Есть мнение, что больше всего для развития ИТ в России сделали пираты. Если бы не они, далеко не всякий мог бы позволить себе поковырять офис, фотошоп и поставить какую-нибудь IDE, стоящую довольно больших денег. Но благодаря широчайшему распространению даже редкого ПО половина проблемы — доступ к решениям — снималась. В США, например, просто получить инсталляцию лет 10 назад было не очень-то просто и быстро.

В случае с дорогим «банковским» железом, решениями ядра для операторов, страховых и НИИ есть нюанс. Чаще всего такая железка в России пока только одна, т. к. больше ее себе никто позволить не может (да и максимум на всю страну их надо не более 10 штук), и научиться с ней работать довольно сложно. Это первая проблема.

Вторая — в том, что курсы вендоров ориентированы, естественно, на их железо и ПО и, грубо говоря, выглядят не «как нам настроить правильно СХД для банка», а «почему вам нужно купить наше оборудование». Третья сложность — если вы хотите сравнить 5 железок, придётся пройти 5 курсов, первая половина каждого из которых будет одинаковой.

Ну и, наконец, всё это меркнет в сравнении с тем, что при реально серьёзном карьерном росте надо учиться менеджменту, и это часто очень нетривиально. Заходите под кат, расскажу, как мы решаем эти разные вопросы.

Проблема дорогого железа


Итак, в России есть только одна железка (и то если повезёт). Скорее всего, обучаться вам пока не надо, надо присмотреться. Для этого мы берём железку у вендора-партнёра, помещаем в более-менее похожую на реальную инфраструктуру (вендор сам без интегратора так не делает), зовём интересующихся и проводим тест-драйвы. История эта описана тут. Если коротко, то смысл в том, что приходят 15 человек из разных компаний, тыкают в железку пальцами, издеваются над ней, вынимают блоки на живую, смотрят на отказы и тихо смеются. Опыт начинается позже, когда все расслабляются и делятся своей практикой использования прошлого поколения. За чашкой чая после тест-драйва приходят настоящие знания, которые иначе просто не достать. Там же часто страхуют коллег от неверных решений те, кто на грабли уже наступил. Увы, но всё это очень неформально, и опыт опубликовать не получится — каждый совет ИТ-специалиста ИТ-специалисту может обернуться пиар-скандалом для вендора и, например, банка. Поэтому — тест-драйвы.

Когда нужно именно учиться, кроме доступа к железу нужно ещё пройти много теории. Это ведёт нас к следующему блоку сложностей.

Проблема вендорских курсов


Вендор обучает своему оборудованию и ПО только с одной целью — продавать его больше.

Вторая сложность — когда вы реально хотите сравнить 5–6 разных решений, надо пройти столько же курсов. Уже на третьем вы полезете на стену: например, те же кол-центровые решения переходят от теории к, собственно, решениям только во второй половине.

Поскольку мы часто и много обучаем своих инженеров, решение двух этих сложностей напросилось само собой. Берём опыт интеграции по всей стране разных решений, гуру в свитере, который своими трудовыми руками всё это делал — и выпускаем к живым людям делиться опытом. Теория один раз, дальше — практика. Получается, что:
  • За один курс — сразу обзор рынка и возможных решений.
  • Конкретные слабые и сильные стороны вендоров и продуктов.
  • Теория один раз, дальше — решение практических задач.
  • Всё можно пощупать.
  • Рассказывают те, кто поддерживал и интегрировал это по всей стране много лет.

Например, в нашем хит-параде таких курсов — выбор СХД от разных производителей (там постоянно всё меняется в тест-драйвах по мере технической гонки в технологиях для дата-центров банков), построение кол-центров на базе разных вендоров (тут важнее конкретной практики ничего нет — на бумаге у всех красиво, а вот как только вы начнёте разделять сегменты разговора для аналитики, начнутся проблемы) и технологии резервного копирования (там вообще целый зоопарк систем, и ещё Disaster Recovery).

«Новичковые» курсы


Естественно, есть люди, которые приходят в IT из других областей. Например, очень часто безопасникам надо разбираться в том, что и как работает. Или финансистам очень интересно понять, что же такое программно-определяемый ЦОД. Или же чаще одним ИТ-специалистам интересно понять, как работает какая-то другая сфера. Так часто бывает в тех же телекомах, когда работа идёт на стыке областей и ещё и ожидается новая технология.

Поэтому есть много ликбезных курсов. Ходят на них наши студенты и стажёры (вот, например, ИТ-школа на базе отдела техподдержки). Интересно, что на ликбезы ходят либо студенты, либо взрослые очень серьёзные дяденьки с блеском в глазах (ещё помнящих, как они начинали в растянутых свитерах), которые совершенно не стесняются того, что что-то не знают. Их работа — узнать и принять решение. Они могут задавать очень банальные вопросы, но за каждым чувствуется желание разобраться на совесть, чтобы не оставлять никаких непонятных вопросов. Потому что потом, бывает, они идут к своему главному админу и говорят: вот ещё 500 миллионов, но давай сделаем вот так и так, это стратегически правильно.

Из последних весёлых курсов такого плана — от «Основ работы с сетями» для студентов до «Linux jumpstart for Solaris professionals».

