Добро пожаловать в серию статей «Лидерство в тестировании» от гуру тестирования программного обеспечения и консультанта Пола Джеррарда. Эта серия предназначена для того, чтобы помочь тестировщикам с многолетним опытом работы, особенно в Agile командах, преуспеть в своей роли руководителя тестирования и менеджера.  

В предыдущей статье мы рассмотрели обеспечение бизнес-процессов предприятия. В финальной статье мы более подробно остановимся на управлении своей карьерой. 

В самой первой статье этой серии было следующее введение: 

Когда вы Тест Лид на проекте, очень вероятно, что коллеги будут считать вас экспертом во всем, что связано с тестированием. У других членов команды могут быть свои собственные обоснованные или нет взгляды на тестирование; некоторые могут иметь (или, по крайней мере, говорить, что имеют) больше опыта, чем вы.  

Ожидания от тестирования часто нереалистичны и даже опытные люди занимают некорректную позицию в отношении того, чем может помочь тестирование. Некоторые люди будут сомневаться в вашей компетентности, ценности для команды или даже в вашей мотивации. Это может быть непросто.

Это краткое описание того, что значит быть менеджером по тестированию, заслуживает повторения. В нем излагаются реальные и значимые проблемы, связанные с этой ролью: 

  • Вы работаете в сфере, которую ваше руководство может не понимать или не ценить 

  • Ожидания, возлагаемые на вас и вашу команду, вероятно, слишком высоки 

  • Ваши коллеги в области разработки и DevOps могут считать, что "протестировать может каждый". 

  • В следующем году и еще через год вы будете использовать технологии, отличающиеся от современных. 

  • Основные навыки, необходимые вам для продвижения по карьерной лестнице, могут включать оптимизацию клиентского опыта, DevOps, обеспечение безопасности, автоматизацию, мониторинг работы в режиме реального времени, аналитику, машинное обучение, искусственный интеллект. 

  • Тестирование претерпевает значительные изменения, и вам необходимо адаптироваться, чтобы выжить. 

В этой статье мы рассмотрим эти проблемы, будущее управления тестированием и то, какие шаги вы могли бы предпринять, чтобы выжить и преуспеть в новом мире. Мы также рассмотрим возможности для менеджеров по тестированию провести переподготовку и занять альтернативные должности. 

Развитие навыков управления тестированием 

В этой серии мы расскажем о важнейших концепциях, видах деятельности и, как мы надеемся, о ценности управления тестированием. Все это остается в силе независимо от того, являетесь ли вы менеджером по тестированию, руководите ли командой тестировщиков, отвечаете ли за программу проектов или являетесь частью самоуправляемой команды 

Меняется только среда, в которой вы работаете. Конечно, технологии меняются незначительно каждый год, и каждые несколько лет происходит резкий скачок. Каждый технологический прогресс требует от нас переосмысления того, что мы делаем как технологи, архитекторы, программисты и тестировщики.  

Наш подход к разработке меняется от структурированных методов к гибким и, в последнее время, к непрерывной доставке и DevOps.  

Мотивом для написания этих статей было то, что мы хотели сосредоточиться не на технологиях или способах работы. Скорее, мы сосредоточились на принципах тестирования и управления тестированием, свободных от того, что мы называем логистикой – процессов, технологий, бизнес-среды и т. д. 

Понимая основополагающие принципы, мы готовимся справляться со всем, что может возникнуть в ходе реализации проектов. Технологии, методологии и инструменты приходят и уходят, но принципы остаются неизменными.  

Учитесь приспосабливаться 

Первый совет, который я могу вам дать, заключается в том, что вы должны научиться приспосабливаться. Помните, что подзаголовок книги Кента Бека “Объяснение экстремального программирования” гласил:  

“Примите перемены”.  

Манифест Agile основан на этом простой идее и призывает вас принять набор ценностей, которые помогут вам реагировать на изменения, а не сопротивляться им. 

