На конференции «Я.Субботник для дизайнеров» компания «Яндекс» представила собственный шрифт под названием Yandex Sans. Этот универсальный шрифт теперь будет использоваться в сервисах и приложениях «Яндекса». Насколько широко он будет использоваться, в компании пока не решили.
Причины разработки собственного шрифта «Яндекс» объяснил в презентации. Во-первых, у конкурентов тоже есть свои шрифты, поэтому хочется «иметь свой голос». Дизайнеры сказали, что им не хватает возможностей Arial и Textbook. Во-вторых, это экономия финансов: разумнее инвестировать в свой шрифт, чем платить за лицензии.
Основные принципы, которые учитывали при разработке нового шрифта.
Шрифт должен быть:
- Имеющим своё лицо
- Спокойным, нейтральным
- Выражающим наши ценности
- Сделанным сразу для кириллицы
- Применимым во всех средах
- Имеющим степени насыщенности
- Совпадающим по метрикам с Ариалом
Так появился Yandex Sans.
Для разработки шрифта наняли одного из самых известных дизайнеров шрифтов в мире Кристиана Шварца (Christian Schwartz).
Вместе с ним работал один из самых известных российских специалистов в этой области — Илья Рудерман, он давно сотрудничает со Шварцем, делал системы шрифтов для «Афиши» и многих других изданий, преподаёт в Британской высшей школе дизайна.
Разработчики постарались исправить недостатки обычного Arial, который обладает плохой кириллицей и не всегда литеры имеют оптимальные очертания: «Многие из его пропорций, форм и деталей странны». К тому же, Arial «безнадёжен с точки зрения брендинга».
С другой стороны, Textbook неплох, но немного старомоден и не подходит для использования в интерфейсах.
После редизайна yandex.ru с новым шрифтом сразу заметна лучшая читаемость и более чистый вид страницы.
Старый дизайн
Новый дизайн
Одновременно разработали новые иконки.
В презентации Кристиан Шварц и Илья Рудерман рассказывают, как оптимизировали шрифт. Например, сделали менее агрессивные концы в Yandex Sans Round.
Сейчас оценить работу дизайнеров может каждый из миллионов пользователей «Яндекса», и не только они, ведь новые шрифты используют даже в наружной рекламе.
«Шрифт Yandex Sans, с одной стороны, соответствует всем техническим требованиям — он хорошо читаем, разборчив и подходит для использования в любой среде, будь то веб, смартфон, часы или наружная реклама. С другой, выражает наши ценности: открытость, технологичность с человеческим лицом. Он современный, нейтральный и достаточно узнаваемый, — сказал руководитель департамента дизайна в «Яндексе» Константин Горский. — Шрифту ещё только предстоят «боевые» тестирования, поэтому о том, насколько широко мы будем его использовать, пока говорить рано».
UPD. Сообщение в официальном блоге Яндекса
Комментарии (65)
Revertis
26.04.2016 12:58+1Хм, а почему у яндекса при выводе результатов поиска нет этого шрифта? Его сделали, сохранили скриншот для презентации и отключили, или как?
k00
26.04.2016 16:22+4Картинка с результатами поиска в посте некорректна, на ней вовсе не новый шрифт, а обычный Ариал. Новый шрифт еще не запускали в результатах поиска, ему только предстоят тестирования.
funnybanana
26.04.2016 18:15-1Действительно на скриншотах шрифт: Textbook New.
а вообще это так в духе яндекса… взять чужой шрифт, слегка иго исправить назвать его yandex шрифт =)funnybanana
26.04.2016 18:26+5Ах, да… всё читал и не покидало чувство дежавю…
вот сообщение 2013 года: Фирменный шрифт Яндекса
P.S на счёт предыдущего комментария, да, я прекрасно понимаю что яндексу выгоднее использовать свой шрифт нежели платить отчисления правообладателям другого шрифта, я всё прекрасно понимаю…
GreatRash
26.04.2016 13:01+4Не увидел, он хоть бесплатный?
m1n7
26.04.2016 13:39Он только для внутреннего использования.
dartraiden
26.04.2016 15:09А выковырять его никак нельзя? По идее, он же подгружается браузером.
evnuh
26.04.2016 15:14+9Булку хлеба в магазине тоже можно выковырять, они ведь разгружаются прямо на полки. Главное, чтобы не заметили.
dartraiden
26.04.2016 15:16О, да, Яндекс понесёт огромные потери о того, что я стану использовать его шрифт исключительно в личных целях локально.
