Дело было так: я не очень внимательно слушала доклады на очередном DevFest в Нижнем Новгороде, медленно осматривая зал. На переднем ряду сидела яркая, прикольная девушка. Мы встретились глазами: раз, два, в перерыве она протянула визитку. Так я узнала одного из сильнейших своих коллег-маркетологов, который не про беседы с попсовыми блогерами и не про закупки ссылок, а про настоящий маркетинг в ИТ. Про тот маркетинг, разговор о котором уместен на Хабре и может оказаться действительно полезным.
Сегодня в эфире
Герой интервью
Анастасия Распопина
старший менеджер по коммуникациям в Postgres Professional, технический поэт, фантаст и евангелист технологий
Настя - выпускница НГЛУ им. Н.А. Добролюбова со средним баллом 5.0, организатор и докладчик российских и международных ИТ-конференций, маркетолог в сфере СУБД с 5-летним стажем. А ещё - вдохновитель и координатор нескольких крупных ИТ-мероприятий по базам данных, проходивших в Нижнем Новгороде в последние три года.
Интервьюер
Вика Гонгина
ИТ-обозреватель, нижегородка, маркетолог и PR в ИТ и телекоме с 2008 года, инженер и... модератор Хабра, которого вы официально знаете как Exosphere :-)
Настя, привет! До чего нас жизнь довела: живём на двух концах одного проспекта, а интервью готовим удалённо. Знаю, что ты, как и я, была на удалёнке до того, как это стало мейстримом. Как она тебе, что помогает организоваться?
Организоваться помогает совесть. Ты просто знаешь, что у тебя есть дедлайн, и если не успеваешь уложиться, то подводишь команду. У этого есть и хорошая сторона - ты точно так же знаешь, что есть вещи, которые пока не в огне и могут подождать. Ни один человек не может выдавать результаты конвейером. Напрягся - выдохни. Я постепенно пришла к тому, чтобы за отдых тоже себя хвалить, не только за успехи. Иначе всё кончится глупыми ошибками в работе и выгоранием. Если у меня напряжённый период, я заранее придумываю себе отдых. Это тоже организующий момент.
Вообще в следующем году я праздную 10-летие личной удалёнки. Я уже на той стадии, когда в офисе замечаешь все отвлекающие факторы и искренне не понимаешь, зачем он нужен, кроме редких тимбилдингов и стратсессий. Ну, и некоторых профессий, где коллективный разум полезен всегда.
Это маркетинг в ИТ, детка
Когда я в 2008 году устраивалась в отдел маркетинга телеком-компании, в финале собеседования опытный директор по маркетингу спросил «Что такое маркетинг одним словом»? Я ответила. Давай сравним подходы 2008 и 2022 года. Настя, что такое маркетинг одним словом?
Можно двумя? “Возможности роста”. Это не рост как таковой - это уже про экономические показатели, сам непосредственный результат. Возможности - то, как можно к нему прийти, а это множество путей. Сейчас простое знание инструментов и законов маркетинга “не вывезет”, приходится быть изобретательнее и находить то, о чём другие не подумали. Нестандартные точки контакта, максимальное использование имеющихся связей - возможно, в неожиданном качестве, продуманные предложения о сотрудничестве - когда второй стороне предлагаешь что-то действительно выгодное, не иллюзорную отписку. То есть к обязательной программе (“налил трафика - привёл лиды”) сейчас совершенно точно добавилась произвольная. Хотя и обычные объявления сейчас надо писать умнее - стандарты подросли, одним упоминанием правильных слов невпопад не отделаешься.
Я в ИТ-маркетинге повидала всякого: и паблики на грани лютого треша, и странную рекламу, и откровенно глупые рассылки. Были даже купленные минуты общения с Тиной Канделаки. Долго думала, почему это всё выглядит настолько кринжово и беспомощно. Пришла к простому выводу: эти маркетологи не секут в ИТ, по сути они пришли в чужой монастырь со своим уставом. Общаясь с тобой, я знаю, что ты отлично разбираешься в технической части всего, что продвигаешь. Как постичь уровень и почему важно влезать в технологические кишочки?
Простая математика про 10 000 часов работает. Из моих 10 лет в ИТ половина приходится на СУБД-сферу, тут просто статистически уже начинаешь в чём-то разбираться, понимание постепенно растёт. Но это всё равно далеко от непосредственного опыта кодинга или администрирования - я остаюсь “шумным новичком”, который по-прежнему ничего толком не знает. Этот стресс от собственного вечного ламерства и позволяет сохранять интерес, держать уши открытыми, без конца вносить правки.
