Слышали про диваны «Честер»? Эти диваны продает почти каждый мебельный. Но одна компания зарегистрировала на себя слово «Честер» как товарный знак в Роспатенте и начала требовать миллионы со своих конкурентов.
Попасть в такую ситуацию может каждый и не только с мебелью, поэтому расскажу, как нам удалось с этим справиться.

Я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151. На примере этого дела покажу, что можно сделать, если вам предъявили претензию за нарушение чужого товарного знака и потребовали миллионную компенсацию.
Получаем претензию и решаем, что с ней делать
Вообще, когда я увидел эту претензию, я удивился. Первая мысль — «да как такое вообще можно было зарегистрировать».
Для справки.
Вообще-то Роспатент при регистрации знака проверяет, есть у слова различительная способность или нет — п. 1. ст. 1483 ГК РФ.Товарные знаки — это же регистрация не самого по себе названия, а регистрация бренда каких-то конкретных товаров и услуг. И помимо прочего Роспатент проверяет, может такое название выделить продукт на рынке или нет.
Грубо говоря, Роспатент не зарегистрирует названия «Сапоги», «Дешевые сапоги» и даже «Шлёпки» на товар «обувь». Просто потому, что такое название не выделит бренд на рынке — это же просто характеристика товара, а не бренд.
Так и здесь: «честер» — это невысокие диваны с подлокотниками, которые продает чуть ли не каждый мебельный. Каретная стяжка и пуговицы — такие диваны много лет выпускают все, кому не лень, и странно было бы предположить, что такое расхожее название вида товара может принадлежать кому-то одному.
Дальше у нас было три варианта.
1) Проигнорировать претензию и надеяться, что отправитель забудет о ней
Так себе вариант — обычно отправители все прекрасно помнят. А если не ответить на претензию, то суд может оценить это как фактор грубого нарушения. С «молчуна» могут взыскать компенсацию больше, чем если бы ответ был.
2) Сразу отправиться в Роспатент с требованием аннулировать знак
Если мы не согласны с регистрацией знака, ее можно оспорить в Роспатенте. Но идти туда сразу после получения претензии не стоит — вдруг у нас получится разойтись миром и до судов с Роспатентом дело не дойдет.
3) Написать обстоятельный ответ, чтобы отбить желание судиться
Это оптимальный вариант: большинство споров по интеллектуальным правам не доходит до суда. Правда, в случае с «честером» ни о каком встречном предложении с нашей стороны не шло.
В ответе на претензию объясняем спорщику, что его товарный знак был зарегистрирован по ошибке — законы, практика, все дела. Грозим обращением в Палату по патентным спорам: если нам это удастся, то спорщик останется и без денег, и без знака.
Обычно когда компания получает большой и подробный ответ с опорой на законы и практику, ее воинственный дух угасает. Спорщикам проще отстать и найти кого-то другого, чем рисковать.
Получаем иск и готовимся к суду
Наш отправитель не угомонился — спустя месяц мы получаем судебный иск. Только аппетиты теперь поменьше: вместо 5 000 000 просят 800 000 рублей.

Запускаем план «Б»: обратиться в Палату по патентным спорам, чтобы знак аннулировали.
А теперь важный нюанс, о котором вам точно стоит знать:
Спор по взысканию компенсации за товарный знак и спор по аннулированию этого знака — по нашим законам это два разных спора
В ответ на иск о компенсации нельзя заявить встречный иск, мол, знак зарегистрирован незаконно. Причитать в суде о незаконности регистрации знака нет вообще никакого смысла, суду всё равно.
Пока товарный знак зарегистрирован — он действует. Это значит, что суды обязаны его защищать.
Если мы считаем, что знак зарегистрирован незаконно, то идем в Палату по патентным спорам — это специальное подразделение Роспатента, которое рассматривает такие возражения. Именно поэтому в спорах по товарным знакам часто идут два дела параллельно — одно в суде, другое в Палате.
Так получилось и у нас.
Мы подготовили для Роспатента кипу документов на несколько сотен страниц: возражение и гору приложений. В дело пошли энциклопедии, справочники, научные статьи, публикации дизайнеров, выписки из патентных баз и скриншоты интернет-магазинов.
Словом, всё, что было нужно, чтобы доказать Роспатенту, что «честер» — это вид дивана, а не чей-то бренд.

