Долгих дней и приятных ночей! Меня зовут Натали, я IT Project Manager со стажем 10+ лет. В данной статье хочу поднять вопрос негативного влияния добровольно‑принудительных командировок удаленщиков в офис. Особенно первый раз. Особенно для интровертов. Статья будет полезна руководителям, проджектам, HR и любому it‑специалисту (возможно вы узнаете себя, и убедитесь что вы такой не один). Поехали!
Представим, что вы — руководитель (тимлид, ПМ, Head of PMO, не столь важно). Работаете в крупной компании в Москве, следите за финансовыми метриками успешности проекта/компании. Под вашим руководством распределенная команда — многие работают в Москве на гибриде, кто‑то всегда из дома, кто‑то из других городов. В какой то момент вы раздумываете над вопросом — а как увеличить эффективность команды? Часто на этом этапе руководители приходят к мысли, что нужно, как это сейчас модно, «сплотить» команду — и все сразу станут более производительными, чаще будут писать друг другу, просить и оказывать помощь, охотнее говорить о проблемах и быстрее придумывать решения.
«И запоют зимою птицы, решат проблемы ЖКХ, и грустный станет веселиться….» (группа Ленинград)
Вы, окрыленные этой идеей, пишете коллеге, что хотели бы видеть его в офисе через неделю. Он со скрипом, который вы не слышите, ввиду удаленности, соглашается.
Что же часто из этого получается?
Глава 1. Исповедь разработчика: "Мой день в аду open space"
Вас, удалённого разработчика, скажем, из Нижнего Новгорода, вызывают в московский офис для «командной интеграции». Какие мысли возникают при слове «командировка»?
О Боже, надо куда‑то ехать, знакомиться, общаться, а я лично никого не знаю, стресс, стресс, ужас, ужас!
У меня срочная фича/проект, когда я это все успею?
А где сидеть?
Как подойти к коллегам, как их узнать, ведь у половины даже фоток нет на аве? А если я перепутаю имя?
О чем говорить?
Возможно, узнали себя? Теперь пора готовиться к поездке. Итак:
Подготовка (квест на выживание)
Бронируете место через медленный корпоративный портал 2007 года.
Выбираете отель: «3 км от офиса» = «не признаться, что боитесь московского метро».
Путешествие (экзистенциальный трип)
4 часа в «Сапсане»: «Почему розетка работает только в 3 вагоне?»
1 час поиска входа в бизнес‑центр: «Почему у здания 5 дверей с разными кард‑ридерами?»
Прибытие (момент истины)
«Познакомишься с командой!» говорили они
Реальность:
Вы не знаете, как подойти.
Прервать коллегу, который сосредоточен?
Стоять и ждать, пока он заметит? (а если не заметит?)
Если все‑таки подходите, диалог выглядит так:
— Привет, я Саша, мы с тобой в одном проекте!
— А, привет... (пауза)...Ты вот эту таску делаешь?
— Ну... да.
— Ок, потом обсудим.
Что чувствуете:
«Я мешаю.»
«Они вообще не хотят со мной говорить.»
«Сходите на обед вместе!» говорили они
Реальность:
Если повезет, вас ведут в столовую/кафе. В отдельных случаях — никто даже не вспоминает про вас.
Разговор вертится вокруг офисных тем:
«Помнишь, как на том корпоративе Вася упал в фонтан?» (вы не были)
«Эти новые кружки в кухне — ужас!» (вы не видели)
Вы киваете, улыбаетесь, но чувствуете себя как турист, который случайно попал на семейный ужин.
Что чувствуете:
«Я не в теме. Мне нечего сказать.»
«Блин, я даже не знаю, из чего мне тут можно кофе попить.»
«Мы же команда! Вместе поработаем!» говорили они
Реальность:
В офисе шумно: кто‑то болтает, кто‑то звонит, кто‑то жует.
Вам нужно сосредоточиться, но:
Коллега за соседним столом громко стучит по механической клавиатуре.
