Я часто сталкиваюсь с тем, что дизайнеры отказываются от проектов с нечёткими вводными. А зря. Такие проекты — идеальный способ вырасти в профессии, если уметь правильно организовать процесс. В статье — как я это сделал, какие документы оформил, как застраховался от «нравится/не нравится», и чем это закончилось.

26 июня мне в Телеграм написал потенциальный клиент.

— Добрый день! Хочу пообщаться с вами на тему возможного сотрудничества по поводу UI/UX. Если кратко, это редизайн для электронного прибора (радиолюбительский КВ/УКВ приемопередатчик). Проект открытый, текущий дизайн я делал сам, но хочу переделать. То, что сейчас сделано, можно посмотреть на канале проекта.

Первая мысль: «Не мой клиент». Во-первых, я UX-дизайнер и привык делать прототипы и документацию, а не рисовать редизайн. Во-вторых, если проект открытый, денег там, наверное, не заработаешь.

Вторая мысль: «Зато интересно! Интерфейс для физического устройства. Даже если не смогу взяться за работу — познакомлюсь с интересным человеком. Может, порекомендую кого».

В общем, я точно не предполагал, какой у истории будет конец.

Для начала немножко контекста. Меня зовут Егор Камелев, я проектирую интерфейсы с 2006 года. Работал в агентствах, внутри компаний, на аутсорсе. Основал Проекторат. Специализируюсь на сложных информационных системах. До сих пор в деле. Вроде, всё. Теперь поехали!

В ответ на запрос клиента я предложил время созвона — и уже на следующий день мы общались в гугл.мите. Познакомились, рассказали друг о друге. Клиента зовут Олег. Он оказался программистом, увлекающимся, помимо прочего, созданием прошивок для приёмопередатчиков. У него есть канал в Ютубе как раз на эту тему.

Увлечение это переросло в нечто большее: сейчас Олег объединился с товарищем-инженером и они завершают разработку собственного устройства: TRX «BRASS».

Что требовалось от меня? Если коротко: редизайн. Буквально взять тот интерфейс, что есть, и нарисовать к нему новый «скин». Если есть какие-то замечания по удобству для пользователей — их можно озвучивать и предлагать что-то новое.

— Понятно, но вряд ли я предложу какое-то действительно существенное улучшение, если вы последние годы только и занимались тем, что в своих прошивках улучшали интерфейсы чужих устройств. Тем более, тематика узкая, специфическая.

В общем, уже через пятнадцать минут разговора я заявил, что Олег обратился не по адресу. Я проектировщик, а не дизайнер, а тут нужен именно человек, который выдаст классную картинку. Я предложил порекомендовать кого-нибудь, Олег согласился. Но в его ответах улавливалось некое разочарование, и я спросил, в чём дело.

— А дело в том, что я уже обращался к нескольким дизайнерам. И везде история примерно одинаковая. Человек смотрел на интерфейс, говорил, что предложит улучшения и покажет своё видение, а потом пропадал.

— Дайте угадаю: до коммерческих предложений дело не доходило? Никто не называл цену за свою работу?

— Ага. Поначалу все на энтузиазме, а потом пропадают.

Меня это заинтриговало. Я люблю проекты без инструкций. Проекты, от которых другие отказываются.

— Хорошо, давайте я всё-таки сделаю вам предложение и попробую сам нарисовать дизайн-концепт. За 20к я предложу вам своё видение. Но ценность этапа будет вовсе не в картинке. Я зафиксирую ограничения и требования в специальном документе — это будет фундамент для дальнейшей работы.

Олег согласился.

Я запросил для начала работы необходимые материалы: скриншоты основных экранов, ссылки на любую документацию. Узнал, на чём реализован проект (код на Си и частично на Питоне). Сходил на Гитхаб, чтобы посмотреть, как сейчас реализована вёрстка.

Вот так выглядит фото устройства в его текущем состоянии на его вики-странице на Гитхабе.

