
Привет, Хабр. Сегодня поговорим про амбициозные планы компании Doogee на российском рынке. Как многие из вас знают, свою официальную деятельность в России Doogee начала с 2016 года, открыв фирменный магазин и организовав склад продукции для ускорения доставок заказов. Но… устройства бренда и до этого можно было приобрести на маркетплейсах, среди которых полюбившийся многим AliExpress.
В частности, смартфоны Doogee снискали популярность за емкие аккумуляторы (от 10 000 мА·ч), rugged-защиту по стандартам IP68/IP69K и MIL-STD-810G/810H (регламентируют защиту от падения, погружения в воду, экстремальных температур). Однако главной киллер-фичей является дополнительная функциональность: встроенные инфракрасные термометры, лазерные дальномеры, ночное видение, ультрафиолетовые сенсоры, барометры. Такие модели подходят для применения путешественниками в полевых условиях, проведения спасательно-поисковых работ и не только. Замечу, что некоторые модели поставляются с разблокированным загрузчиком, поддержкой кастомных прошивок и открытым доступом к исходникам, что привлекло внимание энтузиастов и разработчиков. |
А что у Doogee сейчас? Спустя 9 лет… Какие планы, технологии, направления развития? Мне удалось узнать об этом из первых уст, практически в формате эксклюзива. Под конец апреля я порывался попасть на выставку «Связь-2025», да все не было веского повода: то проектов вагон, то по бытовым делам надо вопросы решать. Но тут звонит мне давняя коллега, и… пока мы с ней болтали – выяснилось, что она работает на стенде Doogee, который развернут как раз таки на выставке «Связь-2025». Что ж…, я нашел это отличным поводом повидаться со старой знакомой, завести новые знакомства и, черт возьми, все же выбраться на саму выставку, не откладывая это дело в долгий ящик под названием «ну-у-у…, как-нибудь на следующий год, раз в этот раз не получилось».
Собрался, поехал! Шел последний день выставки, но оно того стоило. Пока прогуливался по Экспоцентру, встретил многих знакомых из IT-сферы и, наконец, добрел до стенда Doogee. Очень удачно, что там были не только отечественные представители компании: мне довелось познакомиться с Эриком Хи – менеджером по маркетингу из Китая, который отвечает за продвижение бренда на российском рынке. «У кого как не у него спрашивать про планы компании Doogee в нашей необъятной?» – подумал я, и сразу уточнил у своей знакомой есть ли возможность пообщаться с Эриком в приватном формате и без лишних ушей? Тем более я давно не писал больших материалов на свой сайт и на Хабр, а тут такой повод появился.
Так что готовьтесь: дальше будем говорить о тепловизорах, суровых защищенных смартфонах и не менее суровых мужиках, которые знают, зачем им батарея на 22 000 мА·ч и как отремонтировать проводку в доме с помощью смартфона. Да, и про поиски кошки тоже будет упомянуто. Как говорится, не переключайтесь и добро пожаловать!

Смартфон – детям не игрушка! Это инструмент для взрослых…
Мы с Эриком расположились в дальнем конце выставочного стенда. Оказалось, что он работает в компании Doogee относительно недавно, чуть больше года, и отвечает за расширение присутствия бренда в России. К слову, в своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что китайские компании редко открывают российские офисы: как правило, все вопросы отдаются на решение дистрибьюторам. Так было и с Doogee… поначалу. В разговоре Эрик сразу отметил, что смартфоны Doogee всегда продавались на территории РФ. Только раньше их реализовывали онлайн, на различных маркетплейсах, а весь околорекламный движ возлагали на плечи «Марвел-Дистрибуции». А вот решение об официальном выходе компании на российский рынок офлайн было принято примерно полтора года назад.
«Все это время велась подготовка: устанавливались связи с дистрибьюторами, намечались оффлайн-каналы продвижения. Визит на выставку – очередной шаг в этом направлении. А наш приход в Россию – это продуманная и подготовленная стратегия, не экспромт, не спонтанное решение», – говорит Эрик.
Особую теплоту нашему общению придал чай, который неожиданно предложил нам троим коллега Эрика. Так наша беседа превратилась в некоторое подобие чайной церемонии, которая, согласно китайским традициям, идеально подходит для дружеского общения.
