Нам всем нравится читать красивые истории о том, как люди работают и живут в своё удовольствие, удалённо занимаясь любимым делом. Кто-то уезжает в тёплые страны, кто-то – подальше от цивилизации, третьим же, наоборот, нравится постоянно быть в гуще событий. Иметь свободу выбора в вопросе расходования времени – большая ценность для многих.
Тем интереснее услышать историю развития компании, чья основная задача – поиск компромисса между желаниями и возможностями талантливых фрилансеров и теми целями к бизнесу, которые предъявляет руководство и менеджмент.
Нам выпала возможность пообщаться с Тасо Дю Валем – CEO и сооснователем Toptal, самой большой в мире компании без единого физического рабочего «места».
Toptal объединяет под своим флагом 3% наиболее подходящих компаниям специалистов, отвечающим наивысшим требованиям профессионализма. 5 лет назад Toptal, обычная сеть фрилансеров, трудоустраивала лишь 25 разработчиков и такое же количество клиентов. Сегодня сеть Toptal – это тысячи программистов и дизайнеров (компания не говорит точную цифру) и более 2000 клиентов. Так как расходы на управление разработкой удвоились за последние пару лет, модель Toptal находит всё больше сторонников.
Тасо ведёт направление развития компании с 2010 года, когда после поглощения Google стартапа, в котором он работал (Slide), пути их развития разошлись. Как это ни странно, но в пределах Кремниевой Долины Toptal один из тех стартапов, о которых «мало говорят». Во-перых, потому, что команда основателей не привлекает гигантские инвестиционные раунды. Во-вторых, потому что ей это не очень нужно — при таком спросе на разработчиков, Toptal с некоторой неохотой принимал $1,4 миллиона от Андриссена Хоровитца, Адама Ди'Анжело и Адама Роквеллера из Quora. Сейчас оборот компании превышает $80 млн в год, а ведь идёт только шестой год.
На Леонардо Ди Каприо высокий спрос, а предложение низкое
— Тасо, наш первый вопрос классический. Когда к тебе пришла идея и понимание того, что это может быть новая и успешная компания?
Я работал в различных компаниях над множеством продуктов, и тот факт, на который я постоянно обращал внимание, формулируется очень просто: “На рынке много профессионалов, чей высокий уровень очевиден. В то же время, вы сами знаете множество высокопрофессиональных людей в собственном окружении. Они такие же крутые. Не существует никакого реального способа провести между ними параллель и сравнить, кто – рок-звезда, а кто – нет, на рынке труда, в конкретных компаниях или, в общем смысле – в интернете”.
В определённый момент я сказал себе: “Решение должно существовать. Люди должны иметь возможность узнать, что есть крутые специалисты и их можно нанять. И способ узнать об этом должен быть абсолютно масштабируем, а главное – ему должны доверять все участники”.
В принципе это и был момент старта Toptal как компании.
— У меня есть простой вопрос в продолжение темы о специалистах. На Toptal’е все фрилансеры – таланты, или все таланты – фрилансеры?
Мы не обучаем людей, мы лишь идентифицируем высококлассных специалистов. Возможно, в будущем мы будем обучать специалистов, и уже сейчас у нас есть программа глобального менторства, объединяющая лучших специалистов в своих областях в мире. Менторы помогают индивидуальным талантам, которые хотят улучшить собственные позиции на рынке труда, стать лучшими инженерами и дизайнерами.
Тем не менее – мы не обучаем, пусть и тренируем немного. Это значит, что мы не можем научить человека работать удалённо.
Поэтому, отвечая на вопрос, наша основная задача – вычленять лучшие таланты, позволяя им работать удалённо над интересными проектами.
— Как клиенты-компании относятся к вашим методам проверки талантов? Верят ли они вам?
Я бы сказал, что да, верят. Наш уровень успеха при делегировании таланта компании огромный. Эта метрика доказывает, что все наши клиенты чрезвычайно удовлетворены. Среди наших клиентов такие компании как Airbnb, JP Morgan, Artsy, Zendesk и масса других компаний, от Fortune 500 до стартапов.
— На вашем сайте говорится, что только 3% фрилансеров, пытающихся попасть в Toptal, в итоге добиваются этого. Значит ли это, что оставшиеся 97% иррелевантны? Они не таланты?
Они не релевантны конкретно нам, по очень определённым причинам, которых, суммарно, очень много.
Наша идея и технология (здесь Тасо сказал “framework”, но в русском языке данный термин плохо применим к методикам оценки профессионализма) существует для того, чтобы определить, правы ли мы, когда говорим, что какой-то определённый фрилансер обладает высочайшим талантом, а потому – ценный специалист, лучший профессионал на рынке. И он может работать удалённо.
