5 января 1949 года был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Участниками cодружества стали страны социалистической Европы: Cоветский союз, Румыния, Болгария, Польша, Чехословакия и Венгрия, чуть позже к ним присоединилась Албания, «демократическая» часть Германии (Германская Демократическая Республика). Содружество было ориентировано на «всемирную поддержку научного и культурного развития», на фоне «ускорения научно-технического прогресса».
Главная причина создания СЭВ была та разруха, которая возникла впоследствии Второй Мировой Войны. Были понесены огромнейшие потери не только человеческие, но и экономические, промышленность, жилой спектр, инфраструктура требовали немедленного восстановления.
Ярое пропагандирование науки, нацеленность на получение образования и участие в научной работе приветствовалось обществом и воспринималось как «творческая самореализация личности и форма социального вклада». Экономическое и научное взаимодействие стран дало свои плоды, хотя это был и уникальный проект, который строился на отношениях народов разных стран. Практиковался обмен студентами между всеми социалистическими странами, благодаря «железному занавесу» понятия «конкуренция» между восточным и западным рынком не существовало.
Вспомним лишь разработку ЭВМ единой серии ЕС, над разработкой которой трудились 300 тысяч человек — инженеров, техников, ученых, разработчиков.
Очевидно разделить страны-участники на три группы по их отношению к развитию вычислительной техники в начале 60 годов: с весомым научным опытом и развитым производством (СССР), с развитым научным базисом, но без собственного производства (ГДР, Чехословакия, Венгрия, Польша), и те страны, которые не имели ни развитого научного базиса, ни электронной промышленности (Болгария, Вьетнам, Куба, Монголия, Румыния).
Интересно проследить за ходом развития научно-технической базы стран СЭВ, рассмотрев некоторые из них отдельно.
ГДР
Восток Германии после Второй мировой был почти в полном разорении. Научный потенциал Германии был велик и об этом не стоит забывать, такие известные личности как Конрад Цузе, его первые в мире программируемые компьютеры серии Z, первый в мире высокоуровневый язык программирования Plankalkul (Планкалкюль). До начала военных действий в стране проводились различные исследования по полупроводникам, развивалась электронная промышленность. В 1946 году начала свою работу Академия Наук ГДР, в 1991 году она уже насчитывала 58 институтов и более 20 тысяч сотрудников. Изначально она называлась Берлинской академией наук и была основана еще в далеком 1700 году, но в годы нацистского правления Академию были вынуждены покинуть многие выдающиеся ученые.
Инженерная база для создания электронных вычислительных машин была заложена в Германии в годы Второй мировой войны, прототипы современных компьютеров использовались для шифрования. О шифровальном деле Германии была одна из моих предыдущих публикаций.
В 1963 году, после VI съезда, начался новый процесс реформ, который был направлен на поднятие экономики, культуры и образование молодежи, развитие электронной обработки данных. Началось создание ЭВМ, так появился Robotron R-300. Над производством машины работали многие предприятия.
VEB Kombinat Robotron
Это были лучшие компьютеры ГДР. Западные специалисты ценили качество производимых машин данного предприятия. Robotron A 5120 (BC 5120), Robotron K 5221,Robotron KC?85?и?KC?87 (серия домашних компьютеров), Robotron K 8915, Robotron?1715, Robotron ЕС 1834… и многие другие.
Старый и новый логотип
Начало развития сферы вычислительной техники ГДР тесно связано с названием Robotron. Рольф Кутчбах из Хемница считается отцом вычислительной техники в ГДР. Он вспоминает об одной маленькой мечте инженеров и техников. В 50 годы, стоя у истоков основания в ГДР дисциплины информатики, пределом мечтаний этих пионеров была машина с быстродействием в 5 тысяч вычислительных операций за секунду.
Рольф Кутчбах
Как и в СССP, в ГДР кибернетика изначально была из области осуждаемого социализмом направления науки. Как только ее не называли: и лженаука, и идеологическое оружие империализма. А в это время идеологической борьбы на международном рынке успешно и вольно развивалась американская компания IBM, выпуская свои первые компьютеры.
