Карьер Грасберг в облаках (Индонезия, Папуа). Источник
Карьер Грасберг в облаках (Индонезия, Папуа). Источник

Привет, Хабр! Не так давно у меня был пост о горнодобывающих монстрах. А сегодня расскажу о карьерах, где эти гиганты работают. Современные карьеры — инженерные комплексы, где задействованы самые современные системы: от спутникового мониторинга стабильности откосов до автопарков беспилотных самосвалов. Благодаря им мир получает медь, золото, редкоземельные элементы и другие важные ресурсы.

В этой подборке — пять крупнейших открытых горных разработок. Посмотрим, какие технологии на них используются и какие полезные ископаемые там добывают. Погнали!

Бингем-Каньон (США, Юта): карьер с огромными самосвалами-роботами

Бингем-Каньон в Юте — крупнейший медный карьер мира: глубина более 1,2 км, ширина около 4 км. С 1898 года здесь добывают медь, золото, серебро и молибден, сейчас ежедневно добывается примерно 400 000–450 000 тонн породы. Основной элемент — медь, поставляется около 300 000 тонн в год.

Управляет карьером компания Rio Tinto, внедрившая здесь технологию AHS (Autonomous Haulage System). Это система беспилотных самосвалов Komatsu 930E грузоподъемностью до 320 тонн. Они движутся по маршрутам, которые рассчитывает система управления трафиком в реальном времени. Машины обмениваются данными друг с другом и с центральной платформой, поддерживая синхронную логистику без простоев. Такая координация снижает холостой пробег, минимизирует износ техники и повышает общую производительность карьера.

Komatsu 930E. Источник
Komatsu 930E. Источник

Для усиления безопасности горнодобывающей инфраструктуры Rio Tinto использует дроны и георадары. Они непрерывно мониторят склоны карьера, выявляя малейшие смещения пород. Собранные данные поступают в систему на базе ИИ, которая анализирует риски оползней и автоматически уведомляет диспетчерский центр. В 2013 году эта технология доказала свою эффективность: ИИ предсказал оползень массой в 65 миллионов тонн — это позволило избежать жертв и оперативно возобновить работу.

Месторождение после схода оползня. Источник
Месторождение после схода оползня. Источник

Бингем-Каньон — пример того, как традиционная добыча полезных ископаемых становится высокотехнологичной. Все построено на точности, эффективности и безопасности.

Интересный факт: именно этот карьер стал локацией для фильма «Хищные птицы» 1973 года, где герой на вертолете преследует преступников прямо внутри гигантской воронки. Масштабы объекта и индустриальный пейзаж сделали его идеальной декорацией для динамичных сцен.

Грасберг (Индонезия, Папуа): золото наверху

Источник

Грасберг расположен в горах Папуа на высоте свыше 4 000 метров. Именно здесь располагается крупнейшее в мире месторождение золота и одно из крупнейших — меди. По оценкам 2022 года, в недрах региона оставалось около 14 миллионов тонн меди, а с начала эксплуатации уже добыли свыше 12 миллионов. Золота здесь тоже немало — за десятилетия работы карьера извлекли более 1 270 тонн.

Грасберг уникален. Это гибридный проект, сочетающий открытый карьер и подземную добычу (шахты Grasberg Block Cave, а также Deep Mill Level Zone и Big Gossan), что позволяет эффективно извлекать медь, золото и другие ресурсы чуть ли не в облаках. Природа постоянно испытывает человека и машины на прочность: разреженный воздух затрудняет работу, частые ливни мешают добыче, а горный рельеф делает логистику крайне сложной.

Liebherr T 282B. Источник
Liebherr T 282B. Источник

Для работы в таких условиях используются передовые технологии и специализированная техника. Мощные самосвалы Liebherr T 282B могут перевозить до 360 тонн породы, что значительно ускоряет процесс добычи. Транспортировка руды организована через уникальную систему канатных дорог и конвейерных лент протяженностью в несколько километров. Они позволяют доставлять сырье к обогатительным фабрикам у подножия гор. Эта сложная логистическая цепочка требует безупречной координации, ведь даже малейший сбой может остановить все надолго.

Чтобы минимизировать риски, работа комплекса автоматизирована. Техника оснащена GPS-трекерами, позволяющими отслеживать ее местоположение и состояние в реальном времени. Спутниковые данные используются для отслеживания погодных условий и прогнозирования ливней, которые могут повлиять на работу. Это помогает заранее скорректировать график и снизить риски простоев. Благодаря таким мерам добыча в Грасберге остается относительно стабильной, несмотря на сложный климат и очень непростой рельеф.