Кто‑то постоянно ходит за спиной — кажется, что за вами следят.
В итоге вы делаете в 2 раза меньше, чем дома, но тратите в 3 раза больше сил.
Что чувствуете:
«Я не могу работать в этих условиях.»
«Зачем я сюда приехал? Чтобы имитировать деятельность?»
Глава 2. Руководитель, а что в итоге?
Вы, как руководитель, потратили ресурсы компании:
Бюджет на отель и логистику. Например, одна из моих двухдневных поездок в офис обошлась в 32 т.р. (скоростной поезд туда‑обратно и 2 ночи в отеле).
Время сотрудника на дорогу (если он едет в рабочее время — в это время он, как правило, не работает. 7 часов туда, 7 часов обратно. Если же он добирается в свое личное время — поверьте, это не добавляет желания и приверженности, т.к. если ты тратишь по факту почти 2 рабочих дня на дорогу в нерабочее время, в то время как мог сходить в бассейн или провести время с девушкой.
Когда сотрудник пытается работать в шумном офисе, помните: исследования Калифорнийского университета (Irvine) доказали, что каждое прерывание (а в open space это происходит каждые 11 минут) заставляет мозг тратить в среднем 23 минуты на полное возвращение к задаче. Вот почему продуктивность падает в 2 раза — это не лень, а физиология концентрации.
Эмоциональная составляющая сотрудника — «а что все это было?». Поверьте, лояльность падает. Желание приезжать и «дружить» с командой падает.
Командировка удалёнщика в офис — это не просто 'нужно познакомиться'. Это:
(из грубого предположения, что ставка сотрудника 1000 рублей в час)
32 000 ₽ — билеты и отель (на моем примере).
14 000 ₽ — потерянные часы работы (7 часов в пути × 2).
8 000 ₽ — падение продуктивности (исследования UC Irvine: open space снижает эффективность на 50%).
Неизмеримый ущерб — стресс сотрудника и падение лояльности.
Непочиненные баги, несданные фичи в срок, если вы выбрали неподходящий момент. Соотвественно — переработки, стресс, снова потеря лояльности.
Итого: 54 000 ₽ за один визит. А если таких поездок 10 в год? Полмиллиона на имитацию 'командности'. А если сотрудник более высокооплачиваемый? А если их несколько (а их сто процентов несколько)?
Итог: кто‑то скажет «Наша компания зарабатывает достаточно, чтобы мы могли потратить такие деньги из бюджета». Но давайте не забывать, для чего работает компания (для получения прибыли), что такое ROI и зачем мы следим за ним.
Глава 3. Что на самом деле нужно удаленщикам (вместо "поезжай в офис")
✅ Вместо принудительного офиса — упростите работу:
На старте — четкий онбординг, чтобы сотрудник знал ответственность и обязанность каждого в команде. Все должны быть заочно знакомы, а не «есть у меня в команде какой‑то лид по тестированию, но мы ни разу не пересекались». Плюс назначенный «бадди», к которому можно подойти даже с самым (как это порой кажется) глупым вопросом.
Корпоративная культура без котиков на аватарке. Я встречала массу случаев, когда команда не знала друг друга в лицо. Заставлять включать камеру для команды может показаться хорошей идеей, но давайте посмотрим правде в глаза — многие ли на это согласны?
Четкая структура командных событий — дейли, планирование, ретро и т. д. Команда должна общаться по работе, если этого базиса нет — приезды не решат проблем. Приезд может улучшить взаимодействие, только если люди уже готовы контактировать онлайн. Если же нет — как вы надеетесь улучшить взаимодействие, если коллеги даже на звонки без камеры не хотят приходить?
Онлайн‑кофебрейки с четким сценарием («расскажи о самом странном баге»). Обязательно четко запланируйте план такого мита, заранее его разошлите и четко объясните, зачем такой мит нужен, лучше с привязкой к работе. А еще улчше спросите что интересно самой команде. Например, «обмен опытом по срочному исправлению багов». И еще — он должен быть в рабочее время. И не когда дедлайн!