Динамика российского рынка смартфонов за последние годы Как утверждают аналитики одного крупного банка, в 2022 году смартфоны китайских брендов впервые превысили 50% общего объема продаж. При этом спрос на противоударные смартфоны в июне-июле 2022 г. вырос на 300%. Например, только Doogee за первое полугодие продал 12 тыс. смартфонов на общую сумму 193 млн. руб. В 2023 году устройства китайских брендов составили 79% общего объема смартфонов, импортированных в Россию. В деньгах же показатель составил около 50%. В прошлом, 2024 году рынок смартфонов в России вырос в деньгах на 6% (до 721 млрд рублей), но снизился в штуках на 3%. В частности, за первое полугодие 2024 года доля китайских смартфонов в штуках составила 80,5%, а в денежном выражении – 48,7% и осталась примерно на уровне 2023 года. Такие данные приводит группа М.Видео-Эльдорадо. В целом, как утверждают аналитики GS Group, сегодня смартфоны достигли того уровня технологического развития, при котором ими можно пользоваться на протяжении достаточно долгого времени и не испытывать никаких неудобств. При этом большинство игроков рынка пока не предлагают прорывных идей, ради которых пользователи были бы готовы поменять свой привычный исправный смартфон на новый. |
Экспансия Doogee на российский рынок кажется логичной, как с точки зрения геополитики, так и технологической конъюнктуры. Во-первых, после ухода с российского рынка ряда производителей смартфонов снизилось конкурентное давление. Во-вторых, в России растет спрос на устройства для экстремальных условий, охоты, туризма и промышленных задач. На это указывает тот факт, что российские ретейлеры (Ситилинк, Wildberries, DNS) все чаще включают в топ продаж модели с защитой IP68/69 и емкими аккумуляторами.
А еще после 2022 года наблюдается бум активного отдыха и поездок по России, включая охоту, рыбалку, горные маршруты, северные регионы – все это требует надежной электроники. Да и современные пользователи смартфонов больше ориентируется на утилитарную ценность, выносливость и реальную производительность, а не на бренд. С учетом этих факторов и укрепления торгового и логистического взаимодействия между Китаем и Россией, нетрудно догадаться, что Doogee движется в верном направлении.
«В этом году мы хотим громко заявить о себе, – рассказывает Эрик, – Мы дополним уже существующую онлайн-торговлю полноценными офлайн-магазинами, начнем активные продажи широкой гаммы наших устройств, поставим и решим некоторые маркетинговые задачи. Первая из них – стать заметными на российском рынке, познакомить потребителей со своим УТП. Мы не будем начинать с каких-то маленьких шажков, мы официально выйдем на российский рынок и займем на нем достойное место».
Что ж…, планы амбициозные, но осуществимые. В прошлом году я уже принимал участие в выводе одного китайского бренда аксессуаров на отечественный рынок, поэтому понимаю сложности столь масштабного процесса. Здесь важна не только слаженная работа команды продажников, но и грамотная маркетинговая поддержка, которую и осуществляет Эрик в России. В его зону ответственности входит формирование политики продвижения бренда и презентация новых продуктов, которая позволит дать им успешный старт.
«Наша цель – стать брендом №1 в сегменте защищенных смартфонов в России – продолжает Эрик. Но и в массовом сегменте мы тоже хотим быть узнаваемыми. Мы не делим рынок на «любителей кирпичей» и «гиков», мы делаем универсальный инструмент и пойдем к своей цели широкими шагами. У нас серьезные намерения».
Тут я не упускаю возможность напомнить про конкурентов, ведь не одним Doogee мир полнится. Среди китайских брендов, которые представлены в РФ, есть и другие защищенные смартфоны. Эрик и сам отмечает, что своими соперниками компания считает Oukitel, Ulefone и Blackview. Впрочем, у Doogee есть некая заявка на победу.
По словам Эрика, один из элементов стратегии Doogee – насыщение рынка аппаратами с теми же самыми фичами, которые есть у профессиональных защищенных смартфонов от Oukitel и Blackview. И если последние позиционируют их, как нишевый продукт, то Doogee предлагает свои смартфоны со схожей функциональностью широкому кругу обычных пользователей. То есть, они так же хорошо защищены, но созданы для повседневных целей. Именно это и пытается донести мне Эрик. Что ж…, я не понаслышке знаком со смартфонами компании, и у меня нет повода не верить в успех компании на рынке: это здорово, что защищенные устройства станут доступнее, да еще и в формате прямо здесь и сейчас.
