Американцы вполне себе вложились в мировую и тем-более англоязычную литературу. Лучше сказать, что так называемый золотой век американской фантастики это один из последних витков развития мировой литературы, если не последний.





Когда находящийся в наркотической привязанности Булгаков пытался развить достижения Достоевского и Толстого в тупиковом, как оказалось направлении, по-сути хороня русскую классическую литературу, когда англичане поняли, что настало время массового искусства и теперь читать будут только детективы и пошлятину и писатели перестанут быть Людьми, в это время американцы обнаружили и заселили целую новую вселенную, пропагандируя не столько машины и космос, сколько так называемое научное мышление и желание жить в будущем. Культурный МАСШТАБ явления недооценён. Весь мир последствиями пронизан. Сейчас литература как наполнитель социального интеллекта игрок второстепенный, повелевают пока голливуд, ТВ и интернет, причём очевидно уже, что интернет доминирует. Интернет создали и развивают Хайнлайновцы и Азимовцы, сами себя никогда таковыми не считающие, дух той фантастики пронизывает предпринимательство Силиконовой Долины.

Сейчас вздыхать по литературе поздно, следующее поколение вырастет на ленте, которая вберёт в себя всё и отовсюду, и Шекспира всосёт и Булгакова и Галковского, всосёт Верна и Желязны. Будут их мысли, возможно анонимизируясь, как камни превращаясь цифровой рекой в цифровую гальку, плыть вниз по скроллу. А новые поколения будут пить из этой реки и не догадываться из каких древних бумажно-чернильных водоёмов она взяла начало. И только самые пытливые будут залезать в верховья в поисках истоков и удивляясь убожеству древних развалин возвращаться к сверкающей разнообразием современности своей ленты на любимом сайте.

Посмотрите на американскую современность как на битву тех кто вырос на фантастике с более архаичной частью общества. Читатели Шекспира всё ещё наверху, они с детства научены всадить нож в спину отцу, чтобы двинуться вперёд. Проблема американцев не в отсутствии собственной великой культуры, а в том, что как и везде, культура уступает место грызне. Именно такая грызня разложила Британскую Империю сто лет назад, когда всемирный королевский чиновничий аппарат ощущал своё всесилие, но уже распадался на части. Аналогичное случилось в ЦК и Политбюро. Сейчас главный вопрос культуры — как затормозить грызню всех со всеми. Вектор литературы и культуры в целом упирается в этот вопрос как в чугунную крышку люка. Упирается в каждом комменте.

Вообще-то существование государств, каких-то там «американцев», «немцев» интернет-гигантам невыгодно, у них есть, впервые в истории, инструменты для мирового доминирования, США временно нужны для надёжного хостинга серверов с ядерным щитом. Со временем интернет проглотит госаппараты, над чиновником встанет админ и тогда Интернет предприниматели станут ядром для создания нового этноса и новой аристократии — всемирной. В интернете феодальная сущность людей кристаллизуется очень быстро в привычные формы, просто в современных примитивных соцсетях и приложениях это трудно разглядеть.

Интернет это и есть «Скайнет», который развивается до точки сингулярности, а потом захватывает тот мир в котором возник, только вместо искусственного интеллекта гегемоном будет высший класс пользователей. Кто сформирует этот класс пока не ясно, скорее всего американцы, причём именно та часть, которая росла на Азимове и ко., но хорошие шансы у русских и китайцев, только у этих трёх культур развиваются свои интернет среды, остальные прочно вклеены в американскую, китайскую или русскую. В этом смысле настоящий «русский националист» это программист Яндекса. То, что американцы не перешли на метрическую систему не значит, что они отстали от технического прогресса, они создали и навязали миру свои языки программирования которые становятся ядром всех цифровых систем, а вслед за этим ядром всех культур и социумов. Какой смысл развивать литературу и прочие гиблые ответвления, когда надо сосредоточится на ГЛАВНОМ и программировать САЙТЫ? Заметьте, не делать, не сочинять в литературном смысле, не рисовать, а программировать. Потому-что в интернет обществе человек вооружённый языком программирования имеет преимущество аналогичное бластеру в эпоху мечей. А по количеству созданных языков программирования американцы мировой гегемон, с долей не снившейся Британской Империи.

