1 сентября вступил в силу новый закон о маркировке звонков. Теперь каждый звонок будет подписан. Как могут подписать нас с вами?

Разбираемся, какие есть варианты на практике, и что можно сделать для того, чтобы те, кому вы звоните, не перестали брать трубки.

Да, у нас на Хабре уже было несколько постов на тему этой маркировки. Но, к сожалению, не все авторы смогли найти то самое Постановление Правительства, которое устанавливает конкретные правила маркировки. А это Постановление уже принято и подписано.

Короче, давайте разбираться подробно и на практике, что делать-то со всей этой красотой.

Что случилось: как государство борется с мошенниками

1 апреля этого года Госдума приняла новый закон, который внес правки в 13 законов разом. Среди них законы «О защите прав потребителей», «О федеральной службе безопасности», «О полиции», «О связи» и другие.

Для чего это делают — государство создает новую систему противодействия телефонным и компьютерным мошенникам. 1 сентября все эти поправки вступили в силу.

Разобраться в законах непросто, и интернет полнится слухами.

Кто-то говорит, что закон уже вступил в силу, кто-то считает, что еще нет, а кто-то рассказывает байки о том, что вступление переносят на декабрь из-за якобы «неподписанного Постановления Правительства» с правилами реализации этого закона.

Вот правильная информация: закон принят, в силу вступил; Постановление Правительства тоже уже подписано и опубликовано.

Главное изменение для нас с вами: маркировка звонков

Как все работало раньше?

Компании и предприниматели покупали номера телефонов у операторов IP-телефонии. Звонили кому хотели, получатель звонка видел только номер, и всё.

Если у человека установлен определитель номера типа Яндекса или какой-то еще — номер звонящего мог подсвечиваться как полезный или, наоборот, нежелательный. Иногда Яндекс мог показывать даже название компании.

Однако, по многим номерам, особенно свежим, никакой маркировки не было. Иногда она была неправильной.

Как теперь все будет работать

Теперь для всех операторов связи появилась новая обязанность. Оператор должен вместе со звонком передавать на телефон получателя звонка особое текстовое сообщение.

Анонимные звонки — всё. Чем обернется новый закон для нас с вами

Как и в стихотворении Чуковского, в текстовом сообщении оператора должно быть указано:

— название звонящего
— категория вызова

Длина сообщения — 32 символа. Это текстовое сообщение будет всплывать при определении номера на телефоне получателя звонка.

Грубо говоря, как яндекс-определитель, только теперь государственный и обязательный для всех.

Штрафы за отсутствие маркировки

Специальных штрафов за отсутствие маркировки не вводят, но это не значит, что их нет. Просто будут использовать уже существующие штрафы за нарушения закона «О рекламе» (ст. 14.3 КоАП РФ):

Для физлиц и самозанятых от 10 000 до 20 000 рублей;
Для должностных лиц и ИП от 20 000 до 100 000 рублей;
Для юрлиц от 300 000 до 1 000 000 рублей.

Какое название можно выбрать для себя при звонке

Нельзя просто так взять и выбрать любое название для звонков. Есть три варианта, разберем плюсы и минусы каждого.

Вариант №1. Полное или сокращенное название юрлица

Такой вариант подойдет предпринимателям, у которых есть своя компания. Допустим, есть ООО «Альфа» — при звонке можно так и высвечивать: ООО «Альфа»

Однако, часто бывает так, что название бренда и название компании отличаются.

Самое длинное название ООО, которое я видел
Самое длинное название ООО, которое я видел

Например, компания может работать как ООО «Бургер Рус», а для всех быть известна как «Бургер Кинг». Бывает, название компании сугубо «техническое» в духе ООО «Вектор» или ООО «Промснабмясгаз».

Если клиенты действительно знают компанию под таким названием — такой вариант подойдет.

Но если ООО «Вектор» известна клиентам как магазин «PROFILUX» — вариант с названием ООО при звонке отпадает.

Вариант №2. Имя предпринимателя

«Вам звонит — ИП Иванов Иван Иванович». Как вам такой вариант?

Если предприниматель звонит по телефону лично, и клиенты знают его именно как ИП Иванова, вариант подходящий.

Анонимные звонки — всё. Чем обернется новый закон для нас с вами

Если же клиенты ждут звонка от доставки пиццы «МафияФуд», а при звонке курьера высвечивается ИП Иванов — возникнут сложности.

Кто-то не возьмет трубку, кто-то запутается, кто-то не получит заказ и пойдет писать гневный отзыв в интернете. Снижение конверсии, падение продаж — так себе история.

Вариант №3. Товарный знак

Можно ли сделать так, чтобы ИП Иванов или ООО «Вектор» подсвечивались клиентам не под «паспортным» именем, а под именем бренда — как, например, «PROFILUX» или «МафияФуд»?