Комбинат по производству электронных счетных машин ELERMA (1958), который находился Хемнице (на то время переименован правительством ГДР на Карл-Маркс-Штадт) стал предшественником производственного объединения с названием Robotron. Название Robotron возникло путем обьединение в одно слово названий Roboter и Elektronik. Выпускаемая продукция стала носить такое же название. Так вот, после упомянутого выше сьезда, в 1963 году началось практическое осуществление проекта по созданию и разработке ЭВМ, работы выполнялись на разных предприятиях в разных точках страны: Институт электроники в Дрездене разрабатывал устройство памяти на ферритовых стержнях и систему управления устройством на магнитной ленте, на заводе Карла Цейса в Йене изготавливалось устройство памяти на магнитной ленте, на фабрике конторских машин в Зоммерде -устройство печати, завод VEB ORWO производил ферритовые стержни, Институт обработки данных в Дрездене поставлял блоки передачи данных DFE-550. Целесообразно было обьединить участников в одну, управляемое сверху, «систему». Такой системой стало кооперативное обьединение Robotron 300, начиная с 1970 со штаб-квартирой в Дрездене, насчитывавшее более 25 предприятий. В апреле 1969 года был создан комбинат Robotron и Zentronik. В начале 1978 года комбинат Zentronik прекратил свое существование и его предприятия влились в Robotron.
Вот некоторые из предприятий Robotron:
Robotron в Дрездене
Завод по производству бухгалтерско и счетно-фактурных машин в Хемнице
Он был одним из крупнейших производителей компьютеров в ГДР. Здесь были произведены бухгалтерские машины 170 класса, конторские (учрежденческие) ЭВМ A5120, A5130, K8924 (EC1834). Также здесь занимались производством вычислительных элементов, например дисководов, также магнитных карт.
Robotron A5120
Платы K1520
Компьютер Robotron A5120 был предшественником конторских (учрежденческих) ЭВМ. Среди его плюсов: гибкие возможности изменения конфигурации, компактность, простота в обслуживании. Разработан был прежде всего для работы в офисе, но также применялся для разработки программного обеспечения, в качестве контрольно-измерительного центра, как терминал, для преобразования данных. Работал на процессоре U880 с частотой 2,5MHz, объем памяти как правило — 64Кб, работал с монохромным дисплеем. A5120 сначала работал под управлением BCU880, позже ОС была заменена на SIOS1526.
Robotron A5130
Robotron A5130
Дисковод MF6400
Программное обеспечение Robotron A5130. Поддерживаемые операционные системы: SIOS1526 — это была оригинальная операционная система для A5130. Поскольку эта операционная система была несовместима с международными операционными системами, ее использовали для работы в банках, на почте, железнодорожных кассах. UDOS1526 — была разработана вторая операционная система UDOS. Она предназначалась в первую очередь для разработки программ, но так никогда надлежащим образом и не использовалась. SCP1526 (1984 год) наиболее широко используемая ОП для A5130. CP/A, DAC, MICRODOS 1526, CP/Z. A5130 известна под названием EC8577.
SIOS1526
UDOS1526
SCP1526
Исторически предприятие возникло путем слияния компаний Astra-Werke и Wanderer Werke.
Бухгалтерские машины 170 класса
Бухгалтерские машины 170 класса
Производство бухмашин
Магнитные карты
Производство и проверка дисководов
Производство дисководов
Завод по производству конторских компьютеров имени Эрнста Тельмана в Земмерде (BWS)
Завод был одним из крупнейших производителей компьютерной техники в ГДР. Здесь занимались изготовлением персональных компьютеров, принтеров, калькуляторов, бухгалтерско и счетно-фактурных машин, кассовых аппаратов, устройств для работы с перфокартами. Известный производитель печатных устройств, крупнейший производитель в Европе.
Принтер серии SD1152
График, распечатан на принтере SD1152
Принтер SD1152 еще известен под названием SD1. Использовался в ЭВМ A5110 и A5130.
Принтер SD1154 выпускался с 1976 по 1987 год. Он был популярен, всего выпущено 40420 экземпляров этого принтера.
Принтер SD1154
В 1982 году устройства стоило 10289 марок. В настоящее время сохранилось всего 5 экземпляров SD1154, один из которых, к счастью, в хорошем рабочем состоянии.
Что касается компьютерного производства, на данном заводе выпускались Robotron A5110, Robotron 1715 (PC1715), Robotron EC1834, Robotron EC1835.
Компьютер Robotron A5110
Компьютер Robotron A5110
Компьютер Robotron A5110
Robotron 1715 (PC1715)
Robotron 1715 (PC1715) — размеры корпуса 500 х 130 х 400 мм, вес составлял 13 кг. Машина была относительно недорогой, поэтому и популярной, их было изготовлено в большом обьеме, известна под названием CM1904. Стоимость компьютера в 1986 году составляла 19 тысяч марок, 1988 году — чуть более 15 тысяч. В 1987 году вышел усовершенствованный вариант PC1715W, сегодня он желанный экземпляр для коллекционеров.
PC1715W
ОС SCP1715
Офисный компьютер Robotron EC1834
Robotron EC1835
Robotron EC1835-Turbo
Кроме такой вычислительной техники, завод BWS выпускал фотокамеры (Weltax, Exa und Perfecta), кабели для камер, фото штативы, чертежные наборы, скутеры, велосипеды, велосипедные прицепы, стиральные машины, вакуумные насосы и прочее.