Обычная структура полноценного крупного курса (например, по той же телефонии) такая: 1) теория; 2) обзор решений; 3) детали установки и настройки; 4) нетривиальное конфигурирование; 5) поиск-устранение неисправностей. На сегменты 1 и 2 приходит целая делегация из компании, потом на 3–4 остаются только профильные ИТ-специалисты, а на 5 — инженеры поддержки и изредка главный админ.

Курсы, которые вендор никогда не прочитает


Есть ещё одна область обучения — то, что никогда не расскажет вендор. Наш российский хит — обеспечение правильной работы с персональными данными, например. Там детали и лайфхаки на уровне «а вот этот сервер и документацию лучше не ставить, лучше поставить замки на каждую дверь — они лучше файрволла» (кто сталкивался, прекрасно понимает эту ситуацию). Плюс другие особенности практики, в частности, по опыту проверок и замечаний.

Ещё пример — соответствие ИБ стандарту ISO/IEC 27001:2013 с практикой внедрения в России — прямо все ощупанные грабли.

Менеджмент


О, это волшебное слово, от которого многие разработчики дёргаются. Тем не менее, никуда не деться: с возрастом и опытом приходит понимание того, что надо разбираться и в ИТ, и в управлении отделом, и даже в (о боже!) маркетинге, потому что они что-то потребляют больше других вычислительных мощностей в ряде сфер. И всё это не менее важно, чем знать, что такое виртуальная ИТ-инфраструктура и чем обычной ЦОД отличается от SDDC (программно-определяемого). Или те же проблемы предсказания рисков — они хоть и растут в нашей стране из отключений питания и соответствующей инфраструктуры дата-центров, всё равно требуют и финансовых знаний, и понимания информационной безопасности. Естественно, учим. Причём тоже в преподавателях те, кто уже набил шишек, и давно.

Наш хит — курс «Оценка инвестиций в ИТ». Он поможет в наших финансовых реалиях принять оптимальное решение: что и почём брать, или не брать и подождать, а может, вообще продать и взять другое — получше — в аренду.

Почему не надо брать бесплатные лицензии, если они остались у соседей (реальная история госучреждений), почему для вашего западного партнёра с его бизнес-процессами целесообразно разработать ПО на коленке, но обязательно упаковать в его стандарты и документацию. Или, наоборот, в это непростое время нужно взять и вложиться в свои бизнес-процессы, чтобы сегодня сократить издержки бизнеса, а завтра занять новую нишу на своём рынке. Ведь любой кризис и напряженность — это время для модернизации и изменений.

Надо отметить, что и сами компании, и их ключевые сотрудники кровно заинтересованы в том, чтобы получать объективные практические знания на таких курсах. Образуется симбиоз: компании нужны взвешенные решения (ошибка стоит в десятки, сотни и даже тысячи раз дороже стоимости курса), а людям — профессиональный рост.

Ссылки


Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (5)


  1. KorP
    24.05.2016 11:29
    +2

    Например, в нашем хит-параде таких курсов — выбор СХД от разных производителей (там постоянно всё меняется в тест-драйвах по мере технической гонки в технологиях для дата-центров банков)

    Может я плохо смотрел, но по-моему набор курсов у вас стандартен, как и у всех!? 3 курса по 3par, внедрение storwize, курс по brocade судя по описанию то же в общем ключе построен.
    Про сравнение ФС, средств виртуализации и ОС увидел, а по СХД что то нет… я бы послушал


    1. SveChu
      24.05.2016 12:30

      Такие курсы мы делаем по запросу, т.к. производителей и моделей СХД довольно много. Универсальный курс займет крайне много времени, поэтому, как правило, заказчик просит нас прочитать курс по сравнению конкретных линеек.
      Есть вендорские курсы по EMC, HP, Hitachi и т.д., плюс мы готовы читать их аналоги в авторском формате — из материалов этих курсов мы по запросу формируем сравнительный обзор и позволяем посмотреть отличия на практике благодаря экспертизе наших тренеров-экспертов.

      Спасибо за комментарий — добавим обобщенное название в каталог!


      1. KorP
        24.05.2016 12:32
        +1

        Обычно такое «по запросу» или ждать очень долго пока группа наберётся или слишком дорого, из-за малого кол-ва слушателей. Так что в конечно итоге всё-таки проще и дешевле «придётся пройти 5 курсов». Хотя согласен — очень много потраченного впустую времени и денег


        1. SveChu
          24.05.2016 14:00

          По нашему опыту — такое обучение обычно проводится в корпоративном формате для готовой полной группы (тогда и стоимость адекватна и даты под заказчика).


          1. KorP
            24.05.2016 14:07
            +1

            Ну лично мне не довелось работать в копании, где бы целыми группами СХДшников отправляли на обучение… и думаю таких большинство.
            Всё же на мой взгляд обучение должно быть в первую очередь — доступным. Я вот порой смотрю в различных компаниях на списки курсов и думает — блин, вот хочу я AIX поучить, но как только взгляд падает на ценник — желание, само собой, улетучивается. А так попасть на работу AIXоводом, имея допустим только RHCA, крайне сомнительная перспектива, ибо работодателю такой сотрудник зачем, если его первым делом надо учить и давать набраться опыта!?