— Как известно, в Израиле в конце 70-х искусственно убирали цвет из телесигналов при вещании (эту систему называли «Мехикон» — «стиратель»), для того, чтобы владельцы дорогих цветных телевизоров не зазнавались перед владельцами чёрно-белых. Но мало кто знает, как он работал.
Итак, телесигнал состоит из строк (экран состоит из примерно 576 видимых строк, на кадр их приходится 625, причём некоторые из них используются для вертикальной синхронизации,
За одну секунду передаётся 15625 строк – 25 кадров в секунду.
В начале строки изображения идёт импульс с низким уровнем напряжения, называемый синхроимпульсом. Так телевизор знает, когда строка начинается на экране. За ним идёт часть цветового сигнала.
Устройство вырезало сигнал цвета в начале строки (как мы помним, он включал отображение), но оставляло его в картинке!
Это было замечено некоторыми инженерами, и было придумано устройство под названием «Антимехикон», которое продавали за одну десятую стоимости цветного телевизора в то время.
Оно вставляло сигнал цвета после синхроимпульса, и телевизор начинал показывать цвет. Единственной проблемой было, что сигнал цветности, как описано выше использовался и для автоматической подстройки, соответственно сигнал нельзя было совсем точно восстановить. Использующим устройство часто приходилось крутить на нём ручку подстройки (раз в 15-20 минут), поскольку цвет начинал “плыть” вследствии сбоя частоты.
Комментарии (23)
AntonSor
09.05.2016 21:06+7Очень интересно. Зачем вообще было нужно это делать? Смешно думать, что кто-то там «зазнавался». Ведь и черно-белые телевизоры могли иметь разный размер экрана. Владелец телевизора с трубкой 61 см мог «зазнаваться» перед владельцем телевизора с трубкой 59 см. Восток — дело тонкое :)
SopaXT
09.05.2016 21:27+1Голда Меир говорила, что цветное телевидение — излишество :)
AntonSor
09.05.2016 21:41Достаточно было бы принять систему ТВ вещания, отличную от стандартов ближайших стран. Не помню, что там у арабов за система была. Кажется, PAL. Можно было бы организовать вещание в SECAM, и завозить телевизоры и оборудование для телестудий из СССР :) Хотя нет, это же идеологический противник…
SopaXT
09.05.2016 21:43Но есть же NTSC, разве не так?
У них с PAL другое кодирование цветов и сигнал сильно различается.AntonSor
09.05.2016 21:53Да, можно было и NTSC. Но адаптированный к частоте 50 Гц вместо 60 Гц. А так как частоты поднесущих там привязаны к частоте строк, то они сразу «плывут». Это получается сложнее.
akinchicantonvasilevich
09.05.2016 21:24+1Вот же евреи! Чего только не придумают лишь бы обосновать, мол, не нужен нам новый цветной телевизор.
vilgeforce
09.05.2016 21:31+30— Рэбе, черный это цвет?
— Цвет.
— Рэбе, а белый это цвет?
— И белый — цвет!
Вот видишь, Мойше, я продал тебе цветной телевизор!
sumrakssk
09.05.2016 22:56В начале 90-х, у соседа был такой — же Ч/Б телик как и у меня, но у него была коробочка, в которую вставлялся антенный штекер, и телевизор показывал в ЦВЕТЕ. На хабре / гике кто-то писал про подобное. Изображение было, как сейчас помню, как сказать, не насыщенное что-ли… Кто сталкивался- поймет.
darkfrei
09.05.2016 23:26Если цветных субпикселей не было, то и раскрашивать было нечего. Может, наклеенная плёнка со светофильтром? Слышал, такое практиковалось.
Kaputmaher
10.05.2016 04:11+2Рекомендую к прочтению «Байки старого телемастера». Там и не такие приключения телевещания можно найти.
alsii
10.05.2016 10:06+5Надо было изображение полностью глушить. Чтобы владельцам радиоприемников было не обидно.
murzilka
12.05.2016 18:53Сначала додумались делать цветной сигнал чёрно-белым. А потом делать тот же чёрно-белый снова цветным, но за дополнительную плату — вот ведь евреи!
BubaVV
В Харькове в начале 90-х часть передач шла в негативе. Населению предлагалось покупать дешифраторы, но потом умельцы стали делать их занедорого. Бизнес прогорел
artem_dev
Да и не только в Харькове ) Думаю это было популярно во многих городах СНГ в 90-х
alex323
Не знаю, как шифровалось в Харькове, но у нас было подобное шифрование. Там кроме негатива отсутствовал кадровый синхроимпульс в привычном виде, поэтому изображение бежало по вертикали. Плюс периодически, примерно через 50 строк, строчные синхроимпульсы, тоже количеством с полсотни, задерживались на несколько микросекунд. Это вызывало сильное искривление вертикальных линий как бы лесенкой. Причем это искривление тоже включалось с некой периодичностью. Наибольшую трудность в дешифрации вызывала именно лесенка по строкам.
А израильтянам достаточно было просто поставить режекторный фильтр на 4,43 МГц (или 3,58 МГц, не знаю, какой там стандарт, но явно не Секам). Это и технически проще, и «Антимехиконы» были бы бессильны.
SopaXT
А вдруг они не стали полностью давить сигнал, только ради продажи Антимехикона? :)
BubaVV
Искажались только цвета, в остальном картинка была без искажений