Да, можно. Для этого нужно использовать маркировку не по имени ИП или названию юрлица, а по своему товарному знаку.

Товарный знак — это обозначение, зарегистрированное в Роспатенте.

Регистрация товарного знака дает монопольное право на использование названия в бизнесе на 10 лет по всей стране.

Если название бренда зарегистрировано как товарный знак, значит никто другой не вправе использовать такое же или даже просто очень похожее название.

Новый закон, а точнее, именно Постановление Правительства дает такую возможность.

Душное, но важное уточнение

В пункте 2 «а» изначального проекта Постановления Правительства речь шла именно о товарных знаках. В итоговом Постановлении «товарный знак» заменили на «коммерческое обозначение».

Однако, дальше по тексту указывается, что «в договоре об отображении информации с оператором связи указывается коммерческое обозначение (при наличии)».

Беда в том, что коммерческие обозначения, в отличие от товарных знаков, нигде не регистрируются, а их наличие доказывается через суд с помощью социологических опросов, стоимость которых иногда достигает миллиона рублей.

Получается, что подтвердить оператору связи факт наличия права на коммерческое обозначение без решения суда и результатов соцопроса не выйдет. Поэтому все будут пользоваться товарными знаками.

Вообще, в отличие от изначального проекта, итоговое постановление оказалось более гибким: убраны приложение с жёстким перечнем категорий, товарные знаки заменены на коммерческие обозначения, убраны сроки уведомлений, устранена обязанность одного оператора распространять сведения другим. Оставлен минимум — договор, ИНН, наименование, категория вызова, текст до 32 символов.

Что делать с этим сейчас

Если название вашей компании или ИП вам подходит для звонков — можно оставить все как есть и ничего не делать.

Главное только, чтобы название вашей компании не нарушало права на чужие товарные знаки — а такое бывает, потому что налоговая при регистрации компании и Роспатент при регистрации товарного знака не сверяются по реестрам друг друга.

Если вам нужно, чтобы при звонке высвечивалось название вашего бренда — регистрируйте его как товарный знак.

Текущие формулировки Постановления Правительства «с послаблениями» позволят использовать бренд для маркировки даже тогда, когда ваша заявка на товарный знак только поступила в Роспатент и регистрация по ней еще не состоялась.

Однако, использовать название бренда для маркировки звонков вовсе без регистрации не стоит.

В России уже больше 950 000 действующих товарных знаков, попасть на чужое уже занятое название очень легко. Учитывая, что планку выплат за нарушения прав на товарные знаки скоро повысят с 5 до 10 миллионов рублей, риски выходят слишком большие.

Узнайте у вашего оператора связи, как использовать маркировку звонков.

Далеко не все операторы связи успели подготовиться к принятию нового законопроекта.

Например, у Мегафона уже есть сервис «Визитка» — это как раз та самая маркировка. А вот у оператора IP-телефонии UIS аналогичного решения еще нет.

Чтобы узнать, есть ли у вашего оператора связи возможность маркировать звонки — напишите в техподдержку. Скорее всего, они предложат вам решение.

Если пост полезный-интересный — поставьте посту плюсик. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.

Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf

Если вам в целом интересна тема защиты своих интеллектуальных прав — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах» — без смс и регистраций собрал в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь.

Комментарии (22)


  1. miarh
    03.09.2025 13:59

    Всë красиво. Реалии: вчера получил два звонка без всяких маркировок с предложением купить автомобиль. Два разных телефона. Не удивлюсь, если окажутся два частных телефона, юридически никак не связанных с рекламодателем.


    1. salnicoff
      03.09.2025 13:59

      Да, именно так. Звонит физлицо, никаких подписей, ИИ-робот начинает что-то бухтеть про банкротство...


  1. SStep
    03.09.2025 13:59

    Сами себе в тексте противоречите.

    Обязанность у оператора и услуга для клиента.

    Вы уж определитесь кто платить должен? Если обязанность по закону или навязанная услуга?


    1. dimsoft
      03.09.2025 13:59

      Обязанность у оператора, но они получили разрешение на навязывание услуги.


      1. alexeybashuk Автор
        03.09.2025 13:59

        Вот да, выглядит все именно так.


  1. dimsoft
    03.09.2025 13:59

    Интересно, у юр лица есть 100500 номеров сотрудников, которые совсем не "менеджеры по продажам" и совершают личные звонки в не рабочее время - будет вместо просто номера писать рога и копыта и брать денег за каждый звонок ? Это всех кроме "продажников" с юр переводить на физ ?


    1. inkelyad
      03.09.2025 13:59

       совершают личные звонки в не рабочее время - будет вместо просто номера писать рога и копыта и брать денег за каждый звонок ?

