Вступление

Как я уже говорил, я буду продолжать рассказывать о киберспорте и смежных видах спора. Внезапно я узнал о выставке, посвящённой молодым видам спорта, в Государственном музее спорта. Поскольку выставка была связана не только с компьютерным спортом, но и с другими вида спорта: спортивное программирование, гонки дронов, лазертаг и так далее.

Интерактивная выставка «Спорт будущего в настоящем» посвящена новым, развивающимся видам спорта. Она демонстрировала, что происходит во время соревнований в каждой дисциплине, и предоставляет посетителям возможность попробовать каждый вид спорта самостоятельно. Выставка работала до 1 мая 2025 года. Поэтому представляю её обзор. Приятного чтения!

Гонки дронов

Первым представленным видом были гонки дронов. Этот относительно молодой вид появился в России в феврале 2022 года. На дистанции участники при помощи пульта управления направляют летательные аппараты (дроны) через гоночный маршрут, соперничая друг с другом в скорости и точности прохождения трассы.

Соревнования по дрон-рейсингу проводятся как под открытым небом, так и в помещениях. Для того чтобы несколько спортсменов могли стартовать одновременно даже в небольших помещениях, разработан специальный класс микро-дронов (75-й класс). Самые маленькие спортивные дроны этого класса весят примерно 50 грамм и развивают скорость около 30 км/ч. Заряда их аккумулятора хватает примерно на 7 минут активного полета. При необходимости пилоты быстро меняют разряженные аккумуляторы на запасные, поскольку специальные зарядные устройства обеспечивают оперативную подзарядку без значительных задержек.

В экспозиции рядом с мини-дроном демонстрируется самый крупный спортивный дрон «Оса». Размах его противоположно расположенных двигателей — около 1 метра. Это самый большой, тяжелый и быстрый из представленных дронов: его максимальная скорость достигает порядка 150 км/ч, а вес — около 6 кг. Рядом с этим дроном установлено кресло со светящейся синим светодиодной подсветкой. У каждого пилота есть цветное кресло и соответствующий цвет подсветки дрона: первый пилот обозначен синим, второй — желтым, третий — зеленым и т.д. Такая система позволяет зрителям без труда определять порядок пилотов на гонке визуально.

Гонки дронов — официальный вид спорта, и спортсмены постоянно тренируются для улучшения своих навыков и поддержания физической формы. Однако в Москве и Московской области полеты на дронах на открытом воздухе запрещены. В таких условиях пилоты используют компьютерные симуляторы для оттачивания мастерства. Симуляторы позволяют безопасно практиковать полет и маневрирование дроном, не рискуя повредить аппарат или получить штраф. На экране можно моделировать разные погодные условия и сложные трассы, что помогает подготовиться к реальным соревнованиям. На выставке установлен симулятор гоночного дрона, чтобы любой желающий мог попробовать себя в виртуальном пилотировании.

Лазертаг

Следующим представленным видом спорта был лазертаг. Это командное тактическое соревнование, ставшее самостоятельной спортивной дисциплиной в 2021 году. Для проведения турниров по лазертагу необходимы три основных элемента: лазерные винтовки, испускающие невидимые инфракрасные лучи; повязки (или каски) с датчиками, фиксирующими попадания этих лучей; и игровое пространство, где играют две команды. Игры в лазертаг могут проходить как в помещениях, так и на открытых площадках. Игровое пространство может принимать самые различные формы: спортивный зал, специально подготовленное открытое поле, а также природные или искусственные локации — например, лес, парк, пляж, болото или даже территория заброшенного завода. Всё, что необходимо для игры, — это лазерная винтовка и датчики на экипировке спортсменов.

Кроме собственно лазерного боя на выставке демонстрируется адаптированная лазерная винтовка, используемая для тренировок биатлонистов. Для стрельбы из настоящей биатлонной винтовки требуется разрешение на оружие. Лазерная копия биатлонной винтовки обеспечивает аналогичные ощущения и физическую нагрузку, но позволяет тренироваться без боеприпасов. У такой винтовки сохранены все основные функциональные элементы классического оружия: рабочий затвор, прицельная система с регулировками во всех плоскостях, а также тот же вес и форма корпуса.Даже патронник и магазин выполнены так, как на обычной винтовке. Лазерная винтовка не требует разрешения на хранение и обращение, а её сенсоры регистрируют «выстрел» на дистанции до 1 км. Встроенный аккумулятор позволяет проводить тренировки в течение шести часов без подзарядки. Это значит, что спортсмен может целый день отрабатывать стрельбу, не тратя деньги на патроны и не прерывая тренировку на долгую зарядку. Такой подход позволяет биатлонистам проводить полноформатные тренировки по стрельбе, не используя реальные боеприпасы, и одновременно следовать всем нормам безопасности.

Спортивное программирование

Спортивное программирование — сложная дисциплина, рассчитанная на учащихся и студентов старше 16 лет, активно увлекающихся программированием и компьютерными технологиями. Федерация спортивного программирования в России появилась в 2021 году, хотя соревнования этого вида спорта существуют во всём мире уже давно. В спортивном программировании участники решают задачи, требующие знаний из разных областей информатики и математики. На выставке подчёркивается, что в этом виде спорта выделяют четыре основных направления.

Программирование робототехники и беспилотных летательных систем.

