
Уверен, что этот кейс многим не понравится, но будет полезен для бизнеса. Меня зовут Станислав, как внешний консультант я часто помогаю компаниям найти проблему и решить ее. Методы разные, не так давно попробовал для этих целей ChatGPT, рассказываю, что получилось.
Разговоры о том, что ИИ заберет рабочие места, идут давно. Сам крестный отец искусственного интеллекта Джеффри Хинтон в прошлом году вовсе заявил, что ИИ может привести человечество к вымиранию. Вероятность этого, по его мнению, от 10% до 20%. Что ж, подброшу в этот костер немного поленьев, а в конце выскажу свое непопулярное мнение.
Про компанию, которая ушла в минус
Многие из ритейла узнают в этой истории себя. У салонов сотовой связи сейчас тяжелые времена. В крупных городах количество торговых точек уже давно сокращается. Это началось еще во время коронавируса, когда на первый план вышла удаленка и онлайн-покупки. Пунктов выдачи все больше, а топ-менеджеры магазинов ломают голову и придумывают новые схемы.
Но есть и другие причины. Падает покупательская способность: растут пошлины, цены на продукты, в июле почти на 12% вырастут тарифы ЖКХ. А еще изменилась налоговая база, плюс не хватает персонала. Круг проблем примерно понятен.
Компания, про которую я рассказываю, присутствует в нескольких регионах. Локации называть не буду, это не так принципиально. Продают мобильные телефоны, аксессуары, сим-карты. Всего 30 магазинов. Последние месяцы работали в минус, прогнозы были неутешительные. Тогда я предложил коммерческому директору вместе использовать нейросеть для анализа ситуации.
Как СhatGPT начал увольнять людей
Мы не просто отправили запрос. Чтобы нейронка выдала по-настоящему ценный результат, с опорой на цифры, с глубоким анализом проблемы и реальными предложениями, потребовалось несколько дней. Это время, которое коммерческий директор потратил на то, чтобы обучить ИИ, дать ему полное представление о бизнесе. Очень важно обучить нейронку, это часть взаимодействия. Не получится просто залить файл и ждать результат, ИИ должен понимать специфику, аббревиатуры, сокращения, которыми пользуются в компании. Все это нужно объяснять.
Например, коммерческий директор отправил в чат штатное расписание, обязанности сотрудников, информацию по магазинам. И первая рекомендация, которую выдал ИИ: сократить количество сотрудников склада. Оказалось, что трое кладовщиков много, двоих вполне достаточно для того объема работы, который есть. Так ИИ уволил первого сотрудника.
Дальше нейросеть предложила сократить количество магазинов: одна точка закрывается, 5 других превращаются в 2 мультибренда. Затем ИИ резонно заметил, что если магазинов станет меньше, надо пересмотреть и штатное расписание, и предложил сократить территориальных и категорийных менеджеров. После перешли к отделу кадров. Сначала ИИ предложил уволить одного бухгалтера, но так как у компании несколько юрлиц и большой объем работы, эту рекомендацию отклонили. В переписке с ИИ появилась идея передать функции отдела кадров в бухгалтерию, нейросеть одобрила, и скоро в компании станет еще на одного сотрудника меньше.
В итоге после диалога с нейросетью уволили 6 человек, еще 2 на очереди.
Отмечу, что претензий к этим сотрудникам не было. Они выполняли свою работу, но бездушная вычислительная модель проанализировала цифры и выдала неоспоримый результат: можно задействовать меньше людей, а результат будет тот же. При этом в случае с территориальными менеджерами ИИ также подсказал, что нужно наращивать их компетенции, обучать и развивать сотрудников.
Предвижу гневные комментарии в стиле «Конечно, зачем нанимать новых людей, если можно загрузить старых». Тут есть два аргумента:
Да, 8 человек в итоге сократили. Но остальные остались. А это в несколько раз больше людей. Если бы бизнес не начал предпринимать меры, возможно, работы через какое-то время не было бы у всех.
То, что часть сотрудников уволили, не значит, что у других стало в разы больше обязанностей и нагрузки, с которой они не справляются.
Какие еще рекомендации дал ChatGPT
Увольнение 8 человек сняло с компании финансовую нагрузку в 500 тысяч рублей. Но были и другие рекомендации, которые помогли сократить расходы.
ИИ предложил уменьшить расходы на аренду. Рискованная рекомендация, иногда письмо с просьбой понизить аренду дает обратный эффект. И все же в результате успешных переговоров с арендодателями удалось сэкономить 500 тысяч рублей в месяц. Если умножить на 12 месяцев, получается 6 млн рублей.