Запланированные 1:1-разговоры (не надейтесь на «естественное» общение). На моей практике встречались коллеги, которые даже не знали, что такое 1:1, в таких случаях их, как руководителей, тимлидов и тп часто просто боялись. Не проводя такие миты, вы рискуете не выстроить мало‑мальского контакта, не узнаете об идеях, предложениях об улучшениях, проблемах. Сотрудник будет полагать, что его мнение неважно и всем все равно на него — он просто винтик, который ни на что не влияет. По психологии внедрения изменений — человек становится более лояльным к чему‑либо, если сам приложил к этому руку.
Выездные ивенты (квесты, мастер‑классы — что угодно, кроме офиса). Это, пожалуй, тема отдельного разговора, которую я подниму позже в другой статье.
✅ Если уж в офис — то по‑умному:
Тихая комната вместо open space, либо находиться максимально близко к команде, а не в open space»е на -3 этаже от команды. Не получится взаимодействия, если тебя посадили в другом крыле здания. Ты остаешься тем же удаленщиком, да еще и сидишь среди незнакомых коллег.
Четкий план знакомств (не «как‑нибудь сами разберётесь»). Если этого не делает HR, это ответственность руководителя, который зовет. Помните, что ответственность финально лежит на инициаторе. Запомнят плохим словом вас, а не того, кто должен был сделать что‑то по вашей просьбе. Как, например, проектный менеджер в итоге отвечает за результат проекта перед стейкхолдерами. Вы должны быть уверены, что коллегу встретят, покажут офис, лично познакомят с командой, чтобы избежать неудобных ситуаций, когда ты не знаешь, кто как выглядит (да и мало ли кто как похудел или поправился, в сравнении с фото).
Осмысленный повод (воркшоп, а не «просто посиди с командой»). Человек — существо коллективное. Во‑первых, нужна осмысленная цель — приехать послушать опыт коллег, самому обменяться мнениями, выступить. Любое действие начинается с «Зачем?» и от активности должна быть value.
Суммируя, хочу сказать, что основная обязанность руководителя, по отношению к команде — создать комфортные условия для работы. Не играйте в психолога. Если вы видите, что человек интроверт — не заставляйте его приезжать, не давите, не придумывайте за человека то, что ему нужно. Он лучше знает. А задача по отношению к компании — сделать бизнес компании успешным. Не забывайте про финансовые показатели. Прежде чем требовать присутствия, посчитайте затраты, потенциальный профит и вашу возможность поучаствовать в качественной организации. Если у вас нет ресурсов на «теплый прием», то, задумайтесь, стоят ли эти потери сомнительного «командного духа»?
Комментарии (46)
anzay911
31.05.2025 14:01Может, чего-то не понимаю? Зачем ездить в командировку чтобы потусоваться? Мне казалось, это такая вынужденная вещь, когда без личного присутствия никак. И что все вопросы билетов, заселения решает HR, а встречи и темы обсуждения руководитель.
NataliaKurch Автор
31.05.2025 14:01Вы все правильно говорите, но, к сожалению, ситуация описанная мной - не редкость. Поэтому я и делала упор на то, что у командировки должна быть цель и понятная организация, тогда от нее будет толк)
pnmv
31.05.2025 14:01Тихая комната вместо open space
владельцы бизнесов, их директора и прочие топы не видят разницы, между тихой комнатой и "работой из дома". для них, если ты сидишь в тихой комнате (дома, на удаленке), тебя не видно, не слышно, значит кое-кто здесь не работает, а не работает - считай ворует. и этот кто-то - ты.
отсюда, и аренда "уютных опенспейсов на триста человек", в каком-нибудь "меркурии". и это - в лучшем случае. в подавляющем же большинстве случаев, это будет "уютный офис, категории Г", в таком "центре москвы", который давно уже и не центр, для большинства живых людей, в плане удобства его залегания.
