В этой статье я расскажу про открытые данные Whatsapp и Telegram: насколько они ценны и насколько легальны.

В России уже сложился рынок "больших данных": данные для ML-моделей, рекламы и систем принятия решений продают Бюро кредитных историй, Ecom-компании (от крупных маркетплейсов и классифайдов до небольших приложений), Оффлайн ретейлеры, Операторы сотовой связи, различные агрегаторы и другие компании. Новые типы данных появляются на рынке не так часто. Одной из новинок в данных последних лет стали данные мессенджеров - открытые данные Whatsapp и Telegram.

Сейчас их можно получить через публичные API Whatsapp и Telegram, также эти API проинтегрированы в ряд глобальных сервисов, которые в свою очередь доступны через различные интерфейсы, например через отдельные API (whappi, 2chat и пр.) и python библиотеку (upgini).

Какие фичи из Whatsapp и Telegram можно получить для вашей ML модели:

- факт наличия профиля в WhatsApp и Telegram

- тип профиля (открытый / закрытый)

- флаг корпоративного профиля

- тип бизнеса корпоративного профиля

- оценка пола и возраста на основании открытых данных мессенджеров

- оценка настроения пользователя на основании открытых данных мессенджеров

- дата регистрации (соответственно срок жизни номера телефона)

Такие данные, конечно, могут быть полезны для различных скоринговых моделей: от оценки рисков до CRM и предсказания оттока. Давайте посмотрим на метрики.

Результаты тестирования данных мессенджеров в задаче кредитного скоринга

На графике выше сравниваются 3 типовых и 3 новых источника данных для кредитного скоринга.

Источник

Описание

IV

ROC AUC

Собственные данные

Новые клиенты: анкета (пол, возраст, регион, доход, семейное положение, занятость) и device data (тип устройства, ОС, IP, браузер).

Действующие клиенты: дополнительно учитывается история платежей

0,4

0,67

Кредитная история (БКИ)

Расширенная кредитная история заемщика, содержащая информацию о запросах других кредитных учреждений, о выданных кредитах, платежной дисциплине и т.п.

1,2

0,78

E-com

Агрегированные данные о транзакциях в маркетплейсе, частота покупок, средний чек, категории приобретаемых товаров.

0,1

0,56

B2B маркетплейс данных

Информация об использовании различных оффлайн и онлайн сервисов, частота использования, срок жизни, категории интересов.

0,3

0,63

Телеком данные

Cкоринговый балл мобильного оператора

0,3

0,65

Данные мессенджеров

Регистрации и активность в глобальных мессенджерах и соцсетях, информация с публичных профилей, время с момента начала использования сервисов.

0,2

0,60

Однако, помимо практической ценности, возникает важный вопрос: насколько легально использование подобных данных?

Легальность данных из мессенджеров

  1. Персональные данные и политики конфиденциальности. В России действует Федеральный закон №152-ФЗ о персональных данных, в Европе — GDPR, в США — различные законы штатов (например, CCPA в Калифорнии). WhatsApp и Telegram строго регулируют обработку персональных данных. Любой сбор и использование информации о пользователях без их согласия может быть квалифицирован как нарушение законодательства. Поэтому любой запрос по номеру телефона к API Whatsapp и Telegram должен быть подтвержден конклюдивным действием - согласием пользователя на данный запрос.

  2. Данные из открытых профилей и фотографии. Переменные вроде оценки возраста, пола и настроения по фотографиям относятся к биометрическим и чувствительным персональным данным. В большинстве юрисдикций их сбор и обработка требуют отдельного согласия пользователя.

Вывод

Данные из WhatsApp, Telegram и других мессенджеров позволяют улучшить качество действующих клиентских ML-моделей (выявление мошенников/антифрод, оценка кредитных рисков, прогноз оттока). Однако использовать их можно только с согласия конечного пользователя.

Комментарии (0)