Вот как выглядел скриншот основного экрана устройства, который я и взял за основу нового «скина»:

Затем я сформулировал ряд основных ограничений (которые по сути только облегчали мою задачу) и открыл Фигму:

  • Фиксированное разрешение 800х480

  • Отсутствие тач-скрина

  • Моноширинный шрифт

  • Отсутствие различных состояний для активных элементов (кроме раздела настроек, но его в концепте не было)

Фигмой я не пользовался уже несколько лет, в моей работе она не нужна. Я по-прежнему делаю интерактивные прототипы в Axure и стараюсь не смешивать процессы проектирования и дизайна (ну не могу я не отвлекаться на сетки, отступы, цвета, шрифты и прочее, работая в Фигме, а это меня замедляет в работе).

В воскресенье вечером я сел за работу и к понедельнику скинул ссылку на исходник в Фигме, а также картинку с таким вариантом:

Мой первый максимально минималистичный дизайн-концепт
Мой первый максимально минималистичный дизайн-концепт

Также я скинул ссылку на гугл.док, в котором описал всё необходимое для работы дизайнера. Вот что туда вошло:

  • Аппаратные ограничения

  • Пользовательский контекст

  • Элементы интерфейса (пожалуй, самая важная часть)

  • Принципы дизайна

  • Идеи на будущее по улучшению UX

Всеми этими материалами я делюсь с Хабром с разрешения клиента. Проект открытый во всех смыслах и дополнительная публичность ему не повредит.

Ответ от Олега последовал через час:

— Доброе утро! Вы пришли почти точно к тому варианту что сделал новый разработчик моей прошивки для X6100. Он переделал мою почти в таком виде ? Я пока не понял нравится мне или нет.

По ответу я понял, что, похоже, мой концепт Олегу не понравился. Но меня это не расстраивало, т.к. у проекта в результате моей работы появился Фигма-файл (а до этого дизайн был зафиксирован исключительно в коде устройства), а также документ, который поможет в дальнейшей работе.

Но я решил на этом не останавливаться. В процессе рисования первого концепта у меня возникло много вопросов. И, главное, я понял, что, не пощупав устройства вживую, упущу много нюансов.

Я предложил Олегу встретиться по двум вопросам. Первый — посмотреть на устройство в жизни. Второй — посмотреть на референсы, которые нравятся самому Олегу с точки зрения дизайна.

И в тот же вечер я сидел в гостях у Олега (повезло, что мы оба живём в Петербурге). О, это был замечательный визит! Я увидел не одно, а сразу несколько устройств, узнал побольше о нюансах его использования, да и в целом разговорился с хозяином и узнал много нового и интересного.

Например, мне было интересно, есть ли у проекта какая-то коммерческая подоплёка. Оказалось, что нет от слова совсем. Идеальный исход — это предоставить устройство образовательным радиотехническим учреждениям для занятий. И что даже уже были шаги в этом направлении, но учреждения, показав заинтересованность, в конечном итоге пропадали (как и дизайнеры).

Узнал об особенностях работы с китайскими производителями плат. И сравнением их с нашими.

Но самое главное — узнал о тех вещах, которые были в интерфейсе устройства «под капотом» и о которых я бы ни за что не догадался, если бы работал исключительно удалённо.

Вернувшись домой, я добавил всю новую информацию в документацию и сделал Олегу новое предложение. Ещё 10к — и я нарисую новый дизайн-концепт, уже с учётом его вкусовых предпочтений. (На самом деле не потому что это стоило столько, а потому что мне было важно протестировать гипотезу — а вдруг я зря отказался от UI в своей работе?)

Олег согласился, и первого июля я показал ему это:

Как говорится, на вкус и цвет товарища нет. Мне самому в этом варианте нравится розовый рефлекс от вертикального элемента. Ответ Олега был:

— То что нужно!