«Когда мы проводим маркетинговые исследования, мы сравниваем себя не только с прямыми конкурентами, но и с такими брендами, как Poco, Infinix и т.п., которые хоть и не являются защищенными устройствами, но при этом находятся на волне мейнстрима ввиду своей практичности и доступности», – отмечает Эрик.
…но всякий ли взрослый купит?
И вот тут начинается самое интересное. Очевидно, Эрик намекает, что целевая аудитория Doogee изначально шире, чем у конкурентов. Но кого конкретно компания видит покупателем своих устройств? Путешественников, туристов, персонал промышленных объектов, техноэнтузиастов? Возможно…, даже молодое поколение?
«И те, и другие, – отвечает Эрик, – Но в первую очередь это активные мужчины в возрасте от 16 до 50+ лет. Те, кто хочет, чтобы смартфон не разваливался после падения на асфальт и не требовал свидания с розеткой каждый день».
Дальше последовали перечисления сфер применения, из-за чего в моей голове сразу возник образ эдакого чернобыльского сталкера, в чьем рюкзаке непременно есть телефон с тепловизором. Среди клиентов компании Эрик назвал туристов-экстремалов, строителей, охотников, рыбаков, спасателей, военных, электриков и просто уставших от хрупких стеклянных «лопат» городских жителей. Удивительно широкая ниша, если задуматься. В последнее время, по словам Эрика, к ним добавилась новая категория пользователей – «синие воротнички»: люди рабочих профессий, промышленники, которым действительно нужен инструмент, а не имиджевая игрушка. Тепловизор, камера ночного видения, мощная подсветка, барометр, датчики движения – все это активно используется ими в своей работе.

Впрочем, среди особенностей новых моделей, которые компания Doogee привезла на выставку, Эрик подчеркнул не только камеру ночного видения и тепловизор в одном устройстве. Емкость аккумуляторов существенно увеличилась до 22 000 мА·ч, а в некоторых устройствах есть даже встроенный проектор, позволяющий смотреть фильмы прямо на стене палатки. Ну…, или можно вывести изображение прямо на отвесную поверхность скалы.
Про защиту уровня IP68/IP69K и MIL-STD-810H я уже упоминал выше (в телефонах защищенного класса она как бы по умолчанию всегда есть), а дополняют ее противоударные бамперы на торцах. А самое интересное, что аппаратная начинка не уступает брендовым флагманам, так что любители поиграть в требовательные мобильные игры (а не в казуальные головоломки) во время длительных авиаперелетов не останутся расстроенными.

Начинка, прошивки и локализация
Время шло, чай был выпит (он, кстати, оказался очень ароматным и вкусным!), со стенда уже убрали все экспонаты, а мы все никак не могли наговориться. Не дожидаясь моего вопроса, Эрик рассказал об источнике комплектующих: «У нас завод полного цикла и собственное подразделение R&D (Research and Development). Число полученных компанией патентов – сотни. Мы не просто собираем изделие из готовых наборов – мы разрабатываем свои смартфоны с нуля».
Как я понял, они тоже закупают отдельные компоненты на стороне. Но из покупных узлов создается некая авторская комбинация, направленная на решение конкретной задачи пользователя. Например, не просто ставится камера ночного видения, а выбирается самая лучшая, после чего к ней добавляется какая-то дополнительная функция. Не ради галочки, а ради пользы. По словам Эрика, доступность разработок конкурентов приводит к тому, что технологическое соревнование переходит из категории «изобрести что-то новое для клиента» в категорию «скомпоновать известное для наибольшей выгоды клиента».
«А что с прошивками? Как часто будут выходить обновления? Будете ли работать с кастомными сообществами?» – поинтересовался я. Ответ, правда, был весьма обтекаемым. Эрик напомнил, что Android обновляется ежегодно, и инженеры Doogee, естественно, отслеживают выпуск апдейтов. «А вот фирменные фичи вроде управления тепловизором и RGB-подсветкой – это наши собственные приложения. Есть уникальные интерфейсные решения, фирменные темы». Что касается кастомных прошивок – увы, пока говорить о них рано. В компании знают, что присутствует интерес со стороны комьюнити, но R&D сфокусированы на закрытом цикле разработки. «Открыть исходники мы пока не готовы», – говорит Эрик. Зато локализация для российского рынка сделана неплохо – поддерживаются все российские частоты, сделан локализованный интерфейс… Но вот установить поисковик от «Яндекса» они забыли… И поняли это только здесь, на выставке. Как сказал мне Эрик, работа в этом направлении будет продолжаться.

