Долгих дней и приятных ночей! Меня зовут Натали, я IT Project Manager со стажем 10+ лет. В данной статье хочу поднять вопрос негативного влияния добровольно‑принудительных командировок удаленщиков в офис. Особенно первый раз. Особенно для интровертов. Статья будет полезна руководителям, проджектам, HR и любому it‑специалисту (возможно вы узнаете себя, и убедитесь что вы такой не один). Поехали!

Представим, что вы — руководитель (тимлид, ПМ, Head of PMO, не столь важно). Работаете в крупной компании в Москве, следите за финансовыми метриками успешности проекта/компании. Под вашим руководством распределенная команда — многие работают в Москве на гибриде, кто‑то всегда из дома, кто‑то из других городов. В какой то момент вы раздумываете над вопросом — а как увеличить эффективность команды? Часто на этом этапе руководители приходят к мысли, что нужно, как это сейчас модно, «сплотить» команду — и все сразу станут более производительными, чаще будут писать друг другу, просить и оказывать помощь, охотнее говорить о проблемах и быстрее придумывать решения.

«И запоют зимою птицы, решат проблемы ЖКХ, и грустный станет веселиться….» (группа Ленинград)

Вы, окрыленные этой идеей, пишете коллеге, что хотели бы видеть его в офисе через неделю. Он со скрипом, который вы не слышите, ввиду удаленности, соглашается.

Что же часто из этого получается?


Глава 1. Исповедь разработчика: "Мой день в аду open space"

Вас, удалённого разработчика, скажем, из Нижнего Новгорода, вызывают в московский офис для «командной интеграции». Какие мысли возникают при слове «командировка»?

  • О Боже, надо куда‑то ехать, знакомиться, общаться, а я лично никого не знаю, стресс, стресс, ужас, ужас!

  • У меня срочная фича/проект, когда я это все успею?

  • А где сидеть?

  • Как подойти к коллегам, как их узнать, ведь у половины даже фоток нет на аве? А если я перепутаю имя?

  • О чем говорить?

Возможно, узнали себя? Теперь пора готовиться к поездке. Итак:

Подготовка (квест на выживание)

  • Бронируете место через медленный корпоративный портал 2007 года.

  • Выбираете отель: «3 км от офиса» = «не признаться, что боитесь московского метро».

Путешествие (экзистенциальный трип)

  • 4 часа в «Сапсане»: «Почему розетка работает только в 3 вагоне?»

  • 1 час поиска входа в бизнес‑центр: «Почему у здания 5 дверей с разными кард‑ридерами?»

Прибытие (момент истины)


«Познакомишься с командой!» говорили они

Реальность:
Вы не знаете, как подойти.

  • Прервать коллегу, который сосредоточен?

  • Стоять и ждать, пока он заметит? (а если не заметит?)

Если все‑таки подходите, диалог выглядит так:
Привет, я Саша, мы с тобой в одном проекте!
А, привет... (пауза)...Ты вот эту таску делаешь?
Ну... да.
Ок, потом обсудим.

Что чувствуете:

  • «Я мешаю.»

  • «Они вообще не хотят со мной говорить.»


«Сходите на обед вместе!» говорили они

Реальность:
Если повезет, вас ведут в столовую/кафе. В отдельных случаях — никто даже не вспоминает про вас.
Разговор вертится вокруг офисных тем:

  • «Помнишь, как на том корпоративе Вася упал в фонтан?» (вы не были)

  • «Эти новые кружки в кухне — ужас!» (вы не видели)

Вы киваете, улыбаетесь, но чувствуете себя как турист, который случайно попал на семейный ужин.

Что чувствуете:

  • «Я не в теме. Мне нечего сказать.»

  • «Блин, я даже не знаю, из чего мне тут можно кофе попить.»


«Мы же команда! Вместе поработаем!» говорили они

Реальность:
В офисе шумно: кто‑то болтает, кто‑то звонит, кто‑то жует.
Вам нужно сосредоточиться, но:

  • Коллега за соседним столом громко стучит по механической клавиатуре.

  • Кто‑то постоянно ходит за спиной — кажется, что за вами следят.

