Физика вошла в мою школьную жизнь в 1997 году, в мою жизнь в принципе — на пару лет раньше, когда мама, выпускница строительного и в прошлом сотрудник АН СССР, разложила передо мной энциклопедии и справочник Жданова. К началу школьного курса я знала всю механику, умело расставляла точки приложения сил и ловко решала задачи с двумя звёздочками. Нет, я не была технарём, но мне было ужасно интересно — мама умела и рассказать, и показать на нехитрых подручных материалах. Учитель у нас оказалась так себе, и я продолжала домашнее изучение. В 2001 году, отчаявшись перед поступлением в вуз, я даже собралась идти на радиофак, чтобы стать инженером связи и делать людей счастливыми (потому что «коннектинг пипл»). В общем и целом, обошлось без счастья, однако для интриги сообщу, что в связи я-таки работала, но, в основном, с софтверными продуктами — из физики был только очень тяжёлый факс-аппарат ?
Однако интерес к науке я не теряю, и вот совершенно случайно мне удалось побывать на физическом факультете в ННГУ, посетить лекцию-обсуждение по мемристорам и взять интервью у учёных и декана факультета. Это оказалось крутой возможностью не только узнать что-то о жизни в науке в 2025 году, но и сравнить процесс с родной айтишечкой.

Начну с лекции. О мемристорах выйдет отдельный материал от учёных ННГУ, но если кратко, то это современная сложная технология, которая может быть использована для хранения и передачи данных, в том числе для работы с энергонезависимой компьютерной памятью, нейроморфными вычислительными устройствами, с памятью человека в рамках нейробиологии и нейротехнологий. Простые, казалось бы, штуки, способные работать как в цифровом, так и в аналоговом формате, не так просты. На лекции обсуждали физику материалов мемристоров. Было приятно видеть включённых в дискуссию научных сотрудников разного статуса и разного возраста, которые были никак не готовы уложиться в отведённый час и горячо и профессионально обсуждали сложнейшие нюансы.

С деканом физического факультета Малышевым Александром Игоревичем больше всего мне хотелось поговорить о карьере физиков. Причина простая: у меня буквально сотни знакомых айтишников всех мастей и всего трое физиков плюс‑минус моего возраста. При этом в нашем городе, Нижнем Новгороде, и в Нижегородской области колоссальная ёмкость рынка труда для учёных в целом и для физиков в частности.
Как диагностировать физика?
Прежде всего, хотелось узнать, как понять, что школьник тяготеет к физике: если всё более или менее понятно с олимпиадниками, то вопрос — как распознать способности, склонности в обычных мальчишках и девчонках? Александр Игоревич хорошо сформулировал: «как диагностировать физика?». Он рассказал, что совершенно не важно, какие оценки получает школьник, участвует он в олимпиадах или нет, — скорее, важно само отношение к этой науке и к этой сфере. Если школьник проявляет интерес, задаёт вопросы окружающим и педагогам, пытается разобраться, что‑то понять, смотрит фильмы — вот это самое важное. И кстати, немаловажную роль играет интерес к фантастике: Стругацкие, Беляев...
Например, в советские времена существовала система спецшкол, отбора, да даже детский кинематограф. Мы все вспомнили не только «Электроника», но и «Расписание на послезавтра»: как раз действие происходит в школе с техническим уклоном и показан интерес к науке, к физике, к вечному двигателю :‑) Учитель в фильме вызывает интерес к своему предмету. И вот эта романтизация физики была не только в 60-е годы, но и весь период позднего СССР. Сейчас такого интереса в массовой культуре, в обществе как такового нет, он угас, физику и фундаментальную науку не продвигают, если и популяризируют, то точечно, «для своих», кому и без того не нужно рассказывать о преимуществах.
Мы же живём в мире массовой культуры, в обществе. Школьнику нужно соответствующее заинтересовывающее окружение. И вот отмена этого окружения — ключевая проблема. В становлении физика, учёного есть два важных компонента: взгляд на мир плюс усидчивость и трудолюбие. Без любого из них ничего не получится. Бывает так, что отличник без взгляда на мир прекращает обучение, а крепкий троечник находит себя в науке.
Действительно, многие ребята из тех, кто поступает в медицинский, загорелись этой идеей именно после сериалов — «Доктора Хауса», «Клиники», «Интернов», да их действительно очень много. Про физиков — «Теория большого взрыва» и «Атом», который обещает быть неплохим, с хорошими научными консультантами, но он только-только появился на платформах.