Пока мы разговаривали, нас несколько раз прерывали будущие российские партнеры – в частности, речь шла о планах открытия московского сервисного центра. Правда, пока еще не принято окончательное решение – обсуждается либо сервис от дистрибьютора, либо приезд к нам китайских специалистов. Вопрос был важный, и к его обсуждению присоединился CEO компании Doogee Чао Шин. Стало ясно, что пора и честь знать…
Я попросил Эрика на прощание пожелать что-нибудь будущим российским покупателям телефонов от Doogee. «Могу точно сказать одно, – ответил он, – куда бы вы не отправились, наш смартфон будет надежным помощником и в путешествии, и в обычной жизни. Подстрахует вас в любом приключении!». Чао Шин, слышавший наш разговор, с улыбкой добавил старую китайскую пословицу: 事实胜于雄辩 – «Факты говорят громче слов». Что ж, ждем фактов – в магазинах, обзорах и походных рюкзаках. Я думаю, будет интересно.
Комментарии (23)
Yoti
13.05.2025 17:46Ответ, правда, был весьма обтекаемым.
Сколько не встречал такого рода китайских устройств, проблем всегда было ровно две: доступность запчастей и прошивка...
Sergey-Fox Автор
13.05.2025 17:46Доступность запчастей и качество прошивки — традиционно слабые места многих китайских брендов, особенно в «защищённом» сегменте. Но как раз эти вопросы мы отдельно поднимали в интервью с Doogee:
По словам Эрика, компания делает акцент на стабильность и долгосрочную поддержку, в том числе за счёт отказа от избыточного «кастомного лаунчера» в пользу близкой к AOSP оболочки на некоторых моделях. Также подчёркивается поддержка OTA-обновлений и открытость части устройств для энтузиастов.
Что касается запчастей: у компании в планах запуск официальных сервисных центров в России с поставками оригинальных комплектующих и обучением техников. Это потенциально должно снизить зависимость от серого рынка.
Всё, конечно, покажет практика. Но сам факт, что эти вопросы компания осознанно выносит в приоритет, уже можно воспринимать как шаг в сторону зрелости бренда.
p.s.: В целом, если комментарии под этим материалом позволят собрать некоторую обратную связь по конкретным проблемам с прошивками и совместимости на прошлых моделях смартфонов Doogee, ее можно будет передать напрямую представителям бренда. С учетом их планов, это как раз тот случай, когда у комьюнити есть шанс повлиять на улучшения :)
Yoti
13.05.2025 17:46в том числе за счёт отказа от избыточного «кастомного лаунчера» в пользу близкой к AOSP оболочки на некоторых моделях
Проблема не в наличии кастомного лаунчера, а в том, что там частенько встречается кривой и просто отсутствующий перевод.
И, опять (см. ниже) же, "некоторых моделей". Я бы не стал рекомендовать бренд/производителя, если несведущему человеку нужно досконально изучать весь модельный ряд в поисках "того самого".
Также подчёркивается поддержка OTA-обновлений
Это стандартный функционал Андроид.
открытость части устройств
То есть для заинтересованных людей (фанатов, энтузиастов и т.д.) они делают только часть устройств?
запуск официальных сервисных центров в России с поставками оригинальных комплектующих и обучением техников
В России существует более 1100 только городов. Они откроют столько СЦ? Куда интереснее официальный онлайн-магазин с доступными по цене и наличию запчастями.
Sergey-Fox Автор
13.05.2025 17:46Проблема не в наличии кастомного лаунчера, а в том, что там частенько встречается кривой и просто отсутствующий перевод.
Вы абсолютно правы: это действительно больное место у многих производителей, особенно на нишевых моделях. Кастомный лаунчер сам по себе — не проблема, если он доведён до ума, но в реальности бывает иначе. В интервью речь как раз шла о том, что Doogee постепенно уходит от избыточных UI-надстроек в сторону «чистого» Android, где таких багов становится меньше. Но да..., пока не на всех устройствах.
И, опять (см. ниже) же, "некоторых моделей". Я бы не стал рекомендовать бренд/производителя, если несведущему человеку нужно досконально изучать весь модельный ряд в поисках "того самого".