В итоге вы делаете в 2 раза меньше, чем дома, но тратите в 3 раза больше сил.

Что чувствуете:

  • «Я не могу работать в этих условиях.»

  • «Зачем я сюда приехал? Чтобы имитировать деятельность?»


Глава 2. Руководитель, а что в итоге?

Вы, как руководитель, потратили ресурсы компании:

  • Бюджет на отель и логистику. Например, одна из моих двухдневных поездок в офис обошлась в 32 т.р. (скоростной поезд туда‑обратно и 2 ночи в отеле).

  • Время сотрудника на дорогу (если он едет в рабочее время — в это время он, как правило, не работает. 7 часов туда, 7 часов обратно. Если же он добирается в свое личное время — поверьте, это не добавляет желания и приверженности, т.к. если ты тратишь по факту почти 2 рабочих дня на дорогу в нерабочее время, в то время как мог сходить в бассейн или провести время с девушкой.

  • Когда сотрудник пытается работать в шумном офисе, помните: исследования Калифорнийского университета (Irvine) доказали, что каждое прерывание (а в open space это происходит каждые 11 минут) заставляет мозг тратить в среднем 23 минуты на полное возвращение к задаче. Вот почему продуктивность падает в 2 раза — это не лень, а физиология концентрации.

  • Эмоциональная составляющая сотрудника — «а что все это было?». Поверьте, лояльность падает. Желание приезжать и «дружить» с командой падает.

Командировка удалёнщика в офис — это не просто 'нужно познакомиться'. Это:
(из грубого предположения, что ставка сотрудника 1000 рублей в час)

  • 32 000 ₽ — билеты и отель (на моем примере).

  • 14 000 ₽ — потерянные часы работы (7 часов в пути × 2).

  • 8 000 ₽ — падение продуктивности (исследования UC Irvine: open space снижает эффективность на 50%).

  • Неизмеримый ущерб — стресс сотрудника и падение лояльности.

  • Непочиненные баги, несданные фичи в срок, если вы выбрали неподходящий момент. Соотвественно — переработки, стресс, снова потеря лояльности.

Итого: 54 000 ₽ за один визит. А если таких поездок 10 в год? Полмиллиона на имитацию 'командности'. А если сотрудник более высокооплачиваемый? А если их несколько (а их сто процентов несколько)?

Итог: кто‑то скажет «Наша компания зарабатывает достаточно, чтобы мы могли потратить такие деньги из бюджета». Но давайте не забывать, для чего работает компания (для получения прибыли), что такое ROI и зачем мы следим за ним.


Глава 3. Что на самом деле нужно удаленщикам (вместо "поезжай в офис")

Вместо принудительного офиса — упростите работу:

  • На старте — четкий онбординг, чтобы сотрудник знал ответственность и обязанность каждого в команде. Все должны быть заочно знакомы, а не «есть у меня в команде какой‑то лид по тестированию, но мы ни разу не пересекались». Плюс назначенный «бадди», к которому можно подойти даже с самым (как это порой кажется) глупым вопросом.

  • Корпоративная культура без котиков на аватарке. Я встречала массу случаев, когда команда не знала друг друга в лицо. Заставлять включать камеру для команды может показаться хорошей идеей, но давайте посмотрим правде в глаза — многие ли на это согласны?

  • Четкая структура командных событий — дейли, планирование, ретро и т. д. Команда должна общаться по работе, если этого базиса нет — приезды не решат проблем. Приезд может улучшить взаимодействие, только если люди уже готовы контактировать онлайн. Если же нет — как вы надеетесь улучшить взаимодействие, если коллеги даже на звонки без камеры не хотят приходить?

  • Онлайн‑кофебрейки с четким сценарием («расскажи о самом странном баге»). Обязательно четко запланируйте план такого мита, заранее его разошлите и четко объясните, зачем такой мит нужен, лучше с привязкой к работе. А еще улчше спросите что интересно самой команде. Например, «обмен опытом по срочному исправлению багов». И еще — он должен быть в рабочее время. И не когда дедлайн!