Я, вообще, прекрасно понимаю, что юридически нельзя, вопрос был в том, реально ли, а не законно ли.1vanK
27.04.2016 10:46+2Скажите честно, вы бы стали использовать этот шрифт, даже если бы он был полностью открытым? :)
m1n7
26.04.2016 15:17+1Можно, конечно. Зайдите на страницу, где он используется, откройте соответствующий css и ищите там ссылку на шрифт.
Но вот легально использовать его нельзя. Ни дома, ни в некоммерческих проектах, нигде.dartraiden
26.04.2016 15:24Вот это я и хотел узнать (куда копать в сторону извлечения шрифта). А что до легального использования дома… я старый пират и при слове «копирайт» моя рука тянется к абордажной сабле ;)
dartraiden
26.04.2016 16:47В общем, если кого-то заинтересует, как и меня, вот подборка всех шрифтов, которые удалось вытащить с сайта (раздел «О компании») и андроидного Яндекс-лаунчера:
https://www.dropbox.com/s/cmti56z4a1xipy7/YandexSans.zip
Дабы не было недопонимания — вы не можете эти шрифты использовать в коммерческих целях, да и в личных, пожалуй, тоже, но, думаю, Яндекс не станет с вами судится, если вы будете их использовать у себя дома для личных нужд.
Что интересно:
— в коде страницы ссылки на ttf-шрифты ведут на какие-то файлы, не являющиеся ttf-шрифтами, пришлось брать eot-шрифты и перегонять в ttf-формат
— внутри apk-файла почему-то один шрифт «битый» — Yandex Sans Spaced-Light.otf. На всякий случай я его включил в подборку.
P.S. Шрифты понравились, Яндексу зачёт.
kahi4
26.04.2016 14:04+12Скрытый текстDolbe
26.04.2016 15:26Может эти дизайнеры шрифтов так и сделали? Взяли Open Sans, немного изменили и все, шрифт готов, деньги получены, все довольны…
Интересно, действуют ли тут какие-либо правила копирайта и плагиата?
Ogi
26.04.2016 17:51+3Откуда вы взяли про «инновационность»? Это акцидентные шрифты должны быть необычными, а новый шрифт создавался как шрифт общего назначения, который должен быть нейтральным: иначе он будет отвлекать от чтения.
Yandex Sans, Open Sans, Segoe, Myriad — все они похожи, потому что принадлежат к гуманистическим гротескам и происходят от одного предка — Frutiger. Это нормально.
Отличия в этих шрифтах вам кажутся незначительными, но на самом деле они имеют огромное значение. Не говоря уже о том, что Yandex Sans сразу создавался под кириллицу.kahi4
27.04.2016 00:14+1Что-то мне показалось, что я встречал это слово в статье, но не суть (да и alizar любит подобные слова).
Я прекрасно понимаю, что шрифты одной группы похожи, более того — лучший тот шрифт, особенности которого вообще не замечаешь. Он не должен перетягивать на себя внимание с самого текста, должен быть естественным и удобочитаемым.
Однако даже между шрифтами одной группы разница иногда очень даже заметна. В данном случае складывается ощущение, что взяли Open Sans и довели до ума (попутно, на мой взгляд, исковеркав S и x). И кажется мне, что было бы круто, если бы они позиционировали его как такую же открытую альтернативу Open Sans, только ориентированную на кириллицу, покуда брендировать Yandex Sans так же не получится, ведь вопреки заявлению «Он современный, нейтральный и достаточно узнаваемый» — он ни разу не узнаваемый и 99.9% людей на улице не отличат его от той же гельветики, по крайней мере на глаз. (К слову, современный он уже лет 100, или даже больше, когда эти гуманистические гротески появились.)
argz
26.04.2016 14:06+18Шрифт должен быть:
3. Выражающим наши ценности
А это как?
