Когда‑то в разгар ковида и в Твиттере, и на Хабре собрался мастермайнд (ведь это так называется?) по подбору названия для русского бигтеха — по крайней мере, мне, запомнился ВСРАТОСЛАВ (только почему‑то потерялся Яндекс, но так как ВСРАТОСЛАВ покорил моё сердечко, то в данном тексте Яндекс будет тоже частью этой замечательной аббревиатуры).
Так случилось, что из трендов русского ит я выпал где‑то за 2–3 года до ковида и шел своей дорогой по рельсам стартапов и неместных бигтехов. Выбравшись из своей ракушки, по стечению обстоятельств я забрел на одну из офлайновых технических конференций ВСРАТОСЛАВА — и данное событие вызвало шквал размышлений и вопросов.
Часть 1, шоковая - Организация
Данное событие было бесплатным.
Регистрация, пригласительные билеты, программки, координация (а там определенно было, что координировать), профессионально оформленная сцена, звук, презентации, обратная связь, велкам‑паки, логистика, даже реклама на одном из мониторов в Москва‑Сити — все это подмечало бесспорный профессионализм организаторов и намекало на то, что все очень дорого. Перечисленные атрибуты — норма для больших коммерческих конференций с достойным ценником, но какой смысл в подобном размахе для бесплатного мероприятия? Предположу, что ответ — создание репутации и имидж компании. Однако, на мой взгляд, если основная цель мероприятия — привлечение новых сотрудников, то это провал. Почему:
По теории вероятности очень малый процент инженерных единиц ходит по конференциям, тем более местный ИТ‑сектор все еще не накрыл RTO тренд
Для редких инженеров важны совершенно иные плюшки компании (организованные конференции это не самый распространенный критерий для 1-ого процентиля senior инженеров)
Сложность получения билетов. Сделав небольшой ресерч, я убедился, что на бесплатные хорошо разрекламированные и организованные конференции билеты улетают как горячие пирожки (ведь сделать фейковое резюме и пройти модерацию для получения билетов совсем не сложно в век повсеместного приукрашивания CV)
Часть 2, проблемная - Проклятый буфет
Напомню, организация мероприятия была такой же как и у коммерческих конференций, что предполагало обязательный атрибут — ПИТАНИЕ. И, по‑моему, это главная проблема, способная разрушить любое мероприятие.
Буфет был открыт на протяжении всего мероприятия и стал его центром/ядром/местом притяжения — количество людей на докладах было в разы меньше, чем там. По мере того как еда заканчивалась — люди просто исчезали с мероприятия (иногда делая попытку краем уха послушать шута‑докладчика), процесс нетворкинга мною тоже не был замечен (ведь еда — всегда хороший и легкий способ завести small‑talk, думаю, что и организаторы придерживаются той же идеи), но участники либо приходили своей группой, либо просто были лютыми интровертами — одним словом, на мой субъективный взгляд, нетворкинга не было замечено. Казалось, что очень небольшое количество людей было заинтересовано в докладах и нетворкинге, а большая часть в еде (нет, нет я не кулинарный сноб, я очень люблю еду, но на конференциях воспринимаю перекус — как возможность слегка подкрепиться и/или понетворкаться в зависимости от настроения). Странно и непонятно…
Часть 3, диллемная - Дискотека или конференция - вот в чем вопрос?
По всей видимости, организаторы в курсе проблемы к чрезмерному вниманию к еде и проблемах ее исчерпания, поэтому, чтобы посетители не покидали мероприятие преждевременно — они вводят ГВОЗДЬ программы/конференции и закрывают им мероприятие: это может быть дискотека с диджеем (вроде как весьма известным), выступление артиста или перформанс стендап‑комика. Хммм, вот тут мой мозг уходит в отказ и плохо строит связь «Техническая конференция — Стендап комик» (подобное уместно для корпоративов, но корпоратив — это мероприятие другой направленности). То есть, в программе технической конференции у нас:
Еда (часто кейтеринг, но часто заказываются разнообразные фуд‑траки, все бесплатно, разумеется)
Дискотека/Концерт/Cтендап, чтобы, если еда закончится, посетители не расходились
Так уж и быть, какие‑то доклады (на которые то идти вовсе не обязательно)
И вот тут, появляется вопрос: является ли целью ВСРАТОСЛАВских конференций — техническая направленность или главной метрикой успешности мероприятия является сам факт мероприятия и/или его посещаемость? Или же один из ВСРАТОСЛАВа побежал, и другие тоже побежали?
Часть 4, брюзжащая - Сравнение с альтернативным бигтехом
Кто‑то помнит какие‑то технические ВНЕШНИЕ конференции от зарубежного бигтеха? Мой ответ — скорее нет (несомненно это связано с отсутствием кадрового голода).
По своей внутренней политике, бигтехи, как правило очень закрыты — и если это не презентация продукта, то скорее всего они выберут формат технической статьи/видео/научной публикации, которая пройдет 10 кругов legal ада. Если же сотрудник хочет выступить на сторонней конференции — количество кругов legal ада удваивается (разумеется, речь не идет о каких‑то коммерческих презентациях).