Я недавно смотрел фильм про Ричарда Фейнмана, американского физика, лауреата Нобелевской премии по физике 1965 года. Опять же, с самого детства отец читал сыну энциклопедию, создавал это самое окружение. И нет, должна быть мода не на профессию, должна быть мода на увлечённость.

Всё меняется
Все, кто был на интервью, хорошо помнят 90-е годы, время, когда знакомых учёных, инженеров, врачей можно было встретить на вещевом рынке в роли продавцов. «Развал СССР привёл к тому, что профессия инженера и академического интеллигента обесценилась, стала непрестижной. Предприятия закрывались. Сейчас ситуация восстановилась, примерно за 20 последних лет. Хотя мы до сих пор живём с отголосками тех времён.
У нас был физико-математический класс, из которого в 2005 году 80% пошли в юристы и экономисты, потому что было престижно. Я поступала, конкурс был низкий. Родители переживали, что я не буду зарабатывать в своей профессии физика. А ведь мы — это как раз то поколение, из-за которого сейчас говорят о нехватке инженеров. Ну, к слову, из тех 80% по специальности тоже почти никто не работает», — рассказывает Марина Бастракова, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физического материаловедения, младший научный сотрудник, заведующий лабораторией Теории наноструктур НИФТИ ННГУ.

Я поступала чуть раньше, в 2002 году и да, 80% шли учиться на юристов и экономистов по воле родителей, рассуждающих о куске хлеба с маслом (я не исключение, имею оба диплома). Если что, работала по обеим полученным специальностям ровно 0 дней.
Об «очень сложном» ЕГЭ
Обычно я готовлюсь к интервью, листаю материалы и, разумеется, информация начинает «подкидываться» изо всех утюгов. Один из источников прибил к берегам ленты пару тредов обсуждения нереального и непосильного ЕГЭ по физике. Поскольку Александр Игоревич уже не первый год входит в состав комиссии по проверке работе ЕГЭ, часть С, я задала ему этот вопрос.
В ЕГЭ вполне нормальные задачи (часть С), примерно те, что на 4 и 5. Конечно, в среднем они немного сложнее. На самом деле достаточно хорошо подготовиться, а на это надо два полноценных года, весь 10 и весь 11 классы. В то же время подготовиться к экзамену по информатике можно за полгода.
К тому же, сейчас проблемы с учителями: иногда в школах просто нет учителей физики и их действительно трудно найти. Не сдают, потому что нет учителей. Наличие учителя могло бы изменить. По сути, всё упирается в хорошего учителя, в его пример и в его отношение к предмету: он должен показывать эксперименты, увлекать, заинтересовывать. Отдельные выпускники физфака работают в школах, но нагрузка у них порой около 40 часов. А что ты дашь школьникам, когда ты один физик в большой школе? В этой ситуации просто затянет рутина, а главная твоя задача — выжить.
Конечно, в таких условиях и с такой кадровой ситуацией говорить о привитии интереса к физике невозможно. Нужно время на подготовку лабораторных и т. д. Со стороны студентов физфака, на удивление, есть желающие стать школьными учителями физики. Но чтобы поставить подготовку таких учителей на поток, нужно время — как минимум, хотя бы один выпуск, а сейчас их в группе на 2 курсе всего 4 человека.
Если говорить о выпускниках нашего педагогического университета, то, как правило, у них двойной профиль — математика и физика, например. Большинство из них, идя в школы, и выбирают математику, потому что её гораздо проще преподавать и объяснять, не нужно работать с оборудованием. Чтобы в масштабах нашей области что-то изменилось, студентов-педагогов нужно набирать минимум в 10 раз больше. Пока это невозможно.
Уйти в "айти"?
Ну и конечно, в этом разговоре не могла не зайти речь об ИТ. Я помню, как уже в конце 2000-х ИТ-сфера оттягивала учёных и инженеров, ещё не будучи такой популярной «с зарплатой в 500 тысяч в наносек». Позже я наблюдала эти процессы снаружи и изнутри — вплоть до того, что некоторые представительства зарубежных компаний негласно распространяли запрос конкретно на инженеров и физиков в частности.
Конечно, ИТ оттягивает. Посмотрите, какой образ создаётся в СМИ и в социальных сетях: большая заработная плата сразу, работа на удалёнке где-то на берегу. Конечно, есть стремление к такому образу жизни. В ИТ уходят ребята, которые с 3 курса могут устроиться тестировщиками и получать сразу 100 тысяч. Но они не понимают, что уходя в эту сферу, они могут лишить себя возможностей и карьерного роста. Они дорастут немного вверх и упрутся в потолок, который, к слову, в ИТ есть — но поймут они это через 5, 7, может, даже 10 лет. Между тем, можно отлично себя реализовать в практике и научной деятельности.