Не троллинг, реально интересно.
alan008
26.04.2016 15:06+7Может они одной из ценностей видят иметь «всё своё», свой шрифт выражает эту ценность :)
brusi
26.04.2016 19:34+1Я думаю, тут имелось в виду, что они делают вещи удобными и симпатишными.
achekalin
26.04.2016 21:53В идее так, а на деле… На деле няшность падает, и это заметно. скажем, вот Маркет перерисовали так, что старый стал вспоминаться как удобный и симпатчшный, против нового… И ладно бы некрасиво, так нефункционально стало — но и правда, в сторону стиля «напихаем значков а-ля буквы», как у Гугла )
Зато, что характерно, теперь новый этот фонт будет грузиться, и мы просто волей-неволей будем любоваться на страничку с картинками и без текста еще несколько секунд после полной загрузки контента — пока фонт не прожуется, не обдумается и не выведется. Спасибо!
И я бы сказал, что так нехорошо говорить, но на деле уж очень похоже на правду — пробуем сделать то же, что Гугл. Только в роли догоняющего любая компания всегда выглядит жалко, тем более что эти «догонки» напоминают о масштабах Гугла и Яндекса. И сравнение не в пользу «Я».
P.S. Но вот чего я не пойму: если внутри такой себя вроде как уважающей (ну как «вроде» — после столько частых шагов точно в том же направлении, что и конкуренты, сложно решить, уважает ли компания себя) компании, как «Я», находится немало людей, считающей шаги в дизайне в сторону аляповатости достойными внимания посетителей, то чего ждать от действительно важный вещей? Я часто слышу про умных аналитиков и математиков, продумывающих алгоритмы ранжирования, и склонен верить, что что-то в их работе есть этакого (качество поиска, впрочем, как было со спамом и дублями, так и остается), но глаза-то мои видят вот эти потуги выглядеть «как большой брат» (я не в смысле слежки), и невольно не верится, что другие сервисы (та же почта) работает хорошо и сделана с душой, а не просто потому, что есть в природе Gmail…brusi
27.04.2016 11:36Соглашусь, сам замечал, что иногда (не следил как часто) идут по следам гугла. Но как пример, вот сейчас возьмут и заблочат (проскакивают новости про российский фаерволл) у нас гугл, а у Яндекса будут инструменты, полностью заменить облачные сервисы. И бОльшая часть людей перейдет на Яндекс. А конкретно по поводу своего шрифта, не вижу в этом ничего плохого, если Яндекс может себе это позволить.
И да, в плане дизайна, тут у каждого свои предпочтения, как говорится, о вкусах не спорят. Но лично я люблю простоту и удобство, чтобы не было ничего лишнего, что отвлекает. В этом вся суть дизайна. А если это будет ещё и глазу приятно, то это высший пилотаж.
А по поводу нового Маркета, мне сложно что-либо сказать. Я как пользовался там поиском и фильтром, так и сейчас пользуюсь. Затруднений это не вызывает, как и раньше. Иногда бывает, к новому надо просто привыкнуть и потом к старому просто не хочется возвращаться. Например, если вы учились пользоваться графическим планшетом, то потом на мышку уже возвращаться не хочется совсем, хотя по началу это кажется пыткой:)dmitry_ch
27.04.2016 11:51Ну, скажем так, если у нас резко запретят Мерседесы, все-все бодренько так на Ладу не перепрыгнут ). Сервисы гугла и сервисы Яндекса (да вообще сервисы любых компаний) «равны» только в головах «импортозамещающих» (и все как один разъевших ряхи) депутатов, но не с технологической точки зрения. API разные, логика разная — все другое. У Яндекса почта, как на мой взгляд, повменяемее, но переход будет равен половине пожара, так многое придется менять ).