Некоторые люди думают, что agile – это ��одход, но это не так. Это отношение к изменениям или, возможно, даже философия. 

Поэтому, по мере того как меняется ваш технологический ландшафт, процессы и бизнес-среда, вы должны верить в то, что ваши принципы неизменны.  

Определите заинтересованные стороны и спросите их, что им нужно от вас. Используйте модели для упрощения сложных систем и требований. Используйте эти модели для информирования о задачах тестирования, определения мер покрытия и объяснения того, какой объем тестирования будет проведен и уже был проведен.  

“Чтобы быть уверенным в универсальности принципов тестирования, требуется опыт, но вы должны быть готовы к этому предложению в первую очередь.” 

По мере продвижения по карьерной лестнице и знакомства с различными рабочими и техническими условиями, определяйте и отделяйте логистику и методы работы от мышления участников проекта.  

Спросите: “Исходя из фиксированных затрат и контекста этого процесса, как эта команда решила работать таким образом?”. Поймите разницу между этими двумя подходами и то, что логистика носит временный характер, но принципы универсальны.  

Будьте добровольцем, не переставайте учиться 

Когда вы и ваша команда сталкиваетесь с новыми ситуациями и проблемами, всегда будьте готовы добровольно взять на себя ответственность за них или взять на себя руководящую роль в их решении. Практически во всех отношениях проекты по разработке программного обеспечения на самом деле представляют собой сложные задачи в групповом обучении. 

Заинтересованные стороны и пользователи узнают, как описывать свои проблемы и как системы и программное обеспечение могут помочь в их решении. 

Разработчики узнают, как соотносить разработку программного обеспечения с бизнес-результатами и решать технические проблемы. 

Тестировщики узнают, как продемонстрировать, насколько система отвечает потребностям заинтересованных сторон и пользователей, использовать риск сбоя для поиска ошибок и опасностей и консультировать свои команды о том, как их избежать или предоставить доказательства того, что они могут быть устранены. 

Во всех отношениях эти трудности в обучении зависят от сбора информации, рационального мышления, принятия решений, основанных на фактических данных, и навыков убеждения.  

Волонтерская деятельность по решению этих проблем научит вас ценным урокам. Ваша репутация в команде разработчиков программного обеспечения в целом улучшится, и, когда проекты достигнут критической стадии, старшие менеджеры будут видеть в вас надежную пару рук, способную справиться со сложными задачами. 

“Готовность добровольно браться за новые, уникальные задачи дает вам ценный опыт и отличает вас от других членов вашей команды.”  

Деловые, лидерские и коммуникативные навыки

Есть три области нетехнических навыков, которые вам понадобятся, чтобы преуспеть. Обладание этими навыками выделит вас как выдающегося тестировщика или менеджера. Эти три области являются: 

Деловыми навыками 

Подумайте о том, чтобы узнать больше о бизнесе участников вашего проекта. Например, если вы создаете маркетинговые системы, приложите усилия к тому, чтобы узнать больше о маркетинге. Это поможет вам вести более разумные беседы с заинтересованными сторонами, понимать их мотивы и озабоченности, а также более серьезно относиться к тому, что делает руководство, принимающее решения. 

Если вы работаете в компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, узнайте, как работает компания с точки зрения продаж и маркетинга продукта, лицензирования, жизненного цикла разработки продукта, технического обслуживания и выставления счетов. Таким образом, вас будут воспринимать как более знающего и всесторонне развитого профессионала, и, опять же, вы будете понимать мотивы и проблемы ключевых заинтересованных сторон. 

Лидерские качества 

Лидерство — это, пожалуй, самый важный из существующих управленческих навыков. Лидерство необходимо для создания сильных, эффективных и стабильных команд. Логистика подбора персонала, делегирования полномочий, контроля и руководства важна, но эффективный лидер должен определить видение команды, разработать подход или процесс для достижения миссии, а также уметь выстраивать личные отношения с членами команды, чтобы завоевать их уважение, лояльность и приверженность делу. 

