Воспитатель детского сада смогла обеспечить себе дополнительный доход от продажи своих идей. Она продает через интернет свои педагогические наработки, то есть цифровые образовательные ресурсы, другим учителям.
Как учителю заработать миллион?
Начну с описания своих вполне очевидных источников дохода, как преподавателя ИТ: основное место работы — вуз, по совместительству — школьный учитель, по выходным — репетиторство, иногда — фриланс программирование. Оказывается, этот список можно расширить, поделившись за деньги своими образовательными ресурсами. Это действительно хорошая идея, от которой выигрывают все — и педагоги-покупатели, и педагоги-продавцы. В данной статье я рассмотрел способы распространения (желательно прибыльного для автора) образовательных ресурсов без создания
В мире
Заработать миллион долларов воспитателю детского сада из вышеназванной статьи помог сайт TeachersPayTeachers. За обеспечение продаж сервис берет комиссию с авторов ресурсов в 40% с заработанной суммы и дополнительные 30 центов за каждую транзакцию. За ежегодный платеж в $59.95 можно приобрести Премиум подписку, которая понизит комиссию до 15% с продаж и полностью избавит от комиссии за транзакции.
Онлайн рынок для учителей был создан в апреле 2006 года школьным учителем из Нью-Йорка по имени Пол Эдельман (Paul Edelman), и за почти 10 лет TpT набрал базу из 1,8 млн. ресурсов и сообщество из 3,6 млн. педагогов, которым выплатил уже $175 миллионов.
В рунете
Сегодня существует несколько русскоязычных онлайн-сообществ и одна торговая площадка для педагогов, а также три официальных проекта Минобрнауки, связанных с распространением образовательных ресурсов:
- Социальная сеть работников образования (портал) — для педагогов всех уровней образования, файлы можно скачать во всех форматах. Педагог может создать свой мини-сайт, разместить на мини-сайте свои разработки и за 90 рублей получить электронное свидетельство о публикации в электронном СМИ и электронный сертификат о создании персонального сайта.
- Сообщество взаимопомощи учителей (портал) — для воспитателей детских садов и школьных учителей, файлы можно скачать в форматах ms office или в виде архивов. Учитель может опубликовать свою разработку и заказать за 200 рублей электронное свидетельство о публикации или за 250 рублей получить его в твердой копии по почте.
- Образовательные ресурсы и поурочные планы (торговая площадка) — для педагогов всех уровней образования, файлы можно скачать в форматах doc, ppt, xls, pdf, zip, rar и др. Авторы могут публиковать свои ресурсы и назначать им цены. За обеспечение продаж сервис берет комиссию с авторов в 15% с заработанной суммы, но за 1500 рублей в год можно приобрести Премиум подписку, которая понизит комиссию до 5% с продаж. Это русский аналог TeachersPayTeachers.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (портал ЕК ЦОР) — для школьных учителей, файлы можно скачать в форматах офисных документов, таблиц, презентаций, есть интерактивные ресурсы swf. Учителя не могут публиковать свои ресурсы, круг поставщиков ресурсов ограничен образовательными учреждениями и коммерческими организациями.
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (портал ФЦИОР) — для педагогов общего и профессионального образования, файлы можно скачать в специальном формате OMS, опубликовать свой ресурс нельзя, но рассмотреть этот проект все же интересно.
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам (портал) — для учащихся общего и профессионального образования, собраны ссылки на сайты с учебной информацией и можно скачать электронные учебники в формате PDF. Можно добавить собственный ресурс, для чего необходимо зарегистрироваться.
Никакого денежного вознаграждения педагогу за публикацию ресурса на порталах Министерства образования не предусмотрено.
Социальные сети педагогов мотивируют авторов предоставлением свидетельства о публикации в СМИ.
Остановлюсь подробнее на некоторых из приведенных примеров.
1. Социальная сеть работников образования
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» основана в 2010 году. Свидетельство о регистрации электронного СМИ получено в декабре 2010 года. Создать свой персональный мини-сайт на nsportal.ru очень просто. Достаточно зарегистрироваться и мини-сайт создастся автоматически. На мини-сайте можно разместить свое портфолио. Если уже есть готовые тексты и фотографии, то это займет не более часа. На основе расширяемой функциональности групп (сообществ) можно создавать большие образовательные проекты, а также сайты образовательных учреждений, классов, групп, кружков.
2. Сообщество взаимопомощи учителей
«Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU» основано в 2007 году и зарегистрировано в качестве электронного СМИ в 2010 году. Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). Для недавно созданных разделов портала действует спецпредложение бесплатного свидетельства о публикации в качестве стимула для скорейшего наполнения этих разделов.
