Джордж Мартин, автор «Песни Льда и Огня», прекрасно вплетает сюжеты из реальной истории в свои произведения. Делает он это довольно медленно, порой пуская ветра вместо выпуска «Ветров Зимы», но всё же делает мастерски.
Так уж вышло, что в основном в своих статьях я разбираю эпоху паруса, и меня попросила моя боевая подруга написать о сражении, которое стало «прототипом» единственного крупного сражения на воде в книгах из цикла ПЛиО.
Естественно, речь пойдёт о Битве на Черноводной.

Битва на Черноводной

Картинка не моя, спёрто с интернета

Итак, давайте вспомним, что там было и за что вообще шла драка.
В Королевской гавани (столице) сидит Джоффри Баратеон, который не Баратеон. Идёт Война Пяти Королей, один из них уже сыграл в ящик. К столице приближается флот Станниса Баратеона, который показал себя тем ещё оленем, но при этом всё же является довольно годным полководцем. К обороне столицу готовит вообще не воин – Тирион Ланнистер. Карлик, чьё главное оружие в жизни – мозги.
В сериале вся битва прошла довольно странно и быстро. Вся армия Станниса прибыла на кораблях. Навстречу флоту Большого Оленя вышел корабль, начинённый «диким огнём», офигенно меткий наёмник попал в ночной темноте в одинокий кораблик горящей стрелой. Взрыв, и весь флот Станниса познал суть фразы «гори оно синим пламенем». Ну, не синим – зелёным, но легче никому не стало. Флот сгорел почти весь, вместе с армией. Те, кто не сгорели, высадились на берег, но огребли сначала во время вылазки Тириона, а потом и от подошедшего подкрепления из войск Тайвина Ланнистера и Тиреллов. Победа, все дела. Скучно.
В книге битва проходила намного интереснее.
Во первых, Станнис с основными силами подошёл по суше. Основной боевой флот должен был зайти в реку со стороны залива. Десять линий по двадцать корыт, итого двести кораблей. Часть флота должна была связать боем малочисленный флот Джоффри, остальные – высадить десант лучников и копейщиков, после чего присоединиться к сражению на воде, или начать переправлять армию Станниса на берег у города – там уж как пойдёт. Наёмники и каперы на службе Отца Года остались тусить в заливе.
Тирион тоже не сидел сложа руки. Прекрасно понимая, что армия Станниса не осилит переплыть реку вплавь, карлик решил затруднить высадку корабельного десанта. Можно сказать, его решение прям таки пробило дно – у берегов были затоплены все торговые корабли, что оказались у столицы.
Часть кораблей были уведены вверх по течению Черноводной. Лодки и суда были загружены сосудами с «диким огнем», лампадным маслом и вообще всем, что могло гореть. Естественно, политы «горючкой» были и сами суда.
Кроме атаки брандеров Тирион приказал создать цепь. Здоровую такую цепочку, с звеньями «с голову ребенка». На обоих берегах реки были возведены башни с воротами, чтобы поднять цепь в нужный момент.
Началось все с того, что флот припоздал, и Баратеон Настоящий протусил на берегу Черноводной две недели. Собственно, замес начался с прибытия кораблей.
Флот Джоффри отступал вверх по течению, заманивая корабли атакующих в устье реки. Метательные орудия со стен обстреливали флот камнями и прочим хламом, а лучники - стрелами. В принципе, нормальное поведение осаждённых. Высадка войск Станниса началась, обороной зоны высадки командовал какой-то мужик с обгоревшим лицом.
Пока на берегу шёл замес, флот атакующих вошёл в реку окончательно. Карлик решил, что пора устроить гостям зажигательную вечеринку.
Началось с того, что из-за стен полетели горшки с «пиромантовой мочой», а на стенах заработали огнемёты (внезапное). Вниз по реке пошли «горячие подарки», а в башенках заворочились вороты – и «Тирионова цепь» поднялась, перекрывая вход в реку (а точнее – выход из неё). Боевой флот Станниса горел. Галеи (вернёмся к этому термину позже), потеряв весельную тягу и управления, весёлыми костерками уходили вниз по течению, упирались в цепь и продолжали гореть.
Ещё одним отличием от сериальной битвы стало то, что некоторые корабли смогли отойти к берегу, не став жертвами «дикого огня». Плюс передовой отряд, погнавшийся за кораблями Джоффри, сумел вернуться. Не смотря на ужасные потери в живой силе и примерно 75 процентов флота, Станнис продолжил сражение. У него всё ещё оставались средства для переброски армии через реку.
Рубилово на берегу было красочным, и кончилось подходом подкрепления Ланнистеров и Тиреллов. Отец Года бежал, но не стал менять на своём гербе пламенеющее сердце на подгорающую задницу.