Дело в суде закончилось раньше, чем в Роспатенте и результат был ожидаемым: иск удовлетворили.
Однако, нам удалось снизить размер компенсации на полмиллиона: вместо 800 000 рублей суд взыскал всего 300 000.
По меркам таких споров это уже было хорошим результатом. Но мы хотели большего: аннулировать знак и оставить спорщиков ни с чем.
Палата по патентным спорам: отказать… хотя нет, постойте
Тем временем в Роспатенте рассматривали возражение. Несколько заседаний коллегия изучала каждое наше доказательство. И вот, в последнем заседании коллегия встает, чтобы озвучить решение…
Отказать. Оставить правовую охрану товарного знака в силе.
Как? Как после такой кипы доказательств можно было по-прежнему спорить с тем, что слово «честер» на рынке мебели использует весь рынок? Мы полыхали не на шутку.
Дальнейший путь в таких случаях обычно такой: месяц ждать письменного решения Роспатента, потом еще три месяца оспаривать его в суде. Но мы буквально за день пишем обращение на имя руководителя Роспатента.
Мало кто знает эту внутреннюю кухню Роспатента, но там все устроено так: сначала на заседании коллегия Палаты озвучивает решение, потом готовит письменный проект решения, который передается на утверждение руководителю Роспатента. Если все нормально — руководитель утверждает.
«Если» — это хорошее слово.
Редко-редко бывает так, что руководитель не утверждает решение Палаты, если поступит серьезное мотивированное обращение. Иногда такое обращение выстреливает.
Спустя несколько дней нам приходит уведомление Роспатента «о переносе даты заседания» — наше обращение сработало.

В уведомлении не было «ой, извините, мы ошиблись, всё исправим» — ничего такого. Просто Роспатент назначил нам еще одно заседание, словно в последнем никакого решения и не было. Но нам этого уже было предостаточно.
В новом заседании эксперты из коллегии сказали, что дополнительно ознакомились с нашими материалами. Нам задали еще ряд вопросов, после чего вынесли новое решение:

Вот это уже долгожданная победа. Но еще не конец.
Пересмотр: суд отменяет решение о взыскании компенсации
Помните про взысканные судом 300 000 рублей? Решение Роспатента — повод для пересмотра того дела.
У нас появились новые обстоятельства — знак-то всё, не охраняется, значит и взыскивать было нечего. Само решение о регистрации знака отменили, то есть знак аннулирован, словно его никогда и не было.
Мы отправляемся в суд с заявлением о пересмотре дела.
Тем временем наш бывший «правообладатель» идет в другой суд — оспаривать решение Роспатента. Он хочет, чтобы Суд по интеллектуальным правам отменил решение Роспатента и вернул охрану его товарному знаку.
Снова два параллельных дела:
1) В одном мы отменяем компенсацию
2) В другом бывший правообладатель пытается вернуть охрану своему знаку
Первым состоялся наш суд о пересмотре. Суд отказал нам со ссылкой на то, что «заявление подано преждевременно». Мол, у вас там решение Роспатента еще могут оспорить, чего вы сюда пришли.
Только вот в законе черным по белому написано: решение Роспатента вступает в силу со дня принятия. Кто там куда пошел оспаривать нас уже не интересует — пусть хоть обуспарываются.
Мы идем жаловаться в апелляцию и просим, чтобы суд заставили пересмотреть дело и не затягивать. Апелляция соглашается с нами и принудительно отправляет дело на пересмотр.
Тем временем в Суде по интеллектуальным правам мы защищаем решение Роспатента и суд отказывает «правообладателю». Суд согласен с нами: он говорит, что Роспатент правильно сделал, что аннулировал знак.
Из апелляции дело приходит в первый суд и, наконец-то, суд отменяет решение о взыскании компенсации.