Так, есть предприятия, которые готовы давать приличную зарплату, стабильную работу. Да, начальная зарплата не такая, как в ИТ, но, если выпускник покажет себя на предприятии, через год она будет заметно больше. А если параллельно развивается научная карьера, то ещё растёт и статус: так, после защиты кандидатской все наши выпускники на своих предприятиях стали начальниками подразделений.
И, к слову, научные задачи можно решать, не отходя от рабочего места. Возможностей для трудоустройства с приличной зарплатой в Нижегородской области действительно можно. Много интересных проектов и программ, которые создаются совместно с предприятиями-партнёрами. Наукой, например, можно заниматься в академических институтах. Например, в Институте физики микроструктур РАН. Кроме того, есть масса научно-производственных предприятий — ННИИРТ, Салют, Полёт, Буревестник, ОКБМ… Не забывайте, что есть ядерный центр, который активно привлекает специалистов на хороших условиях. В ядерном центре нужны и физики, и химики, и программисты — они активно набирают кадры, заинтересованы в специалистах.
Да и с оборудованием сейчас всё неплохо. Если раньше грант был средством выживания, сейчас это средство развития. Раньше гранты делили на оплату работы команды и с каждого гранта непременно старались купить новый компьютер. Сейчас взять грант — это престижно. Появилась стабильность и предсказуемость исследований, а значит, карьеры и жизни.

На физическом факультете круто: в лабораториях молодые лица, студенты, аспиранты, молодые учёные. Ведутся исследования и ходить посторонним можно далеко не везде, бочком и желательно не дышать :-) А дышать хочется — уж очень он классный, запах технических лабораторий. Есть в нём что-то от Электроника, Алисы (ну той, с миелофоном, не этой, с голосом), робота Вертера, книг про атом и космос. Я бы с удовольствием сняла про это фильм.
Полезная прокрастинация
Кстати, о фильмах. Раз уж зашла о них речь, то вот список действительно классных фильмов.
Укрощение огня — о советском ракетостроении
Опасный элемент (зар.) — история Пьера и Марии Кюри
Девять дней одного года — щемящий фильм о физиках‑ядерщиках
Барьер неизвестности — ещё один фильм о ракетостроении
Детонатор (зар.) — если хотите погрузиться в термины, от которых кружится голова у любого нетехнаря
Здравствуй, это я! — почти романтическая драма из категории «физики и лирики»
Иду на грозу — лабораторная драма
977 — просто посмотрите. Желательно сразу после фильма «Девять дней одного года»
Кстати, а у вас есть что добавить к списку?
P.S.: благодарю за работу соавтора, вдохновителя и настоящего профессионала интервью Людмилу Сергеевну Макарову, ИФИЖ ННГУ
Комментарии (10)
sentimentaltrooper
03.06.2025 13:22Я закончил Физический Факультет МГУ в 2009, после делал свой PhD, работал постдоком и не стал профессором, стал руководить R&D центром. К физике и Фейману и МГУ (и отчасти НГУ) имею сильную эмоциональную привязанность, но... академическая наука это очень грязная политическая игра если хочется в нее играть в высшей лиге так сказать (мы говорим о публикациях уровня Nature). У меня в свое время были иллюзии на почве "Иду на грозу" и "Вы конечно шутите, мистер Фейнман". Того мира уже нет, "это фэнтези". Я с удовольствием нанимаю физиков, "тех кто выжил" и скорее найму физика чем "программиста" (Computer Science) на ИТ-проекты. Но... в науке ваше ROI очень длинный.
В ИТ уходят ребята, которые с 3 курса могут устроиться тестировщиками и получать сразу 100 тысяч. Но они не понимают, что уходя в эту сферу, они могут лишить себя возможностей и карьерного роста. Они дорастут немного вверх и упрутся в потолок, который, к слову, в ИТ есть — но поймут они это через 5, 7, может, даже 10 лет. Между тем, можно отлично себя реализовать в практике и научной деятельности.
Отлично это как? ;) Я вроде не плохо себя реализовывал и платили мне 20 тыс стипендии, аспирантам в нашей "богатой" лабе платили 40. Под 100 тыс. зарабатывал профессор. Позже, где-то около 2015 к нам в группу приезжал товарищ из, собственно, НГУ который активно шустрил по грантам и он "поднимал" 150к. Все это время мои друзья свалившие на третьем курсе в ИТ получали от 150. Собственно доход у нас сравнялся только когда я не стал профессором. с интонацией из мультика "Падал прошлогодний снег": Но дело было когда мне уже стало за 30 (и он отнес елку обратно).