Второго июля я сделал Олегу коммерческое предложение на следующий этап: 30к — и я превращу концепт в полноценный дизайн в Фигме под ключ. Олег согласился — и я, сделав паузу на несколько дней, приступил к работе. 8 июля всё было готово.

Я разложил по полочкам все состояния для компонентов…

Показал более сложные состояния главного экрана…

Экран с настройками…

А также экран со списком файлов.

В процессе работы я показывал промежуточные варианты в Телеграме, согласовывал мелкие (и не очень) моменты и делал всё необходимое для того, чтобы финальный вариант был принят с первого раза.

Я на всякий случай уточнил, нужно ли мне математически выверить расположение всех элементов в макете или мы допускаем погрешности, которые Олег сам будет корректировать во время вёрстки. Олег выбрал второй вариант.

Во время работы я был уверен в том, что принесу пользу, но постоянно сомневался в своих способностях UI-дизайнера. Поэтому, когда Олег сказал, что ему всё очень нравится, во мне некоторое время жило недоверие к сказанному.

Расстались мы на том, что, если я упустил какой-то уникальный элемент или понадобится моя помощь с исходником в рамках утверждённых функций — у меня пожизненная гарантия и ко мне можно обращаться в любой момент. Например, можно будет ещё «примерить» дизайн к живому устройству — и если будут какие-то проблемы с яркостью или контрастом — подкорректировать цветовую схему.

Олег, в свою очередь, намекнул, что впереди маячит новый проект с более интересными вводными. Более крупный экран и более интересные функции.

Подведу итоги:

  • Суммарно я заработал за проект 60к рублей. На работу затратил 15 часов (12 — Фигма и документация, 3 — поездка к Олегу и другие переговоры) и 10 календарных дней;

  • Активно использовал ChatGPT (подбор сочетающихся цветов, генерация вдохновляющих картинок, объяснение нюансов по радиотехнике и т.д.);

  • Обратился за «взглядом со стороны» на результат своей работы к другу — опытному дизайнеру;

  • Понял, что с моими навыками UI-дизайна в целом всё в порядке и что мои навыки инженера-проектировщика интерфейсов всё-таки гораздо ценнее;

  • Так и не понял, почему от проекта отваливались UI-дизайнеры. С коммуникацией у Олега всё в полном порядке;

  • Не стоит сразу отказываться от непонятных или небольших, на первый взгляд, проектов — в них могут быть удовольствие и деньги;

  • Даже небольшой дизайн-проект для продукта с открытым исходным кодом заслуживает нормальной проектной документации;

  • Визит к заказчику может дать больше, чем неделя переписок.

Полезные ссылки:

Комментарии (14)


  1. VictorDmitriev
    14.07.2025 13:23

    Почему-то кажется, что если бы вы были первым дизайнером, отвалились бы как предшественники. Ощущение, что заказчик после нескольких неудачных попыток взаимодействия достаточно понизил планку, чтобы вам удалось её взять. Это нередкая ситуация.
    Итоговый вариант в единственной цветовой гамме или с вариациями?


    1. Ekamelev Автор
      14.07.2025 13:23

      Было бы очень интересно узнать, откуда у вас появилось такое ощущение. Ни один из моих предшественников не нарисовал ни одного варианта и не предоставил ни одного КП. Как эта планка может быть понижена?

      Итоговый вариант в единственной цветовой гамме. Если в будущем возникнет желание «примерить» на него другие варианты, это делается за десять минут на стилях и их переменных.


      1. VictorDmitriev
        14.07.2025 13:23

        Согласен, неправ (про своё ощущение). Уточню: заказчики с расплывчатым ТЗ редко удачно сотрудничают с первым дизайнером. Думаю, "отвалившиеся" потому и отвалились, что оценили вероятность успешного финала как небольшую. Вы позволили себе рискнуть и потратить больше времени. А заказчик понял, что пора соглашаться на приемлемое предложение, иначе поиск может затянуться. Могло не сработать, ЕСЛИ бы не было отвалившихся предшественников.