  • Запланированные 1:1-разговоры (не надейтесь на «естественное» общение). На моей практике встречались коллеги, которые даже не знали, что такое 1:1, в таких случаях их, как руководителей, тимлидов и тп часто просто боялись. Не проводя такие миты, вы рискуете не выстроить мало‑мальского контакта, не узнаете об идеях, предложениях об улучшениях, проблемах. Сотрудник будет полагать, что его мнение неважно и всем все равно на него — он просто винтик, который ни на что не влияет. По психологии внедрения изменений — человек становится более лояльным к чему‑либо, если сам приложил к этому руку.

  • Выездные ивенты (квесты, мастер‑классы — что угодно, кроме офиса). Это, пожалуй, тема отдельного разговора, которую я подниму позже в другой статье.

Если уж в офис — то по‑умному:

  • Тихая комната вместо open space, либо находиться максимально близко к команде, а не в open space»е на -3 этаже от команды. Не получится взаимодействия, если тебя посадили в другом крыле здания. Ты остаешься тем же удаленщиком, да еще и сидишь среди незнакомых коллег.

  • Четкий план знакомств (не «как‑нибудь сами разберётесь»). Если этого не делает HR, это ответственность руководителя, который зовет. Помните, что ответственность финально лежит на инициаторе. Запомнят плохим словом вас, а не того, кто должен был сделать что‑то по вашей просьбе. Как, например, проектный менеджер в итоге отвечает за результат проекта перед стейкхолдерами. Вы должны быть уверены, что коллегу встретят, покажут офис, лично познакомят с командой, чтобы избежать неудобных ситуаций, когда ты не знаешь, кто как выглядит (да и мало ли кто как похудел или поправился, в сравнении с фото).

  • Осмысленный повод (воркшоп, а не «просто посиди с командой»). Человек — существо коллективное. Во‑первых, нужна осмысленная цель — приехать послушать опыт коллег, самому обменяться мнениями, выступить. Любое действие начинается с «Зачем?» и от активности должна быть value.

Суммируя, хочу сказать, что основная обязанность руководителя, по отношению к команде — создать комфортные условия для работы. Не играйте в психолога. Если вы видите, что человек интроверт — не заставляйте его приезжать, не давите, не придумывайте за человека то, что ему нужно. Он лучше знает. А задача по отношению к компании — сделать бизнес компании успешным. Не забывайте про финансовые показатели. Прежде чем требовать присутствия, посчитайте затраты, потенциальный профит и вашу возможность поучаствовать в качественной организации. Если у вас нет ресурсов на «теплый прием», то, задумайтесь, стоят ли эти потери сомнительного «командного духа»?

Комментарии (46)


  1. bromium
    31.05.2025 14:01

    Я так понимаю, Натали, будучи «проджектом с 10 лет опыта» придумала позвать всех удаленщиков в офис, потому что это ей показалось хорошей идеей почему-то, и по результатам провала решила написать статью (с применением ИИ) с описанием типичных (очевидных) ошибок?

    Извините, если не понял посыла статьи.


    1. EvGenvinU
      31.05.2025 14:01

      Её саму в офис тягают с удаленки, вот она и написала душещипательную историю о том, что трогать удаленщиков нельзя


      1. pnmv
        31.05.2025 14:01

        офисный сотрудник, не только мешается под ногами, смотрит в твой монитор, когда не просят, а то и вовсе шумит, но и занимает рабочее место, аренда которого, между прочим, денег стоит, как и электричество с обслуживанием помещений, и что там еще заботливо выкладывается "в кухонном пространстве".

        а удалёнщик... получил ноут, да и поехал к себе домой, просиживать свое кресло и тратить свое электричество, и вот это вот всё. при таких делах, его должны любить и уважать, ведь, своим отсутствием в офисе, он, о боже, экономит деньги компании(!!), так что ему надо просто перечислять его долю, по возможности почаще, и никаких вам офисных, как их там...


