Видимо не прошло то время, когда все вопросы бизнеса решались в саунах и кабаках. Русским предпринимателям не требуется ИТ для зарабатывания денег, всё на что способны собственники это внедрять шаблонные решения до конца не понимая зачем им это.
Вы наверное решите, что я не понимаю о чём говорю, отчасти это так, но решив написать эту статью я руководствовался личным опытом, а значит я не сомневаюсь что где нибудь с подобными проблемами сталкиваются мои коллеги. Теперь по порядку, львиная доля продаж приходятся на нефтегазовый сектор, вторым и идёт банковский сектор не углублялся в проценты и очерёдность, т.к. к моему бизнесу эти клиенты не имеют никакого отношения.
Всё дело в том, кто в компании принимает решения, если в организации есть совет акционеров и широкая сеть различных департаментов, то решение принимается в рамках утверждённого бюджета и что самое важное, что он должен обязательно тратиться, потому что не тратить его безумно плохо в первую очередь для тех кто его защищает. Это довольно таки сложная система согласований и она максимально приближена к идеалу для продавцов ИТ продуктов и услуг. Потому что есть возможность участия в тендере не только по стоимости, но и по качеству представляемых услуг и продуктов.
Пример 1: Совет акционеров или учредителей.
Опишу ситуацию изнутри
1. Советом акционеров ставится задача по формированию бюджета организации на будущий год.
2. Ответственные подразделения в лице руководителей департаментов или отделов начинают подсчеты возможных проблем своего существования. Начинается возня, по другому я назвать это не могу, причём каждый ответственный сотрудник имеет ярко выраженное желание «урвать» побольше из общей копилки.
3. Итогом, на столе руководителя подразделения появляется максимально возможный бюджет.
4. Затем следует этап правки (сокращения) этого бюджета внутри подразделения, начинается психологическая война между сотрудниками и руководством, т.к. любой ответственный сотрудник при формировании потребностей отчасти пытается привлечь инвестиции в себя.
5. В завершении у руководителя есть понимание того что действительно надо и без чего можно обойтись.
6. С этими знаниями теперь он способен описать риски и возможную монетизацию, наглотавшись успокоительного он идёт на защиту бюджета к курирующему его деятельность руководителю.
7. Далее как правило бюджет либо просто утверждается на совете, либо если ИТ не так важно, а по другим подразделениям есть превышения изначально планированных сумм, то суммы по ИТ сокращаются (обычно в процентах).
8. Вот тут подразделение ИТ и должно радоваться, что удалось выбить какие то модернизации оборудования, обучения или ещё какие то «плюшки»
Я очень сильно сократил процесс и возможно не хватает нескольких пунктов, но суть постарался отразить.
Пример 2: Частный случай — решение принимает хозяин:
(небольшая организация)
В этом примере может быть несколько изначальных вариантов. Первый это тот, что кто то уже был и что то сделал при открытии (или позже) например есть 1С, сервера, системы хранения и даже какая то сеть. Собственник может очень отдалённо понимать что на самом деле происходит и что ему надо тратить какие то средства для содержания инфраструктуры. У него всё работает и самая главная проблема это найти системного администратора, который сможет это всё чинить.
Был случай когда от управляющего директора одной очень крупной (семейной) компании я слышал, что они потратили целый миллион рублей на закупку новых серверов, сетевого оборудования всех уровней, источников бесперебойного питания и даже поставили 2 кондиционера. Вроде бы нормально, но не для сети в 89 магазинов!
Конечно дальше серверной они не ушли, а жаль потому что планы были грандиозные, но к сожалению роль ИТ советника играл руководитель технической поддержки розничной сети.Не то что бы было сомнение в его профессионально компетенции, просто каждый должен заниматься своим делом.
В большинстве случаев для собственника инфраструктура ИТ вообще остаётся в тени, к сожалению о ней вспоминают только когда всё останавливается. При этом реакция владельца бизнеса в большинстве случаев имеет агрессивный оттенок и меняется только при достижении стадии отчаянья. Только тогда он начинает понимать важность планирования бюджета и привлечения квалифицированных специалистов. Для этого тем самым специалистам всё равно приходится проходить через все стадии недоверия, подозрительности и всевозможных конкурсов. Есть даже процент недобросовестного отношения заказчика к пунктам договора касательно оплаты.
Так вот мы и подошли в плотную к теме статьи, зачем русским бизнесменам информационные технологии?
Предприниматель привлёк инвестиции, пригласил операционный менеджмент, выстроил бизнес процессы и начал процесс открытия собственной организации. Учли всё, центральный офис с кожаной мебелью и евроремонтом, аренду помещений под магазины, аренду складов и самое интересное, что учли сервер, именно один сервер, для учётной системы.