Настало время для «а я же говорил»: спорщик остался и без денег, и без знака.
Как это дело пригодится всем остальным
Сегодня в России зарегистрировано больше 800 000 товарных знаков, а каждый год российские суды рассматривают несколько десятков тысяч споров. Это значит, что попасть в подобную ситуацию может каждый предприниматель.
Последняя точка в деле «Честера» будет поставлена в декабре — когда суд пересмотрит дело с учетом новых обстоятельств и откажет в иске.
А вот выводы, которые могут пригодиться вам уже сейчас, если доведется попасть в похожую ситуацию:
1. Роспатент не регистрирует в качестве товарных знаков названия, которые характеризуют качества товара, его вид или свойства
2. Если все-таки зарегистрировал, то такое решение можно оспорить в Палате по патентным спорам
3. Если Палата удовлетворяет возражение, то знак аннулируют, словно его никогда и не было
4. Суд по взысканию компенсации и спор по аннулированию знака — это два разных спора, которые идут в разных госорганах
5. Если суд взыскал компенсацию, а потом товарный знак аннулировали, то компенсация сама по себе не отвалится — нужно обратиться в суд за пересмотром дела
6. Будьте аккуратны при выборе названий для своих компаний и товаров — риск попасть на чужое и давно кем-то занятое достаточно большой
7. Иногда ошибается даже Роспатент. Но к счастью, закон и эксперты дают возможность доказать ошибку и всё исправить. А без ошибок тут и быть не может — все-таки по 100 000 заявок каждый год рассматривают
Если пост полезный-интересный — поставьте плюсик, буду постить еще.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, по регистрации товарных знаков или по судам — напишите мне в личку в телеграме @bchlf.
Если вам в целом интересна тема защиты своих интеллектуальных прав — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Комментарии (15)
Manguss
25.08.2025 12:27Начинаю поддерживать мнение, что существующая практика интеллектуальной собственности и патентного права в скором времени может существенно ограничить развитие человечества. С учетом наличия интернета и средств автоматизированной обработки информации можно существенно осложнить развитие человечества, слова регистрируются как бренды, технологии в руках корпораций, шаг в сторону и тебе сразу штрафы штрафы, а по итогу капиталисты монополизируют все больше и больше все в своих руках.
Уверен правда и с этим человечество справиться.
GidraVydra
25.08.2025 12:27капиталисты монополизируют все больше
Больше, чем социалисты, они всё равно мнополизировать не смогут.
MrSmitix
25.08.2025 12:27Вся эта игра с интеллектуальной собственностью больше похожа на потребительский экстремизм и часто выиграть такое дело, имхо, дороже чем заплатить
Сколько бедным ИП-шникам на МП падает судебных дел от copydefender-а которые на сколько я понимаю просто загружают фотки используемые в карточках товаров на shutterstock и магическим образом становятся их правообладателями - не счесть. Но в судах тоже не дураки сидят и всё обходится штрафом в 10 тысяч рублей, как показывает практика
Скрытый текст
Подробности без регистрации и СМС можно глянуть на kad.arbitr.ru
karavan_750
25.08.2025 12:27Вообще, когда я увидел эту претензию, я удивился. Первая мысль — «да как такое вообще можно было зарегистрировать».
Как? Как после такой кипы доказательств можно было по-прежнему спорить с тем, что слово «честер» на рынке мебели использует весь рынок? Мы полыхали не на шутку.
Как думаете, не является ли это проявлением некомпетентности должностных лиц? А судебные тяжбы в таком случае -- борьба со следствием.
alexeybashuk Автор
25.08.2025 12:27С одной стороны, я понимаю, про что вы. И кажется, что по такой заявке должны были сразу отказать, и всё.
С другой стороны, в Роспатент каждый год подается порядка 130-150 тысяч заявок, эксперты рассматривают сотни заявок. А таких историй с аннулированием регистраций не так-то и много. В целом весь механизм оспаривания и предназначен для того, чтобы была возможность исправить неверное решение, принятое на этапе экспертизы.
Поэтому да, бывает так, что эксперты ошибаются. Но это бывает нечасто, и стоит ли из этого делать общий вывод о некомпетентности в целом — наверное, нет.karavan_750
25.08.2025 12:27Поэтому да, бывает так, что эксперты ошибаются.
Я склонен человеческой ошибкой называть то, что источник ошибки сам исправляет, если ему на это указать. Вы это сделали -- предоставили "кипу доказательств". Но вместо исправления Роспатент совершает вторую ошибку -- отказывается признать, что ошибся в момент регистрации товарного знака. Следующий шаг -- "удар по рукам негодяям" через жалобу руководителю.
В уведомлении не было «ой, извините, мы ошиблись, всё исправим» — ничего такого. Просто Роспатент назначил нам еще одно заседание, словно в последнем никакого решения и не было.
Я считаю, извинений не было потому, что момент признания ошибки ошибкой был упущен, настал момент признания некомпетентности.
Совокупность перечисленных факторов, на мой взгляд, свидетельствует о некомпетентности. Причем не одного лица, а нескольких, ведь заседание об отмене регистрации товарного знака проводилось коллегиально.
IgnatF
25.08.2025 12:27Мне иногда не понятно, почему сами производители товара не подают свои заявления против регистрации такого товарного знака. Его же не дают тут же после заявки. Проходит нормальный срок после получения заявления и регистрацией. Все заявки в открытом виде представлены. Секретов тут от народа нет.
Ну видно не нужно это некому.
mayorovp
Да запросто! Просто регистрировавший знак сотрудник, как и я, не знал что
Честное слово, увидев "честер" на ценнике в мебельном магазине, я бы решил что это бренд производителя.
Vitimbo
Только вот вы "обыватель" и в сортах товарных знаков разбираться на обязаны. А вот сотруднику стоило бы.
TachSkim
Есть такой производитель табачной продукции, как вообще они смогли зарегистрировать такое же название
FirExpl
Вероятно потому что они не производят диваны? :)
alexeybashuk Автор
Похожие и даже одинаковые названия могут сосуществовать, если они зарегистрированы на неоднородные товары/услуги, проще говоря, если владельцы этих брендов не конкурируют между собой.
venanen
То есть я могу зарегистрировать мебельный магазин "Вкусно и точка" и стрип-бар "Сбербанк", если у них таких категорий нет? Или посмотрят в целом на адекватность выбора названия?
Ramkin
вроде бы, если у в названии есть слово "банк", нужна банковская лицензия, стрип-бар "Сбер" должен получиться
PerroSalchicha
Да, без проблем
Учитывая многопрофильность Сбера, возможно, вы уже опоздали