кстати, среди объективных жалоб, забыли указать совершенно идиотские "внекомандные митинги". не знаю, правильное ли это название, но суть именно такая - собрать ещё одну не нужную встречу. и, именно "внекомандные", а не встречи, направленные на межкомандное взаимодействие.
статья полезная, в плане самоопределения - что мы точно любим, а что, гарантированно, нет. но, к сожалению, лица, принимающие решения, по вопросу взаимодействия с удаленно-гибридными командами, имеют полностью ортогональное мнение, если имеют его вообще. зачастую, такое ощущение, что живут в мире теоретических книжек, написанных еще в 1984 году, и устаревших, за пару лет, до их выхода в свет.
stas_dubich
31.05.2025 14:01Фишка сотен митингов и этих фантастических инициатив в другом, если их убрать, то половина манагеров и топов будут в принципе не нужны))
А так десяток митингов провел, отчетики порисовал, в офис людей затащил - вроде как и не зря свой хлеб ешь, полезный для компании
pnmv
31.05.2025 14:01не зря свой хлеб ешь, полезный для компании
эту фразу можно прочесть двояко: и "не зря ешь свой хлеб, будучи полезным для компании", и "не зря ешь хлеб, который, на самом деле, полезен для компании (был бы полезен, если бы ты его, к примеру, не ел)
с
петмитингами, как раз, всё понятно, кому и для чего они нужны. околосредний менеджмент должен выделиться, иначе зачем ему быть. однако, это не мотивация для аренды огромных "открытых пространств", ведь менеджерам всё равно, где и как митинговать. иллюзия руки на пульсе, общего контроля над ситуацией, нужна главным, а тем, кто помладше, по служебной лестнице, некогда этим заниматься.
Dhwtj
31.05.2025 14:01Если уж эффективные встречи на удалёнке не могут сделать, то что ожидать от очных встреч?
Если только побухать вместе
Elpi
31.05.2025 14:01Лютый бред.
***
С чего вы решили, что вам что-то должны? Это вы должны отрабатывать ту работу, на которую подписались. Которая в должностной инструкции и в задаче на трекер. И за которую вам деньги платят.
***
"Облизывайте меня, интроверта, иначе я снижу свою лояльность". Напугали ежика голым задом.
***
Самое главное, чего вы не понимаете. На работе связи завязываются в процессе совместно работы. А просто приехать познакомиться - это как раз лютый бред. Если вы с этим сталкивались, это повод задуматься о том, где вы вообще находитесь.
***
Очень понравилась ваша фразочка: "Четкий план знакомств". Вы не на сайте знакомств работаете?..pnmv
31.05.2025 14:01Самое главное, чего вы не понимаете. На работе связи завязываются в процессе совместно работы.
это еще с коллегами и менеджеритетом повезти должно, что редкость.
bromium
31.05.2025 14:01Все верно, но очень часто многие же жалуются на коллег и менеджмент, получается, они и есть те самые коллеги, с кем другим не повезло. Непривычно и неприятно же думать, что проблема в тебе, а не в других. Вот и получается, что бедный интроверт, который не умеет общаться, не интересуется другими и компанией, не знает о чем говорить, не знает даже, как его коллеги выглядят, потом садится и пишет вот такие статьи. А руководство пытается это хоть как то изменить, вбухивая деньги на это. Да, эффективность сомнительная может, если плохо организованно, да, эйчары филонят и не на своем месте, если не организовали не растрясли интровертов. С другой стороны, взрослые люди, как тут правильно отметили — командировки это здорово для смены обстановки, приехать, пообщаться, увидеть живьем людей, с кем работаешь.