Еще одна рекомендация: убрать вакантные позиции с нулевым выхлопом. Это дало еще +200 тысяч в месяц или 2,4 млн в год.
Если сложить все цифры, получится почти 15 млн рублей экономии за год. Неплохая цифра с точки зрения антикризисных мер. Но главное: если до этого компания работала в минус, в последний месяц там вышли на устойчивый ноль.
Сейчас коммерческий директор компании стал еще и промт-инженером (кстати, полезная должность для многих компаний). Запросы ИИ делают продуктивнее совещания, дают возможность посмотреть на проблему шире или под другим углом. Вот недавний случай (цитата):
У меня было координационное совещание. Человек, который занимается кредитным оборотом, говорит: «Оборот упал, я не знаю, что делать, я сделала все». Я даю свой ноутбук: «Задавай все вопросы». Ее так увлекло, что через час она сказала: «Можно я завтра еще к тебе приду?». Действительно, даже час глубокого погружения зачастую помогает найти рабочие варианты.
Стоит ли бояться ИИ
Стоит. Тем, кто не осваивает новые технологии, и продолжает писать комментарии, как несправедлив мир и как хорошо было, когда газировка с сиропом стоила 3 копейки. ИИ уже давно не просто пишет «текстики», а делает работу на уровне мидла. Мой прогноз такой: через год-полтора в динамичных небольших компаниях останутся сотрудники, которые используют нейронки. Такие ребята будут эффективнее в десятки раз и будут выгодны бизнесу. А другим придется работать руками.
Собственникам и топ-менеджерам я советую как можно скорее научиться работать с ИИ. Качественные промты, обучение под свои задачи — этот инструмент может стать для вас антикризисным менеджером. Например, если у вас минус или ноль, то стоит в первую очередь проанализировать как раз экономику, а после менять бизнес-модель.
Для тех, у кого все хорошо, тоже есть совет: начните уже сейчас обучать сотрудников. Сначала коммерческих, генеральных, финансовых директоров. Будет сопротивление, оно есть у всех, но когда эта стадия пройдет, когда вы научите алгоритм работать так, как нужно вам, результативность вырастет. Следующие шаги: автоматизация, создание ИИ-агентов с функционалом облегчающим и где-то заменяющим труд сотрудников, в первую очередь маркетинг, обучение, аналитика, управление ассортиментом, HR, база знаний и прочее. Вы получите доступ к безграничным возможностям. Сложные бизнес-модели, ответ на любой вопрос, множество вариантов решения ситуации.
Чем отличается ИИ от сотрудника? ИИ не скажет вам «Я не знаю».
Этот текст написан кожаным*. А теперь приступаю к вашим комментариям.
*Тут у нас, кстати, вышел спор с коллегами из «Белого кода». Отдал им свой текст, чтобы посмотрели и дали обратную связь, так как с ребятами давно знаком, а они активно ведут блог. В финальной версии увидел длинное тире (—) и сказал, что это признак ИИ, только нейронка их ставит, народ не поймет. Но коллеги были непреклонны, главный аргумент такой: «Есть правила типографики, мы их соблюдаем. Почему, чтобы не выглядеть как ИИ, мы должны демонстрировать отсутствие своего интеллекта и знаний?». Подумал, что человеческое в тексте все сложнее находить, приходится маскироваться под человека и намеренно допускать ошибки. Длинное тире, кстати, решили вовсе убрать. Издержки времени.
Комментарии (35)
panzerfaust
03.06.2025 09:46Я даю свой ноутбук: «Задавай все вопросы». Ее так увлекло, что через час она сказала: «Можно я завтра еще к тебе приду?».
Суровые будни. Одна винтовка на троих. Ой, то есть один ноутбук.
chipulyanis Автор
03.06.2025 09:46Да, это забавно. Дело в том, что менеджеры среднего звена с трудом воспринимают технологии и не хотят ими пользоваться. Нужен некий проводник.
edyatl
03.06.2025 09:46ИИ не скажет "Я не знаю"
Вывод который вы делаете - что делает его более надежным и эффективным.
Серьёзно?
chipulyanis Автор
03.06.2025 09:46Отсылка к сотрудникам которые часто приходят к руководителю с фразой "Я не знаю, что делать!". Как минимум в тупиковой ситуации ИИ может дать идею или направить.
pavelsha
03.06.2025 09:46Если смотреть пример не как на сферического коня в вакууме, который был сгенерирован на коленке (или в ЦОДе OpenAI), а на реальную историю, то, возможно, что вторым раундом надо рассмотреть замену или увольнение коммерческого директора и части его команды. Кстати, их увольнение точно снизит финансовую нагрузку значительно сильнее, чем увольнение кладовщиков и закрытие ларьков в дальней деревне.
