Авторская колонка Ивана Иваничева, главреда журнала «Конверт»
Имхо, одна из самых серьёзных ошибок в разработке стратегии, планировании, постановке KPI — забыть про нелинейность. Когда из-за этого планы и прогнозы идут коту под хвост, легко получить фрустрацию, стыд, снижение самооценки и другие неприятные последствия.
Вот взять контент-маркетинг. Допустим, получаешь хорошие результаты по трафику с января по апрель. Цифры плавно увеличиваются — красота.

Глядя на динамику, в планах на следующие месяцы тоже хочется вписать какой-нибудь stonks. Особенно если увеличили количество публикаций в месяц. Точно кажется, что будет красивый рост.

Но в итоге получается так, что только в августе трафик начинает возвращаться к показателям апреля. Та самая нелинейность. Потому что летом люди не только покупают меньше обогревателей и лыж, но и читают меньше всяких статей про маркетинг, бизнес и развитие. (С другой стороны — правильно, в отпуске надо отдыхать.)

Или про похудение. Когда только начинаешь чаще отрывать жопу от кресла и перестаёшь есть всё подряд, стрелка весов регулярно наклоняется влево. Но рано или поздно появляется эффект плато: то же питание, те же тренировки, а вес не снижается.
Ведь если масса тела уменьшается, то и норма калорий следом. Плюс организм в теории может со временем приспосабливаться к дефициту и нагрузкам, как бы входить в режим энергосбережения (хотя, пишут, что существование метаболической адаптации не доказано).
А если учесть, как на процесс похудения могут повлиять возможные смена работы и места жительства, различные стрессы, да и просто усталость от постоянных диет и повышенной физической активности — красивый линейный график, на котором количество килограмм плавно ползёт до идеальных значений, будет только сниться =) А в реальности, скорее всего, получится всякое «йо-йо».

С обучением — похожая история. Когда только начинаешь проходить какой-нибудь онлайн-курс, чувствуешь много вдохновения и энергии, с удовольствием проглатываешь первые лекции и домашки, визуализируешь, как быстро такими темпами получишь все эти крутые навыки и много денег.
Но в реальности процесс оказывается нелинейным. Со временем сложность курса возрастает: становится уже не так весело и легко, как в начале. Нехватка ресурсов, вызванная совмещением обучения с работой и личной жизнью, тоже даёт о себе знать. Когда сроки затягиваются и возникают «хвосты», ещё и тревожность добавляется. А если тем временем на улице припекает солнце, поют птички, все гуляют красивые и весёлые — легко прийти к мысли, что да нафиг этот курс, никуда он не денется =) (В одном из исследований рынка онлайн-образования говорилось, что до конца обучения доходит только 59% студентов.)

Да если взять что-то более простое и краткосрочное, например, планирование дня. С утра высокий уровень энергии и сил — кажется, что уже сделал то, значит, сделаешь и сё, и пятое, и десятое. Но потом прилетают новые задачи, внимание рассеивается на несколько созвонов и соцмедиа, ещё резко возникает какое-нибудь физическое недомогание. И к вечеру уже можно превратиться в выжатый лимон. И снова расстроиться, что планы идут коту под хвост.

Так что же делать? Как можно попробовать избежать ошибочных прогнозов и нереалистичных планов → фрустрации, гнева и т. п.? Кмк, варианты такие:
1. Помнить про нелинейность (тот самый BANI-мир).
2. Ресёрчить, какие ещё факторы могут повлиять на результат (постараться их учесть, как-то повлиять на них).
3. Не планировать впритык, закладывать запас времени на возможные проблемы.
Также может пригодиться матрица Кантора (матрица риск-приоритет), она как раз про работу с неопределённым и неизвестным.
Это авторская колонка — субъективное высказывание о маркетинге, работе и жизни. О том, что раздражает, радует, вдохновляет или бесит. Текст написан специально для рассылки «Честно», в которой каждую неделю маркетологи говорят о том, что их волнует в маркетинге прямо сейчас.
Комментарии (2)
Dhwtj
15.06.2025 03:52Типичные ошибки считать что
Голова работает ясно 8 часов. Она работает только один час, но голова обычно и не нужна)
Время выполнения задачи равна сумме отрезков времени подзадач. Но все программы планирования на этом основаны. Это только в строительстве работает и то плохо.
Двое потратят вдвое меньше времени чем один. 9 женщин не родят ребенка за месяц
Разработчик может оценить трудоемкость прямо на встрече, за 30 секунд. Но именно так обычно и делают
Вы поняли задачу. Вы её не поняли). Если вам кажется что вы меня поняли, значит вы меня невнимательно слушали © Аллан Гриспен
dyadyaSerezha
Есть старое правило: спроси программиста, сколько времени ему надо на реализацию новой фунциональности, и умнож это на три. Для меня самого работает чётко.