VEB Robotron-Elektronik в Дрездене
VEB Robotron-Elektronik в Дрездене был одним из крупнейших производителей компьютерной техники в ГДР. Здесь были произведены такие машины как офисные компьютеры A7100 и A7150, терминал K8918, большая ЭВМ R21, EC1040, EC1055, EC1056, EC1057, а также ЭВМ A6401, A6402, A6491, A6492, K1820, K1840 и K1845. В 1990 году предприятие было расформировано, перешло в частную собственность.
Компьютеры A7100
Robotron A7150 (SM1910, CM1910)
Работа за графическим терминалом K8918
Большая ЭВМ R21
ЭВМ R21 была разработана в 1971-1972 годах, как промежуточное решение между мэйнфреймами R300 и EC1040, это был один из первых компьютеров системы ESER/ЕС. R21 было произведено в количестве 70 штук. Быстродействие — 50000 операций в секунду (хотя в других источниках попадается цифра 25000 операций в секунду). Стоимость компьютерной системы — 3 миллиона немецких марок. Сегодня R21 считаются «вымершими».
EC1040 1973 год, было выпущено 380 штук
EC1056, 1984 год к сожалению нет никаких документаций о данной ЭВМ
EC1057
Быстродействие машины EC1057 составляло 1 миллион операций за секунду. Использовались языки программирования Assembler, REXX, FORTRAN, PASCAL и PL/1.
Микрокомпьютер A6401
K1840
K1840 — эта 32-разрядная вычислительная машина была представлена на Лейпцигской весенней выставке в 1988 году. Было выпущено небольшое число машин. Продукт был хорошо разрекламирован, хотя по сути это была почти точная копия американского компьютера Digital VAX 11/780. Благодаря вычислительной мощности 1,1 млн операций в секунду, машина K1840 (EC1057) занимала второе место по быстродействию среди машин производства ГДР. Приблизительно она весила 1,2 тонны, стоимость такой системы равнялась нескольким миллионам марок.
K1840-процессорный шкаф
VEB RAFENA. Завод Robotron-Elektronik в Радеберге
Город Радеберг под Дрезденом имел огромное значение для немецкой военной промышленности. На предприятии выпускались радиоприемники, портативные телевизоры. Большая ЭВМ R300, УВМ PR2000, PR2100, мини-ЭВМ R4000, R4100, R4200 и R4201 были также произведены здесь.
R300, 1966 год
R300, 1966 год
УВМ PR2100
R4000
Производство R4000 изначально начато в 1972 -1973 в Дрездене, а начиная с 1975, перенесено в Раденберг. R4000 представлял собой шкаф (шкафы, панели и вставные блоки произведены по стандартам серии ЕС), в котором размещались процессор, память, интерфейсные карты, а также блок питания. Любое дополнительное периферийное устройство подключалось внешне. ЭВМ с 16 битным процессором. R4000 не имела собственного экрана и клавиатуры, использовался терминал PBT4000.
Процессор R4000
PBT4000
Цена компьютерной системы R4000 — около 2,5 миллиона марок. На сегодняшний день сохранился один экземпляр R4000 о котором известно.
сменный дисковод EC5055, весом в 190 кг
Вычислительный процессор для ЭВМ R4200, вычислительный центр
ЭВМ R4200
Цена системы R4200 в то время была около 1,8 миллиона марок, сохранился один из экземпляров R4200.
Robotron-Elektronik в Ризе
На этом производственном объекте (сокращенно «RER») было произведено всего два компьютера: вычислительная микросистема ZE1 и домашний компьютер Z1013.
ZE1 была первой разработанной в ГДР вычислительной микросистемой, микрокомпьютером, разработка и производство которой стали возможными благодаря выпуску микропроцессора U808. С 1978 по 1987 год в Ризе было выпущено примерно 100 000 экземпляров данной системы.
Микропроцессор U808, был совместим с Intel i8008
С развитием микроэлектроники перед разработчиками была поставлена задача децентрализации применения ЭВМ в связи с их миниатюризацией. На базе 8-битного центрального процессора U808 был выпущен микрокомпьютер ZE1 и микрокомпьютерную систему К1510, а позже на основе U880 — К1520. Процессор U880, прототипом которого был Zilog 80, был основным стандартным элементом у офисного компьютера А-5100, позже — РС-1715.
Сменный модуль для ZE1 плат
Особенностью системы ZE1 является наличие канала DMA, для прямого доступа к памяти с периферийных устройств, минуя процессор. Количество выпущеных ZE1, к сожалению, не так велико, возможно из-за выпуска конкурента — системы K1510 (позже K1520). Сегодня, однако, есть еще несколько ZE1 машин, большинство из которых не функционируют.