По не названной нам причине ком директор без пинка внешнего консультанта и магического шара ИИ не вёл аналитическую работу. Те несколько дней напряженного труда в паре с ML-моделью — это не подвиг, а вынужденный рывок, чтобы запрыгнуть на подножку поезда.
chipulyanis Автор
03.06.2025 09:46Те несколько дней напряженного труда в паре с ML-моделью — это не подвиг, а вынужденный рывок, чтобы запрыгнуть на подножку поезда.
Именно
pavelsha
03.06.2025 09:46Ну за трезвый взгляд на эту часть ситуации плюс.
Проблема может оказаться в том, что подножка у поезда узкая и, чтобы на неё запрыгнуть, придется кого-то оттуда сдернуть. Ну или хотя бы пробежать по головам кладовщиков и продавцов в деревенских ларьках.
Главное, чтобы поезд не шел напрямую к обвалу, который заблокировал пути наглухо.
А впереди лавины сошли... chipulyanis Автор
03.06.2025 09:46Мир не идеален, кто-то обязательно пострадает. Хорошая новость в том, что сейчас на пять вакансий один кандидат. Ресурсы должны перераспределяться и балансировать, так оно было и будет. Если изучить форсайты конкретно этой отрасли бизнеса, к 2030 году останется меньше 30% магазинов и будет состоять из игроков кто смог изменить модель.
woodiron
03.06.2025 09:46Если цель - уволить людей, то результат неплохой, чисто капиталистический. Думаю, что в конце года коммерческий выпишет себе премию в размере экономии.
pavelsha
03.06.2025 09:46Не выпишет.
К концу года финдир и директор по персоналу тоже освоят DeepSeek или Grok, а с их помощью сформулируют причину, чтобы сократить позицию коммерческого директора и части его людей.
И премии пойдут ГД, ФинДир и Директору по персонала. Годовой бонус КомДира тоже попилят
chipulyanis Автор
03.06.2025 09:46Увольнение сотрудников - не самоцель. Когда в компании убытки, собственнику следует сосредоточиться на повышении эффективности, росте прибыли и сокращении затрат. Одна из самых затратных статей - фонд оплаты труда. ИИ лишь подсветил, где можно оптимизироваться без больших рисков
Думаю, что в конце года коммерческий выпишет себе премию в размере экономии.
Возможно) Если компания выйдет в плюс. Смысл собственнику платить премию менеджеру из своего кармана?
edyatl
03.06.2025 09:46"Через речку построили мост. Ну, понятное дело, мост нужно убирать — взяли на работу дворника. А кто будет дворнику зарплату платить? Правильно, взяли кассира. Естественно, зарплата без начисления не выплачивается, стало быть, взяли бухгалтера. Зарплату ещё нужно экономически обосновать: взяли экономиста. Естественно, над всем этим делом поставили директора. А поскольку открыли офис — устроили троих охранников. Ну, и в офис двух уборщиц. А директору — двух заместителей, чтобы работать сподручней было. И секретаршу. А потом смотрят — денег много на зарплату уходит, надо кого-то сокращать. Сократили дворника" [1] https://www.anekdot.ru/id/361726/
Pavel_SD
03.06.2025 09:46Так а сколько времени прошло от увольнения до написания статьи? Очень может быть что оно всё пока по инерции движется, а на первой серьёзной проблеме посыплется. Ну или люди, которые много тащить стали, повыгорают
pavelsha
03.06.2025 09:46Так а сколько времени прошло от увольнения до написания статьи? Очень может быть что оно всё пока по инерции движется, а на первой серьёзной проблеме посыплется
Время в Далекой-Далекой Галактике — понятие относительное... Ничего не посыпется, потому что это «собирательный образ», история о «сферических конях в вакууме и рыцарях-джедаях-консультантах, которые их объезжают».
chipulyanis Автор
03.06.2025 09:46Почему такой вывод? Смысл что-то придумывать?
pavelsha
03.06.2025 09:46Назову первые две
1) NDA
2) Цитата: "Многие из ритейла узнают в этой истории себя. У салонов сотовой связи сейчас тяжелые времена. В крупных городах количество торговых точек уже давно сокращается... "
В принципе уже этого достаточно, чтобы история из реального кейса стала историей про "сферические коней"
chipulyanis Автор
03.06.2025 09:46Около двух месяцев. В целом верно подмечено, но куда сыпаться дальше? Компания убыточна продолжительное время, и в 2025 просвета не предвидится. Задача - отрезать неприбыльное и сфокусироваться на генерации прибыли. Каждая единица должна приносить доход и как минимум окупать свою зарплату или связанные с ней риски. Вариантов особенно нет, внимательно следить за показателями и критичными процессами.
pavelsha
03.06.2025 09:46Компания убыточна продолжительное время, и в 2025 просвета не предвидится. ...Каждая единица должна приносить доход и как минимум окупать свою зарплату или связанные с ней риски.