Типичные ошибки, которые ты перечислила, сводятся к одному кейсу, когда ИТ-продукт начинают продавать так же банально, как шмотки в соцсетях. Причин тут несколько. Во-первых, эго самого маркетолога - “я умный, я учился”. ИТ автоматом означает - “иди и учись опять, всю жизнь”. С этим не каждый согласится - проще врубить тупое продвижение, копипастя фразы из чатика разработки, даже не пытаясь вникнуть в суть. Сама бы не поверила, но видела, что так делают и надеются на какой-то результат.
Если ты маркетолог в ИТ без технического прошлого (а таких большинство, из технарей в маркетинг почти никто не уходит), придётся смириться с неизбежным: всего объёма знаний у тебя никогда не будет. То есть придётся спрашивать, статью до публикации показывать тому, кого ты интервьюировал, потом эксперту внутри компании, потом эксперту вовне, и только потом получится что-то нестыдное и несмешное. Придётся читать документацию, понимая в ней процентов 30, отличать важное от неважного, много смотреть на конкурентов. Ну, и надеяться, что через пару лет ламерства в тебе станет меньше. Но совсем оно не уйдёт никогда. Технарём притворяться не надо, лучше оставаться тем “чайником”, который вечно что-то спрашивает - толку будет больше. Самоирония - наше всё, короче!
Настя, а как руководители относятся к маркетингу? Встречались такие, которые считали его ненужным, резали бюджеты, отказывались вообще каким-либо образом инвестировать в продвижение?
Руководители в серьёзных B2B-компаниях, как правило, понимают, что маркетинг нужен, но им надо обосновать те или иные расходы. Я обычно стараюсь не только со своей точки зрения смотреть и честно давать несколько вариантов, с чем-то сравнивая предлагаемые траты (“столько обычно стоит публикация, а у нас тут живой доступ к очень интересной нам аудитории, давайте возьмём”). Потратим столько-то, получим, скорее всего, вот это вот, риски такие-то. И дальше одинаково спокойно отношусь к “да” и к “нет”, если только мне не очевидно, что толк будет - тогда позащищаю свою позицию.
В целом у меня философия “сделай максимум из бесплатного и нужное / правильное из платного”. Часто бывает, что наиболее результативным оказывается то, что не стоило компании ни копейки - например, выступление на конференции, про которое просто надо было вовремя напомнить.
Вопрос вдогонку. Не раз слышала от больших ИТ-руководителей, от ведущих разработчиков, от ИТ-евангелистов опенсорса фразу: «Нам не нужен пиар, наш продукт сам себя продаёт». Насколько справедлива эта фраза?
Скорее, справедлив её антипод: с плохим продуктом хороший маркетинг вреден. Современные подходы в маркетинге вообще объединяют продукт, сервис, маркетинг и продажи в одну цепочку, где не должно “накрыться” ни одно звено. Если у вас хороший маркетинг, но ленивые продажи, то лиды протухнут. Если маркетинг с продажами надрываются, но продукт с багами и саппорт не отвечает, хорошего тоже ждать не стоит. Ну, и если работает всё, кроме маркетинга, продажники скучают, а саппорт и разработка голодают. Тут чистая логика - докручивать придётся всё, иначе не взлетит.
Что касается “пиар не нужен, наш продукт себя продаст”. Скорее всего, ребята пропускают слово “тупой” - тупой пиар да, никому не нужен. А вот если ваш пользователь с аудиторией в 50 тысяч человек таких же, как он, скажет про ваш продукт: “Смотрите-ка, что я нашёл!” - это другое. Да даже если это будут 50 человек, но ваших целевых, тоже победа. Если у вас есть продукт, совсем сам он себя не распространит. Кто-то должен ссылку дать, на митапе рассказать, в соцсети инфу пульнуть. А это всё тоже Public Relations, термин-то сильно шире отношений со СМИ изначально. PR всегда нужен.
Отдельная история с продуктами “голубых океанов”, которые создают рынок под себя - им вообще без пиара никак. Не сформировать потребность без широковещательных сообщений, хоть ты тресни.
Назови 5 принципов хорошего ИТ-маркетинга и 5 признаков плохого.
Можно и с десяток найти, но пусть будет по пять основных характеристик, в табличке.
Плохо Нажатие всех кнопок без желания разобраться Широкие каналы “для всех” Мероприятия только про бизнес ИЛИ только про разработку (цели размыты) Отфутболивание всех, кто не клиент Нет сбора обратной связи |
Хорошо Погружение в тему, согласование контента Узкие каналы “для нужных” Мероприятия про бизнес И разработку (но с разными целями) Налаживание отношений, создание “легенды” Обработка обратной связи |
Это всё общо, но в целом плохой маркетинг работает на сиюминутные цели, и ничего не выходит, а хороший вполне работает и на текущее (кушать-то надо), и на стратегический рост, как минимум не закрывая для него возможностей в дальнейшем. Это не только к ИТ применимо, но в ИТ оно заметнее - сама отрасль очень “быстрая”.