Собрались все, с умным видом в переговорной сидят и принимают решение найти системного администратора. А сколько же ему платить? Ну не более 50 и то наверное много, главное что бы сервер запустил. И составляют план график открытия и учли в нём 5 дней на запуск сервера. Абсурд? Нет, к сожалению нет.
Обычно этот сумасшедший дом длится до того как дедлайн уже пройден и надо запускаться, а времени и запланированных денег нет, нет и понимания у системного администратора что же от него хотят и что ему делать. В общем ни у кого нет понимания что же на самом деле происходит и как этот этап пройти, вариантов несколько, кто то кого то знает и вот сейчас позвонит, а может воспользоваться интернетом и найти неизвестного до сих пор системного интегратора? В общем начинается паника, причём в голове у собственника всё ещё остаётся галочка о покупке сервера, он же его купил и что же теперь ещё надо?
Вопрос на вопросе и как правило разбираться с этими вопросами, а именно строить стратегию приходится либо консультанту по ИТ, либо проджекту из компании интегратора, либо на совсем плохой случай системному администратору который всё ещё не понимает что от него хотят, т.к. про бизнес он знает то, что надо ставить продукты от известных компаний и как то связывать их вместе. На этом этапе специалистам приходится прикладывать немало усилий для достижения той линии понимания которую заказчику необходимо перейти. Порой даже слышны угрозы об ответственности за срыв сроков, но это отдельный рассказ.
Как же объяснить собственнику бизнеса, что для начала требуется изучить его потребности, составить картину того с чем придётся работать, спланировать все этапы проекта и только потом можно разговаривать о сроках и деньгах.
Нет, принять такой порядок наш Русский человек не может, ему требуется хотя бы приблизительная оценка затрат. Ну сколько это будет стоить? А сколько дней потребуется для запуска? А мы сейчас всё расскажем, а не подключите нашего системного администратора для ускорения процесса?
Вопросов много, ответ один — Нет.
Интересен ещё тот момент, что когда сумма за проект превышает стоимость того самого сервера в 5 раз, у собственника начинается истерия по поводу экономии средств и сокращения сроков. И изменить ситуацию можно только заработав доверие к своей проф. пригодности, других вариантов нет. Только создав конкурс собственник может убедиться в правильности цены и верности предложений, дальше решает он. Проходит месяц и специалисту поступает звонок, что мол мы готовы. А вы находитесь в другом конце страны, у вас прекрасный проект и у вас есть другие обязательства и договорённости. Заказчику предлагается либо подождать когда появится время, либо обратиться за помощью к конкурентам. Но это только при том условии, что у вас хорошие цены и высокое качество работ, в других случаях придётся поселиться у заказчика.
Клиент ушёл. И вряд ли он к вам обратиться в будущем, но единственное что можно ему посоветовать это учиться на чужих ошибках, а не накалачивать свои собственные шишки.
В чём проблема:
1. Отсутсвие у предпринимателей понимания о важности ИТ.
2. Отсутсвие в планировании затрат на ИТ, обычно они сводятся к очевидным вещам: серверы, кассы, терминалы, компьютеры, мониторы, принтеры и т.д.
3. Отказ принять итоговую стоимость проекта, сравнивая стоимость работы квалифицированных специалистов с окладами штатных ИТ-шников.
4. Отсутствие опыта реализации подобных проектов и ярое нежелание использовать чужой.
5. Низкая осведомлённость о влиянии ИТ на конкурентные преимущества бизнеса.
6. Одно желание, экономить на необходимом и совершенно не прислушиваться к печальным последствиям подобной практики.
Вот всё что хотел сказать, эта статья не из серии наболело, просто делился мнением.
Комментарии (5)
potapcho
30.11.2015 00:04+1Согласен полностью с дополнением, тема и правда резиновая, но думаю что всех коллег она волнует. Проблема коммуникации между отделами совсем актуальна, особенно на примере крупных компаний. Видел как организовывались «рабочие группы» по реализации новой BI системы (требовалось доставать данные из SAP) Так вот, на истории компании эта BI система была уже третья, но замена коммерсантов насчитывала уже десятки перебранных людей, был в этой группе и здравомыслящий CIO, потом был следующий и т.д. Бизнес совершенно не мог определиться в своих потребностях, итогом вырастали громадные проекты с соизмеримыми суммами затрат.
Итогом был только процесс, никакой продуктивности в работе не наблюдалось, только разговоры, как итог замена CIO и команд внедренцев.