Вообще, всегда поражало, когда люди оправдывают свои недостатки. Я интроверт, потому не умею общаться, я гуманитарий — потому не разбираюсь минимально в технике, в логике, я технарь — потому пишу с ошибками через слово. ..
pnmv
31.05.2025 14:01дело не в том, что ты какой-то там интроверт, да и не "в удалёнке, на периферии". будь ты, хоть главный экстраверт планеты, но, приходишь в офис, такой, а там и поговорить то не с кем, если это не дейлик или более массовое сборище. все шепчутся со своими друзьями-знакомыми (допустим, кто-нибудь наприглашал к себе в команду своих, а то и не к себе, кстати), а ты, к примеру, не при помощи нетворкинга там оказался, ну вот и всё. на тебя смотрят волком, ведь ты ничей, а может еще и возраст сильно отличается от "эстаблишмента", что тоже порождает в их головах всякое.
tbogachenko
31.05.2025 14:01Мне кажется, что если человеку не с кем и не о чем поговорить, то какое его место вообще в команде? По мне выглядит очень странно, что люди кучу времени работают вместе, но у них нет общих тем даже по работе
pnmv
31.05.2025 14:01так я про офис в целом. а команда... у всех гибрид, и вы вполне можете не совпадать, по некоторым офисным дням.
HEXFFFFFFFF
31.05.2025 14:01По моему все ни так. Сам удаленщик в основном. Но идея сьездить раз в несколько месяцев пообщаться с колегами вовсе не выглядит плохой. Другое дело что это действительно не дешего, а положительный эффект от таких встреч косвенный и долгосрочный. Большинству удаленщиков такая поездка должна нравится - сидячая работа дома утомляет, такая поездка даст возможность расслабится, отдохнуть, переключиться. Но эти несколько дней действительно выпадут из рабочего процесса, и не факт что посиделки в офисе, общение и отдых это скомпенсируют. Так что если у компании есть лишнии деньги организовывать такие встречи, то это стоит делать, это действительно повысит лоялность работников к компании. Но вот экономический эффект от таких встреч неоднозначен..
bromium
Я так понимаю, Натали, будучи «проджектом с 10 лет опыта» придумала позвать всех удаленщиков в офис, потому что это ей показалось хорошей идеей почему-то, и по результатам провала решила написать статью (с применением ИИ) с описанием типичных (очевидных) ошибок?
Извините, если не понял посыла статьи.
EvGenvinU
Её саму в офис тягают с удаленки, вот она и написала душещипательную историю о том, что трогать удаленщиков нельзя
pnmv
офисный сотрудник, не только мешается под ногами, смотрит в твой монитор, когда не просят, а то и вовсе шумит, но и занимает рабочее место, аренда которого, между прочим, денег стоит, как и электричество с обслуживанием помещений, и что там еще заботливо выкладывается "в кухонном пространстве".
а удалёнщик... получил ноут, да и поехал к себе домой, просиживать свое кресло и тратить свое электричество, и вот это вот всё. при таких делах, его должны любить и уважать, ведь, своим отсутствием в офисе, он, о боже, экономит деньги компании(!!), так что ему надо просто перечислять его долю, по возможности почаще, и никаких вам офисных, как их там...
bromium
Да понятно, а оказывается, она интроверт со страхом общения с людьми, при этом ит проджект менеджер 10+ лет. Что и настораживает. Кто то не на своем месте. Да и еще открыто пишет об этом )))
NataliaKurch Автор
Спасибо за ваш комментарий) Рада, что живо получилось донести мысль о существующей проблеме в удаленном формате работы) Несколько непонятно в ваших рассуждениях - то я позвала всех в офис, и написала о своем фейле, то меня вызвали и я испытала экзистенциальный ужас )
NataliaKurch Автор
Посыл для руководителей в том, что, прежде чем вызывать коллегу в командировку, нужно понимать чего ты хочешь добиться и грамотно организовать посещение, чтобы от него реально был толк. Тема достаточно острая на самом деле на моей практике, и почему-то о ней не принято говорить. Ошибки действительно очевидные, при этом часто допускаемые, к сожалению. Моей идеей было обратить на этот вопрос внимание, разобрав по реальным фактам.