3. Образовательные ресурсы и поурочные планы
Онлайн рынок для педагогов ProgrammaRazvitiya.ru — это место, где можно заработать продажей своих цифровых образовательных ресурсов. Сайт предоставляет отдельную ссылку на магазин каждого педагога с его ресурсами и публикует их также в общем каталоге ресурсов. Можно размещать и бесплатные, и платные ресурсы. Проект появился в рунете после доказательства успешности этой бизнес-модели от TeachersPayTeachers. Сервис еще молодой — первый автор зарегистрирован в начале 2016 года. Педагог может добавить рабочие программы дисциплин, планы уроков, разработки и презентации к урокам и другие образовательные ресурсы, назначив им любую цену (если указано 0 рублей, ресурс будет бесплатным).
Выплаты педагогам на карту Сбербанка за проданные образовательные ресурсы осуществляются на ежемесячной основе по реквизитам, указанным в кабинете продавца. Перечисление заработанных денег происходит при условии накопления суммы в 500 рублей, и если в текущем месяце сумма не достигла этого порога, то проверка этого условия будет проведена в следующем месяце.
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Коллекцию нельзя назвать богатой, потому что мотивация к публикации новых своих ресурсов для педагогов не прослеживается вообще, нельзя даже добавить свой ресурс через сайт. Авторами ресурсов являются организации, которые перечислены в списке поставщиков ресурсов.
Как учитель ИКТ воспользовался некоторыми ресурсами (их мало) и могу отметить плюс этого портала: материалы соответствуют официальным принятым программам в России.
Интерфейс и качество технической реализации портала на высоте, все же организатором является Министерство образования и науки Российской Федерации. Есть и минус — иногда портал бывает недоступен.
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
ФЦИОР предоставляет ресурсы в собственном формате ОМС только от определенного круга из 10 поставщиков (2 государственных университета и 8 коммерческих предприятий). Любой желающий педагог не имеет возможности самостоятельно опубликовать свои ресурсы.
Программное обеспечение для просмотра ресурсов обеспечивает хранение, поиск, выбор и воспроизведение Электронных Учебных Модулей (ЭУМ):
- ОМС Плеер — предназначен для воспроизведения ЭУМ. Плеер предоставляет возможность поиска ЭУМ среди размещённых в локальном хранилище модулей. Локальное хранилище представляет собой специально выделенную папку на компьютере пользователя, путь к которой задаётся при установке программных компонентов ОМС.
- Органайзер пользователя ОМС — обеспечивает загрузку ЭУМ из центрального хранилища ФЦИОР в локальное хранилище пользователя, а также хранение выбранных модулей на рабочем месте пользователя. Органайзер позволяет воспроизводить и просматривать метаданные ЭУМ, размещённых в локальном хранилище.
Вычислительные мощности центра обеспечивают высокопроизводительные серверы IBM. Эффективное хранение различных типов электронных образовательных ресурсов осуществляется с помощью Open Source проектов. Программная архитектура ФЦИОР реализована на технологиях JavaServlets, Java Server Pages c использованием проектов организации Apache Software Foundation (Tomcat, Lucene, Commons). В качестве СУБД для прикладных систем используется СУБД MySQL. Разработка приложений — платформа Java 2, Enterprise Edition.
6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Вы можете предложить дополнить информационную систему «Единое окно» новыми ресурсами — разместить материал в электронной библиотеке или ссылку на интернет-ресурс в каталоге.
В электронной библиотеке может быть размещен присланный документ, если Вы являетесь его автором (соавтором) или предлагаете его с ведома и согласия авторов и Ваши действия не противоречат «Гражданскому кодексу Российской Федерации (ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ.
В электронной библиотеке не размещаются материалы, представляющие собой рабочие программы дисциплин, планы уроков, разработки и презентации к урокам и т.п.
В каталог может быть включена ссылка на любой ресурс научно-образовательного характера, находящийся в Интернете в открытом доступе.
Заключение
Возможностей для распространения педагогами цифровых образовательных ресурсов в рунете достаточно, но пока слабо развита материальная мотивация авторов к публикации своих уникальных разработок. Продавать свои ЦОР — это прибыльно, на это показывает 10-летний возраст и опыт зарубежного рынка цифровых образовательных ресурсов. До 2016 года в рунете можно было лишь бесплатно подарить миру свои авторские материалы на государственных или частных порталах (последние предлагают платную услугу предоставления свидетельства о публикации). Недавно появилась альтернатива — заработать на своих ресурсах, но о результативности этого пока говорить рано. По моему мнению, это очень эффективная мотивация к публикации большего числа новых качественных материалов, когда педагог может заработать дополнительно к своей зарплате.
Комментарии (23)
Rumlin
01.03.2016 21:15Пройдет лет 10-20 пока в администрациях сменятся люди на тех, кто хоть что-то понимает. Это при оптимистическом развитии событий. Если их палкой будут заставлять работать. Пока я столкнулся в январе с фактами регресса. Должности в образовательных структурах занимают очень тупые, но "свои" люди.