Академическая среда очень притягательная, из нее сложно "вырваться": ты постоянно окружен по-настоящему умными людьми - эта среда тебя постоянно мотивирует, "троечник" из сильный лабы, над которым коллеги порой подтрунивают, он часто неизмеримо более образован, умен, эрудирован - чем "обычные" персонажи которых вы можете встретить за пределами университетского кампуса. Одновременно, ты часто проводишь фундаментальные научные изыскания, которые скорее всего до тебя никто не делал. It feels great... первые лет 5.
Личное мнение: в физику (и науку вообще) надо идти когда а) другие варианты еще хуже потому что это один из немногих еще работающих социальных лифтов. Едет не высоко, но пока еще как-то едет. Я умел в языки и в физику, пошел в физику по стопам отца. б) когда деньги для вас не являются фактором. Либо потому что у вас их много (я таких встречал), либо потому что вам они не нужны (таких в академических группах тоже не мало).
Отправил бы я своего ребенка в физику? Нет. Могу ли я кому-либо рекомендовать делать PhD в физике (и STEM вообще), кроме как ради визы? Точно нет. Но, как писал выше, я вас потом с удовольствием найму на почве общей психологической травмы и любви к черному юмору.
garryq
03.06.2025 13:22Я тоже умел в физику и в языки и окончил то же, что и вы, только на 17 лет раньше, однако в тот момент в стране внезапно оказалось, что никому ни разу не до физиков, поэтому пришлось пойти в языки (с заездом и большой любовью к ИТ) и в языках остаться.
CBET_TbMbI
03.06.2025 13:22Кстати, а у вас есть что добавить к списку?
Смешарики. Шутки шутками, а это на самом деле шикарный образовательный и в тоже время интересный мультфильм для детей и не только.
ilia-33
03.06.2025 13:22У вас на картинке пропаганда ЛГБТ и изображение "диверсии света". Собирайте вещи.
omxela
03.06.2025 13:22академическая наука это очень грязная политическая игра если хочется в нее играть в высшей лиге так сказать (мы говорим о публикациях уровня Nature)
Замечу, что грязные игры есть там, где есть желающие в них играть. Только и всего. Если вы хотите играть в "высшей лиге" (?), то у вас должно быть, что предложить. У вас было что-то для "Nature"? У меня есть публикации в Q1 журналах, но ни в каких грязных играх участвовать не довелось.
Ну, да я не об этом. Я о том, как становятся физиками. Вопрос, разумеется, когда, где и зачем. Я закончил физфак МГУ в 1977 г., и с тех пор работаю вычислительным физиком в академическом институте. Двенадцатью годами ранее я был маленьким любопытным мальчиком, который однажды нашёл на книжной полке толстенный отцовский учебник по сопромату без переплёта. В этой книжке меня очень заинтересовал раздел о вычислении моментов инерции твёрдых тел. Так что считать определённые интегралы я научился раньше, чем дифференцировать. К этому присоединились книжки Лёвшина (про Нолика) и Боброва (Волшебный двурог). Моя матушка подобные увлечения не поощряла, поскольку не считала учёную профессию достойным занятием. Но видя, что дело приняло серьёзный оборот, взяла меня за руку и отвела на собеседование в только что открывшуюся в г. Челябинске ФМШ 31. Эта школа существует и сейчас. Там я почувствовал себя как рыба в воде, и никаких сомнений о будущих занятиях у меня не возникало. Потом поступил в колмогоровский интернат. Там я понял, что я не математик, а физик (это очень разные вещи). На первом курсе физфака я познакомился с живой ЭВМ. На этом начальная подготовка закончилась.
Каждая такая история индивидуальна. У каждого, кто продолжает работать в науке, - свой путь. Есть ли такие лифты сейчас? Есть, и их гораздо больше, чем раньше. И школ гораздо больше. Мотивация изменилась. Хорошо это или плохо? А я не знаю. Вот так есть. Другие времена - другие песни. Для меня главное то, что я продолжаю заниматься любимым делом. И мне ещё за это деньги платят. Чудны дела твои, господи.