      Ну так если звонок идет с номеров компании - значит, звонит человек от имени компании. Вполне логично.


      1. DarkTiger
        03.09.2025 13:59

        Немного не то имелось в виду, полагаю.
        Корпоративный телефон компании - это еще и база клиентов, причем верифицированная у клиентов. И симка принадлежит компании. Корпоративная симка - это не бесплатный подарок, как многие думают, а копеечное, но очень эффективное средство контроля сотрудников. Альтернативно-одаренные на него еще и свою телегу подвязывают, хотя это уже редкость.
        Если менеджер по продажам уходит - он уносит с собой список клиентов в телефоне, но он его уносит в, так сказать, сворованном виде - надо представляться клиенту, сказать, что он сейчас работает в другой компании, с неслабым риском быть посланным, потому что клиент привык работать с компанией, а не с его неповторимой личностью. При этом старая компания может и, что называется, предъявить. Понятно, больше пары тысяч в суде РФ с перебежчика не стрясти, при этом на юристов потратят 200, но, как ни странно, многих останавливает.
        У меня был корпоративный телефон, платил за него я сам, по копеечным корпоративным тарифам. Я разработчик, увольнялся из компании - ушел нормально, поэтому симку мне оставили, попросив, естессно, с корпоративного тарифа свалить. Но у меня на нее было подвязано очень много чего, второй раз я бы такого делать не стал. И уж точно бы не стал этого делать, будь я продавцом.


        1. inkelyad
          03.09.2025 13:59

          Я не понял аргумента. Все что написано - это, скорее, как раз аргумент за то, что тот номер, что у симки у сотрудника в телефоне - клиенту не был виден. А был виден какой-то исходящий номер виртуальной АТС компании. И именно про него будет маркировка 'ООО Рога и Копыта', а не у того телефона, с которого сотрудник звонит.


  1. AlexDerkachev
    03.09.2025 13:59

    А теперь вопрос, как отключить эти бесячие уведомления всплывающие поверх всех окон "возможно массовый обзвон", когда у меня итак блокируются все незнакомые номера? Т.е. это будет новый раздражитель наравне с MSCH в тои часа ночи?


    1. DarkTiger
      03.09.2025 13:59

      Сейчас 2025 год. Неужели еще остались люди, не пользующие режим "не беспокоить" с расписанием?


      1. AlexDerkachev
        03.09.2025 13:59

        А при чем здесь это? Я не хочу получать эти уведомления, они мне нахер не нужны. Ни днем ни ночью.


        1. DarkTiger
          03.09.2025 13:59

          Если я начну здесь перечислять, что я не хочу, список на пару страниц растянется.

          Вопрос в том, как эти «нехотелки» реализовать. Есть стандартный способ, которому следует подавляющее большинство. Ваш выбор, следовать ему или нет.


    1. notwithstanding
      03.09.2025 13:59

      Какое приложение показывает это уведомление?


      1. AlexDerkachev
        03.09.2025 13:59


        1. notwithstanding
          03.09.2025 13:59

          Так отключите com.android.stk, если это сим-меню


          1. AlexDerkachev
            03.09.2025 13:59

            Спасибо, попробую.


  1. lehha
    03.09.2025 13:59

    Самое смешное, что мобильные операторы не могут подключить эту визитку для корпоративных сим-карт, а только для виртуальных номеров через облачную АТС от этого же оператора. Итого маркировка даже одного номера - 2к в месяц за АТС, +50коп за каждый вызов. Просто мечта для операторов.


  1. losse_narmo
    03.09.2025 13:59

    На бумаге может и красиво, но кто бы пояснил, чем звонок от 'физическое лицо' стал менее анонимным, чем от '+79991234567'?

    А ведь ещё никто не мешает теперь почти официально звонить от имени 'ваша управляющая компания', 'служба газа', 'мчс' ('ООО мы из чёрного списка') и так далее...


  1. LastDragon
    03.09.2025 13:59

    Только что звонили с 0321 и никакой тебе маркировки (билайн поволжье). Надеюсь оно всё же заработает в ближайшее время.


  1. VKutaev
    03.09.2025 13:59

    Интересная статья, спасибо! Ну скорее всего по факту ничего не изменится. Все эти звонилки по факту будут работать по старой схеме, всё равно проблема ПД никуда не девается. А особо незаконные звонильщики будут использовать какие-нибудь прослойки вроде левых ИП


  1. S_gray
    03.09.2025 13:59

    Основная проблема не в том, кто чего платит, кто чего получает или не получает

    Основная проблема в том, что мошенничество от этого никуда не денется. И объяснение, что все эти меры направлены на борьбу с мошенниками, не выдерживает никакой критики. Точно также, как с мессенджером Макс, самоограничением на звонки из-за границы и т.п.