  1. NinaNina89
    14.07.2025 13:23

    Надоело писать ТЗ на воздух пошёл рисовать интерфейс железки


  1. osmanpasha
    14.07.2025 13:23

    А что потом программисты делали с вашим файлом Figma? Я так понимаю, это в основном инструмент для веба и мобайла, а какой воркфлоу для ембеддеда?


    1. nio-kun
      14.07.2025 13:23

      Вряд ли сильно отличается от обычного "берём IDE и переносим пиксель-в-пиксель".


    1. Ekamelev Автор
      14.07.2025 13:23

      Пока ничего, я только 8 июля сдал работу. Но вам верно ответили: каких-то особенных отличий от веба нет. Разве что будут чаще использоваться битмапы в качестве подложек. Плюс используется LVGL библиотека, которая, например, не позволяет задавать полупрозрачность для градиентов. Вы всё это можете посмотреть самостоятельно в коде проекта на Гитхабе.


  1. Lampus
    14.07.2025 13:23

    С вашего позволения, совершу каст разработчика.
    CC:@Strijar


  1. ITMatika
    14.07.2025 13:23

    Как говорится, а теперь сравните размер шрифта, контрастность и читаемость в исходном интерфейсе и в новом. Учитывайте мелкий размер экрана. Да, новый интерфейс "красивее", но экран монитора и дисплей устройства - это две большие разницы (с).


    1. Ekamelev Автор
      14.07.2025 13:23

      Чтобы оценить размер, контрастность и читаемость, вам необходимо понимать следующие параметры:

      — Физический размер устройства;
      — PPI дисплея устройства;
      — Тип матрицы дисплея устройства (его цветопередачу, контрастность, время отклика и прочие параметры);
      — Номинальную яркость дисплея устройства и её различные вариации.

      По картинкам из статьи, на которые вы смотрите со своего монитора или телефона, вы не сможете определить, как будет выглядеть тот или иной дизайн на том или ином устройстве.

      Обратите внимание на пассаж из статьи:
      «Например, можно будет ещё «примерить» дизайн к живому устройству — и если будут какие-то проблемы с яркостью или контрастом — подкорректировать цветовую схему».

      ——
      А, чуть не забыл. Ещё один важный параметр, который нужно учитывать — это предполагаемое расстояние от глаз пользователя до дисплея устройства в распространённом сценарии использования.

      Написал всё это и чувствую, что это неплохая тема для статьи. А то часто сталкиваюсь с ситуациями, когда дизайнеры дают обратную связь по работе других дизайнеров, не учитывая все или часть из этих параметров.


  1. jbourne
    14.07.2025 13:23

    Интересная статья. Благодарю.

    Уточняющий вопрос - откуда появилось ограничение "Моноширинный шрифт" в этой задаче? Чем оно обусловлено?


    1. Ekamelev Автор
      14.07.2025 13:23

      Чтобы числа в интерфейсе не «скакали» при изменении значений. Это особенно важно для приёмопередатчиков: частоты, уровни сигнала, временные метки и другие параметры меняются постоянно, и при использовании пропорционального шрифта текст бы дёргался на глазах у пользователя. А так всё стабильно и читаемо.

      Можно было бы выбрать пару шрифтов: один для чисел, другой для текстов. Но посмотрели на то, что получилось, и решили, что и этот один неплохо смотрится.


      1. yokotoka
        14.07.2025 13:23

        А почему выравнивание чисел не по правому краю/запятой, если одно из требований, чтобы числа не скакали? Какие преимущества у выравнивания по левому краю в этом случае?


  1. engine9
    14.07.2025 13:23

    Хотелось бы похвалить заказчика за адекватную оплату, обычно DIY щики и даже мелкие производители железок недооценивают GUI и искренне не понимают за что там платить...