Компьютер Z1013
Операционная система «Monitor Version 2.02»
Для Z1013 использовались такие языки программирования — BASIC или FORTH.
Предприятие вычислительной техники Robotron-Elektronik в Бад-Либенверде
Графопостроитель (периферийное графическое устройство ЭВМ) K6418
Графопостроитель K6418
VEB Robotron-Elektronik в Целла-Мелис
Предприятие, известное по разработке самых «древних» и универсальным вычислительных технологий в ГДР.
daro 1210-0332
daro 1210-0332
Устройство считывания с перфоленты 1210
Кассетный лентопротяжный механизм K5200
Robotron A5222
Robotron A5230
Система HADES
Терминал K8901
K8902
K8902
Это только некоторые из предприятий, которые вошли в ПО Robotron. Машины популярной единой серии ESER/ЕС производились, начиная с 1973 года, благодаря чему суммарная производительность немецких ЭВМ стала стремительно расти. Много внимания уделялось также управляющим ЭВМ для производственных процессов. Уровень квалификации обслуживающего персонала был на высоте. К началу 70 годов ГДР была самым активным участником проекта ЕС ЭВМ. Вычислительная машина ЕС-1040 выпускалась в большом количестве и экспортировалась в семь стран, в 1976 году центральный процессор ЕС-2640 и накопители ЕС-5017 были удостоены Знака качества.
Для написания статьи использовались:
источник 1
источник 2
источник 3
источник 4
Комментарии (47)
Vasiliskov
22.07.2016 01:01+3Фредди Меркюри на производстве и проверке дисководов — это круто :)
pfemidi
22.07.2016 12:09На Фредди Меркюри не особо похож, зато 100% подходит под типаж супержеребца из всяких фильмов «Эльза и садовник», «Марта и водопроводчик», «Хельга и автослесарь» и подобных, снимавшихся (и продолжающих сниматься) в стране немецких бюргеров.
maisvendoo
22.07.2016 01:29Robotron EC 1834 — компьютер за которым я в университете работал на лабах по информатике, на первом курсе в 1999 году
Whisky667
22.07.2016 04:32Обзор интересный, спасибо, материалов не очень много по этой теме.
Ярое пропагандирование науки, нацеленность на получение образования и участие в научной работе приветствовалось обществом и воспринималось как «творческая самореализация личности и форма социального вклада». Экономическое и научное взаимодействие стран дало свои плоды, хотя это был и уникальный проект, который строился на отношениях народов разных стран.
Только неплохо было бы обойтись без политически окрашенной идеализации. Реальность, она чуточку другая была, люди просто пытались получше устроиться и при этом заниматься чем-то, что им близко, не питая иллюзий насчет «великого предназначения» страны и прочего абсурда, изливавшегося на них из недр политбюро.
Дед служил там почти всю жизнь, если что.msdos9
22.07.2016 11:49Не вижу никакого «абсурда» в приведенной Вами цитате.
pengyou
22.07.2016 13:01— Михаил, а это правда, что вы были раньше вором в законе? – спросил Джек.
Грузин помолчал.
— Дорогой, зачем плохое вспоминаешь, да? Был вором, но когда это было? Когда коммунизма не было. Родимые пятна, капитализма, да. Потому что социализм — это как предбанник у коммунизма. С улицы еще холодом веет. Даже снег может намести. Да. Вот я и был таким родимым пятном, да.
© А. Коммари, Достигшие Цели.
maisvendoo
22.07.2016 23:03Не вижу никакого «абсурда» в приведенной Вами цитате
И я не вижу. Привести к примеру ту же Венгрию — в период СЭВ у них был, например, тот же «Икарус», с огромным рынком на территории СССР. В Чехословакии — производство электровозов, опять таки по заказу СССР, подавляющее большинство пассажирских электровозов у нас в то время было чешскими. Да много было различных предприятий, дававших рабочие места и доход в казну.
SammyTheCat
23.07.2016 03:50Будто им этот рынок просто так предоставляли. Зато все их магистральные тепловозы в обязательном порядке были из СССР. M62 (ака Сергей, Гагарин, Тайгатроммель) сначала навязали венграм, чтобы они не покупали шведские NOHAB (M61), потом немцам, чехам, полякам, корейцам, кубинцам. Опять таки 4 вариации Людмил BR 130/230, 131/231, 132/232, 142/242, самые распространенные тепловозы в ГДР, Болгарии (07) и в Чехословакии (T679.2). Рижские электрички катались в СФРЮ и Болгарии. Все заводы свернули производство паровозов по указке из СССР, просто потому что.
