
Когда речь заходит об искусственном интеллекте, большинство людей, согласно нескольким опросам, делятся на два диаметрально противоположных лагеря.
Есть те, кто считает, что это не что иное, как технологическая революция, которая существенно изменит все аспекты нашей жизни, и те, кто относится к этому как к новым одеждам для императора, как к экологически безответственной, не готовой к прайм-тайму несбыточной мечте, которая порождает изобилующую ошибками прозу и тошнотворные попытки иллюстрировать.
Недавнее объявление Китайского фонда кино и его партнёров о проекте «Наследие фильмов о кунг-фу» напомнило мне, почему я отношусь ко второй группе.
В некоторых конкретных, в основном академических и научных случаях ИИ может сократить бессмысленную рутинную работу и ускорить получение результатов.
Но эту технологию, особенно её «генеративное» подмножество, следует держать подальше от всего, что напоминает искусство.
Планы Китайского фонда кино, представленные на Шанхайском международном кинофестивале, включают в себя две основные инициативы, основанные на искусственном интеллекте.
Во-первых, организация представила то, что было заявлено как первый полнометражный анимационный фильм, полностью созданный с помощью ИИ, под названием «Лучшее завтра: Киберграница». Это переосмысление новаторского фильма Джона Ву 1986 года «Лучшее завтра». Я не понимаю, почему кто-то захочет увидеть продолжение/ремейк классического боевика почти 40-летней давности, но это их выбор. Но «Киберграница» вызывает беспокойство так же, как и все фильмы с искусственным интеллектом, о которых мы постоянно слышим: потому что они заменят людей-сценаристов, актёров, художников и других мастеров автоматизированными, бездушными машинами.
Это вопросы, которые активно обсуждаются и имеют реальное значение для будущего кинематографа, но мы ещё далеки от ответов на них.
Наиболее тревожной частью проекта фонда «Наследие фильмов о кунг-фу» является намерение использовать ИИ для улучшения звука, изображения и общей постановки 100 классических фильмов о кунг-фу (включая работы таких легендарных актёров, как Брюс Ли, Джеки Чан и Джет Ли). Чжан Пиминь, председатель Китайского фонда кино, объяснил, что его ИИ-подкорректировки этих «эстетических исторических сокровищ» придадут им новый вид, «соответствующий современному просмотру фильмов». И вот тут-то и должны зазвенеть тревожные колокольчики, если вам вообще небезразлично сохранение и долговечность фильмов.
Такой тип автоматизированной реставрации не является чем-то неслыханным. Прошлой весной кинопуристы были в ярости из-за долгожданной HD-реставрации и выхода фильмов Джеймса Кэмерона «Чужие», «Правдивая ложь» и «Бездна» в HD-качестве. Они утверждали, что масштабная работа по очистке этих фильмов, снятых несколько десятилетий назад, сделала изображения стерильными и зачастую жуткими. Большая часть этой работы была выполнена с помощью ИИ компанией Park Road Post Production, принадлежащей режиссёру Питеру Джексону. Компания также провела аналогичную спорную работу по очистке архивных документальных фильмов Джексона «The Beatles: Get Back» и «Они не состарятся» с использованием того же запатентованного программного обеспечения для машинного обучения.
Имейте в виду, что «модернизация» Кэмерона была применена к фильмам, которые и без того были гламурными, высокобюджетными голливудскими постановками, — и результаты всё равно выглядели странно.
Применение аналогичной преобразующей технологии к восточному боевику более ранней эпохи, где бюджеты были значительно ниже, а внешний вид фильмов, соответственно, грубее, было бы катастрофой с художественной точки зрения. У великих режиссёров фильмов о кунг-фу, таких как Чань, Ли и их первый режиссёр Ло Вэй, был свой особый стиль. Можно с уверенностью предположить, что качество их фотографий, сделанных вручную, будет нивелировано и усреднено этими усовершенствованиями на основе ИИ.
Но что больше всего расстраивает, так это то, что всё это совершенно не нужно. В последние годы я видел винтажные фильмы о кунг-фу в кинотеатрах, в том числе национальный повторный показ серии «Полицейская история» Чана и ежемесячные показы фильмов о кунг-фу в кинотеатре «Нью Беверли» в Лос-Анджелесе, и это не те фильмы, которые с трудом находят отклик у современной аудитории. Спустя десятилетия после их выхода они по-прежнему пользуются успехом, в основном потому, что популярные боевики до сих пор повторяют их яростную энергию и ритм. Мысль о том, что эти динамичные, насыщенные событиями фильмы нуждаются в новых, причудливых, цифровых «наворотах», чтобы привлечь зрителей XXI века, совершенно абсурдна.
Мне вспомнился ещё один технологический прорыв, связанный с компьютерами, произошедший в 1980-х годах, который, как мы были уверены, снова сделает «старые фильмы» актуальными: цветокоррекция. Для этого с помощью компьютерного программного обеспечения на чёрно-белые фильмы, в том числе на «Топпера», «Эту замечательную жизнь» и «Касабланку», накладывался слой цвета.
Эти новые версии подверглись критике со стороны критиков (в первую очередь Джина Сискела и Роджера Эберта) и кинематографистов, в том числе Орсона Уэллса, который смог использовать пункт о творческом контроле в своём первоначальном контракте с RKO, чтобы остановить раскрашивание «Гражданина Кейна».
Но такие деятели СМИ, как Тед Тёрнер, рассматривали раскрашивание как способ выжать больше денег из существующих библиотек — или, выражаясь современным языком, как способ дальнейшей монетизации интеллектуальной собственности.
Увы, колоризация не понравилась зрителям.
Эберт с радостью сообщил в своей книге «Вопросы для киноответчика», что «продажи цветных видеозаписей «Касабланки» Тернера 1989 года по всей стране составили — вы только представьте — менее шестисот копий». Это не сработало по той же причине, по которой, как я подозреваю, не сработают и эти реставрации с использованием ИИ: потому что их вероятную аудиторию будут раздражать так называемые улучшения, а потенциальных новых молодых зрителей не обманет эта некачественная технология.
Уважительные реставрации и повторные показы в кинотеатрах продолжают привлекать зрителей, потому что великие фильмы неподвластны времени и их нельзя улучшить безрассудным применением модных тенденций.
Ирония в том, что проект «Наследие фильмов о кунг-фу» считает себя продолжателем классики, хотя всё, что он обещает, — это кинематографический вандализм.
BaksiPhone
Не понял ниче