Расскажи о самых востребованных инструментах маркетинга в ИТ? Насколько они рациональны и окупаемы?
Давай я перечислю и каналы, и инструменты, и что-то между? Потому что это потихоньку сливается, софта всё меньше, а SaaS всё больше, не говоря уже о том, что исторически было онлайн-сервисами.
CRM однозначно да. Любой айтишник вас пошлёт, если не храните историю взаимоотношений и второй раз предлагаете ненужное, начисто забыв о первом неудачном разе.
Рассылки остаются рабочей историей, но требования к их полезности в ИТ намного выше.
Чат для общения на сайте - если вы “ИТ для ИТ”, дайте возможность пообщаться в мессенджере, печатать многим привычнее, звонки всё чаще считаются “инвазивной” формой коммуникации.
SEO-инструменты для сайта и блога. Находибельность вашего проекта и продукта сильно влияет на возможность последующей продажи. Даже если ваш продажник пришёл к кому-то в офис, клиент всё равно пойдёт гуглить - и плохо, если нагуглят конкурентов, а не вас.
Хабр такой один, он и канал коммуникации, и инструмент. Пренебрегать им не получится, альтернатив в русскоязычном ИТ-пространстве ему фактически нет. Сама я на Хабр писала не раз, но под своим именем как-то не случалось пока. Сапожник без сапог :-)
Ленты новостей и форумы типа Linux.Org.Ru и Opennet по-прежнему работают. Во всяком случае, при приглашении людей на митапы я всегда вижу реальный трафик, приходящий оттуда.
Группы в Телеграме сейчас живы как никогда, туда пришли даже те, кто не очень любил “Телегу”.
Про окупаемость “для всех” сказать сложно, сильно зависит от бизнеса, надо пробовать, измерять и хранить результаты по “выхлопу”, иначе велик риск не вспомнить причины принятия решений.
Я тебя знаю давно, бывала на твоих выступлениях на митапах. Ты всегда отводишь большую роль слову, имиджу, пиару. Почему? Почему эти «гуманитарные» штуки настолько важны в ИТ?
По той же причине, по которой open source проект придумывает себе маскота, талисманчик. Чтобы создать эмоциональную связь. Ты не можешь чувствовать что-то к куску чужого кода, который даже никогда не читал. А вот к милому крабику Rust можешь.
А теперь давай представим, что у нас три компании-конкурента, предлагающих примерно одно и то же по сходным ценам, и всё-всё одинаково. В какую мы пойдём при прочих равных? В ту, которая запомнится. А это всегда яркий визуал и словесная метафорика, тут ничего нового не придумать. Даже если запускаешь хорошую акцию с добрым делом, cause marketing некий, всё равно инструменты те же.
Понятно, что никакой уровень выпендрёжа не покроет откровенной плохости вашего продукта. Если он у вас “радость тестировщика и слёзы разработчика”, обманутый ярким маркетингом клиент его купит, но быстро сбежит, ещё и репутацию вам испортит. Но в ситуации, когда вы пытаетесь продать “среднее годное по больнице”, некоторая легендарность вам не помешает. Её можно создать - я и рассказываю, как)
Есть ли разница в подходах к маркетингу в ИТ в России и за границей? Правда ли, что «там» люди более чувствительные и лояльны к продвижению, чем «здесь»?
Что более лояльны - факт. За границей чётче ориентация на деньги и лучше отношение к тем, кто их приносит, даже если эти люди не пишут код. В целом достаточно, чтобы они знали своё дело - если это так, то уважение обеспечено. Конечно, это и у нас так, но скептицизм в нашем ИТ на входе больше. Приходится преодолевать “сопротивление материала”, доказывать, что ты тоже дело делаешь.
Если говорить о зарубежной аудитории на традиционно больших рынках, то она привыкла к тому, что за услуги нужно платить. Если твоя реклама уместна и закрывает какую-то потребность, твоё объявление вряд ли вызовет негатив. Если “наш человек” скажет “ууу, буржуи, хотят на мне нажиться, а можно ли это обойти”, то иностранец с шансами просто подумает “вот ещё одна контора что-то продаёт, ну окей, кушать-то всем надо”. И либо купит у вас что-то, если ему это сейчас нужно и вы ему понравились своим отношением к экологии или пожертвованиями на детское образование в Африке, либо сохранит контакты на будущее, особенно если там кодовое слово и какая-то скидка. Экономить “там” любят.
Расскажи про маркетинг на английском? Чем ментальность потребителей ИТ-продуктов отличается от российской? Какими посылами можно «продавать» технологию на зарубежную аудиторию?
Решающая роль всё-таки у “нужно - не нужно”, не у конкретного посыла. Если в данный момент твои услуги не нужны, не сделает кассу даже самое грамотное продвижение. (Вот тут надо быть “легендой” и запомниться на будущее, кстати!)