Шкода существует и поныне и все так же производит электровозы и МВПС, просто кто-то из экс-СССР их покупает (Литва и Украина), а остальные нет, хотя никто не мешает. Локомотивную часть CKD купил Siemens и теперь они как ни странно Сименс, а их бывшую продукцию (а также М62 и советские ТЭМы) наново перестраивает CZ-LOKO в Беларуси (попутно впарив 20 новых локомотивов), Литве, Латвии, Эстонии, Бельгии и Финляндии.
Венгерские заводы в условиях конкуренции никому не нужны. Икарус десятилетиями клепал тысячами один и тот же автобус, а Ганц-Маваг 25 лет без изменений выпускал один и тот же дизель-поезд для СССР. К тому же, если бы его в 1987 не разделили на кучу мелких контор, кое-что из которых живет и сейчас, он может быть и дальше работал бы. Формально он есть и поныне и даже в прошлом году вел переговоры о «возможности кооперации венгерской компании с российскими предприятиями, в т. ч. по проектированию и производству нового типа пригородных дизель-поездов», впрочем как и Икарус, но тысячи одинаковых автобусов модели 1971 года одного цвета или 3000 вагонов образца 64-го это парадокс советской системы, больше нигде под это рынка не будет.daihatsu
23.07.2016 09:08Это же все не плохо.
В нынешнем мире — ассортимент начинает поглащать здравый смысл.
В нашем нынешнем мире — все наоборот. Вместо того, чтобы довести 1 модель до ума — выпускают 100 моделей, разной степени доведенности.
Хотя человечеству не нужно 500 сортов колбас. Я в жизни-то больше 30 сортов и не пробовал, и дело вовсе не в цене — они не нужны в таком ассортименте, покупатели если и покупают их, то чисто случайно, это не осознанный выбор.
Вместо 100 сортов говна лучше бы выпустили 2-3 сорта и доводил бы их до ума годами.
maisvendoo
23.07.2016 12:06Зато все их магистральные тепловозы в обязательном порядке были из СССР. M62 (ака Сергей, Гагарин, Тайгатроммель) сначала навязали венграм, чтобы они не покупали шведские NOHAB (M61), потом немцам, чехам, полякам, корейцам, кубинцам.
Значит когда злой СССР навязывает какие-то товары и услуги — это плохо. А когда добрый ЕС и НАТО — это хорошо? Не пойму логики и смысла забавы обгадить то времяSammyTheCat
23.07.2016 22:22А что тут должно забавлять? Хорошие примеры принципа действия системы.
В 1956 году приняли решение о прекращении выпуска паровозов, не знаю Хрущев виноват или кто. Но тепловозы магическим образом из ниоткуда не появились. У чехов был заказ из Аргентины и они решили на основе того тепловоза сделать для себя Померанч T678.0. Венгры сделали по-другому — провели тендер, испытания отобрали Krauss-Maffei и NOHAB и купили 20 штук тепловозов в Швеции, притом это было решение ЦК венгерской соцпартии MSZMP. Но, видимо, это был неправильный ЦК, не тот, поэтому на этом сделка внезапно закончилась. Тут вдруг как раз по случаю в СССР появляется тепловоз, правда с двухтактным дизелем, маленьким баком и без отопления в отличие от (ну, не привыкать), и почему-то серию ему присвоили не ТЭ112 — тепловоз, электрическая передача 112-й, как принято в СССР, а M62 как принято в Венгрии от слова mozdony 62-й тип, ведь предыдущий шведский был M61. Совет взаимопомощи принимает решение о разделении производства локомотивов по категориям. В Чехию спускается указание прекратить выпуск тепловоза T678.0, сделали всего 17 штук, и все страны СЭВ начинают покупать M62 и нефть из Дружбы. Если это не навязывание, то что тогда?
Плохо это или хорошо не знаю, но хочу лишь отметить, что Швеция до сих пор не входит в НАТО и до 1995 года не входила в ЕС, так что это не оправдание. В то же время ЕС так зло навязывает свои услуги, что чехи продавали свои тепловозы 752.5, 753.7 и 520 итальянским компаниям Ferrovia Adriatico Sangritana, Strade Ferate del Mediterraneo, HUPAC Italia, Busto Arsizio, Ferrovie Nord Milano, Sistemi Territoriali и Rail Traction Company, CZLOKO модернизирует тепловозы для финской Fennia и бельгийской SNCB, Шкода свой новый электровоз 109E3 продала словакам, что понятно, и немецкой DB Regio Oberbayern, финнам мотрисы Dm12. Польская PESA не плохо продает в Италии и Германии, Штадлеровский завод в Седльце тоже хорошо живет. В то же время на бывших рынках покупать почему-то не хотят. На БЧ когда-то шли разговоры про 109-й, но не было денег, а китайцы дали связанный кредит, пришлось вместо них брать китайские грузовые и дооборудовать некоторые отводами для отопления состава. У других либо нет электрификации, либо денег. А у кого деньги есть покупают у Сименса, Альстома и Бомбардье, а у Шкоды нет, это из-за ЕС и НАТО или просто маленькие откаты? Но если люди хотят и умеют работать, то они и без СЭВ продадут продукцию в Китай и Мексику, открывают представительства в США. Да может не так все весело и радужно как раньше, но явно не в убыток себе работают.