Проблема в том, что комдир и его команда выглядят в истории неэффективно
chipulyanis Автор
03.06.2025 09:46Очевидно, как и практически любой бизнес который несет убытки. Много факторов. Тут есть своя специфика. Много изменений случилось за короткий период, кто-то лучше адаптировался, кто-то не смог. Пандемия, несколько крупных кризисов, курс, E-com, изменение налоговой нагрузки, серый импорт, кадровый голод, как следствие снижение трафика и многое другое
JBFW
03.06.2025 09:46ем отличается ИИ от сотрудника? ИИ не скажет вам «Я не знаю»
Попробуйте задать ему дурацкий вопрос, которого он действительно не может знать.
И да, он не скажет "не знаю", он выдумает чушь и скажет ее уверенно, как будто это так и естьSiG66
03.06.2025 09:46Попробуйте задать ему дурацкий вопрос, которого он действительно не может знать.
Проблема в том , что не нужен "дурацкий" вопрос, глюки могут быть на вполне нормальные запросы - вот как пример ссылка на глюки при поиске аналогичных дел юристами через ИИ - https://habr.com/ru/news/884214/
chipulyanis Автор
03.06.2025 09:46Есть такое. Это фундаментальная проблема ИИ, которую вряд ли получится решить до конца. Ответы ИИ нельзя воспринимать как прямое указание к действию и доверять на 100%. Перепроверять нужно, впрочем как и сотрудников.
strelkove
03.06.2025 09:46Чем отличается ИИ от сотрудника? ИИ не скажет вам «Я не знаю».
Верно. Нормальный сотрудник ответит "я не знаю" там, где действительно не знает. А ИИ на голубом глазу соврёт. А вы, судя по вашей статье, слепо ему поверите.
chipulyanis Автор
03.06.2025 09:46Вы себе это как представляете? ИИ посоветовал уволить 8 сотрудников, через мгновение уходить письмо на кадровика о сокращении?
musk
03.06.2025 09:46Тогда я предложил коммерческому директору вместе использовать нейросеть для анализа ситуации.
Когда есть только молоток, вокруг все кажется гвоздями.
Это время, которое коммерческий директор потратил на то, чтобы обучить ИИ, дать ему полное представление о бизнесе.
"Обучение" тут - это двухдневная болтовня с чатом?
Сначала ИИ предложил уволить одного бухгалтера, но так как у компании несколько юрлиц и большой объем работы, эту рекомендацию отклонили.
...
В переписке с ИИ появилась идея передать функции отдела кадров в бухгалтерию, нейросеть одобрила, и скоро в компании станет еще на одного сотрудника меньше.Противоречие тут видится мне.
То, что часть сотрудников уволили, не значит, что у других стало в разы больше обязанностей и нагрузки, с которой они не справляются.
Из чего сие значит? Из ваших слов?
Еще одна рекомендация: убрать вакантные позиции с нулевым выхлопом. Это дало еще +200 тысяч в месяц или 2,4 млн в год.
Долго вкуривал этот тезис. Каким образом незанятые позиции сэкономили +200 тыс в месяц. Видимо, я понимаю термин "вакантная позиции" как-то иначе.
Ответ ИИ - "Вакансия" (вакантная позиция) означает незанятое рабочее место в компании, на которое можно принять нового сотрудника.Я даю свой ноутбук... Можно я завтра еще к тебе приду? Действительно, даже час глубокого погружения зачастую помогает найти рабочие варианты.
Ноутбук один на всю компанию? Глубокого погружения куда?
Мой прогноз такой: через год-полтора в динамичных небольших компаниях останутся сотрудники, которые используют нейронки.
Еще один "прогнозист". Занялись бы вы чем-то более полезным.
Чем отличается ИИ от сотрудника? ИИ не скажет вам «Я не знаю».
А вы точно уверены, что понимаете причины этого?
chipulyanis Автор
03.06.2025 09:46Спасибо, за такой развернутый комментарий!
Когда есть только молоток, вокруг все кажется гвоздями.
Сценариев использования много, почему нет?
"Обучение" тут - это двухдневная болтовня с чатом?
Скорее первые какие-то интересные результаты. А как правильно перефразировать?