Зарубежная аудитория на разных рынках разная. Традиционно “платящими” являются рынки США, ЕС, Британия, ныне растущий сегмент MENA, некоторые вестернизированные страны Азии. Обычно рассматриваются эти регионы. Кое-где есть некоторые стандартные “кнопки” - экология, diversity, equality, accessibility, а если брать в целом - некоторый положительный имидж, этичность компании.
Если вернуться к нашему примеру с тремя компаниями, у которых всё одинаково, то в платящих странах выберут, скорее, этичную. Думающий потребитель достаточно щепетилен в отношении тех, кого он спонсирует. Отсюда и страх репутационных потерь в любой форме, и скандалы - как настоящие, так и сфабрикованные в качестве инструмента конкурентной борьбы (нельзя сказать, что этого нет).
В своё время мне довелось работать в компании, продающей софт на зарубежные рынки. В зоне моей личной отвественности была Франция и я видела, как модель потребления софта во Франции отличается от той же Германии или Бельгии. А разница между маркетингом UK, EU и USA существует?
Полагаю, это сильно зависит от продукта, от того, что именно продвигаете и продаёте. Если услуги администратора СУБД, то с точки зрения маркетинга принципиальной разницы нет, единственное что - в той же Франции будут спрашивать, есть ли франкоговорящие DBA в команде, и если да, то приоритет будет у них. Та же история с Германией и Италией. А вот если продаёте CRM-систему или другое ПО для конечных пользователей, скорее всего, для успешной работы на рынке понадобится полномасштабная локализация на целевые языки как интерфейсов продукта, так и всего маркетинга.
Я читаю весь Хабр и часто вижу серьёзный негатив к маркетингу и рекламе в ИТ. Как думаешь, откуда ноги растут?
Плохого маркетинга действительно много, хорошего и респектабельного довольно мало. Стереотипные шутки про “тупых маркетологов” и “тупых кадровиков” возникают из-за реальных проблем этих подотраслей ИТ, где действительно порой встречаются люди со специфическим отношением к профессионализму (назовём это так). Кстати, это не чисто российская проблема, за рубежом тоже проскальзывают такие нотки негатива в сторону “некодеров”, хоть и пореже (там за этим следят).
Часто человек приходит в ИТ только из-за денег и пытается экстраполировать на ИТ свой прошлый опыт, а он здесь не работает! А вокруг технари ходят, на непонятном языке говорят, а ты вроде и бьёшься, да ничего не выходит. Так что у проблемы два аспекта - и неумелость с одной стороны, и шовинизм с другой. Конструктив в том, чтобы первые стремились понять, а вторые не ленились объяснить. К слову, ни одного классного профи в маркетинге и HR на моей памяти не обижали, и даже когда шутили “на грани”, то говорили: “Ну это не про тебя, ты-то так не сделаешь!” Берегли, уважали.
Откуда берётся недоверие к рекламе?
Бывает, сама форма странноватая - кажется, что сами продающие ребята не понимают свой продукт. (Поэтому я за согласования, как бы это ни было больно и неприятно всем сторонам…) Тут поневоле не доверяешь - налажали даже в маркетинге, значит, и всё остальное у них не лучше. Идём мимо.
Бывает и другое - реклама идеальна, а вот продукт и сервис за ней никак не соответствуют тому, что заявлено. Как я уже говорила, это единая четырёхзвенная цепочка - продукт - поддержка - маркетинг - продажи. Мы почему-то только продажи и маркетинг обычно рассматриваем отдельно, хотя в технологической отрасли его роль сводится только к “рассказать о продукте правильным людям”, дальше дело за продажниками, разработчиками и сервисной командой, за тем, сумеют они порадовать клиента или нет. Клиента мало привести, надо его удержать. А то получится как в песне - “опять нас обманут, ничего не дадут”.
Как выглядит плохой маркетинг в ИТ?
Я в прошлом вопросе примерно обрисовала… Иногда и хороший маркетинг плох, если продукт “сырой” (тогда продукт лучше забрать на доработку и не кричать о нём громко раньше времени…) Плохой маркетинг - тот, без которого было бы лучше. Проще говоря, он вам ничего не прибавляет, только позорит. Не создаёт возможности роста, а закрывает. Про вас начинают думать, что вам денег не хватило на разумного спеца, значит, дела, наверное, не очень, и не без причины. Оговорюсь: я сейчас не про единичную ошибку, её каждый может сделать, а про общую стратегию работы, системные проблемы.
Пошумела: баттл СУБД и айти-поэзия
Хоть мы обе и живём в Нижнем Новгороде, впервые я тебя увидела в Сколково на HighLoad++. Я была простужена, пила имбирный чай и собиралась на один из докладов. Но рядом со мной в рекреации вы репетировали свой баттл и я не могла не прийти. Было кайфово. Расскажи о том, как рождаются такие идеи?
