Предисловие
Всё началось в далёком 2004 году, когда я учился в СПб ГУ ИТМО на кафедре Прикладной и компьютерной оптики (ПиКО). Однажды на лекции по "Основам оптики" преподаватель рассказал о голографии. Эта тема меня сразу увлекла, и, несмотря на то, что многое тогда было непонятно, проявленный интерес не угас до сих пор. Помню, как лектор объяснял свойства голограмм, а так же привел схему связывающую параметры записи с типом получаемых голограмм: Габора, Лейта и Упатниекса, Денисюка и другие (рис. 1). Это был тот не редкий момент, когда: «Очень интересно и ничего не понятно».
Позже, в магистратуре, у меня сменился научный руководитель, и когда нам сообщили, что теперь мы будем заниматься голографией, я понял – это судьба. Мне повезло попасть к Сергею Николаевичу Корешеву, доктору технических наук, профессору, и я до сих пор помню нашу первую встречу в Государственном оптическом институте имени С. И. Вавилова (ГОИ). Он предложил несколько тем для диплома, но одна из них – "Синтез голограмм"– сразу привлекла моё внимание. Впрочем, Сергей Николаевич сразу предупредил: "Олег... или мы с Вами разругаемся через полгода, или Вы защитите кандидатскую работу". В итоге, в 2011 году я стал кандидатом технических наук.
Начало пути
Проект был разделён на два направления: теоретическое – определение оптимальных параметров схемы синтеза голограмм, и практическое – разработка программы для их синтеза.
Работа началась в 2006 году, когда GitHub ещё не существовало, а доступ к исходному коду и необходимым библиотекам был крайне ограничен. Приходилось искать информацию в книгах, научных статьях и редких публикациях.
Однако в доступных материалах отсутствовали примеры кода, которые можно было бы использовать в качестве основы. Поэтому нам пришлось разрабатывать инструменты и алгоритмы практически с нуля, экспериментируя и проверяя каждую гипотезу.
Если вам интересны только промежуточные результаты, следующий раздел можно пропустить.
Алгоритм синтеза голограмм
Изначально предполагалось использовать плоские голограммы-проекторы в фотолитографии. Поэтому для создания алгоритма синтеза был выбран метод вычисления комплексного вектора электромагнитного поля – он давал меньше приближений по сравнению с методами Фурье и Френеля на малых расстояниях и при большой апертуре (см. схему "Границы применения моделей дифракции" [3]).
Метод описывает физические процессы при регистрации реальной голограммы. Его суть сводится к вычислению для каждой точки голограммы комплексной амплитуды голографического поля, формируемого всеми точками исходного объекта.
При синтезе в плоскости голограммы интерферируют волновой фронт от объекта и опорная волна. При этом, восстанавливающая волна должна направляться в "обратном направлении", чтобы на фоточувствительной пластине формировалось исходное изображение (см. подробнее о мнимом и действительном изображениях [2]).
Рассмотрим случай, когда виртуальный транспарант освещается когерентным пучком, падающим перпендикулярно его поверхности. Таким образом, транспарант можно представить в виде набора точечных когерентных источников света с одинаковой фазой. Тогда набег фазы от источника до точки голограммы (1) будет зависеть от расстояния между ними (l), описанного выражением (2):
где λ – длина волны, u, v и x, y – коордиаты на голограмме и транспаранте соответственно, а h – расстояние между этими плоскостями.
Если предположить, что координаты точек объекта и голограммы u, v, n, m могут принимать лишь целочисленные значения, то можно получить выражение (3), описывающее комплексную амплитуду электромагнитного поля в произвольной точке на поверхности голограммы – g(u,v).
где t(n,m) – коэффициент пропускания фотошаблона по амплитуде. На рис. 4 представлено графическое отображение данного выражения.
Представим опорную волну в виде параллельного пучка, падающего под углом Θ. Исходя из геометрии задачи (рис. 5), можно определить зависимость фазы опорного пучка на поверхности голограммы от координат и угла наклона (4):
Далее для каждой точки голограммы складываются комплексные амплитуды электромагнитного поля опорного пучка и излучения, прошедшего через транспарант. В результате будет получен массив общих комплексных амплитуд для каждой точки голограммы необходимый для ее отображения и печати. После возведения каждого элемента выборки в квадрат, будет определен набор интенсивностей точек голограммы.
После расчета голограмма может быть нанесена на какой-либо физический носитель и восстановлена. При использовании генераторов изображений, отображающих только две градации, необходимо произвести бинаризацию. В данной работе она осуществляется способом, описанным выражением (5):
где t – уровень бинаризации. Преимущество бинарной голограммы в сравнении с серой голограммой заключается в возможности упрощения практического отображения голограммы на носителе, а также в большей дифракционной эффективности.
Для проверки созданного алгоритма и исследования влияния параметров синтеза на формируемое голограммой изображение был реализован алгоритм восстановления. Причем в первом прототипе для надежности был выбран другой алгоритм, нежели при синтезе.
Метод восстановления изображения с помощью преобразования Френеля является параксиальным приближением интеграла Рэлея–Зоммерфельда [3, 4]. Основой этого метода является вычисление интеграла Френеля, который описывает распределение интенсивности в плоскости изображений. Преобразование Френеля для двумерного объекта при этом принимает вид (6), а его дискретное представление – (7).
Промежуточные результаты
В результате была реализована программа, в которой с помощью изображения задавалась структура светящегося объекта, а так же такие параметры как расстояние между плоскостями голограммы и изображения, разрешение, угол падения опорного пучка и другие [4].
На рис. 6 представлен интерфейс программы с изображением синтезированной голограммы точечного источника света. Далее на рис. 7 приведен более сложный объект «уголки», а так же его голограмма в тоновом («сером») и бинарном виде.
При этом на рис. 8 представлены исходный объект и варианты восстановления его «серой» и бинарной голограммы при различных углах паления.
PS: Благодарю Сергея Николаевича за поддержку, науку и наставничество, а также всех коллег и преподавателей, кто помогал на этом пути.
PSS: Так же выражаю благодарность @Arashi5 за помощь в подготовке статьи.
Продолжение следует.
Список литературы:
Корешев С. Н. Основы голографии и голограммной оптики: учеб. пособие — Санкт-Петербург: СПБГУ ИТМО, 2009. — С. 11
Кольер Р. Беркхарт К. Лин Л. Оптическая голография — М.: Мир, 1973. — С. 631, 29
Домненко В.М., Бурсов М.В., Иванова Т.В. Моделирование формирования оптического изображения — Санкт-Петербург: СПБГУ ИТМО, 2011. — С. 19
Никаноров О.В., Иванов Ю.А., Корешев С.Н. Программный комплекс для синтеза и цифрового восстановления голограмм-проекторов/ Научно-технический вестник ИТМО, — Санкт-Петербург: СПБГУ ИТМО, 2009. — С. 42-47