Я часто вижу как в разных местах сокрушаются по поводу судьбы RVR(чаще всего), Шкоды, Икаруса и Ганц-Мавага, но эти люди сами их продукцию почему-то покупать не хотят. Вам не нужен дизель-поезд ДР1 образца 1963? А последний сделали всего пять лет назад, берите в любых количествах, советское качество — надежность.svd71
26.07.2016 08:32Не все так плохо и с чешкими тепловозами. Сам родом из района, где из карьеров добывают руду, а далее по железке Tранспортируют. Так вот в обслуге самого карьера обычно трудится куча маневровых тепловозов — в основном чехословатских. Это только пара карьеров в стране. А сколько тут других карьеров, сколько их на узловых станциях трудится? Так что о совсем уж принуждении тут трудно говорить.
Если сравнение вести, то с ВТО. Абсолютно точно так же: одним лучше добывать глину, другим делать из нее свистки, а третьим с помошью собак, управляемых свистками пасти баранов. В результате все при деле и имеют шерсть и мясо. Но если барановеды будут для барановодов глину добывать, то встает вопросы об рентабельности, производстве и рынках сбыта. И навряд ли каждому барановоду нужно сразу два свистка. И вроде копать глину не запрещают, но вот перспектив с дальнейшим развития бизнеса никто не обещает.maisvendoo
26.07.2016 10:53Так вот в обслуге самого карьера обычно трудится куча маневровых тепловозов — в основном чехословатских.
Ну, действительно, я же совсем забыл про «чмэху» (ЧМЭ-3) — один из самых распространенных, между прочим, маневровых тепловозов у нас в с странеSammyTheCat
26.07.2016 21:18Что-то тема все уходит и уходит не туда. Изначально я сделал ремарку, что это не СССР благосклонно безвозмездно открыл свой рынок для стран СЭВ, мол, возьмем ваше все в любых количествах. Но глупые страны не понимали своего счастья, отделились и все потеряли. Это СССР решал, кто будет что производить, в каких количествах и что где кому покупать.
Было принято решение, что в ВНР Ганц-Маваг производит маневровые тепловозы малой мощности и дизель-поезда, в ЧССР Шкода-Пльзень производит пассажирские электровозы и многосистемники, ЧКД-Соколово мощные маневровые тепловозы, а Вагонка-Студенка мотрисы, немцы делают промышленные электровозы и краны и т.д. вплоть до разных видов вагонов для каждого завода, а в СССР делают всё. Когда в 58-65-м Венгрии купили 310 штук ВМЭ1 — он сразу не понравился, потому что слабый был, но продолжали покупать — ведь решение Партии. Поэтому их все сплавили в тупики — в Ленинград, Прибалтику, Беларусь и Львов, а когда Венгры пришли со своим ВМЭ2 им сказали — извините, в ваших услугах больше не нуждаемся — у нас составы-шеститысячники в одно лицо и пятилетка за три года.
А если вы хотите сравнивать цифрами, то, на мой взгляд, с поправкой на размеры железных дорог и население они как минимум сопоставимы, если не в пользу.
Что продал СССР:
СССР поставил 2633 тепловоза M62: ГДР V200(396), Польша ST44(1191), ЧССР T679.1 и 5 (602), ВНР M62 (294), Куба M62-K (20), КНДР K62 (мин. 130). Для немцев в первую очередь была Людмила, итого 967 машин: ГДР V300(1), 130(82), 131(76), 132(709), 142(7) — 875, НРБ класс 07 — 90, ЧССР T679.2 — 2.
Маневровые для поляков ТЭМ2(SM48) — 430 штук, ТГМ3(SM15) — 57 штук, электровозы ET42 для них же 50 штук. В Монголию продавали ТЭ1(не знаю сколько), ТЭ2(не знаю сколько), ТЭ3(не знаю сколько), 2М62(60 штук). Куба ТЭ114К — 107 единиц, ТЭМ4 — 40 шт. ТГК2-Э в ГДР 184 локомотива, в ЧССР — 55 штук и в Польшу — 2 штуки. ТГМ8Э Корея — 4 шт., Югославия — 12 шт., Вьетнам — 5 шт., Куба ТГМ8К — 30 шт. и ТГМ8Эк — 249 шт. Вьетнам ТУ5Э — 30 тепловозов. ТГМ23Б — ГДР — 2 штуки. Электропоезда для Болгарии серии 32 (ЭР25) — 1 состав и СФРЮ ЭР31 — 51 состав.