То есть для заинтересованных людей (фанатов, энтузиастов и т.д.) они делают только часть устройств?На текущем этапе Doogee не обещает полной унификации, и в принципе это разумно: рынок защищённых устройств всё ещё экспериментальный. Открытые загрузчики, исходники, кастомизация — да, пока это касается ограниченного круга моделей, чаще ориентированных на энтузиастов и B2B-сегмент. Иначе говоря, не Pixel, но уже не «глухой» blackbox.
Это стандартный функционал Андроид.
Справедливое замечание. Однако, на практике, среди многих ODM-брендов именно наличие хоть какого-то обновления через полгода — уже нетривиально, особенно в бюджетном и rugged-сегментах. Уточнение об OTA в интервью — скорее сигнал, что компания не оставляет поддержку сразу после релиза. Но, безусловно, практика важнее деклараций.
В России существует более 1100 только городов. Они откроют столько СЦ? Куда интереснее официальный онлайн-магазин с доступными по цене и наличию запчастями.
Да, сервисных центров на 1100+ городов никто открывать не будет. Скорее всего они будут только в крупных городах (а поначалу, возможно, только в столице). А вот вопрос о формате онлайн-магазина с запчастями я перенаправил Эрику и его коллегам напрямую в Doogee, попросив рассмотреть эту идею как потенциально более жизнеспособную модель. Если такая модель распространения появится (по типу Alldocube, Pine64, Framework и пр.) — это действительно может изменить восприятие бренда в техническом сообществе.
Yoti
13.05.2025 17:46Bы мeня злoвeщe-дoлиннo пугaeтe. Тeкcт, нaчинaющийcя c coглaшeния c coбeceдникoм и coпpoвoждaющимся рacширeнным пoяснeниeм бeз кaких-либo эмoций (нaпpимep, смaйликoв) нaвeвaeт oщyщeния бeceды c нeйpoceтью. Oчeнь хoчy oшибaться, нo вы тoчнo нe DеерSееk? И я oткрoвeннo нe пoнимaю, кaк oткpытый зaгpyзчик oтнocитcя к B2B. Oни нaoбopoт вceгдa xoтят чтo-тo мaкcимaльнo "зaпecoчeннoe" для ceбя.
Sergey-Fox Автор
13.05.2025 17:46Oчeнь хoчy oшибaться, нo вы тoчнo нe DеерSееk?
Ахахахаха ) Не переживайте ) Я не DeepSeek ) Просто вы поднимаете серьезные темы, и я максимально на серьезных щщах отвечаю на замечания в комментариях ) Да и в целом не в моем стиле скатываться в банальные споры или начинать эмоциональные качели. Предпочитаю вести нейтральное общение, либо начинать диалог на позитивной ноте, начиная с согласия с собеседником. Это всё следствие чтения книг по психологии общения, что называется :D
И я oткрoвeннo нe пoнимaю, кaк oткpытый зaгpyзчик oтнocитcя к B2B. Oни нaoбopoт вecгдa xoтят чтo-тo мaкcимaльнo "зaпecoчeннoe" для ceбя.
Что касается открытого загрузчика и B2B — тут скорее речь не про классические корпоративные закупки, а про узкие ниши: кастомные решения для промышленности, встраиваемые терминалы, инженеров с задачами «собрать прошивку под свои условия». Да, это пограничный кейс. Но, возможно, именно такие ниши и подталкивают вендоров иногда оставлять "дырочку" для энтузиастов. Хотя в мейнстримовом B2B, конечно, всё по-честному "запесочено" ;)
p.s.: Спасибо, что подключились к обсуждению ) И не думайте, что только нейросети за это благодарят. Блин, до чего я дожил: меня уже не первый раз подозревают, что я нейросеть :D Что же дальше то будет? Простите за оффтоп, но мне всё это напомнило ситуацию: я тут пару месяцев назад прогонял старые публикации через AI-детекторы (а публикации писались в те времена, когда еще никаких нейросетей не было), так вот AI-детекторы тоже определили, что тексты эти с вероятностью в 50% написала нейросеть. Вот тогда стало страшно мне. Походу я нейросеть, ё#т )Yoti
13.05.2025 17:46Просто вы поднимаете серьезные темы, и я максимально на серьезных щщах отвечаю на замечания в комментариях
Я действительно пишу ответы исходя из своего скромного жизненного опыта, например работы в ремонте техники.
Это всё следствие чтения книг по психологии общения, что называется :D
Это как после прочтения книги "Лёгкий способ бросить курить" мне захотелось пойти и, наконец, (попробовать) покурить.