Участнику выдаётся робот (например, наземный, колёсный или летающий), который должен самостоятельно преодолеть заданный маршрут — лабиринт, гоночную трассу или полосу препятствий. Для этого робот оснащён камерами и датчиками на корпусе; задача спортсмена — разработать программу управления роботом, чтобы тот, ориентируясь по сигналам датчиков, прошёл трассу без посторонней помощи.

Решение математических задач и составление алгоритмов.

Участникам даётся ограниченное время (обычно порядка часа) для того, чтобы выполнить как можно больше вычислительных задач на компьютере. Чем больше задач будет решено правильно (то есть выше процент верных ответов), тем более эффективно выступает спортсмен.

OSINT и киберразведка.

Участнику демонстрируется фотография (например, случайно сделанный снимок). Задача — извлечь из этого изображения максимальное количество информации: где и когда была сделана фотография, что на ней изображено, имеет ли изображённый объект культурную ценность и другие детали.

Хакатон (разработка программного обеспечения).

Команда из трёх спортсменов должна за 72 часа разработать полезное приложение. Например, это может быть приложение для слабовидящих пользователей, преобразующее изображение текста в озвученную речь. Если конечный продукт получился быстрым, удобным и эффективным, участники получают медали, призовой фонд и признание. Созданный исходный код затем передаётся компаниям-разработчикам для дальнейшего использования и внедрения в практику, что помогает сократить их затраты на разработку и приносить пользу конечным пользователям (например, людям с нарушением зрения).

Киберспорт

Киберспорт — это соревновательный вид спорта в компьютерных играх, существующий как в России, так и во всём мире с начала 2000-х годов. В киберспорте традиционно выделяются командные и индивидуальные дисциплины: командный киберспорт предполагает несколько игроков, каждый из которых выполняет свою роль в команде, а в индивидуальных соревнованиях каждый игрок действует самостоятельно. Киберспортивные дисциплины охватывают разнообразные жанры игр: от командных шутеров и стратегий до логических и интеллектуальных игр, головоломок, карточных игр и других.

Одним из новых направлений киберспорта являются электронные шахматы. Этот вид был официально признан и включён в киберспорт, после чего классические шахматисты начали подписывать контракты с киберспортивными организациями для выступлений по электронным шахматам. Так, российский гроссмейстер Ян Непомнящий заключил контракт с одной из ведущих отечественных киберспортивных команд. Кроме того, другой гроссмейстер, 23-летний гроссмейстер Андрей Есипенко, тоже подписал контракт с другой российской киберспорт-командой. Эти события объединили две ранее раздельные аудитории: поклонники киберспорта увидели, что в этой дисциплине важны стратегическое мышление и быстрые решения, а поклонники шахмат отметили, что даже шахматы могут быть очень динамичными и зрелищными. Например, в быстрых шахматных партиях (десятиминутных) один ход может вызвать широкий спектр эмоций у игроков и зрителей, подчёркивая яркость и зрелищность этой дисциплины.

В качестве примеров популярных киберспортивных игр на выставке отмечают Counter‑Strike (командный шутер) и Dota 2 (командную стратегию). Кроме того, упоминается классическая головоломка Tetris, которая существует в соревновательном формате. Tetris считается одной из самых старых дисциплин киберспорта — он до сих пор имеет официальные турниры и сообщества. Также к киберспорту относят дисциплину по поиску информации в интернете (соревнования по OSINT), которая сочетает навыки интернет‑поиска и киберразведки.

Заключение

На выставке посетители могли лично попробовать себя в киберспортивных дисциплинах. Игровые станции позволяют школьникам и другим гостям садиться за компьютеры и играть в сетевые игры. Группа ребят могла играть совместно — например, участвовать в командном матче по Counter-Strike — или каждый может выбрать свою игру и играть индивидуально. Таким образом, экспозиция обеспечивала практический опыт в различных электронных играх и показывает разнообразные форматы киберспортивных соревнований. 

Выставка, хоть и была камерной, полностью окупилась своей интерактивностью. Помимо киберспортивных дисциплин, я попробовал полетать в симуляторе квадрокоптера и пострелял из имитации ружья для биатлона. Больше всего мне понравилось последнее — я поразил все мишени, допустив только одну ошибку. Хотя, если честно, стрелок из меня так себе.

В следующих материалах я постараюсь всё‑таки пообщаться с киберспортивными функционерами. Также постараюсь подробнее рассказать о других дисциплинах спорта будущего. Спасибо за прочтение!

Комментарии (3)


  1. PereslavlFoto
    30.05.2025 12:03

    Добавьте, пожалуйста, 1 справочный абзац о том, где работает Музей спорта и как туда попасть. Спасибо.


    1. Lexx_Nimofff Автор
      30.05.2025 12:03

      Добрый день, добавил ссылку на Государственный музей спорта.


  1. DenSigma
    30.05.2025 12:03

    Почему не объединят лазертаг и дроны? Это же суперхайповая в настоящий момент тема.

    Две команды. Одна нападает, другая обороняется. Нападают дронами. Дрон нападающей команды, управляемый игроком, должен задеть игрока противника, после чего дрон и игрок выбывают. Игрок снаряжен лазерным ружьем. При попадании лазерного луча в дрон, тот должен выбывать из игры. Ну и подсчет очков.

    Все необходимые технологии имеются.