Идеи рождаются от избытка информации. Кто помнит технику “мозгового штурма”, тот помнит, что сначала набрасывают всё в кучу, а потом выбирают годное. У меня в детстве была игра Stack Up на ZX Spectrum (я с него начинала, сильно до эпохи приставок!). Так вот, там, если складывать похожие кирпичики в одну область экрана, иногда начинают сгорать не только вертикали и горизонтали, но и и диагонали. С идеями так же.
Я наблюдала за разработчиками PostgreSQL и MySQL, и в какой-то момент задала Свете Смирновой безумный вопрос - почему бы не сделать совместный доклад? Света подтвердила, что именно разработчики этих двух СУБД уже 10 лет ничего вместе на русском языке не делали точно. Подведение итогов за 10 лет показалось интересным, и мы попробовали наладить связь с Postgres Professional (тогда я работала не там, а в другой компании). Получили живой отклик, дальше вы знаете - получился интересный доклад на HighLoad++ 2016 с Фёдором Сигаевым и статья на его основе с десятками тысяч просмотров.
Роль Светы в этом и нескольких других проектах, конечно, огромна, она была главным техническим драйвером, и я до сих пор благодарна ей за возможность помогать и участвовать в воплощении тех замыслов лично.
Потом у меня несколько раз так бывало, что я искала доклад на очевидно интересную тему и не находила. Тогда логичным было предложить его сделать, и конференции, включая РИТ++ и FOSDEM такие задумки брали. Со статьями, кстати, то же самое. Лучший контент - тот, что закрывает content gap!
Ты рассказывала айтишникам про поэзию на августовском Summer Merge 2022, как и зачем?
Там вообще был интересный формат антиконференции, о полезных околоайтишных навыках и хобби. Отдельно рассказывали про чтение художественной литературы, а я взялась за мастер-класс по поэзии. Примерно объяснила, как работает правое полушарие и почему мы запоминаем цветное и рифмованное лучше, чем чёрно-белое и прозаическое. В итоге мы спонтанно группой из 20 человек написали несколько хлёстких пирожков про ИТ, вот пример:
Мой телефон не умолкает -
У нас очередной созвон,
А там Василий прод ломает -
Уходит к конкурентам он!
Зачем? Известен случай, когда в 50-е годы лучшие технари гостили в Коктебеле у поэтов, и после этого начали прорастать весьма неожиданные идеи, а вскоре наступила космическая эра и прогремели “шестидесятники”. То есть квантовый скачок был у обеих одарённых групп. Человек должен думать двумя полушариями, гениальность находится на стыке логики и интуиции. Это полезно.
Знаю, что ты была в командах организаторов крупнейших ИТ-конференций в России, организуешь конференции, встречи и митапы и сейчас. Расскажи, какая основная цель таких конференций и почему айтишники должны там быть?
Все же знают, что конференция - это не только про доклады. Есть ещё нетворкинг, партнёрства, бизнес-разведка и куча всего интересного. Это всё тот же обмен идеями, который двигает отрасль вперёд. Часто бывает, что зеркальные нейроны вживую срабатывают лучше, чем на расстоянии, мы все чему-то друг у друга учимся и умнеем. Поэтому конференции нужны не только маркетологам, а всем.
Расскажи немного о маркетинге и пиаре PostgreSQL. Это заметный, популярный продукт, которым пользуются разработчики. Где основные точки роста и нужен ли маркетинг для такого зрелого и востребованного продукта?
PostgreSQL в представлении не нуждается, это правда, мои коллеги из Postgres Professional очень много сделали для того, чтобы для российского разработчика "Postgres" и "СУБД" стали синонимами. Если честно, именно подход самого проекта PostgreSQL к маркетингу меня и воодушевил влиться в сообщество. На PGConf.Russia 2018 я беседовала с Брюсом Момджаном (Bruce Momjian), одним из первых разработчиков СУБД Postgres, и он рассказывал именно о продвижении проекта, все идеи показались мне очень здравыми. Именно тогда мне стало интересно прийти в мир PostgreSQL.
Точек роста очень много, в работе множество интересных задач (скоро у нас на Хабре, например, выйдет статья про распределённый шардинг для PostgreSQL, над которым сейчас трудятся наши разработчики). Это, кстати, иллюстрирует, зачем нужны маркетинг и пиар такому уважаемому продукту: мало что-то разработать и досконально документировать, надо и в сжатой форме донести основные идеи до пользователей, чтобы их заинтересовать до степени “а где же код и доки, срочно иду смотреть”.
Расскажи о том, как работать с сообществом и почему это важно?
