Сегодня советы не философские, а практические, и при этом довольно простые, за исключением второго. Те, кто выступают регулярно, до них, возможно, и сами уже додумались, но новичку они, надеюсь, помогут спасти несколько нервных клеток. На фото к посту — Евгений Потапов, гендиректор "Сумма АйТи", рассказывает на Highload++ 2015 об особенностях организации круглосуточной техподдержки. Контент выступения — огонь, между прочим. Мне самому довелось принимать участие в организации службы, работавшей круглосуточно (это была служба асессоров Яндекса), но там не требовалось иметь конкретный график дежурств: нужно было выполнять определённый объём работ, но ни одна конкретная задача не была критичной. Здесь же у задач всегда должен быть ответственный, и ни одну из них нельзя упустить. Соответственно, необходимо иметь как минимум чёткий график дежурств, который выполняется и от которого люди не захотят уволиться через пару недель. Организовать службу, которая при этом работает без сбоев и накладок за разумные деньги — задача, имеющая свою специфику, и Евгений рассказывает о том, как ему удалось её решить и на какие грабли он по дороге наступал.

Но я отвлёкся. Фотография важна, потому что на ней запечатлена ошибка, которую на конференциях допускают довольно часто.

Совет первый: не используйте нижние 20% слайда


В данном случае вина на мне, поскольку я участвовал в оформлении презентации и не предупредил докладчиков о возможной проблеме. Зато теперь у меня есть учебная картинка. Если вы выступаете в плоском зале (где задние ряды кресел расположены на той же высоте, что и передние), а экран установлен не очень высоко, то уже для обитателей третьего-четвёртого рядов нижняя часть экрана будет закрыта головами впереди сидящих, и для задних рядов эта ситуация не улучшается.

Бывают залы, устроенные по-другому. Но если вы заранее не знаете, как оформлено помещение, или если вы делаете слайды, чтобы потом без модификаций объехать с ними десяток конференций, то лучше предполагать, что низ слайда не видно: из десятка таких случаев будет семь-восемь. Даже хороший случай, очевидно, не гарантирует зрителям полного обзора:

(кадр взят из вот этого ролика)
Низ слайда — подходящее место, чтобы сделать там красивый градиентный участок фона, разместить логотип или что-то иное, что не даст вам расположить в этой области основной контент.

Совет второй: не злитесь на кликер, когда он не работает


Кликер (он же пульт для презентаций) — это такая штука, которая каждого часто выступающего человека хоть раз, да подводила. Доступ к презентационному компьютеру есть не всегда, бывает, что старый добрый эникей расположен в десяти-пятнадцати метрах от сцены и нажать его физически нельзя, поэтому без пульта не обойтись.

Если мы находимся на пределе его дальности или в нём садятся батарейки, то кликер срабатывает не каждый раз. Жмём кнопку, ничего не происходит. Мы жмём кнопку ещё раз, и снова ничего не происходит. И вот тут нам приходит в голову мысль «ах ты, зараза» и возникает естественный порыв нажать кнопку посильнее и подержать подольше. Так вот, этот порыв необходимо сдержать! Тут-то всё сразу сработает, и ваши слайды за секунду будут пролистаны до конца. Все хитрые повороты сюжета, которые вы придумывали в ночь перед выступлением весь предыдущий месяц, падут жертвами спойлеров, и вообще будет некрасиво.

Гораздо меньший ущерб вы нанесёте себе, если признаетесь, что у вас проблема с кликером, попробуете сделать несколько шагов в направлении презентационного компьютера (для этого надо знать, где он стоит) и так же аккуратно, как и до этого, нажмёте на кнопку ещё раз. Старого доброго «брюки превращаются...» никто не отменял.

Совет третий: версионируйте слайды


Бывает так, что вы не самостоятельно копируете файлы презентации на демонстрационный компьютер, а отдаёте их специальным людям на флешке или по почте. И это не редкость, когда после первой версии вы ещё продолжаете вносить какие-то изменения. Независимо от того, насколько уверенно эти люди подтверждают получение файла, всегда есть шанс, что они его потеряют. О том, что вам включили не последнюю версию слайдов, лучше узнавать как можно раньше. «А вот сейчас я вам покажу схему решения этой проблемы… Ой, нет, не покажу, мне включили не те слайды...» Простой способ узнать о несоответствии в самом начале — помечать версией титульный слайд. Его обычно включают за минуту-другую до начала выступления, и у вас ещё будет возможность что-то предпринять. Надо ли говорить, что последнюю версию слайдов на флешке нужно обязательно иметь с собой?

Версию можно отмечать номером, как это сделали Анатолий anatolix Орлов и Денис Нагорнов:

а можно и каким-нибудь хитрым, понятным только вам элементом дизайна. Важно, чтобы вы уже по первому слайду могли безошибочно определить, последняя это версия или нет.

Резюме


Надеюсь, знание этих подводных камней поможет вам сосредоточиться на контенте вашего выступления и уменьшит число досадных технических помех. Удачи!

Комментарии (0)