Ксения Троицкая, директор по маркетингу, автор канала «Маркетинг без мракобесия»
5 лет назад я завела блог в запрещённой социальной сети и уже через месяц лишилась трети подписчиков. Как сказали сбежавшие:
— Ксения, вы крайне категоричны в высказываниях. Это давит.
Тогда я вела блог по клиентскому сервису без полутонов. В моём мире сервис был качественным в больших компаниях и раздражающим в маленьких. Последних я мечтала «перевоспитать».
Прошло немного времени до того, как бережно закупленные подписчики стали бежать от меня как кошки с корабля. На второй сотне отбывающих я забила тревогу и начала писать им в личку: мол, помогите разобраться — что не так?
Люди откликались охотно: приятно ткнуть меня палочкой также, как я их своими безапелляционными утверждениями. Как мантру они повторяли причину бегства: я категорична в любых суждениях о сервисе, а они — собственники малых бизнесов — не могут соответствовать им.
Вместо того, чтобы мотивировать людей меняться, я заставляла их ощущать себя неудачниками. Пост за постом, сторис за сторис.
Моя категоричность объяснима: много лет я работала руководителем отделов по клиентскому сервису в федеральных компаниях и ориентировалась на стандарты, которые умею задавать сама. Да вот только делать качественный сервис мне было легко. У меня были деньги и люди. У малого бизнеса часто нет ни первого, ни второго.
Пришлось смягчать риторику, чтобы не остаться без подписчиков и заказов.

После блокировки Instagram, наступила эра Telegram. Я веду канал «Маркетинг без мракобесия» и всё также время от времени пишу категоричные посты. Есть 3-5 тем, на которые я всегда высказываюсь единообразно и однозначно. Причина в том, что некоторые маркетинговые инструменты строятся на парадигме чёрно-белого мира и не работают вне её. Например, позиционированием мы фильтруем аудиторию, а сделать это можно только через столкновение позиций. Если Маша считает, что на Эверест поднимаются дураки, вряд ли она подпишется на канал про восхождения и совсем исключено, что выйдет замуж за парня, который через полгода отправляется в Гималаи. Они друг для друга — не ЦА.
Одна из моих позиций в рамках позиционирования в том, что я противник исключительно эмпирического подхода к деятельности. Практика — это прекрасно. Но сколько проектов загублено из-за того, что исполнители не знали базовых принципов работы в своих дисциплинах?
Я встречала десятки директологов, не читавших справку Яндекса. Видела сотни маркетологов, которые не открывали ни один учебник по маркетингу. Удивлялась вместе с собственниками, почему их маркетологи не видели разницу между потребительской ценностью, ценностным предложением и ценностями общечеловеческими. Спойлер: потому что специалисты-новички пренебрегают теорией, а выявить различия на практике не могут из-за отсутствия единого понятийного аппарата.
В первом блоге моя ошибка была в том, что я была категорична на любую тему, и это создавало агрессивную атмосферу. Во втором — я категорична лишь на некоторые темы, которыми фильтрую аудиторию осознанно.
Теперь про категоричность в личных сообщениях. Давайте честно: если кто-то в диалоге не в меру упрям, то это про личность человека, а не сущность в вакууме. С его поведением стоит либо смириться, либо искать варианты. Я ищу.

У меня в команде работала девушка. Она с первого дня оберегала личные границы, хотя на них никто не посягал. В своих стараниях она преуспела настолько сильно, что границы превратились в крепости. Ни я, ни команда не могли через них пробиться. В общении с коллегами сотрудница во всех без исключений случаях была непреклонна:
— (Имя), сделай в этом проекте Х.
— Не буду. В университете меня учили, что правильно Y. Сделаю Y.
Переубедить её, что нужно делать Х, было невозможно. Приходилось исключать её из задачи или соглашаться.
Без лишних предисловий мужчина умер девушку я уволила.
Как руководитель я воспринимаю категоричность в коммуникации как неумение общаться и работать в команде. Ведь взрослый человек должен уметь регулировать коммуникацию и пересматривать свои утверждения, если они делают бессмысленными усилия всей команды.