У каждого сообщества свои каналы коммуникации. У разработчиков PostgreSQL всё основное происходит в списках рассылки. Но есть и более традиционные мессенджеры, соцсети, где идёт уже работа с пользователями. Я занимаюсь этой второй частью - делюсь новостями, помогаю коллегам с мероприятиями, готовлю и распространяю посты. Пользователи должны чувствовать заботу, регулярно получать информацию - так формируется лояльность, которая потом приносит деньги компаниям-вендорам. Ну, и для самого пользователя есть разница, знает он о релизе PostgreSQL 15, или, наоборот, о прекращении поддержки какой-то старой версии, или нет. Существуют отдельные сообщества для ответов на технические вопросы на добровольных началах, и это тоже пример конструктивного взаимодействия, хотя, конечно, цель представителей вендора - найти себе клиентов, а пользователей - получить максимум помощи бесплатно. Тоже своего рода маркетинг, хоть и не вполне традиционный.
Почему компании важно иметь блог на Хабре, Medium и других UGC-площадках?
Тут можно просто посчитать, сколько людей приходит на большие хабы контента и на сайты отдельных фирм. Ясно, что у “айтишного СМИ” вроде Хабра число посетителей будет гораздо выше, чем у сайта компании, поэтому у нас в Postgres Professional Хабр - основная контентная площадка. Плюс я верю в силу рекомендаций, предлагающих читателю нечто сходное по теме, даже если ваш блог изначально не был его целью. Ну, и внешняя площадка подсознательно воспринимается как более объективный источник информации, даже если речь идёт о блоге конкретной компании.
О людях в ИТ и об ИТ в людях
Давай поговорим о людях в ИТ. Расскажи об ИТ-евангелизме в России и за рубежом? Какую роль играют евангелисты и откуда они берутся?
У нас в России евангелист и технический идеолог проекта - это чаще всего один и тот же человек. За рубежом больше верят в разделение труда. Лицом проекта может стать тот, кто может более ярко и увлекательно рассказать о том, что вы делаете. Часто это оправданно, а иногда технарь и евангелист выступают тандемом: один освещает технические вопросы, второй делает из этого шоу. Интересный формат, но для нашей аудитории вряд ли подходящий, у нас больше ценят, когда “по делу”, а не “красиво”. Научпоп-форматы у нас пока ещё не вполне прижились, на мой взгляд.
Евангелист обычно специально изучает искусство публичного выступления и имеет некоторый ИТ-багаж, без которого ему не погрузиться в тему. Иногда разработчики, спокойно относящиеся к публичности, тоже выступают евангелистами, и тогда у них есть преимущество досконального знания материала. Если они системно подходят и к ораторскому искусству, наёмные спикеры сильно им проигрывают.
А роль деврела сейчас падает или растёт?
На мой взгляд, роль DevRel растёт. Руководители массово начинают понимать, что без грамотных докладчиков им не удастся привлечь инвестиции, нанять новых сотрудников, поставить на поток создание контента, проведение мероприятий, да и вообще здоровое отношение ко всему этому не сформировать. И вроде бы все слышали, что есть такие специальные люди, которые это умеют, но их на рынке буквально по пальцам пересчитать можно. Появляются курсы для DevRel - значит, спрос есть.
У тебя огромный и разнообразный опыт работы в ИТ, мы с тобой обе в отрасли уже 10 лет. Нам обеим очевидно, что в ИТ люди решают не меньше, чем технологии. Но об этом часто не помнят. Какая она, идеальная команда в ИТ-компании?
Идеальная команда - та, в которой есть стремление сотрудничать для общего успеха. Там целью является не отыгрывание своих комплексов и продавливание своих идей, а “взлёт” проекта. Если кто-то предложил более здравое решение, убери щупальца. Если это как-то нестерпимо больно, тогда надо к специалисту, нечего команде страдать от твоих “тараканов”. Вот когда все это понимают, дышится и работается легко. Зрелые люди умеют говорить “да, я не прав, по-твоему будет лучше” и быстро переходить к альтернативному плану. Надо растить самоиронию и бороться с “эффектом владения”. Иногда да, правильно отстоять идею, но это тоже делается корректно и аргументированно, с учётом правил сосуществования в команде. “Обидеть” и “убедить” - это про разное. Достоинство - это важно.
Что сейчас с кадрами? Стало лучше или хуже? Что нужно сделать, чтобы устроиться в хорошую команду?
Сейчас многие приходят к тому, что придётся растить кадры под себя и удерживать их. Нравится нам это или нет, на рынке избыток “джунов” (маркетинга это тоже касается, отток грамотных специалистов уже даёт о себе знать). Придётся бороться с текучкой за счёт построения базы знаний и внутреннего обучения. В СУБД-отрасли высокий порог вхождения, и либо компания научит людей сама, либо ей - чаще всего - негде будет их взять. Коллеги в Postgres Professional идут этим трудным путём, за что им респект.