Сначала ИИ предложил уволить одного бухгалтера, но так как у компании несколько юрлиц и большой объем работы, эту рекомендацию отклонили....В переписке с ИИ появилась идея передать функции отдела кадров в бухгалтерию, нейросеть одобрила, и скоро в компании станет еще на одного сотрудника меньше.
Противоречие тут видится мне.
Никакого противоречия, передали функцию кадров в бухгалтерию
То, что часть сотрудников уволили, не значит, что у других стало в разы больше обязанностей и нагрузки, с которой они не справляются.
Из чего сие значит? Из ваших слов?
Это значит, что когда объем продаж падает загрузка сотрудников становиться меньше и многие процессы в компании упраздняются как избыточные
Еще одна рекомендация: убрать вакантные позиции с нулевым выхлопом. Это дало еще +200 тысяч в месяц или 2,4 млн в год.
Долго вкуривал этот тезис. Каким образом незанятые позиции сэкономили +200 тыс в месяц. Видимо, я понимаю термин "вакантная позиции" как-то иначе.
Ответ ИИ - "Вакансия" (вакантная позиция) означает незанятое рабочее место в компании, на которое можно принять нового сотрудника.Все просто, на закрытие вакансии (особенно сейчас) тратится значительные суммы денег: поиск, обучение, стажировка. Если внимательно изучить и понять, что закрытая вакансия (найденный сотрудник) не принесет прибыли, а наоборот будет еще генерировать минус (банально нет столько продаж и трафика). То нет смысла искать сотрудника, стоит пересмотреть количество сотрудников выходящих в смену и оптимизировать график, а не ждать чуда по увеличению продаж с приходом еще одного сотрудника.
Я даю свой ноутбук... Можно я завтра еще к тебе приду? Действительно, даже час глубокого погружения зачастую помогает найти рабочие варианты.
Ноутбук один на всю компанию? Глубокого погружения куда?
Отвечал выше. Сотрудников вовлечь в новые инструменты порой очень сложно и необходимо взять роль наставника. Глубоко погружения в интересующую проблему.
Мой прогноз такой: через год-полтора в динамичных небольших компаниях останутся сотрудники, которые используют нейронки.
Еще один "прогнозист". Занялись бы вы чем-то более полезным.
Исключительно мои наблюдения)
Чем отличается ИИ от сотрудника? ИИ не скажет вам «Я не знаю».
А вы точно уверены, что понимаете причины этого?
Вы были в роли руководителя?
ilyichevpetr
03.06.2025 09:46компания умирает, ее услуги потребителю не интересны. есть два варианта: постепенно сокращать издержки медленно двигаясь на кладбище или искать новые рынки. выбрали первое.
chipulyanis Автор
03.06.2025 09:46Абсолютно. Полагаю собственник это понимает лучше нас, видимо есть какой-то план.
VluDs
03.06.2025 09:46Меня зовут Станислав, как внешний консультант я часто помогаю компаниям найти проблему и решить ее.
Я правильно понимаю, что внешним консультантам платят за то, что они дают попользоваться своим ноутбуком с открытой вкладкой chatGPT?
Annieway
03.06.2025 09:46Ну что скажу. В короткой перспективе это хорошо. Но потом когда везде будут увольнять "ненужных", то клиентов будет все меньше и меньше, увы. Без клиентов с работой почти все бизнесы умрут, кроме тех, кто держится на самых богатых людях
chipulyanis Автор
03.06.2025 09:46А что поделать. Есть теория, что это новая промышленая революция в самом ее зачатке. Вспомним как это было в начале 20 века и как случилась трудовая миграция из фермерства в промышленные города и какие сложные социальные процессы запустились по всему миру. Тогда выиграли банки, это к тезису про самых богатых. Сейчас крупные ИТ игроки вероятно остануться в плюсе.
Drucocu
Это что за покемон? Либо вы намекаете на опенсорсный аналог, либо вы намеренно избегаете фильтра по ключевым словам. Ай-ай-ай, Станислав.
Как видим из этой статьи, бояться стоит прежде всего вам: бесполезным консультантам и прочим сотрясателям воздуха. Отлично описано, как нейронка сделала вашу работу на вашем же уровне. К чему приведёт такое решение - вопрос отдельный. Вполне может оказаться, что боту не хватило контекста, чтобы оценить значимость этих людей.
Кстати, долго же вы, "Станислав", ждали, чтобы учетку расконсервировать.
chipulyanis Автор
Спасибо за комментарий!
Я не бизнес консультант. Коллеги находятся в тяжелой ситуации, решил показать варианты по выходу из нее при помощи ИИ.
В любом случае, окончательное решение остаётся за управленцами - это зона их ответственности.
Лучше поздно...