Коллеги, резюме у меня получается всё же категоричное. Прошу извинить-простить)
Категоричность в публичных постах приемлема, если автор оперирует ей сознательно и дозированно для достижения целей. Категоричность в личных сообщениях уместна, пока не рушит к чертям нервную систему собеседников.
Если после этого текста вы осознали, что у вас не лучшие отношения с коллегами — перечитайте диалоги. Быть может, однажды вы слишком увлеклись игрой в ультиматумы.
Этот текст Ксения написала для авторской рассылки «Честно». В ней каждую неделю маркетологи и другие диджитал-специалисты говорят о том, что их волнует прямо сейчас.
Комментарии (11)
JBFW
30.05.2025 09:12Если сотрудница вместо X упорно делает Y - либо вы не смогли объяснить что X правильнее чем Y (ваша вина), либо сотрудница просто тупая и догматичная (тогда не жалко)
digrobot
30.05.2025 09:12"объяснить" - это, по сути, переучить, перепрограммировать. Далеко не всегда это возможно (например, учитель не обладает достаточным опытом и умениями, обучаемый не хочет переобучаться, или утратил такую способность).
Но адекватный сотрудник должен уметь расставлять приоритеты между "руководитель сказал делать Х" и "в институте учили Y" .
hypocrites
30.05.2025 09:12>бережно закупленных
Ну то есть изначально был выбран нечестный путь, а теперь всё валится на категоричность, лишь бы софт-скиллы приплести. Интерес нельзя купить, эти подписчики никогда не были вашими на самом деле.
xSVPx
30.05.2025 09:12Никто не знает что имелось в виду. Может под закупкой подразумевается не плата за вступление (этим по-моему никто не пользуется уже), а стоимость рекламы, после которой люди сами вступили в группу.
positroid
30.05.2025 09:12Если Маша считает, что на Эверест поднимаются дураки ... совсем исключено, что выйдет замуж за парня, который через полгода отправляется в Гималаи. Они друг для друга — не ЦА.
Думаю, достаточно яркий пример излишней и необоснованной категоричности
Kitsok
30.05.2025 09:12Как бывший неприятно категоричный, пришёл к выводу, что моя категоричность была проявлением Даннинга-Крюгера.
Не то чтобы я теперь считаю, что категоричность - всегда Д-К, но где-то глубоко внутри категоричность собеседника классифицирует его в моих глазах как эээ... обладателя окна возможностей для дальнейшего развития.
firegurafiku
30.05.2025 09:12Скажите, а вы любите категоричные комментарии под своими текстами?
Например, такие, где в крайне категоричной форме утверждается, что ваша статья написана ради рекламы телеграм-канала, она не по тематике сайта, и что наличие в ней одновременно тезисов «моя категоричность объяснима» и «категоричность сотрудника неприемлема» — это фундаментальная ошибка атрибуции и двойные стандарты.
xSVPx
30.05.2025 09:12Так в случае с девушкой не она, а вы были опять категоричной (хотели непременно х, когда правильно ;) y). Но вы почему-то считаете, что разница есть.
Весь вопрос в том, у кого сила. Если она у вас и вы можете увольнять - можете быть категоричной. Если она у подписчика и он может подписываться и отписываться, а вы еще и деньги за это платите, то извольте целовать его в жопку и сдувать с него пылинки - он будет категоричным, а не вы. А вам остается быть клоуном, и непременно веселым. Можете чтоб не так обидно было считать, что вы личный бренд прокачиваете.
Именно поэтому ничего серьезно толкового связанного с реальным миром в инсте почти нету. Не ведут там токаря-профи свои каналы. Они знают как надо. Они категоричны. Они не нужны среднему подписчику.
4kirill20
30.05.2025 09:12Не ведут там токаря-профи свои каналы. Они знают как надо
Очень жаль, кстати
Oeaoo
Не только категоричность, но и все остальное требует зрелости. То есть, всему должно быть свое место (в т. ч. время) и мера. И чем разрушительнее (опаснее) практики тем больше разума и этики они требуют. Это легко понять, представив что будет если ребеночку дать, например, скальпель или динамит. Или яды, которые в меру лекарства. Глубокое понимание базы жизни освобождает от анализа гашения бесконечной массы симптомов, которые не прекращаются пока не осознаешь где (а точнее в ком) настоящая проблема.