Про трудоустройство всё банально - если хочешь хорошие условия, делай так, чтобы тебе было что предложить работодателю. Я специально в маркетинге работала в разных ролях - это повышает выживаемость и понимание обязанностей на каждом участке забоя, скажем так. Если много учиться и много работать, это к чему-нибудь приведёт. Но, конечно, чувство собственного достоинства - важная штука, без него и хороший, в общем-то специалист, может страдать от плохого обращения на работе.
Хорошая команда — какая она? Стоит ли рваться в крупные известные компании или лучше развиваться?
Про команду выше ответила: хорошая - без интриг и сконцентрированная вокруг дела. На разных этапах карьеры правильно разное. Иногда нужен лидер рынка, иногда - стартап. На заре карьеры, безусловно, надо идти в компанию с доказанными компетенциями, у которой есть чему поучиться. Если ты пока ничего не умеешь, тебе рано что-то строить, надо прибиваться к тем, кто уже построил бизнес, поставил дело на поток. В этом плане я с большим уважением отношусь к инициативам Postgres Professional - есть куча возможностей для образования, можно в вузе защитить курсовой проект и сразу прийти к нам стажироваться.
Если говорить не про ИТ вообще, а про ИТ-маркетинг, я бы сказала, что прекрасно сперва поучиться в бесплатной Hubspot Academy для понимания общей теории маркетинга в её современном состоянии. Хорошо преподают маркетинг и в Яндекс.Практикуме - мне доводилось общаться с выпускниками, у меня к ним, как правило, нет вопросов. После учёбы стоит идти туда, где есть готовая опытная команда.
Всё переплетено: технология таланта
Поскольку мы с тобой знакомы не только как профессионалы, но и как люди, не могу обойти стороной крутые темы, которые показывают, что у каждого айтишника есть душа :-) Ты известный в городе и в России поэт, тебя любят и читают. Но ничто не потрясло меня так, как твой фантастический роман. Расскажи, как он создавался и при чём здесь технологии?
Я где-то с 19 лет продумывала свою космооперу, и только спустя десятилетие довелось встретить предельно интересных людей и вдохнуть жизнь в шаблоны персонажей. Удалось увидеть достаточно красоты и уродства, чтобы захотелось это зафиксировать. Душа-то как раз есть не у всех, но я всегда буду за живых и тёплых. Так появились “Лепестки”, не без реального участия моих знакомых из СУБД-мира. Технологий там маловато, но некоторые идеи айти-среды ощутимы. Стихи там тоже есть, для более глубокого понимания прозы. Я с помощью них отдыхаю, разгружаю логическое полушарие :-)
Как рождается фантастическое произведение? Что в нём первично: люди, драма, сама фантастика или вовлечение автора в технологии и их логику?
Вот только недавно общались на мастер-классе с автором-фантастом Дмитрий Казаковым. Современный человек, увы, не интеллигент шестидесятых. Любимый мною Иван Ефремов ему уже скучен. Мы сейчас все дети видеоэпохи, нам нужен экшн, эмоции, атрибутика. И обязательно - герой. Хочешь широкоохватную вещь - пиши героя. А вокруг него уже построится всё остальное. Если будешь описывать технологии, рискуешь налажать чисто технически и сильно сузить круг читателей. А вот грамотно популяризировать ИТ-мир через понятный многим игровой сегмент - годный подход. Тут можно вспомнить “Первому игроку приготовиться” и кучу подобных кинопродуктов для молодёжи. (Современная фантастика - это кино в прозе, нравится нам это или нет…)
Не менее потрясающая история про перевод детской книги по программированию. Помню, как я дарила свои экземпляры детям знакомых — папы-разработчики оценили. Расскажи историю её появления?
Когда я помогала зарубежным докладчикам подготовиться к поездке на HighLoad++ 2013, среди них был Карлос Буэно, автор замечательного детского романа о программировании (соедините “Алису в стране чудес” и некоторые принципы информатики - и получится “Lauren Ipsum”!). Карлос подарил мне её экземпляр, потому что ему понравилось, как я с ним работала (проявляла банальную человечность).
Ещё в поезде Москва - Нижний я начала читать эту книгу, и меня она поразила и очаровала. Принцип балансировки нагрузки, оптимизация - и всё в очень понятной для детей форме. Я знала, что хочу увидеть этот роман на русском! Но ждать пришлось пять лет…В 2018-м году мы с Еленой Сенченковой из “ДМК-Пресс” обсуждали, что бы издать такого для детей, и я поняла, что время Карлоса настало! “ДМК” выкупило права, а потом Надя Князева, автор рок-текстов и замечательный поэт, постаралась сохранить язык оригинала, а я помогала ей как редактор перевода. Был у книжки и свой ИТ-консультант - Андрей “Чак” Минкин, мой давний друг и тимлид уже нескольких крутых компаний, с которым мы работали в Mad Devs. Надеюсь, что когда-то переведём и недавно появившееся продолжение - Lauren and Jargonauts. Сын к тому же почти дорос до этих книг, лишний стимул мне взяться за вторую часть.