ru1z
03.06.2025 13:22Как я понимаю, тот комментатор пишет о руководящих должностях (пост ведь о карьерных возможностях ученых-физиков) - профессор, завлаб и выше, а не о политических играх с публикациями. Например, у вас есть отличные статьи, но вам ничего кроме с.н.с. не светит, при том, что у модного завлаба пяток невеселых статей в разных вестниках и сомнительных мурзилках, а у директора института пару десятков с трудом наскребется (и он в них только, потому что - "его нужно включить"). И тогда, если я правильно понял тот комментарий, ваш случай (б) - когда вы физик по призванию, вам не нужны деньги и модная карьера. То есть, тот автор изначально идеалистически предполагал, что будучи физиком можно будет 1.работать на переднем крае науки, 2.отлично зарабатывать и 3. не участвовать в политдрязгах. А получилось (с точки зрения автора), что нужно выбирать.
sentimentaltrooper
03.06.2025 13:22Nature - нет, есть PhysRev, Nature Photonics, Advanced Materials из "тяжеловесного". Но я уже 7 лет как завязал полностью. Очень зависит от того кто в со-авторах, "под кем ходишь" кто твой профессор и из кого университета. Полянка маленькая, все друг друга знают, кого заявим в рецензенты, кого в жюри для аспирантов позовем. Мне правда не хочется расписывать особенности западной науки и дележки грантов, если в эту игру играли то знаете о чем я. Молодому профессору дают денег тысяч 50 (долларов, в года) на двух студентов, конечно он их будет делить с именитым профессором. Кому дадим beam time? Почему в моем патенте мне как PI только 20% и почему мое имя еще 3-4х патентах по 5-7% которые я даже не трогал. Почему моя группа из России что бы публиковаться включала коллег из США (еще до известных событий). Все это риторические вопросы.
Мне нужно бы поискать было исследование, уровень клинической депрессии в STEM у postgraduate просто зашкаливает не просто так. Вы очень умный, у вас очень дорогие игрушки, вам платят как в Макдональдсе и никакой уверенности в завтрашнем дне (контракты продлеваются каждые 6 месяцев).
Viilture
03.06.2025 13:22Я был прагматичен и понимал, что 99% физиков никогда не принесут заметного вклада в науку, особенно в России, где из за развала науки войти в реальную наку практически и невозможно.
В ит гораздо проще себя реализовать в науке, просто нужно идти не в массовый сегмент, а ембеддед, беспилотные автомобили, робототехника. Эти специальности кстати самые неавтоматизируемые для ИИ. Заменят их, заменят и всех инженеров.
У нас парень в топ 30 людей до 30 вошёл чисто за разработку нового трекера точек на видео(co tracker) в ИИ особенного много не изобретённых вещей и самая большая отдача для учёного.
sentimentaltrooper
03.06.2025 13:22Это то чем в том числе занимается мой R&D центр, но это прикладная наука, не фундаментальная. Мы например ничего не публикуем (оно либо под NDA либо IP). Шарим на гитхаб работы стажеров по квантовым вычислениям и только. Обычно эта активность не считается «научной деятельностью» - applied science/ engineering. Для этого вам хватит степени магистра (MAs).
Большая часть современной науки делается PhD студентами и пост-доками, ИМХО.
MadFisherman
Вы абсолютно верно отметили важность педагогического состава школ, ибо именно со школьной скамьи начинается тяга к наукам. Сейчас, к сожалению, констатирую, обозревая московские школьные программы, - даже труды великого Лобачевскооо, имя которого носит ваш университет мало кто знает... при этом в свои почти 40 еще в состоянии своим деткам и школьную объяснить доступным языком "на пальцах" и новое интересное рассказать. в то время как помню свою школьную программу (спец.школа с углублённым изучением физ-, мат-, хим- и био- предметов, как раз лихие 90-е, но сохранившийся прекрасный советский ещё педагогический состав), при этом учителя умели завлечь совершенной ерундой, на первый взгляд и учили в первую очередь вникать в суть процесса, понять основные принципы и от этого уже отталкиваться - это очень сильно помогало усваивать тяжёлую плотную программу, но зато именно благодаря этому детки из Костромской школы приглашались без вступительных экзаменов в некоторые профильные столичные вузы (Питер и Москва). Это ли не раскрытие возможностей и социальный лифт? Главное - учись, тебе все дали, а вот с каким багажом пойдёшь дальше - сугубо личный выбор. Сейчас мне постараются возразить : типа есть плохие учителя.... Ребят, я поступил в эту школу, когда приехал вообще из глухой тайги с Дальнего востока и меня искренне ненавидел мой классный руководитель (преподаватель русского языка и литературы) и мечтавший, вместе со своей подругой - учителем географии, отчислить из школы ставя порой просто так "кол"... так что мне есть что сказать, но это не помешало мне выучиться и иметь всего одну тройку по русскому языку в аттестате....