Sam_V
30.11.2015 07:56-3Как вы сказали, наибольший объем продаж это нефтегазовый и банковский сектора, во всех остальных сферах не ИТ спецалистов не понимают, а просто сами сферы вполне без них обойдутся. Как? Очень просто. Сегодня если ты не на гос.службе или не сотрудник банка, то скорее всего ты продавец (менеджер по продажам), экономика такая. Те кто не получает с завода по переработке нефтепродуктов или со службы во всяких мвд, шмэмвэдэ и не просиживает штаны выдавая кредиты бомжам, продают то что производят в Китае. Все. Не мудрено что в редкой, частной, пусть и относительно крупной компании, собственник будет недоумевать, видя необходимость каких бы то ни было трат в сторону ИТ. Ведь он без этих расходов 50+ магазинов открыл? Открыл! Пока не будет возникать острая необходимость в модернизации никто шевелиться не будет. Если же такая необходимость возникла, то надо определится с бюджетом, а потом его пилить. Это Россия, здесь любят пить и воровать, это наша национальная идея.
Itimora
30.11.2015 08:20Есть правда в ваших словах, но вы не совсем хорошо знаете бизнес: есть производства, рекламщики, типографии и полиграфии, кафе, медицина, косметология, строители и много кто ещё. Многие из этих компаний без автоматизации и хорошей ИТ-инфраструктуры даже, если и развиваются, то экстенсивно. Например, магазин хозтоваров. Можно иметь сеть хоть из 1000 магазинов и продавать через кассу с 1С, но воровства со склада немеряно будет. Автоматизация списаний и учёта воровство останавливает. Но никто её не хочет. Потому что все воруют и делятся) Равно как в строительстве можно смету ручкой в тетради делать, а можно быстро и в ПО. Но кого этот КПД волнует — абы как сделают, и ладно.
beevasya
03.12.2015 23:08+1Статья вполне понятна и логична. Полностью согласен
Есть дополнения к проблемам, обозначенным в конце.
Мне кажется проблема одна — руководители или хозяева. Кто эти люди? Если торговля, то в 90% это бывшие бандиты. Если производство, то скорее всего дедушки советской закалки (могу ошибаться по отраслям, но для машиностроения справедливо на 99%).
И те и другие не имеют достаточных базовых знаний в области информатизации и как следствие не доверяют этому ресурсу.
Ну а недоверие порождает все остальное и в первую очередь низкое финансирование. И их понять можно, сложно выделить достаточно серьезный бюджет на то, чему ты не доверяешь.
Но не будем отрицать, есть бизнесмены, которые «в теме», но к сожалению их не много :)
Кстати, есть интересный пример, у нас в бухгалтерии есть свой собственный отдел, занимающийся сопровождением ИТ, смотрю на них с завистью, все необходимое появляется у них достаточно быстро. И это все потому что главбух полностью доверился 1С и она понимает, что именно вся ИТ-инфраструктура в совокупности позволяет повысить эффективность их работы.
Itimora
Всё так и ещё немного хуже. Внесу небольшой комментарий. Опыт: внедрение корпоративного софта, CRM, аналитических систем, биллинга. Видела процессы изнутри и снаружи (аналогично как «частный» консультант).
Часть1. Изнутри.
Отделы внутри себя не могут ничего согласовать, потому что не умеют договариваться и не понимают специфики друг друга. Верх маразма: отдел продаж и отдел маркетинга хотели доработку одной известной оракловой CRM. Отчёты были схожи, но имели некоторые очень значимые отличия. Так фин.служба орала, что нужно выбрать один, «а остальное как-нибудь в Excel досчитаете».
Редко, когда создаются рабочие группы, которые пишут адекватное ТЗ. Чаще оно напоминает избранные мысли бредогенератора. Самое страшное при создании ТЗ — это когда нетехнические отделы решают показать крутость и компетенцию и пишут техническими терминами (ну как им кажется). Например, помню такое: "… Подсосать из SQL массив цифр и сформировать из них выборку с накомпленными суммами по итогу". Я эту фразу хорошо помню, потому что ходила и выбивала из начальника отдела продаж показания, что же значит. А работа с ИТ-инфраструктурой без ТЗ — лучше не начинать…
Часть 2. Снаружи.
Самое страшное для меня — откаты. Их просили, давали, уговаривали. От таких приходилось отказываться, но их много. Много топ-менеджеров и даже средних офисных работников, рьяно желающих подкрепиться в ходе разворачивания ИТ.
На втором месте — жуткое устаревшее железо под новый мощный софт.
Бесконечное, дикое жмотство на ПО и железе. Бесплатные почтовыне клиенты для тысяч писем тех.поддержки, самые убогие решения по телефонии, опенсорсный офис, бесплатные CRM, поичём сразу зоопарком… Бесконечный список. В итоге — низкая продуктивность, медленная работа, злые сотрудники и невыполненные задачи.
Наконец, полное непонимание таких вещей, как мониторинг сети, SAM, терминальный доступ, тимвьювер. Руководители считают, что " софт для админа" — исключительно вредная и ненужная штука, он же всевидящий шаман!
В общем, пост правильный и расширять его можно бесконечно.