Ключевые совпадения

Добрые греки греют замерзших арабов, которые везут холодильник в лодке
Добрые греки греют замерзших арабов, которые везут холодильник в лодке

Европа

Итак, погнали дальше. Разберём ключевые моменты и совпадения.
Начнём с самого главного элемента – «дикий огонь».
В сериале это прям вундервафля и имба. Одного кораблика хватило, что бы спалить к Рглору весь флот Станниса.
В книге это тоже страшная смесь, которая продолжает гореть на воде и которую не потушить. Ну, может и потушить – но ещё не знают, как. Этакая смесь напалма и фосфора.
Думаю, далеко искать исторический аналог не надо – «Греческий огонь». Так же прекрасно горит, так же нефига не тушится, так же горит на воде. Рецепт «дикого огня» держат в секрете пироманты, точный рецепт «греческого огня» утерян. Единственное, что – спасибо Мартину за прикольный зелёный оттенок пламени. Смесь греков горела обычным огнём.
В книге указано что к началу самого масштабного фаер-шоу столетия на стенах работали огнемёты. Скорее всего, это просто ошибка в переводе – работали, скорее всего, огнемётные команды, т.е. расчёты метательных орудий, швыряющие в корабли Станниса горшки с «пиромантовой мочой» и прочим горючим. Это косвенно подтверждают и иллюстрации западных художников – нигде нет струй пламени, бьющих со стен.
А вот у греков они были. Сифонофоры, по сути, первые из известных огнеметов, устанавливались как на стенах, так и на кораблях.
Кстати, о кораблях и трудностях перевода.
В некоторых переводах основным типом корабля является «галея». Слово странное, малознакомое.
В оригинале основным видом боевых судов в книгах является «galley» (англ). Звучит это примерно, как «galea» (Лат.).
Путаница пошла с разными источниками заморского слова. При Петре I в русском языке появилось слово «галера», позже добавилось «галея». Кто-то кричит, что это разные типы кораблей, потому что «галея» - торговое/грузовое, «галера» - военное. Кто-то бьёт себя пяткой в лоб и утверждает, что термина «галея» в русском языке быть не должно. Я не лингвист, я читаю фэнтези, и знаю: на языке автора, Мартина, разницы нет. Есть «galley», и на русский язык оно переводится как «галера».
Следующим совпадением будет «Тирионова цепь». Её историческим прототипом стала Великая Цепь Золотого Рога. Золотой Рог в данном случае название бухты в Константинополе.

Та самая Великая Цепь. Фото из музея в Стамбуле.
Та самая Великая Цепь. Фото из музея в Стамбуле.

От Константинополя до Галаты бухту перекрывала большая железная цепь. Чтобы снизить нагрузку на подъёмные вороты, реальную историческую цепь не просто проложили по дну бухты, а провели через понтоны, закреплённые якорями за дно.
Если у Мартина цепь заперла горящий флот на реке, то реальная историческая цепь не пускала флот противника в бухту Золотой рог больше четырёх веков, и только во время четвертого крестового похода крестоносцы смогли прорвать её – но была восстановлена. До конца же цепь была уничтожена только в XV веке во время вторжения османов, и сейчас эта массивная железяка лежит в музее в Стамбуле.. Константинопольская Цепь стала, наверное, крупнейшим и известнейшим боном (плавучим заграждением) в истории.

Итак. Два крупнейших совпадения явно указывают на Константинополь.

Из всех осад Константинополя ни одна не подходит под прототип Битвы на Черноводной. Греки активно использовали сифонофоры со стен и с бортов кораблей, цепь использовали как заграждение от флота противника, а не ловушку для запертого в бухте флота противника. Ну и греки нигде не использовали брандеры.
Самым соответствующим Битве на Черноводной историческим событием можно с натяжкой назвать осаду Константинополя 717-718 годов. Арабский халифат Омейядов в очередной раз решил навалять византийцам. Логичным с их точки зрения стал план «обезглавить» империю, захватив или изолировав столицу.
В халифате было много внутренних конфликтов, но к вторжению арабы подготовились знатно. По разным данным войско халифата составило от 120 до 400 тысяч человек, флот от 1500 до 7000 кораблей (вместе с поздним подкреплением). Жрачку и оружие набирали всем миром несколько лет.
Ряд успешных боёв и захватов территорий к 717 году привёл к тому, что Константинополь оказался в полной блокаде и с суши, и с моря. Начиналось всё довольно успешно для атакующей стороны, но потом ветер изменился – и тяжелые транспортные корабли с крупным войском на борту были снесены ветром прямо к стенам осажденного города, где византийцы устроили им прожарку с помощь сифонных кораблей и огнеметов на сиенах. Часть арабского флота сгорела весёлым костерком прям у стен, часть была снесена к Принцевым островам и догорела уже там (вот вам совпадение с Мартином).