Карьер «Мир» (Россия, Якутия): алмазная легенда Сибири

Карьер «Мир» в городе Мирный, Якутия, — символ советской инженерной мощи. Его глубина — 525 метров, диаметр — 1,2 км. В свое время он был крупнейшим алмазным карьером мира. С 1957 года здесь добывали алмазы, которые сделали СССР, а затем и Россию, одним из лидеров алмазного рынка. За годы добычи открытым способом удалось извлечь около 200 миллионов карат алмазов — это примерно 40 тонн кристаллов! На пике добычи в 1960-х годах карьер давал до 10 миллионов карат в год. В 2001 году открытую добычу сменила подземная, но воронка до сих пор остается грандиозным зрелищем.

Работать в «Мире» было непросто, поэтому с самого начала требовалась надежная техника. Для вывоза породы использовали карьерные самосвалы БелАЗ — сначала модели на 27 тонн, позже — более мощные, на 40 и 75 тонн. Эти машины работали в условиях сильных морозов и крайне непростого рельефа. Они спускались на сотни метров вниз, а затем поднимались с тяжелым грузом. БелАЗы обеспечивали бесперебойную перевозку породы и стали основой всей логистики карьера на протяжении десятилетий.

Подземная шахта «Мир» оснащена сложными системами вентиляции и укрепления, которые защищают от давления горных пород и обеспечивают безопасность. Уникальная фишка карьера — запрет на полеты авиации над его воронкой из-за мощных восходящих потоков воздуха, создаваемых ее формой, что подчеркивает необычность этого места. Компания АЛРОСА, оператор проекта, использует 3D-моделирование для точного планирования подземных работ. Датчики сейсмической активности, часть этой системы, непрерывно следят за стабильностью старых стен карьера, предотвращая потенциальные обрушения.

Эскондида (Чили, Атакама): месторождение меди в сердце пустыни

Эскондида в пустыне Атакама — одно из крупнейших медных месторождений в мире. Здесь добывается около 5% всей меди планеты, примерно 1,1 млн тонн в год. Глубина карьера — более 650 метров, длина — около 3 км. С 1990 года карьер Эскондида поставил свыше 33 млн тонн меди. Только в прошлом году удалось добыть свыше 1,28 млн тонн этого металла.

Caterpillar 797F. Источник
Caterpillar 797F. Источник

Технологии — отдельная история. Эскондида использует парк из более чем 100 самосвалов Caterpillar 797F. Каждый из них может перевозить до 400 тонн породы за рейс. Транспортная система действует в полуавтономном режиме: грузовики управляются дистанционно или следуют заданным маршрутам, что снижает влияние человеческого фактора. Координацию техники обеспечивает цифровая система MineStar. Она отслеживает местоположение машин, оптимизирует маршруты и распределяет нагрузку, минимизируя простои, ускоряя доставку руды к дробилкам и повышая эффективность добычи.

Еще одна уникальная особенность — водоснабжение: в пустыне вода дороже золота, поэтому карьер питается опресненной морской водой, доставляемой по трубопроводу длиной 180 км. Солнечные электростанции обеспечивают часть энергии, снижая углеродный след. Эскондида — это пример, как технологии помогают добывать ресурсы в условиях, где природа не дает поблажек.

Super Pit (Австралия, Калгурли): золото и все ради него

Источник

Super Pit, или Fimiston Open Pit, в Калгурли — крупнейший золотодобывающий карьер Австралии. Интересно, что сначала в этом месте располагалось множество шахт. К концу 1980-х территория «Золотой мили» (Golden Mile) вокруг Калгурли состояла из десятков мелких объектов, таких как Paringa, Oroya, Brown Hill, Chaffers, Hainault и других. Чтобы создать единый крупный карьер, компания Kalgoorlie Consolidated Gold Mines (KCGM), учрежденная в 1989 году, выкупила и объединила примерно 260 отдельных горных участков.

Сейчас размеры открытой разработки — более 600 метров в глубину и 3,5 км в длину. Интересно и расположение: карьер находится буквально в двух шагах от жилых кварталов. Ежегодно здесь добывают около 13 тонн золота в год.

Hitachi EX5600-6. Источник
Hitachi EX5600-6. Источник

Взрывные работы на Super Pit проводят с использованием электронных детонаторов, которые позволяют точно контролировать время подрыва и снизить вибрации, чтобы не повредить здания в расположенном рядом городе.

Экскаваторы Hitachi EX5600-6, способные поднимать до 60 тонн за раз, работают в связке с самосвалами Komatsu 785. Система мониторинга на базе IoT отслеживает износ оборудования, а дроны создают 3D-модели карьера для планирования новых участков добычи. А еще оператор этой горной разработки, компания Northern Star Resources, активно внедряет цифровизацию, чтобы продлить жизнь карьера, запасы которого, по прогнозам, иссякнут к 2030 году.

На сегодня все. Какой карьер впечатлил вас больше всего? Или, может, у вас есть данные о других необычных горных разработках? Жду вас в комментариях!

Комментарии (0)