Вот мой спелл чекер не знает даже слова бластер, то есть он существует в мире до фантастики.

Для стартапера чтение великой мировой литературы это минус, даже фантастика уже минус, приземляет, материализует. Брэнсон и Маск выросли на фантастике и поэтому нацелены на создание машин, потому-что фантастика уже архаична, она жила до интернета. Современная фантастика, современная культура это микроблог, это репозиторий, современный космический полёт это «миллион пользователей стартапа» в крайнем случае «миллион просмотров видеоблога». А выборы американского президента или российской Думы это ни о чём, не интересно по сути, так, шоу на два вечера, суть же в том как идёт главный процесс трансформации, как скоро Дума и государство в целом станет чем-то вроде паблика и будет управляться кликами? Вопрос лишь в одном — написать софт для этого «паблика». Но об этом — позже.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (17)


  1. lair
    08.10.2016 14:21
    +4

    Лучше сказать, что так называемый золотой век американской фантастики это один из последних витков развития мировой литературы, если не последний [...] когда англичане поняли, что настало время массового искусства и теперь читать будут только детективы и пошлятину и писатели перестанут быть Людьми

    Вы это серьезно, или это риторический прием такой?


    Какой смысл развивать литературу и прочие гиблые ответвления, когда надо сосредоточится на ГЛАВНОМ и программировать САЙТЫ?

    Затем же, зачем вообще заниматься искусством, а не производством.


    1. third112
      08.10.2016 14:49
      +2

      Ага!: зачем заниматься искусством, в частности искусством программирования — уничтожьте книги Кнута, где нет про программирование сайтов :))


  1. Sirion
    08.10.2016 14:23
    +15

    У меня два вопроса:
    1. Зачем этот текст на хабре?
    2. Зачем этот текст вообще?


    1. SyavaSyava
      08.10.2016 15:42
      +4

      Второго вопроса вполне достаточно.


    1. xuexi
      08.10.2016 16:04
      +3

      Это же Философия программирования, 11 частей отборного "WTF", отличительной чертой цикла является то, что автор смог пробиться сквозь хабр и заполучить не -60, а вполне себе 60 кармы.


  1. third112
    08.10.2016 14:41
    +4

    А по количеству созданных языков программирования американцы мировой гегемон, с долей не снившейся Британской Империи.
    Разве дело в количестве языков? М.б в качестве? Может во влиянии, которое эти языки оказали на прогресс (в частности и в программировании)? А тогда стоит вспомнить, что Вирт не американец, и Аду не в США создали…
    Сейчас литература как наполнитель социального интеллекта игрок второстепенный, повелевают пока голливуд, ТВ и интернет, причём очевидно уже, что интернет доминирует.
    Но пока Инет способствует литературе. Электронные издания заменяют бумажные, их читают как он-лайн, так и офф-лайн. О таком количестве читателей в бумажную эпоху было трудно даже мечтать. Аналогично с худ. фильмами, музыкой, ТВ. ИМХО смена носителя не дает оснований для сделанных в статье выводов.
    Булгаков пытался развить достижения Достоевского и Толстого в тупиковом, как оказалось направлении, по-сути хороня русскую классическую литературу
    И откуда следует тупиковое направление Булгакова? прошу предъявить доказательство.

    Однако самое интересное, что в статье про программирование так много сказано о худ. литературе и ничего о научно-технической литературе, которая гораздо важнее для программирования. Она тоже умерла? И как тогда программировать? Начиная с учебников и описаний языков, всевозможных спецификаций, стандартов и заканчивая научной периодикой и монографиями? Только инет-блогов для этого явно недостаточно.