Спустя 700 лет цепь всё же прорвут окончательно, и вытащат на берег.
Спустя 700 лет цепь всё же прорвут окончательно, и вытащат на берег.

Началась осада. Арабы были явно не дураки и выстроили защитные укрепления – один вал в сторону города, второй в сторону континента. Не смотря на привезённое с собой и посаженное зерно и кучу провианта, отнятого у местных, дебет с кредитом не сошлись. Суровая зима накинула ещё проблем, и лагерь осаждающих превратился в огромную умиральню. Голод и болезни свирепствовали среди арабов. По свидетельствам летописцев сначала осаждающие поедали побеги, потом – своих павших.
Весна должна была улучшить стратегическую ситуацию – не сраслось. Пригнанные на подкрепление к осаждающим египтяне оказались, внезапно, христианами и массово переходили на сторону византийцев (вспоминаем Мартина и переход части войск Станниса на сторону Тиррелов). Ослабленный арабский флот подвергся нападению византийцев, и вновь сыграло техническое превосходство – «греческий огонь» сжёг большую часть флота вторжения.
Армия, идущая на подкрепление к наземным силам халифата, попала в засаду и была разбита.
Последним гвоздём в крышку гроба этой осады стало нападение болгар под руководством хана Тервела на лагерь осаждающих (А тут у нас пришёл Тайвин Ланнистер, ага). В битве арабы знатно отхватили, и 15 августа 718года дали дёру. С «тактическим отступлением» ребятам из халифата тоже не фортануло – остатки флота попали в шторм.
Что забавно, в их историографии этот «славный поход», в котором осаждающие дохли от чумы, жрали своих мертвецов и уже съеденную еду, описывается как офигеть какая победа. Полководцы и халиф объявлены героями, нагибаторами, побеждаторами и достигаторами. По факту же отпор арабам в 718 году значительно и надолго замедлил экспансию мусульман в Европу.
Хан Тервел был провозглашён цезарем (то бишь царём), и спасителем Константинополя. Не знаю, как себя вела его лошадь и была ли она во дворце императора Льва Исавра, но схожесть с Тайвином на лицо.

Азия

-5

Кроме осады Константинополя можно упомянуть ещё одно сражение, которое возможно вдохновило Мартина на атаку брандеров.
На реке Янцзы зимой с 208 на 209 год состоялась Битва у Красной Скалы. Если в общем и без китайских имён, то дело было так.
Одна сторона скрепила свои корабли цепью – что бы сухопутные крысы на борту меньше страдали от качки. Так же небольшие лагеря были размещены на берегу.
Вторая сторона, воспользовавшись тем, что корабли противника стоят на якоре, да ещё и скованы цепями, спустила на них брандеры. Когда флот радостно заполыхал, были атакованы и лагеря на берегу. Самые большие потери были именно на воде – те, кто не сгорел, пошли ко дну.
В этой битве из совпадений можно заметить атаку брандеров, горящие корабли, скованные цепью и атаку на ставку командования на суше. Не стоит забывать, что так же совпадает и место действия - река, а не залив. Ну и самым главным совпадением, с моей точки зрения, стал повод для войны. В отличие от осады Константинополя, Битва у Чиби была не иноземным вторжением, а внутренними разборками за власть. И как и после Черноводной, именно после этой битвы самый сильный претендент на престол фактически выбыл из игры.
Ну и да. Об этой важной в истории Китая битве в 2008 году сняли фильм «Битва у Красной Скалы». Естественно, в Китае.

В принципе, на этом всё. Основные два сражения, которые могли послужить прототипами битвы на Черноводной, я описал. Если у кого-то будут ещё мысли и замечания – буду рад выслушать.

Автор: Никита Ежов

Оригинал

Комментарии (0)