Курсы лидерства могут помочь, но большинство людей учатся на собственном опыте и при поддержке тренера или наставника по лидерству (см. далее). Не полагайтесь только на свои технические и организационные навыки. Отличные лидерские качества выделят вас среди коллег. 

Коммуникативные навыки 

Возможно, самая большая разница между работой разработчика и тестировщика заключается в необходимости взаимодействия с другими членами команды, руководством, заинтересованными сторонами и поставщиками. Основное взаимодействие разработчика может заключаться только с небольшим количеством коллег, бизнес-аналитиком и тестировщиком. 

Тестировщику или менеджеру по тестированию приходится выполнять практически все функции в команде разработчиков программного обеспечения. Помимо этого, вы можете поддерживать связь с заинтересованными лицами высшего звена и внешними поставщиками услуг, программного обеспечения и оборудования. 

Коммуникация — это улица с двусторонним движением. Ваша способность усваивать большие объемы, возможно, противоречивой информации из различных источников является постоянной проблемой.  

Конечно, вам также необходимо поддерживать связь с окружающими – со своей командой, заинтересованными сторонами, разработчиками и поставщиками. Это не просто передача данных, вам также необходимо информировать, убеждать и оказывать влияние различными способами и в различных ситуациях. 

Найдите коуча или ментора 

Само собой разумеется, что для повышения ваших навыков и продвижения по карьерной лестнице вам понадобится некоторая помощь. В данном случае помощь приходит в лице коучей и наставников, и, хотя эти два термина часто путают, мы считаем их разными ролями.  

Существует множество определений, стилей, целей и ценности наставничества и коучинга. Здесь мы можем лишь кратко остановиться на этой теме, поэтому проведите небольшое исследование, чтобы понять, что будет наиболее полезным для вас. Это наш краткий обзор того, что могут сделать для вас коучи и наставники. 

Коучинг 

Цель коучинга, как правило, состоит в том, чтобы помочь подопечному достичь определенной цели, например научиться лучше управлять командой и повышать эффективность работы. Коучи не обязательно являются экспертами в той области, в которой вам нужен коучинг. 

Коучи, как правило, задают бесконечные вопросы и постоянно бросают вам вызов. Цель коучинга - облегчить мышление и действия клиента. Типичными вопросами могут быть: 

  • Какова ваша цель? 

  • Что вам нужно для ее достижения, например, поддержка, ресурсы, время, деньги? 

  • Является ли ваша цель значимой, достижимой, стоящей внимания? 

  • Как вы будете измерять прогресс? 

  • По мере того, как вы прогрессируете, ваша цель по-прежнему является хорошим мотиватором? Меняется ли цель? 

  • Вы добиваетесь прогресса? Какие препятствия стоят на пути к прогрессу? 

  • Как вы будете преодолевать препятствия? Можете ли вы их преодолеть? 

Подопечный должен самостоятельно разобраться в проблеме и выполнить всю работу. Благодаря ясному мышлению ваши цели, мотивация и понимание того, как добиться прогресса, приходят изнутри. 

Менторинг 

Целью наставничества обычно является развитие какого-либо навыка или способности и постепенное изменение, например переход на agile или внедрение автоматизации тестирования. Наставник, как правило, является экспертом в области, в которой он работает (это не мешает ему также быть тренером). Как правило, диалог между наставником и подопечным менее односторонний, когда подопечный задает как можно больше вопросов, а подопечный предлагает свои предложения.  

Таким образом, наставник помогает подопечному мыслить более ясно и может давать советы или предлагать варианты для рассмотрения. 

Например, наставник по тестированию может предложить подход или структуру для разработки стратегии тестирования. Ментор собирает данные и записывает различные разделы стратегии. Наставник может дать обратную связь и советы о том, как улучшить содержание, стиль написания, уровень детализации, заполнить пробелы и т. д. 

Эти определения коучинга и наставничества не являются стандартизированными. В ваших организациях могут существовать общепринятые определения и даже рекомендуемые протоколы коучинга и наставничества, поэтому обратите на них внимание. 