Что могут себе позволить ввести шрифт… Это несложно, вопрос только в пользе. Вот Хабр, он взял и «позволил» себе использовать загружаемые фонты. Вы думаете, до и после этого нововведения как-то пользовательский опыт отличался настолько, что на Хабр с появлением загружаемых фонтов пришли люди, которые только из-за их отсутствия не приходили? А вот время загрузки этакой «красоты, которая не видна» — это величина, которая на плохом канале и процессоре заметна, увы. «Против кого красуемся», что называется…
Маркет-маркетом, не в нем одном дело, я про общую тенденцию, что в роли догоняющего много не навоюешь. С Маркетом, кстати, вопрос такой: есть задача сравнить два товара (две материнские платы, чтобы было определенно). Заходим на маркет, вбиваем название первой в строку поиска, заходим в карточку товара, нажимаем «добавить к сравнению» (эту кнопку, кстати, надо еще поискать, она не всем понятна по виду), и видим, что плашка «товар добавлен к сравнению» всплывает сверху, закрывая строчку поиска. Чтобы искать вторую материнку, надо ее название опять ввести в строке поиска, а строка не видна. Понятно, что закрыть плашку можно, но раньше этого не надо было делать, и этот юз-кейс просто, очевидно, не оттестировали, либо не сочти важным, а я лично именно так и ищу перед покупкой (когда уже модели, из которых выбираешь, понятны, и хочется табличку различий получить).brusi
27.04.2016 12:05Жизнь заставит и на запорожец пересядут :) Лично знал одного человека, который в тяжелые финансовые времена пересел с БМВ на Ваз. По поводу технической стороны вопросу не спорю, я имел ввиду, что для большинства людей переход будет выглядеть, как установка приложений от яндекса и синхронизациях с их сервисами, а то что будет происходить за кулисами, это люди не увидят.
Соглашусь, пользу надо учитывать. Сам яндекс и заявляет, что не знает, как широко будут его использовать. Как вариант, сделают галочку использовать новый шрифт или остаться на старом, чтобы на видном месте была. Но не мне принимать такое решение.
Сравнение давно не использовал, не знал, что теперь такая веселуха.
P. S.: Я не имею никакого отношения к компании яндекс и не пытаюсь её защищать, а просто смотрю на ситуацию с разных сторон.
svanichkin
26.04.2016 15:20+1Мне одному кажется странной прописная «д»? А в жирном шрифте буква «ж» явно имеет кончики уже чем середина, вызывая диссонанс? А буква «ч»?
uploadfor
26.04.2016 15:51+5Яндекс всё больше и больше напоминает (лично мне, по-крайней мере) устройство и функционирование государства: когда, казалось бы, накоплена критическая масса нерешённых и насущных проблем, требующих безотлагательного вмешательства и решения — все самозабвенно предпочитают рисовать шрифты на заборах забытых строек…
p.s.
Просто вылезли старые «воспоминания» о поиске: и про обычный (одной моей жалобе на ошибку поисковика скоро исполняется четыре годика, да-да, это не шутка), и про тот, что с приставкой «кино». Об остальных факапах, связанных с диском, картами, кошельком, мобильными приложениями и локализацией я деликатно промолчу, хотя неудобств они мне доставили изрядных… Но пусть Яндекс не обращает внимания на брюзжание старого брюзги, и продолжает рисовать шрифты: от них ведь столько всего зависит в современном мире.
aps
26.04.2016 16:22На мелких кеглях системный шрифт всегда выигрывает по четкости.
На приведенных скриншотах это хорошо заметно.
Tunerok
26.04.2016 16:43+1Не спали сутками, превозмогали дедлайны, но все равно, создали свой Arial с блек джеком и Яндекс Баром. Ну, как создали…
Charg
26.04.2016 17:40> После редизайна yandex.ru с новым шрифтом сразу заметна лучшая читаемость и более чистый вид страницы.
Ну да, это именно благодаря новому шрифту, а не потому что редизайн сделан «так как у гугла».
Maccimo
26.04.2016 18:06+7>> Причины разработки собственного шрифта «Яндекс» объяснил в презентации. Во-первых, у конкурентов тоже есть свои шрифты, поэтому хочется иметь свой
Обезьяндекс.ttf
netgoblin
26.04.2016 19:36А мне не понятно почему на волне импортозамещения они не обратились к отечественным дизайнерам. Да, про Рудермана читал, но и латиницу наши тоже осилили бы…
Artes
27.04.2016 00:06-2Новый шрифт очень крутой, молодцы!
