а для роботов. Отсюда и общее убеждение, что все SEO - это только для роботов.
Те же SEO-ссылки были клиенту не так заметны, поскольку размещались на сторонних сайтах, но аналогично они проставлялись не для пользователей, а для более высокого ранжирования в поисковых системах.
Еще одна тема, когда клиент предполагал, что у него на сайте будет 5 страниц, где 3 услуги, остальные контакты и о компании. Но SEO-специалист выдал рекомендации, где указано, что и 3 оказываемых услуг надо сделать 20 страниц на сайте. И отсюда возникает желание у проджекта, дизайнера, клиента эти страницы куда-то визуально спрятать от пользователя.
Все эти моменты усугубляются тем, что работу ведет специалист без должной квалификации и опыта, а клиенту очень сложно понять экспертом перед ним или же специалист без большого опыта и только с теоретической базой. От этого все описанные проблемы умножаются в стократно.
Так SEO — это все-таки про роботов или про людей?
В практической реальности все работы по SEO можно разделить на две части:
делается чисто для роботов поисковых систем
делается и для людей, и для роботов
Действительно SEO-специалисту так или иначе требуется проделывать работы, которые нужны только роботам, а не людям:
указывать регион, где оказывает услуги компания клиента, чтобы получить бонус в позициях в этом регионе
контролировать индексацию и переобход страниц сайта
получать на сайт обратные ссылки, по которым не ходят живые пользователи и потенциальные клиенты
контролировать, чтобы основная информация была в текстовом виде, поскольку у поисковиков проблемы с пониманием о чем страница, если на ней нет никаких текстовых подсказок для него
и так далее
Но при этом гораздо больше работ, которые SEO-специалист в 2025 делает как для людей, так и для роботов:
анализирует спрос и пытается понимать какая потребность стоит за поисковыми запросами
анализирует какой контент и функционал нужен на странице/сайте, чтобы пользователь, попав на него, решил там свою проблему
формирует структуру сайта под спрос, чтобы пользователь не тратил много время, а попадал на страницу, где решается конкретно его узкая проблема, а не отправляют на общий каталог в поисках нужного товара/услуги
готовится текст, который должен органично вписаться в дизайн страницы и быть информативным, то есть сообщать новую и дополнительную информацию о специфике бизнеса компании, которая поможет пользователю принять решение о покупке.
SEO-специалист мыслит не только позициями и трафиком, но и далее по воронке: а что с заявками по этому трафику? А эти заявки переходят в реальные продажи и сколько вообще клиент зарабатывает с канала SEO? Это мышление порождает необходимость формировать ТЗ на повышение конверсии сайта.
и так далее
Если подытожить, то на сегодня SEO — это больше про развитие и доработку сайта, его улучшение, опираясь на статистику и данные поисковых систем. Яндекс и Google тратят огромные ресурсы и финансы на повышение качества результатов поиска (иначе человек туда больше не вернется - > падение доходов с рекламы и отток из других сервисов поисковика). В топ-10, особенно в конкурентных нишах, находятся страницы, которые уже неплохо решают задачу пользователя.
Когда SEO-специалист формирует ТЗ, то он опирается на статистику поисковиков, на конкурентов в топ, поэтому рекомендации уже изначально делаются для людей. Мы смотрим на конкурентов и пытаемся понять какой контент и функционал должен быть на странице, чтобы люди также решали проблему. Дополнительно сюда накладывается ценность продукта клиента и профит — получается не слепое копирование, а попытка сделать еще более качественное решение проблемы, чем у конкурентов в топ.
Выводы
SEO в 2025 — это больше про продукт, про развитие сайта, про решение проблем пользователей. Но при этом как и ранее остается часть отрасли, когда имеет место быть имитация улучшений (например, накрутка поведенческих факторов), чем реальное развитие сайта. Но так или иначе долгосрочное сотрудничество и развитие на несколько лет вперед — это все-таки про SEO, которое реально помогает улучшать сайт и пользовательский опыт.
Делитесь своим мнением в комментариях или задавайте вопрос на канале.