007913
02.03.2016 11:08Как я вас понимаю… Да и добавил бы что и не только административные сотрудники да и просто "образующие учебный процесс" очень со скрипом осваивают новые методики/технологии/порталы в учебном процессе.
Да, показал ты как тот или иной продукт работает, и вроде видишь что пользователь кое-как разобрался — но есть какое-то "безразличие" чтоли — что на все подобные "инновации" через полгода, год, все эти сотрудники(причем сотрудники сменятся, преемственности чтоб научить приемника не будет) и их начальники забьют и будут делать по старинке как привыкли, инициативы обучатся новому у большинства нет или уж совсем минимум.castos
02.03.2016 20:08Мне кажется, дело в том, что когда "новые методики/технологии/порталы в учебном процессе" внедряются директивно по указанию сверху — там не то что стимул отсутствует для "образующих учебный процесс", там в администрации даже не стараются это внедрение правильно
продатьобъяснить сотрудникам, чтобы хотя бы неденежная выгода прослеживалась. А сотрудник, понимающий свою выгоду, выражающуюся желательно в увеличении его дохода, изучает всё сам и с удовольствием пользуется — что замечательно иллюстрирует та же Дианна Джамп с сайта Teacherspayteachers.007913
03.03.2016 00:59Я написал "большинство", подразумевая что есть единицы понимающие свою выгоду как вы говорите. Но основная часть забивает..
Вот например у нас в университетской ИС прикрутили Google ClassRoom, вроде простой легенький сервис — но помогает преподавателю и студентам немного съэкономить время — но пользуются этим "осознавая свою выгоду как вы говорите" 2,5 преподавателя из наверное 500, и вообще у нас много таких примеров я думаю :(.
contentinform
01.03.2016 21:49-1а YouTube уже устарел?)
castos
01.03.2016 22:07Нет, но я не могу туда выложить PDF или DOC файл, ZIP архив и т.д. Речь же о цифровых образовательных ресурсах, а не о подмножестве учебных видеоматериалов.
Монетизация Ютьюба для меня, как преподавателя, выглядит маловероятной. А хотелось бы все-таки свой педагогический труд (интеллектуальную собственность) предоставлять, как и всем профессиям, за деньги.contentinform
01.03.2016 22:17понятно, действительно многие воспитатели, учителя и преподаватели с удовольствием купили бы УМК, планирование и т.п., так как у них нет времени на это
а Вы подошли уже к созданию стартапа в этой нише,
давайте его реализуем)
castos
01.03.2016 23:26Хорошая идея, я воспользовался бесплатными ресурсами с единого окна доступа к образовательным ресурсам (пункт 6 из статьи) более десятка раз, как раз в том числе и для выполнения бюрократических требований в своей школе. За подобные ресурсы могу отдать какую-то сумму, например, если учебный план стоил бы всего 100-200 рублей.
Востребованной является и возможность поиска учебных материалов по урокам ФГОС. Готов обеспечить список желаемых возможностей, как будущий пользователь ресурса.
Буду рад, если хабрапользователи поддержат вашу идею ;)amberv
03.03.2016 15:33Мне идея создания сайта, в некоторой мере аналогичного американскому, кажется интересной. В то же время, сразу возникает несколько вопросов, на которые я не знаю ответа:
Сколько учителей разрабатывают действительно что-то новое (принимая во внимание этот https://megamozg.ru/post/24396/#comment_701880 комментарий)?
Сколько учителей были бы заинтересованы в покупке того или иного контента в принципе, и сколько они были бы готовы платить? Причем я имею в виду всю Россию, не только столицу.
Какие преимущества (потенциально) могут быть при покупке учебных материалов? Учитывая, что обычно приходится пользоваться теми книгами, что есть в библиотеке, и даже распечатывать что-то действительно хорошее — непозволительная роскошь (я прав в этом моменте?).
Если есть потенциал, то стоит, в первую очередь, провести более детальное исследование как возможностей, так и сложностей. Например, учитывая, что это Россия, могут быть возможности финансирования со стороны государства.
Лично не бы работа над подобным проектом была интересна, но, конечно, здесь нужна команда из нескольких человек. Хотя бы потому, что у всех, кто действительно мог бы работать над проектом, уже есть основная занятость, а то еще и разнообразные дополнительные интересы, имхо :)
007913
04.03.2016 00:57Что забавно, по собственному опыту скажу что в этой нише ЭД, связанной с менеджментом учебных планов, материалов и учебных методик и т.д. — конкурентов очень мало.
Реально если заполучить поддержку государства чтобы создать "официальный пропиаренный" портал — может что и получится…
castos
05.03.2016 18:28"Пропиарить" портал можно бы и с поддержкой инвестора вместо государства, а судя по трем уже существующим официальным проектам государство предпочитает не рассматривать отдельных граждан-педагогов в качестве поставщиков ресурсов, а работать с образовательными учреждениями и бизнесом.