Это как дорогая сорочка с микроузором — немногие заметят и оценят, но как меняется мироощущение носителя! :)
Arial смущал раньше, но не мог понять чем. На последней гифке становится понятно — какая-то зажатость отдельных букв + нарушен ритм.
Я так понимаю, ребята хотели свою гельветику, с преферансом и барышнями. Кажется, получилось.
Murmurianez
27.04.2016 01:37+2Надеялся что они запилили заголовочный шрифт из логотипа и отдали всему миру на пользование. Оба ожидания не оправдались.
Alibek_Mussin
27.04.2016 15:28Наняли дизайнера…
Новый шрифт…
Более открытый…
Не хватает возможностей Arial…
Это вот сейчас реально важно было наверно, да? Недизайнеру наверно не понять.
З.Ы. Как с казахскими специфическими буквами, кто-нибудь знает?
4dmonster
Вот это понятно, тем более с поясняющей картинкой.
А тут интересно, как конкретно он это выражает?
GreyCat
Особенно интересно, как выражается «открытость» с суперзакрытым, никому-даже-за-деньги-не-лицензируем шрифтом, при том, что у «конкурентов» как раз фактически все открытое (Google — Droid и Roboto, Ubuntu — Ubuntu Font Family, даже Microsoft'овский Segoe или Apple'овские Helvetica Neue, Lucida Grande и San Francisco — хоть и с гораздо более мутными условиями, но де факто лицензируются и используются без особенных ограничений).
k00
Почему мы не лицензируем шрифт? Yandex Sans — часть визуального языка нашего бренда, такая же как логотип Яндекса. Использовать его планируется только в наших продуктах и коммуникациях. Apple, Google и Microsoft раздают свои шрифты открыто для того, чтобы разработчики приложений под iOS, Android и Windows могли ими воспользоваться. У нас такой задачи прямо сейчас нет, поэтому и не планируется отдавать шрифт наружу.
k00
Как именно шрифт (или любой другой объект дизайна) выражает какие-либо ценности, чувства и эмоции? Это очень субъективная территория. Некоторым кажется, что это бессмысленный маркетинговый буллшит, но это не вполне так.
Покажу сначала на абстрактном примере.
Большинство людей согласятся, что дизайн вот этого автомобиля выражает скорее следование традициям, старое доброе теплое ламповое:
А этот дизайн больше про технологичность и современность:
В шрифте всё то же самое, хотя и существенно тоньше и не настолько явно.
Открытость в нашем шрифте выражается открытой формой букв. Это распространенный в типографике термин. Сравните букву С в Ариале и в Яндекс Сансе:
Слева буква «закрытая», расстояние между окончаниями штрихов маленькое. Справа — «открытая», там много пространства для воздуха.
Может показаться, что такие нюансы ни на что не влияют, но на самом деле люди это чувствуют интуитивно. А еще у открытых шрифтов лучше читаемость в мелких кеглях, буквы более различимы.
Что же касается технологичности, то в ее сторону играет современный и простой рисунок букв. Профессионалы видят по шрифту, что он сделан в XXI веке. Непрофессионалы могут почувствовать это интуитивно. «Человеческое лицо» проявляется в мягкости форм, буквы не механистично-циркульные.
4dmonster
Согласен, «Открытость» — можно так залегендировать.
Но «технологичность» и «человеческое лицо» — как выглядело буллшитом, так и выглядит.
k00
Чтобы объяснить подробнее про «технологичность» и «человеческое лицо», надо было бы устроить лекцию про историю типографики и показать много разных шрифтов. Не уверен, что это всем интересно, но, поверьте — хотя это всё и довольно субъективные вещи, они существуют и люди это чувствуют.
4dmonster
Я понимаю, что это субъективно.
Мне например верхняя машина кажется «европейской», а нижняя «азиатской». А вовсе не «традиционной» / «инновационной».
А вот жена согласна с вашей трактовкой.