Если посчитать еще наблюдателей СЭВ, типа КНР, Финляндии, Ирака и т.д., то число только вырастет.
Что купил СССР:
C 57 по 65 куплено 522 ЧМЭ2. С 1963 по 89 год куплено 6444 ЧМЭ3 всех индексов, все остальные куплены потом. ЧМЭ5 — 12 штук. Итого 6978 штук.
ЧС1(102), ЧС2(942), ЧС3(87), ЧС4(230), ЧС2т(120), ЧС4т(510), ЧС6(30), ЧС7(321 из них 240 по 1989-й, остальные потом), ЧС8(82), ЧС200(12). Итого 2436 штук.
АЧ0 — 3 штуки, АЧ2 — 122 штуки = 125 штук.
ВМЭ1(310), ВМЭ2(3), Д(89), Д1(605). Итого 1007.
У немцев куплены ЕЛ2(230), ЕЛ21(265). Итого 495.
Не учтены узкоколейные локомотивы, трамваи, составы метро (почти тотально советские), служебные мотрисы, дрезины, мотовозы. Итого за всю историю СЭВ СССР куплено ~11000 единиц подвижного состава, продано как минимум 5000. 7000 из них приходится на 30 лет покупки одного чешского тепловоза. У венгров или чехов не нашлось бы столько станций, чтоб устроить паритет.
daihatsu
23.07.2016 09:01Почему был?
Они и сейчас ездят. Все никак не могут доломаться. Уже более 25 лет при интенсивной коммерческой эксплуатации.
Вот машины-то делали!!!
А чехи делали грузовые Татры так хорошо — что до сих пор часто вижу их на дорогах. Те же 25 лет интенсивной эксплуатации…
hdfan2
22.07.2016 08:51+1Как клёво звучит «принтер» на немецком — «дрюкер» (на одном из снимков видно «DRUCKERTEST»). Жалко, что прижилась английская калька.
25080205
22.07.2016 13:34У нас это давно пыталось прижиться, да все никак не прижилось… При Иване Грозном, за особую жестокость прозванном Васильичем, полиграфист назывался друкарь (друкарь книг).
В языке также осталось слово «дрючить», в тему, хоть и не про печать. Ну и еще одно заимствование — пресс(а), тоже от печатного процесса, связанного с давлением.YegorVin
22.07.2016 14:37+1В украинском и сейчас есть слово «друкувати» — печатать.
SammyTheCat
22.07.2016 17:44Так печать называется во многих языках граничивших с немцами: в польском, белорусском, латышском, эстонском, идиш. В других славянских языках это вариации перевода этого слова в виде tisk(тиск, ціск) — давление, а у словаков tlac от толкать. У сербов с боснийцами несмотря на наличие тискарства больше в ходу штампарство, ну и в русском, болгарском и македонском производные слова печать.
oren
22.07.2016 09:52+1Интересно было бы еще почитать о ЭВМ на немецких станках. Их у нас до сих пор много трудится и умелцы их обслуживают.
uterr
22.07.2016 11:11И это все только в восточной германии? Фантастика! Может я не совсем в теме, но по этой статье там производств ЭВМ было как во всем союзе вместе взятом :)
25080205
22.07.2016 13:37+1Вот еще печальный конец всего этого как бы не помянут… В 90-м году будто войну проиграли, ГДРовцам пришлось несладко. Robotron прекратил свое существование…
svitoglad
22.07.2016 16:47И не только Robotron. Рассказывали что все эти заводы в середине 90-х сносились полностью. Основной причиной было не соответствие новым нормам (аналогу нашему СНиП).
daihatsu
23.07.2016 09:23-1А по факту — новые хозяева с Запада брали под контроль Восток, сбивая с Востока спесь путем уничтожения экономической основы силы.
daihatsu
22.07.2016 13:22> Вспомним лишь разработку ЭВМ единой серии ЕС
Они очень и очень разные. Много их.
Под маркировкой ЕС были как мейнфреймы так и PC — так что совсем не очевидно.
kokozz
22.07.2016 13:25+1ах, Роботрон 5130, первая дверь в захватывающий компьютерный мир в далеком 85-м!