Если говорить о конференции для ВСЕХ, то обычно мероприятие такого рода носит остросоциальный формат — что‑то для студентов, women in tech и прочие.
Конференции могут проводиться в офисе, но обычно все действие происходит на специальном этаже (чаще нулевой/первый, откуда попасть в другие помещения невозможно). Из питания — напитки и супер‑легкий перекус.
Демонстрация прелестей офиса происходит если вы посетитель сотрудника компании/бизнес‑посетитель — человек пригласивший вас или вашу группу продемонстрирует прелести офиса, и если ваш визит совпадает с завтраком/обедом/ужином — вы можете этим воспользоваться.
Также посмотреть офис можно если вы пришли на онсайт собеседование (многие возвращают его в офис) — между раундами будет перерыв, так называемый обед с рандомным сотрудником, где вы сможете и пооесть, и задать более неформальные вопросы.
Часть 5, ретроградная - Конференция мечты
Вся заметка не может похвастаться объективным восприятием, но данная часть будет самой необъективной и немного ностальжи: в голове еще свежи бесплатные мероприятия jug.ru в СПб в годах так 2013–2016 (ох, это эпическая презентация первого релиза котлина в офисе Oracle, до сих пор не понимаю почему в Oracle)). Итак, идеальная, для меня, техническая конференция:
Пиар докладов и докладчиков (формирование понимания зачем идти на мероприятие)
Браслетики по цветам — готов/не готов к нетворкингу
2–3 сильных доклада, побуждающие на холивар
Активности по темам докладов в перерывах
Активности помогающие интровертам вылезти из ракушек и начать нетворкаться
Никакой еды перед началом мероприятия, кофе‑брейк в перерывах с минимальными и очень скромными закусками (если люди пойдут на доклад — они добудут себе еды до мероприятия). Постоянный доступ к напиткам (помимо кофе/чая/воды хорошо заходит что‑то с кофеином — кола, редбулл, нам нужны бодрые участники с тахикардией, хотите выпендриться — позовите бариста).
Можно сделать что‑то вроде happy hours на after party — коктейли по бейджику (в альтернативном бигтехе, правда не на внешних конференциях, именно так)
Послесловие.
На конференцию я сходил, мне понравилось, отдельно выделю впечатляющий масштаб мероприятия — неоспоримое достижение для организаторов.
Правда, совсем не понял, какую цель преследовало данное мероприятие (особо никто не нетворкался, компании не рассказывали о вакансиях и т.д) — показать что все классные или просто спалить много денег, а может показать другим из ВСРАТОСЛАВа как богата и сильна компания?
Буду рад любым объяснениям, гипотезам, теориям заговора в комментариях.
Комментарии (0)
CloudlyNosound
18.09.2025 13:43Не так давно, на банерах пролетала конференция какая-то. Вероятно, сделанная строго для нетворкинга. Цена нетворкинга - от десяти тысяч рублей с носа. Не важно, много это или мало, просто сам факт - установили начальную стоимость участия в местечковом нетворкинге.
В общем, хорошее дело, видимо, нетворкингом не назовут.
Если возможно, пожалуйста, расшифруйте все, упомянутые и выделенные вами в тексте аббревиатуры: ВСРАТОСЛАВ, ПИТАНИЕ, ГВОЗДЬ, ВСЕХ.
Squoworode
18.09.2025 13:43ВК, Сбер, Рамблер, Акронис, Тиньков, Озон, Суперджоб, Ланит, Авито, ВТБ (импортозамещение FAANG).
Остальное - не аббревиатуры, а повышение регистра.
CloudlyNosound
18.09.2025 13:43FAANG теперь, видимо, нужно переписать как MAANA.
И пока гуглил фаанг, мне попался такой реликт: https://habr.com/ru/articles/586426/
Taritsyn
18.09.2025 13:43Жалею, что не смог попасть на эту конференцию. Очень хотел посетить трек Backend.
kenomimi
Ох, как же знакомо... В молодости даже специально пописывал статьи в одну местечковую газетенку, чтобы иметь корочку журналиста и возможность получения аккредитации на мероприятия. Зачем? БУФЕТ. Да-да, он родимый, и поболтать с такими же болезными. Был ли я голодным? Нет, денег было достаточно. Но халявная еда, походу, где-то глубоко внутри обезяньей части захардкожена, и влияет на поведение...
Так что к черту буфет на мероприятиях, которые ориентированы на выступления. Максимум - кофе/чай и условные печеньки. Иначе к вам придут пожрать халявы, а не доклады смотреть.
Работает и в обратную сторону. Знакомая на промвыставках вместе с экспозицией ставила девочку с кофемашиной, чаем и турецкими сладостями. Все смотрели как на ненормальную сначала, а потом у нее как-то всегда больше всех договоров и клиентов оказывалось, несмотря на то, что аналогов продукции целая выставка. Казалось бы, прошареные акулы бизнеса, но обезьянка внутри попадается на условную халявную шоколадку.