      1. bromium
        31.05.2025 14:01

        Да понятно, а оказывается, она интроверт со страхом общения с людьми, при этом ит проджект менеджер 10+ лет. Что и настораживает. Кто то не на своем месте. Да и еще открыто пишет об этом )))


        1. NataliaKurch Автор
          31.05.2025 14:01

          Спасибо за ваш комментарий) Рада, что живо получилось донести мысль о существующей проблеме в удаленном формате работы) Несколько непонятно в ваших рассуждениях - то я позвала всех в офис, и написала о своем фейле, то меня вызвали и я испытала экзистенциальный ужас )


    1. NataliaKurch Автор
      31.05.2025 14:01

      Посыл для руководителей в том, что, прежде чем вызывать коллегу в командировку, нужно понимать чего ты хочешь добиться и грамотно организовать посещение, чтобы от него реально был толк. Тема достаточно острая на самом деле на моей практике, и почему-то о ней не принято говорить. Ошибки действительно очевидные, при этом часто допускаемые, к сожалению. Моей идеей было обратить на этот вопрос внимание, разобрав по реальным фактам.


  1. anzay911
    31.05.2025 14:01

    Может, чего-то не понимаю? Зачем ездить в командировку чтобы потусоваться? Мне казалось, это такая вынужденная вещь, когда без личного присутствия никак. И что все вопросы билетов, заселения решает HR, а встречи и темы обсуждения руководитель.


    1. NataliaKurch Автор
      31.05.2025 14:01

      Вы все правильно говорите, но, к сожалению, ситуация описанная мной - не редкость. Поэтому я и делала упор на то, что у командировки должна быть цель и понятная организация, тогда от нее будет толк)


  1. pnmv
    31.05.2025 14:01

    Тихая комната вместо open space

    владельцы бизнесов, их директора и прочие топы не видят разницы, между тихой комнатой и "работой из дома". для них, если ты сидишь в тихой комнате (дома, на удаленке), тебя не видно, не слышно, значит кое-кто здесь не работает, а не работает - считай ворует. и этот кто-то - ты.

    отсюда, и аренда "уютных опенспейсов на триста человек", в каком-нибудь "меркурии". и это - в лучшем случае. в подавляющем же большинстве случаев, это будет "уютный офис, категории Г", в таком "центре москвы", который давно уже и не центр, для большинства живых людей, в плане удобства его залегания.

    кстати, среди объективных жалоб, забыли указать совершенно идиотские "внекомандные митинги". не знаю, правильное ли это название, но суть именно такая - собрать ещё одну не нужную встречу. и, именно "внекомандные", а не встречи, направленные на межкомандное взаимодействие.

    статья полезная, в плане самоопределения - что мы точно любим, а что, гарантированно, нет. но, к сожалению, лица, принимающие решения, по вопросу взаимодействия с удаленно-гибридными командами, имеют полностью ортогональное мнение, если имеют его вообще. зачастую, такое ощущение, что живут в мире теоретических книжек, написанных еще в 1984 году, и устаревших, за пару лет, до их выхода в свет.


    1. stas_dubich
      31.05.2025 14:01

      Фишка сотен митингов и этих фантастических инициатив в другом, если их убрать, то половина манагеров и топов будут в принципе не нужны))

      А так десяток митингов провел, отчетики порисовал, в офис людей затащил - вроде как и не зря свой хлеб ешь, полезный для компании


      1. pnmv
        31.05.2025 14:01

        не зря свой хлеб ешь, полезный для компании

        эту фразу можно прочесть двояко: и "не зря ешь свой хлеб, будучи полезным для компании", и "не зря ешь хлеб, который, на самом деле, полезен для компании (был бы полезен, если бы ты его, к примеру, не ел)

        с петмитингами, как раз, всё понятно, кому и для чего они нужны. околосредний менеджмент должен выделиться, иначе зачем ему быть. однако, это не мотивация для аренды огромных "открытых пространств", ведь менеджерам всё равно, где и как митинговать. иллюзия руки на пульсе, общего контроля над ситуацией, нужна главным, а тем, кто помладше, по служебной лестнице, некогда этим заниматься.


  1. antdantd
    31.05.2025 14:01

    А что, такое правда бывает? :)


  1. Dhwtj
    31.05.2025 14:01

    Если уж эффективные встречи на удалёнке не могут сделать, то что ожидать от очных встреч?