я тут пару месяцев назад прогонял старые публикации через AI-детекторы
Старых публикаций, увы, скорее всего просто не читал.
Sergey-Fox Автор
13.05.2025 17:46Это как после прочтения книги "Лёгкий способ бросить курить" мне захотелось пойти и, наконец, покурить.
Понимаю. Она мне тоже не помогла ))) Зато необходимость отвечать на комментарии в корпоративных блогах Хабра, когда работаешь с клиентами, не хуже книг по психологии общения приучает сдержанно и сухо отвечать на комментарии, чтобы не вызвать бурления )
Старых публикаций, увы, скорее всего просто не читал.
Да, это я к слову вспомнил. Проверял то, что когда-то писал для Kingston (до их ухода с рынка РФ) и публикации для журнала CHIP (а это вообще статьи 15-летней давности, когда CHIP еще бумажным журналом выходил).
NutsUnderline
13.05.2025 17:46что то они уж больно долго расскачиваются с этим самым вхождением. конкуренты либо вошли, либо уже даже вышли, либо работают через ali и не парятся.
меня самому очень любопытна ЦА подобных игрушек: не защищенных телефонов, как таковых, а именно кирпичей с акумами а 26000. Если бы лично не видел такие кирпичи в реальном пользовании у людей - не поверил бы.
у меня лично задумка на такие штуки для видео онлайн "из полей", для которого в свое время изобретал велосипеды. так у этих кирпичей никакого крепежа даже нету. и нужно это очень небольшому числу людей
kenomimi
У самого ulefone с тепловизором и ночной камерой... В целом очень даже круто. Но в мелочах - типичная китайщина.
Что бесполезно, потому что как только делаешь анлок - половина приложений видит это и демонстративно перестает работать, либо выводит неоключаемые предупреждения. Почему не продают dev-версии телефонов без зашитых корневых ключей, хз - можно было бы собирать свои прошивки с рабочей доверенной загрузкой...
Sergey-Fox Автор
Открытый загрузчик и кастомные прошивки — это потенциальное преимущество, но вы правы: в текущей экосистеме Android разблокировка загрузчика автоматически помечает устройство как небезопасное (SafetyNet/Play Integrity), и многие банковские, стриминговые и корпоративные приложения перестают работать или предупреждают пользователя. Это касается не только китайских брендов — такая же ситуация у Pixel, Samsung и других.
Почему не делают dev-версии с рабочей доверенной загрузкой для кастомных прошивок — вопрос скорее философский. Это потребовало бы отдельного варианта доверенного ключа от OEM, что потенциально снижает контроль производителя над безопасностью. И... для массового рынка это чувствительный компромисс.
kenomimi
Это не массовый рынок. Это именно штуки уровня RPi, для тех, кто в курсе, как это применить. Пока не вышла малина, о девбордах без драконовских NDA и цен в тысячи долларов можно было только мечтать, и тоже все философствовали о том, что это небезопасно, никому не надо, и так далее... А потом кто-то рискнул и открылся огромный рынок.
Это потребовало бы не зашивать OTP-ключи вообще. Продаем полностью мертвый телефон, с открытой OTP-зоной, пустой emmc, и даем софт для прожига туда своих ключей. Прошивку подписать и поставить уже дело не хитрое...
Sergey-Fox Автор
Пример с Raspberry Pi действительно в точку. Благодаря таким ходам производителей и формируются новые ниши, которые позже вырастают в устойчивые рынки.
В случае с защищёнными смартфонами вроде Doogee или Ulefone действительно речь идёт не о «массовом потребителе», а о технически подкованных пользователях, энтузиастах и инженерах, которым нужно не просто устройство «из коробки», а платформа для экспериментов и интеграции в специфические решения.
Идея продавать «нулевое железо» с незаписанной OTP-зоной и софтом для прошивки ключей — звучит крайне интересно. Это бы действительно вывело такие смартфоны на уровень open hardware, по сути создавая нечто вроде "dev-phone by design". Возможно, с платной сертификацией или партнёрской поддержкой, как это делают некоторые вендоры в области IIoT.
p.s.: С вашей подачи эту идею было бы неплохо донести до представителей Doogee :) Раз они сейчас как раз расширяются на рынке РФ, у них вполне есть шанс попробовать нестандартные форматы — и привлечь именно тех, кто не просто «пользуется», а строит решения на базе их устройств.