Поэтому нам нужно принять решение: мы берём его, или нет? Есть процесс, который призван помочь нам принять данное решение. Мы оцениваем человека со всех сторон, клиенты довольны – значит, всё работает.
Возвращаясь к твоему вопросу о том, что 97% процентов не таланты. Кое-кто из них хорош, у нас случаются “ложные срабатывания” (false positive), потому что человек в процессе собеседования оказывается где-то очень близко к тем максимальным требованиям, которые мы предъявляем талантам.
То есть, 97% могут быть хороши, но мы не можем так рисковать. И всё-таки чаще мы видим, что у 97% гораздо меньше опыта и навыков (hard skills – технические умения), нежели у тех людей, которых мы считаем талантами и которые успешно прошли отборочный процесс.
Учитывая всё вышесказанное, мы приходим к выводу, что, скорее всего, 97% уступают нашим 3%. В том или ином. Кроме того, не стоит забывать и о том, что есть масса крутых спецов, которые просто не умеют или не хотят работать удалённо.
Из того, что вы рассказываете, я понимаю, что ваша цель – 100% совпадение между талантом и компанией, его ищущей. 99% совпадение вам не подходит, верно?
Да. Ты можешь быть лучшим C++ разработчиком в мире, объективно можешь, но это совсем не значит, что ты сможешь с нами работать.
Ты можешь быть даже создателем C++ и снова, это совершенно не означает, что ты станешь частью Toptal. Ты можешь быть создателем PHP, можешь быть Линусом Торвальдсом, всё это совершенно не значит, что ты станешь частью Toptal.
Если клиент хочет работать с кем-то, он задаёт вопрос второй стороне: сможем ли мы сделать это в срок? Сможем ли мы созваниваться каждый день для проверки статуса?
Линус Торвальдс, в моём представлении, однозначно ответит: “Я не хочу этого делать”. И это, естественно, не удовлетворит нашего клиента.
Причём есть огромное количество заказчиков, которые понятия не имеют, кто такой Линус Торвальдс.
Поэтому неважно, насколько кто-то крут в вашей реальности – миллиардер из другой реальности понятия об этом не имеет, ему по большому счёту без разницы.
Если вы фрилансер и у вас есть репутация, не имеет значения, с кем вы будете работать: с богатым индивидуальным заказчиком, вице-президентом по продуктам в Google, или в стартапе. Каждый профессионал должен быть оценен и работать вне зависимости от того, известен он или нет (в своей реальности).
— Интересно. Другой вопрос — за последние 10 лет мы видели огромную конкуренцию за найм лучших программистов и разработчиков, разработаны сотни методов оценки и мотивации сотрудников. И когда я вижу среди ваших клиентов такие компании как Airbnb или Pfizer, меня одолевает единственный вопрос: “Почему они не нанимают этих людей?”. Какой мотив у компаний пользоваться вашими услугами, временем ваших, скажем так, фрилансеров?
Как ты и сказал, компании и корпорации всегда ищут способы улучшать собственные продукты. Поэтому, как правило, они используют множество способов привлечения лучших талантов.
Мы предоставляем лучший сервис на рынке, нашим метрикам доверяет каждый наш клиент. Нет способа найти лучшие мозги в разработке и дизайне настолько же быстро и успешно, насколько это можно сделать с Toptal.
Как я уже сказал, компании используют множество способов привлечения лучших сотрудников. Но в конце дня, когда у компании было открыто 10 вакансий, и именно мы заполнили их максимально быстро лучшими кадрами, чей опыт и навыки проверены и не ставятся под сомнение, компания не хочет пробовать другие услуги. Чаще всего так и происходит.
Конечно, компании смотрят повсюду и ищут лучших людей везде. Но мы выигрываем почти всегда.
— Вы говорите о таланте на своей стороне, я слышу, что вы в этом достаточно убеждены. Как вы находите своих людей, что оказывается наиболее важным в итоге — мотивация фриласера или какой-то секретный ингредиент в работе вашей компании?
Нет ни одного навыка, который бы сделал кого-то уникальным работником. Вы можете отлично работать удалённо, но вы можете быть плохим инженером и так далее, пример понятен. Всё зависит именно от сочетания всех ваших навыков и опыта.
Мы проводим анализ и решаем, принять или отказать.
— Каковы ваши планы на 2016?
В этом году мы будем расти, скорее всего, во множестве различных направлений.
Прямо сейчас мы работаем с дизайнерами и инженерами, но планируем расшириться во множестве других направлений, в том числе и вне IT.
— У вас много конкурентов, пусть и с оговорками. Фрилансеров достаточно много, а те, кто работает с вами, наверняка используют и другие решения. У вас какие-то особенные отношения с теми талантами, которых вы в итоге отбираете?