    Если только побухать вместе


  1. Elpi
    31.05.2025 14:01

    Лютый бред.

    ***

    С чего вы решили, что вам что-то должны? Это вы должны отрабатывать ту работу, на которую подписались. Которая в должностной инструкции и в задаче на трекер. И за которую вам деньги платят.

    ***

    "Облизывайте меня, интроверта, иначе я снижу свою лояльность". Напугали ежика голым задом.

    ***

    Самое главное, чего вы не понимаете. На работе связи завязываются в процессе совместно работы. А просто приехать познакомиться - это как раз лютый бред. Если вы с этим сталкивались, это повод задуматься о том, где вы вообще находитесь.

    ***
    Очень понравилась ваша фразочка: "Четкий план знакомств". Вы не на сайте знакомств работаете?..


    1. pnmv
      31.05.2025 14:01

      Самое главное, чего вы не понимаете. На работе связи завязываются в процессе совместно работы.

      это еще с коллегами и менеджеритетом повезти должно, что редкость.


      1. bromium
        31.05.2025 14:01

        Все верно, но очень часто многие же жалуются на коллег и менеджмент, получается, они и есть те самые коллеги, с кем другим не повезло. Непривычно и неприятно же думать, что проблема в тебе, а не в других. Вот и получается, что бедный интроверт, который не умеет общаться, не интересуется другими и компанией, не знает о чем говорить, не знает даже, как его коллеги выглядят, потом садится и пишет вот такие статьи. А руководство пытается это хоть как то изменить, вбухивая деньги на это. Да, эффективность сомнительная может, если плохо организованно, да, эйчары филонят и не на своем месте, если не организовали не растрясли интровертов. С другой стороны, взрослые люди, как тут правильно отметили — командировки это здорово для смены обстановки, приехать, пообщаться, увидеть живьем людей, с кем работаешь.

        Вообще, всегда поражало, когда люди оправдывают свои недостатки. Я интроверт, потому не умею общаться, я гуманитарий — потому не разбираюсь минимально в технике, в логике, я технарь — потому пишу с ошибками через слово. ..


        1. pnmv
          31.05.2025 14:01

          дело не в том, что ты какой-то там интроверт, да и не "в удалёнке, на периферии". будь ты, хоть главный экстраверт планеты, но, приходишь в офис, такой, а там и поговорить то не с кем, если это не дейлик или более массовое сборище. все шепчутся со своими друзьями-знакомыми (допустим, кто-нибудь наприглашал к себе в команду своих, а то и не к себе, кстати), а ты, к примеру, не при помощи нетворкинга там оказался, ну вот и всё. на тебя смотрят волком, ведь ты ничей, а может еще и возраст сильно отличается от "эстаблишмента", что тоже порождает в их головах всякое.


          1. tbogachenko
            31.05.2025 14:01

            Мне кажется, что если человеку не с кем и не о чем поговорить, то какое его место вообще в команде? По мне выглядит очень странно, что люди кучу времени работают вместе, но у них нет общих тем даже по работе


            1. pnmv
              31.05.2025 14:01

              так я про офис в целом. а команда... у всех гибрид, и вы вполне можете не совпадать, по некоторым офисным дням.


  1. HEXFFFFFFFF
    31.05.2025 14:01

    По моему все ни так. Сам удаленщик в основном. Но идея сьездить раз в несколько месяцев пообщаться с колегами вовсе не выглядит плохой. Другое дело что это действительно не дешего, а положительный эффект от таких встреч косвенный и долгосрочный. Большинству удаленщиков такая поездка должна нравится - сидячая работа дома утомляет, такая поездка даст возможность расслабится, отдохнуть, переключиться. Но эти несколько дней действительно выпадут из рабочего процесса, и не факт что посиделки в офисе, общение и отдых это скомпенсируют. Так что если у компании есть лишнии деньги организовывать такие встречи, то это стоит делать, это действительно повысит лоялность работников к компании. Но вот экономический эффект от таких встреч неоднозначен..