CP/Z, бейсик… Только 12" дискеты бесили ненадежной работой
zeblong
22.07.2016 13:25Был принтер от Robotron с неожиданным RS232 интерфейсом (назывался чтото типа Стек 2). Весьма хорош. Так же видел мониторы, все это ценилось как немецкое заводское качество — в противовес самопайным спектрумам. Спасибо за обзор. Очень интересно
Vorchun
22.07.2016 14:36Robotron — первый компьютер дома. Притащен родней как списанный из офиса. Квадратные дискеты, монохромный черно-зеленый экран, какой-то клон DOS и Lexicon с их «карманом» и игра с лягушкой, которой надо перескакивать через плавающие бревна.
Вот тогда-то я и подсел на компы )
Moog_Prodigy
23.07.2016 18:09+1Роботронов осталось мало возможно потому, что у них высокое содержание драгметаллов. И очень хорошие моторчики.
В нашем городе последнюю чешскую автоматическую линию (1978 г.в.) по производству валов двигателей разграбили в 2008 искатели драгмета. Что печально. Сколько исторических реликвий вот такие варвары разграбили, начиная аж от гробниц фараонов.
alecv
24.07.2016 23:35Жаль не написали отдельно про принтер Robotron 6329. На кртинке с A5222 он на переднем плане.
Хороший был принтер. Сколько на нем доков напечатано было — не счесть. Почти все ДВК в СССР им комплектовались, так что в СССР его поставки были милионными. Кроме того, принтер имел сменный интерфейс Centonix и подходил для PC-совместимых. Вдобавок принтер жрал обычную красящую ленту от пишущих машинок.
Oroblanco
25.07.2016 00:35Я в своё время работал на ЕС 1033, ЕС 1040 и ЕС 1056. ЕС 1040 была самой надёжной при нормальном регулярном обслуживании и самой конструктивно выверенной. Очень немецкая машина во всех смыслах, почти идеальная копия IBM 370. ЕС 1033 была слабенькой. А потом нам привезли ЕС 1056. 56-я — ужасная машина, тяжелая и не надежная. Там было очень много советских компонентов. Именно с ЕС 1040 началось моё знакомство с мейнфреймами, и я до сих пор помню её.
Помню забавный эпизод, когда я, юный студент, пришел работать техником на ЕС 1040. Ничего в первое время не понимал. Моё дело было по-первости чистить фильтры системы охлаждения, мыть дисководы и накопители на магнитной ленте, юстировать механику АЦПУ. К «мозгам» и терминалу сначала не подпускали. Но сильно запало в душу, что начальник смены орал на некоего мастера Шедулера. И я подумал, что это видимо кто-то из обслуживающего персонала ЭВМ, какой-то мастер по фамилии Шедулер, который накосячил, и из-за него теперь проблемы. На протяжении первого месяца мастер Шедулер то и дело поминался недобрыми словами. Меня беспокоило, что прошел месяц, а мастера я еще не видел, не знаю в лицо и меня с ним не знакомят. А работали в три смены, и я думал, что Шедулер всё время выходит не в мою смену. Но потом таки спросил, кто такой Шедулер и почему нас не представили друг другу. Начальник смены сначала ржал как конь, а потом сказал: «с завтрашнего дня будешь изучать, как эта машина устроена на уровне программирования».
А мастер Шедулер, которого я так и не увидел, на самом деле master sheduler subsystem, которая регулирует потоки пользовательских задач, и он до сих пор существует в виде описания на сайте IBM www.ibm.com/support/knowledgecenter/zosbasics/com.ibm.zos.zsysprog/zsysprogc_mastersched.htm
ASTAPP
26.07.2016 16:23Фотографии вставлены ранодомно и ни как не привязаны к тексту.
Статья — просто набор несвязных фактов ((
kaaquantum
Обзор очень интересный, спасибо!
Вот только «демократическая часть Германии (ГДР)» это вы серьезно или шутите?
TashaFridrih
спасибо)
это скорее образно говоря, в духе того времени
xfn
Спасибо за обзор!
У меня на работе валялся принтер Роботрон. В упаковке, даже никто его до меня не распаковал. Потом сдали на утиль, т.к. место нужно было освобождать. Возможно, кто-то и взял бы его. Давно это было.
Картинки напомнили DDR Museum в Берлине, нахлынули приятные воспоминания о пребывании.
Вот интересно, в то время что-то было в ФРГ?
rockin
ГДР = DDR
Deutsche Demokratische Republik
Дойч(ш)е Демократише Републик
Германская Демократическая Республика
Стыдно этого не знать. (наверное)
Конечно, сейчас DDR — это Double data rate :) в основном, но… уроки немецкого когда-то давно оставили отпечаток в подсознании…
svd71
DDR — Dunkel Deutschland Republik
Kanut79
Это да. Но несмотря на название ФРГ было не менее демократическим. Если не более :)
pengyou
Что-то не так с демократией?
Black_Shadow
Тогда мы летим к вам.