Дивный новый мир?
Ну и под финал — о главном. А может, о грустном. За три года мы очутились в другом мире, и ИТ-сфера не могла остаться в стороне. Как изменились компании и их потребители? Как развиваться и работать дальше? Или, может, компаниям стоит занять выжидательную позицию?
Выросла лояльность и доверие к удалёнке - все клиенты сами на ней посидели и поняли, что так тоже можно работать. А значит, никто особенно не удивится распределённому стартапу, как было “до”. Можно нанимать людей не из своего города, и это хорошо. Гранты сейчас выдаются. Делать новое - стоит. Возможно, локаций и брендов сразу закладывать несколько, это факт. Я бы сказала, в трудное время работать особенно важно - и опыт не теряешь, и чувствуешь, что делаешь то, что можешь в сложившихся условиях. Действие даёт чувство контроля над жизнью, а бездействие вызывает искушение подумать о том, как всё плохо. Но происходящее придётся учитывать, без этого никуда.
Настя, накидай роадмап развития для маркетолога/пиарщика в ИТ. На что сделать упор? Важно ли учить английский и если да, то какой уровень гарантирует беспроблемные бизнес-коммуникации?
Системную картинку того, как работает маркетинг, надо постараться получить ещё на входе. Я жалею, что у меня её не было, и пришлось до некоторых вещей доходить своим умом, на практике, а это не всегда оптимально. Где базу дают, я назвала - Hubspot Academy, Яндекс.Практикум. Полезны были курсы Высшей Школы Экономики, где я училась и защищала выпускную работу в 2016-м году.
Ну, и пораньше попасть в ИТ-среду важно, переучиваться после 20 лет в другой отрасли, думаю, будет крайне болезненно - и скорости другие, и подходы. Оптимально взять некоторый open source проект в раскрутку для начала. Многие воротят нос от бесплатной работы на старте, а я лучшими своими проектами и даже самим переходом в ИТ обязана волонтёрству. Жадничать не надо, но и давать на себе ездить не стоит. Поработать над портфолио - и двигаться дальше, к работе в штате, сначала в компаниях, где всему научат, а потом, возможно, и в стартап, где научишься такому, чего не дадут в компаниях.
Насчёт английского скажу, что учить его “про запас” с мотивацией “вдруг пригодится” чуть более чем бесполезно. Язык должен использоваться, иначе он угасает со временем. Надо самому идти туда, где он понадобится неизбежно. Уровень в маркетинге нужен чем выше, тем лучше. Если планируете продавать что-то в англоговорящие страны, то приближайтесь к носителю языка. The sky is the limit.
Где черпать информацию по открытым СУБД? И вообще, кого читать и смотреть, чтобы быть в теме?
Самый банальный совет - смотреть сайты самих СУБД-проектов, документацию, рассылки вроде нашей русскоязычной Postgresso и зарубежной Postgres Weekly. Конкретно у PostgreSQL открытый список контрибьюторов, если подписаться на них, мгновенно попадёшь в мир правильной информации. Можно подписаться на списки рассылки сообщества, и всё придёт к тебе в ящик само.
Несколько классических статей из истории СУБД назвали Олег Бартунов и Иван Панченко в недавнем докладе на Saint HighLoad++ об истории PostgreSQL, там как раз основы основ того, как всё устроено.
Можно посмотреть в сторону блогов компаний-вендоров - там тоже, как правило, есть опция подписки. Берёшь конкретную СУБД, ищешь крупные компании, которые поддерживают и консультируют её пользователей, и подписываешься на блог. Кто-то издаёт целые книги, но они в основном стоят дорого, приятное исключение - “PostgreSQL 14 изнутри” Егора Рогова, доступная в PDF бесплатно.
Настя, спасибо! Мне кажется, мы нанесли ИТ-маркетологам немного непоправимой пользы :-)
Комментарии (2)
lamerAlex
22.10.2022 02:39-1Да сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии принято разливать СУБД через PostreSQL!
m03r
Много и по делу, спасибо! Если бы хабрамаркетологи следовали хотя бы части упомянутых рекомендаций...
Одно только резануло: милый крабик Rust он, конечно, симпатичный, но гораздо больший эмоциональный отклик у меня вызывает красота концепций, положенных в основу языка. И без крабика я точно так же бы его любил.
А вот не менее милый суслик Go меня скорее раздражает, потому что мне не нравится дизайн языка (и, получается, поэтому даже хороший маркетинг для меня не работает, как это и описано в статье).
UPD: комментарий не предназначен для разжигания. Я просто хочу отметить, что для создания эмоциональной связи с продуктом иногда достаточно и просто кусков кода