У вас может быть 5000 аккаунтов на различных платформах с различной аудиторией, Toptal будет существовать. И, скорее всего, мы будем оставаться лучшим источником клиентов для лучших профессионалов.
Ни один сайт не гарантирует ничего двум сторонам, никаких прав в отношении целей. Мы делаем это: фрилансер — талант, всегда будет ставить нас на верхнюю точку рабочей и карьерной иерархии, так как в Toptal у него есть возможность работать с мировыми лидерами индустрии, такими как Airbnb или JPMorgan.
Что касается компаний, то нам просто доверяют больше, чем остальным.
— Можно ли сравнить вас с высокоуровневыми консультантами, предположим, юридических, аудиторских или финансовых услуг на другой чаше весов от штатного бухгалтера?
Да, конечно, в том смысле, что собственным именем и репутацией мы даём гарантии нашим клиентам.
И правда в том, что все мировые лидеры ужасно напуганы тем, что мы делаем. Я разговариваю со многими представителями компаний, и это действительно так. Проблема любой подобной компании заключается в том, что она достаточно сфокусирована – ни один консультант не может консультировать во всех мировых индустриях одновременно. Мы же только “пока” не консультируем в области финансов и налогов, но будем делать это достаточно скоро.
Но компании, крупные и маленькие компании, десятки и сотни тысяч компаний, знают, чего добился Toptal за время своего существования. Мы показали и доказали, что таланты могут работать эффективно, не “просиживая” своё время в офисе. Многие нанимают сотрудников, которые ничего не делают.
Это главное достижение нашей компании — мы создали лучшее в мире ПО, которое позволяет выполнять наши задачи без значительного вмешательства со стороны людей.
Возьмём в пример Deloitte или PwC: им нужно большое, просто огромное количество людей просто для того, чтобы начать общение с клиентом. Куча документации, множество сотрудников, большое количество встреч. Это не Google, где вы просто хлопаете в ладоши, зовёте пацанов и все начинают работать.
В конце концов любая “корпорация” даёт качественную рабочую силу. Среднюю, или хорошую исполнительную силу с поверхностным слоем продакт/проект менеджмента. Если вы считаете, что для этого нельзя сделать ПО – вы сумасшедший. Конечно, можно.
Слой упаковки команды, доставки задач и плана игры — того, что должно быть сделано и всё. 5 лет, может быть, раньше и это будет делать софт, сомнений нет.
— Хочется в это верить, когда вы так уверенно об этом повествуете, тем более, когда ваш пример это эффективно доказывает. Теперь классический вопрос – что вы посоветуете гипотетическому собственному ребенку, который пробует и ошибается, и просит совета в создании какого-то продукта?
Учиться программировать – полезно. Совсем не обязательно хотеть стать разработчиком, в конце концов это просто даст вам хорошие знания и полезный опыт.
Я люблю писать код с детства и это всегда было для меня своеобразной формой самовыражения. В то же время, это делает мои мысли более рациональными, выстроенными по определённой логике.
Я всегда чувствовал и знал, что это поможет мне в жизни и во всём, что я делаю. Начиная от оценки любых ситуаций и заканчивая управлением командой, средствами, всем остальным.
Это делает вас умнее, это делает ваши мысли и поступки более рациональными. Постоянно я замечаю огромную разницу между инженерами и всеми остальными — большинство людей совершенно иррациональны.
И чаще всего, это срабатывает негативно.
Так что мой совет – учиться, учиться сложным вещам, учиться тому, что вы не можете понять, и работать в сложных системах. Это сильно поможет вам в жизни.
— А карьерный совет?
Из собственного опыта. Я ушёл из университета, всего, чего я достиг, я добился сам. Поработайте разработчиком, узнайте, что такое – компания, разрабатывающая ПО.
Я могу с уверенностью сказать, что Toptal – лучшая компания из всех, в которых я работал. Это знание даёт мне понимание того, где мы находимся. Так как я поработал во многих компаниях и получил очень разные впечатления. Кто-то растёт быстро (Slide, купленный Google, откуда я ушёл после поглощения) и активно развивает культуру разработчиков.
В Slide у нас были недельные итерации в команде из десятков человек. А в Toptal команда из 5 инженеров, разрабатывающих технологию, которая серьёзно повлияет на то, как работают динамические системы. У нас уйдёт на это полтора года, но мы изменим способ управления ПО, разработчиками и разработкой.
Другие компании просто не могут позволить себе заниматься подобным, им не хватает ни гибкости, ни сотрудников, ни талантов. А поработать можно и у нас.
yetanothercoder
оставлю тут еще одно недавнее интервью.