Станьте тренером или ментором 

Большая часть работы по управлению и, в частности, лидерству направлена на то, чтобы помочь вашей команде развиваться и работать лучше. В некотором смысле, когда вы впервые встретитесь с членами своей команды и познакомитесь с ними поближе, у вас сложатся прочные личные отношения, и вы станете тренером или наставником для каждого члена вашей команды.  

Отношения, которые складываются у вас как у ментора и наставника, очевидно, отличаются и охватывают аспекты карьеры, отличные от отношений, которые складываются у вас с вашими собственными коучами и менторами. Но, играя обе роли, вы получите представление о том, как наилучшим образом развивать людей и развиваться самому. 

Многие люди, которым нравится заниматься коучингом или наставничеством, добровольно соглашаются на работу вне своей рабочей среды. Если у вас есть опыт в каком-либо виде спорта, например, в футболе или легкой атлетике, вы могли бы тренировать молодое поколение. Другие направления включают образование для взрослых, бизнес-коучинг или обучение чему-то, что вы делаете в качестве хобби, например, садоводству или уходу за домом. 

В любом случае, работа коучем и наставником расширит ваш кругозор, улучшит ваши навыки межличностного общения и повысит вашу уверенность в людях. 

Презентация 

Время от времени каждому приходится выступать с презентациями на работе. Распространенный способ улучшить навыки презентации — это представлять предложения на технических конференциях. Они варьируются от международных выставок с участием тысячи делегатов до крупных выставок, обучающих программ перед конференцией и основных докладчиков, до местных встреч с десятью-пятнадцатью увлеченными коллегами в пабе. 

Излишне говорить, что если вы новичок в презентации, то проще начать с местного митапа, чем выступать с основным докладом на международной выставке. На митапах всегда нужны выступления, особенно от опытных практиков.  

Найдите митапы в вашем регионе, посетите одну или две, спросите организаторов, что они ищут в выступл��ниях, и сделайте свое предложение. Все докладчики с мировым именем где-то начинали, и митап — это такое же хорошее место, как и любое другое.  

Оставляя управление тестированием за бортом

Если ваша организация приступает к agile трансформации, возможно, ваша роль в управлении тестированием будет постепенно сокращена (или быстро ликвидирована). Независимо от того, считаете ли вы правильным решение отказаться от роли в управлении тестированием или нет, вам придется с этим смириться. В таких обстоятельствах у вас обычно есть несколько вариантов выбора.  

Вы можете вернуться к работе тестировщика в agile-команде, стать специалистом по техническому тестированию или тестированию производительности, расширить свою роль, связанную с обеспечением безопасности, или уйти из компании. Если вы уйдете из компании, вы либо найдете другую внутреннюю должность по управлению тестированием, либо присоединитесь к компании, предоставляющей услуги тестирования. 

Мы рассмотрим два из этих вариантов: услуги по обеспечению качества и тестированию. 

Переходим к обеспечению качества 

Обеспечение (а не контроль качества) — это развивающаяся дисциплина, которая связана с тестированием, а не является дисциплиной тестирования. Бывшие менеджеры по тестированию обладают высокой квалификацией, поскольку они знают, как управлять службой внутреннего тестирования, имеют опыт работы с поставщиками (служб разработки или тестирования) и способны руководить старшими заинтересованными сторонами. 

Обязанности по обеспечению качества охватывают целый ряд дисциплин: 

  • Надзор за тестированием во внешних или внутренних организациях 

Как правило, вы принимаете участие в определении или пересмотре стратегии тестирования. Как только проект стартует, вы оказываете консультационную поддержку группам тестирования на ранних этапах. Позже вы анализируете и оцениваете эффективность тестирования и даете независимую оценку отчетности, составленной поставщиками проектным советам. 

