В сторону хостинг-провайдера российский бизнес (не только интернет компании) начали заглядываться где-то с 2012 года. В чём же популярность решений? Очень просто – это цена. Действительно, при открытии нового бизнеса не стоит думать про строительство частного ЦОД, тем более про закупку сверх мощностей. Если Ваш проект стартап и в штате предусмотрен один системный администратор, на худой конец в паре с программистом 1С, то собственный ЦОД Вам точно не нужен. Деньги можно потратить на более необходимые вещи.
Другое дело состоявшиеся компании, в лучшие «барель -годы» переведённые именитыми компаниями на оборудование ещё более именитых компаний. Когда стоимость содержания частного ЦОД обходится 700-1500 тыс. руб. в месяц. Тут необходима оптимизация, не открою ничего нового, но ИТ та самая статья которую постоянно хочется оптимизировать. При таком желании можно разделить проект на несколько этапов:
— Аудит существующей инфраструктуры (если в штате присутствует CIO, то компания может серьёзно сэкономить)
Длительность: 0,5-3 месяца.
Важность этапа пояснять, наверное, не придётся, компании, имеющих доскональное описание ИТ-инфраструктуры можно пересчитать на пальцах и про оптимизацию затрат на ИТ они думают в последнюю очередь.
Именно на этом этапе появляется понимание того, что же именно не так и что мешает простому переезду. В случаях со сложной инфраструктурой и наличием в ней высоконагруженных серверов идея переезда заканчивается именно на этом этапе. Но тут важно учитывать грамотное финансовое обоснование, это может в корне изменить ситуацию.
— Разработка плана по идеализации работы ЦОД и уничтожение SPOF (потенциальных точек отказа)
Длительность: 1 месяц.
Разработка такого плана требует в основе успешный аудит, это как начать строительство на плохом фундаменте, нет документации по аудиту, нет рабочего плана. Он должен учитывать в первую очередь избавление от второстепенных сервисов («костылей») и результатом должна получиться архитектурно правильная инфраструктура с минимальным числом элементов. В плане должно быть учтено всё, от внутренней адресации, до высвобождения дискового пространства для тестовых систем.
— Реализация плана
Длительность: Зависит от размера и сложности (запущенности) инфраструктуры, приблизительно от 1-6 месяцев.
Реализация плана должна проводится поэтапно, без перерыва в финансировании проекта, без замены участников процесса и под чутким взором бизнеса. Желательно посвятить в этапы руководящий менеджмент компании и проводить еженедельные планёрки.
Выходом должна получиться идеальная инфраструктура готовая к миграции в дата центр.
— Запрет на изменения
Длительность: Весь проект
Если уже Ваш бизнес пережил первые 3 этапа, то самое главное не испортить всё именно на этой стадии. Инфраструктура должна пребывать в режиме консервации для изменений. Отчёты конечно добавлять можно, но вот сервисы добавлять нельзя, особенно полносвязные. Бизнес должен учитывать это время в своей стратегии развития и необходимости запросов на изменения. Но бизнес есть бизнес и критичные проекты ждать не могут, так что все изменения должны проводиться под чутким контролем проектной команды.
— Пополнение проектной команды сотрудниками Хостинг-провайдера
Длительность: Зависит от профессионализма спецов от хостера, обычно это высокопрофессиональные ребята.
На этом этапе хостеру передаётся ВСЯ документация (договор о неразлашении обязателен), что бы не возникло сюрпризов в дальнейшем. Так же идёт прямое и постоянное общение с от остинг провайдера, согласовывается и другие нормативные документы. Обговариваются все моменты дальнейшей эксплуатации и доступности сервисов, после можно переходить к следующему этапу.
— Составление плана переезда
Длительность: 1-2 месяца.
Тут важно учесть всё, свой опыт эксплуатации систем, полученный знания во время аудита, требования бизнеса к доступности сервисов, дедлайны и даунтаймы.
Да у Вас уже есть план по идеализации инфраструктуры, НИ В КОЕМ случае не приплетайте его к этой работе, это пройденный этап. Ваша инфраструктура идеальна, хостеры в курсе всего на всете, Вам просто надо спланировать даты. Подкрепить под эти даты необходимых специалистов разной квалификации, проработать возможные неудачи, план отката и заручиться дополнительными финансами на всякий случай. Люди – это самое главное на этапе планирования, каждый должен быть на своём месте в определённый час проведения работ. Если программист находится в Таиланде, то он не должен спать или работы по его участку должны проводится ночью. В общем учесть всё, всё, всё.
— Предварительный переезд.
Длительность: 0,5-2 месяца.
Важно, Вы должны перевести свою фантомную инфраструктуру и запустить её. Поработать в ней не сколько недель, провести все выявленные на этапе планирования бизнес процессы. Допустим, если Вы всю жизни компании снимали отчёт с 100 чеков, то снимите его с 5000 чеков. Смоделируйте любую потребность бизнеса и соответственно создавай стрессовые ситуации, чем больше, тем лучше. За период проведения тестирования, судьба может вернуть Вас к первому этапу, но это будет только на пользу бизнесу. В общем получили Вы зеркало своей инфраструктуры с работающими ИС, и это здорово! Можем двигаться дальше…
— Переезд
Длительность: 1-5 дней.
Вариантов перемещения (переключения) на использования хостинг провайдера существует великое множество, начиная от переноса бэкапов, синхронизацией сетей передачи данных, интеграцией виртуальных сред и наконец просто переносом конфигов и данных.
Стоимость миграции инфраструктуры на хостинг зависит от множества факторов и не может быть названа Вам -менеджером на первой встрече. Зачастую подбные высказывания являются пустыми, а понимание реальносй стоимости проекта появляется только после проведения полного аудита.
Сроки проекта по моим оценкам, для средней инфраструктуры, составляет 1 год. Повторюсь, инфраструктуры все разные и спецы с бюджетами тоже, так что смело считайте каждый случай индивидуальным.
Комментарии (3)
creeper
25.01.2016 14:47Нужно наверное отметить, что если в компании есть проектный офис — то переезд в ЦОД нужно оформлять как внутренний проект, со всеми вытекающими. А вообще как-то поверхностно, особенно в части аудита т.к. на этом этапе логично будет провести даже не аудит текущей инфраструктуры, а аудит потребностей в инфраструктуре — где-то, например, отказаться от собственных серверов для корпоративных сервисов/ПО и перейти на saas.
potapcho
25.01.2016 14:59Согласен по поводу поверхностного рассмотрения, однако постарался наиболее унифицировать процесс. Рассматривал компанию без проектного отдела, да и с уже имеющейся инфраструктурой. В принципе, для нового бизнеса, процесс намного проще, но это же не имеет отношения к переезду.
Пока что сталкивался с проектами по перевозу уже существующих систем, при любом упоминании оптимизации в части серверов или СХД встречал ужас в глазах, из чего сделал вывод, что оптимизировать можно уже в последствии. Правда до этого не доходило, видимо сие операции уже проводятся непосредственно силами штатных специалистов.
Вообще, написал эту заметку больше для внутренних спецов, потому что тема в данный момент актуальна, а бизнес в основном не понимает сроков. Что вынуждает ИТ подразделения соглашаться на совсем нечеловеческие условия, к примеру: Перевезти инфраструктуру за 1-2 месяца.
shokedjobana
ожидал хотя-бы пару картинок…