007913
03.03.2016 01:05Вопрос к автору статьи: а вы знакомы с програмным продуктом Планы и Нагрузка от "Лаборатории ММИС"?
castos
03.03.2016 09:55Не знаком, только сейчас посмотрел их сайт. Бауманка эксплуатирует для таких целей собственную (разработку ведет отдельный научно-образовательный центр) ИАСУ "Электронный университет". Сама система доступна только из внутренней сети университета, но можно посмотреть скриншоты, например, модулей Учебный план и Расчет нагрузки.
007913
04.03.2016 01:04Спасибо за ссылку, кстати мы когда-то тоже начали развивать было внутреннюю разработку, но из-за некоторых форс-мажоров в команде разработки — недоделали — в итоге универ приобрел "ММИС" продукты :(.
plustilino
03.03.2016 13:25Как бывший педагог доп. образования с 11-летним стажем могу сказать следующее. Перечисленные в статье российские ресурсы позволяют в основном зарабатывать только их владельцам. Русский менталитет не американский, у нас сложно продать что-то интеллектуальное. Большинство метод. разработок — это в лучшем случае компоновка материала из разных учебников (прут абзацами), качество низкое. Таких "разработок" у каждого педагога пруд пруди и нет смысла перекупать друг у друга. Насколько знаю, в США учитель и методист — вещи разные. Учитель там работает по готовым планам урока, поэтому вынужден/склонен покупать. У нас же иметь собственный план-разработку урока — это фактически обязанность учителя. Почему же наши учителя публикуют свои работы на федеральных и частных ресурсах (дают им не только контент для сайта, но и сами приплачивают за свидетельства)? Потому что это дает возможность атестовываться на первую и высшую категорию. Переаттестация проходит каждые 5 лет.
Если же говорить о заработке на своем опыте, то кроме создания личного сайта и размещения на нем рекламы других реальных вариантов по сути нет.castos
03.03.2016 15:31Почему же наши учителя публикуют свои работы на федеральных и частных ресурсах (дают им не только контент для сайта, но и сами приплачивают за свидетельства)? Потому что это дает возможность атестовываться на первую и высшую категорию. Переаттестация проходит каждые 5 лет.
Вы правы, абсолютно согласен — эта формальность в том числе одна из причин низкого качества опубликованных там сейчас "разработок". Качественный материал, на который потрачено время, публиковать бесплатно не хочется.
Мне было интересно изучить ассортимент Teacherspayteachers, аудитория которого в основном из США, и на самом деле сейчас там учебные планы — далеко не лидирующая категория продаж.
Учитель там работает по готовым планам урока, поэтому вынужден/склонен покупать. У нас же иметь собственный план-разработку урока — это фактически обязанность учителя.
Так как учителем работаю по совместительству, то за эту обязанность заплатил бы небольшую сумму, когда только начинал работать в школе. Думаю, я не единственный у нас, кто склонен покупать.
Crystal_Ra
03.03.2016 14:35Думаю учитель и материалы к обучению совсем разные вещи.
Материалы — это информация — она общедоступна и открыта. Ну по карайней мере в это хочется верить.
А Учитель — это человек по средствам которого эта Информация закачивается в мозги — в ГОЛОВЫ людей! И за это надо платить! Это факт.
ПС. Сам не учитель.castos
05.03.2016 18:54Под материалами я имел в виде ресурсы, которые можно понимать как объекты авторского права. Интеллектуальные права — это в наши дни не открыто и не общедоступно, т.е. нельзя их сравнивать с информацией в смысле знаний, как общественного достояния. Образование же и знания у нас и так бесплатны и общедоступны.
Вы говорите, что за труд учителя надо платить, но не за авторские права, т.е. свои материалы он должен выкладывать бесплатно. Кстати, в данном контексте знания попадают в головы посредством (слитно, в окончании "о") учителя. Вам не кажется, что при отсутствии оплаты качественный материал — продукт его интеллектуального труда — не будет им открыт для общего доступа, если, конечно, он не альтруист?
castos
09.03.2016 21:20Создать личный авторский сайт с бесплатными и/или платными материалами — Ответьте, пожалуйста, кто голосует за этот вариант — что вы имели в виду? Краткий алгоритм, как педагог сделает свой сайт с материалами, как его продвинет? Кстати, есть ли способы сделать это для неайтишников?
007913
Эти проекты конечно хорошо, и радует что они есть хоть такие… Но… Кто ими будет пользоваться? Сам а не «из род палки» — мне кажется и в школе и в вузах — у нас проблема в самих людях, сотрудниках, какой красивый и удобный им портальчик не нарисуешь — пользоватся подобными айти технологиями их не заставишь :(…
castos
Они сейчас висят без пользователей?)