  • Руководство по обеспечению качества 

Руководящие функции по обеспечению качества включают в себя описанные выше мероприятия по обеспечению качества тестирования, но сфера ответственности может распространяться и на несколько других направлений. Во-первых, вы можете быть ответственны за консультирование и независимую проверку всех результатов проекта.  

Вы можете ознакомиться с требованиями, проектами, планами тестирования, оценками рисков, совещаниями по вводу и завершению этапов, отчетами по завершению этапов и посещать регулярные сессии по представлению отчетов о состоянии проекта, чтобы иметь независимое представление о ходе выполнения. Некоторые функции включают в себя миграцию данных, привлечение талантливых специалистов, сокращение штата и развертывание проекта. В принципе, там, где есть проектная деятельность с зависимостями и конечными результатами, потенциальная роль обеспечения качества существует. 

  • Управление обеспечением качества 

Для управления качеством может потребоваться небольшая команда специалистов, специализирующихся на тестировании, тестировании производительности, обеспечении достоверности информации, разработке и оценке пользовательского опыта и т. д. В крупных проектах, особенно для центрального правительства, часто используются команды по обеспечению качества. 

  • Agile тестировщик 

Agile тестировщики обеспечивают “надежность в малых масштабах”. Agile тестировщики выполняют все вышеперечисленные действия, но в составе небольшой команды. Они поддерживают связь с заинтересованными сторонами и задают им вопросы, поддерживают разработчиков и обучают их тестированию, консультируют и направляют работу пользователей, которые проводят тестирование, а иногда и сами проводят некоторые тесты. 

Как правило, роли аудитора требуют, чтобы вы не принимали участия в повседневной работе и не отвечали за ее выполнение. Важно, чтобы вы могли независимо оценивать работу команд на протяжении всего проекта – как внутреннего, так и внешнего.  

Это может быть довольно изолированная или одинокая работа – вы не являетесь частью проектной команды, за исключением случаев, когда вы прикомандированы. Но обычно вы подотчетны спонсору проекта и заинтересованным сторонам в бизнесе. Иногда это может быть очень важная и влиятельная должность. 

Обеспечение качества требует широкого спектра технических и нетехнических навыков, а также сильных управленческих и коммуникативных навыков. 

  • Работа консультантом в сервисной компании 

Обычно квалифицированные менеджеры по тестированию идут работать в компанию, предоставляющую услуги по тестированию. Услуги по тестированию охватывают все должности от младшего тестировщика до руководителя тестирования крупных программ и обеспечения качества. Предоставление профессиональных услуг требует немного иного подхода, чем тот, к которому вы привыкли, и это не всегда удобный переход. 

Возможно, вам придется принять участие в проекте на раннем этапе и отвечать за разработку стратегий тестирования для проектов в областях бизнеса, с которыми вы не знакомы. Методы работы клиентов и их поставщиков могут сильно отличаться от тех, к которым вы привыкли. 

Это может быть сложной задачей в важных бизнес-программах, особенно в тех случаях, когда сроки выполнения проектов ограничены. Иногда вы можете оказаться на должности, где чувствуете себя недостаточно квалифицированным; иногда верно обратное, и вам приходится работать с менее опытным персоналом клиента или на него. 

В любом случае, стать консультантом и работать с широким кругом клиентов - отличный способ накопить большой опыт за короткий промежуток времени. Как консультант, вы расширите свои возможности, и, если вы решите оставить услуги тестирования и вернуться на постоянную работу в ИТ-отдел, у вас будет гораздо больше квалификации, чтобы перейти на более высокий уровень. 

Сервис тестирования требует хороших технических навыков и навыков межличностного общения, но, прежде всего, от вас потребуется гибкий и прагматичный подход. Работа с клиентами может быть одновременно увлекательной и скучной, захватывающей и разочаровывающей. Опять же, это не для всех, и иногда вам приходится путешествовать больше, чем хотелось бы, но это может дать вам большой опыт всего за несколько лет. 

  

Какой бы ни была ваша карьера, мы желаем вам удачи!

Комментарии (0)