    1. deniskreshikhin
      08.10.2016 15:40
      +2

      А тогда стоит вспомнить, что Вирт не американец, и Аду не в США создали…

      Да даже если брать и современные языки — PHP и C++ создали датчане, Python голландец, Ruby японец, Erlang англичанин вместе со шведами, Haskell разивает многонациональная команда — англичане, шведы, датчане, Lua сделали в католическом университете в Бразилии, Nemerle сделали поляки.

      Тот же Rob Pike с Golang канадец вроде.


  1. AlexPublic
    08.10.2016 15:06
    +3

    Похоже автор данного опуса даже не в курсе таких имён как Иван Ефремов и т.п. Не говоря уже о том факте, что многие американские классики фантастики как раз вдохновлялись его произведениями.

    Ну а по поводу «силы» программирования сайтов — это вообще настолько смешно, что даже лень обсуждать. )

    P.S. А вообще эта «статья» наверное больше для гиктаймс подходит, а не для Хабра.


  1. marcor
    08.10.2016 15:09
    +2

    Проблема человеческого мышления в том, что мы мыслим, комбинируя уже известное. Мы очень редко в состоянии придумать что-то новое, что нельзя выразить в известных терминах. Научная фантастика придумала Интернет, полёты на Марс и всё остальное, о чём до неё у нас и мысли не заходило. Но не более.

    Интернет — просто способ связи, это не самоцель.
    Бесполезен алгоритм, который просто работает: этого недостаточно. Бесполезен и Интернет, и железные дороги, и здания с памятниками, если они строятся ради самих себя.
    Цель любого текста — заберу это понятие из философии — удовлетворить потребности человека. В быстром перемещении, в тёплом жилье.

    Интернет даёт нам возможность быстро передавать информацию. Но не позволяет её производить.
    Писатели, художники, программисты, музыканты, инженеры могут производить информацию, но не могут её передавать.

    Тут нет конкуренции. Тут симбиоз. Это как TCP/IP.


    1. third112
      08.10.2016 15:24

      Согласен. При этом очень понравился образ:

      Тут симбиоз. Это как TCP/IP.

      Но ИМХО можно уточнить:
      нтернет даёт нам возможность быстро передавать информацию. Но не позволяет её производить.
      Все же инет — средство для производства информации, хотя сам по себе ее не производит. Нпр., тут мы обмениваемся мнениями, возник определенный контекст. Каждое из наших мнений, вырванное из данного контекста, будет менее интересным. Да, мы произвели наши мнения, но без инета их бы не было…


      1. VolCh
        08.10.2016 23:53

        Скорее не средство, а повод, причина. Наличие такого средства доставки информации как Интернет побуждает людей производить информацию разными средствами и публиковать её в Интернете


        1. third112
          09.10.2016 03:07

          Да. И повод. И причина. Но я о другом: в инете возможен диалог, т.е. у каждого из собеседников в ходе обсуждения есть не только прямая, но и обратная связь, каждый может корректировать свои слова в зависимости от услышанного. Такое обсуждение — продукт коллективного труда. Другое дело, что иногда собеседники не хотят слышать друг друга, но это уже проблема спорщиков, а не сетки.


    1. Eldhenn
      09.10.2016 20:43
      +1

      > Научная фантастика придумала Интернет

      Например, кто? Даже БВИ Стругацких похож скорее не не интернет, а на справочное бюро.


  1. dcc0
    08.10.2016 21:54
    -1

    Я из фантастики почти ничего не читал, кроме Азимова. А из фильмов нравится только «Кромешная тьма» (Pitch Black), опять же по мотивам Азимова. Смотрел еще пару сериалов FireFly и FarScape, Хищники там всякие еще годно.
    Звёздные войны — страшно нудное кино, в принципе как и почти вся фантастика.
    Думаю, тот же Азимов читал и Фёдорова и Циолковского.

    Булгаков не на первом месте из писателей того времени, он мастерский стилист, умеющий комбинировать длинные закрученные фразы, неплохой юморист. Ильф и Петров в плане разработки сюжетов и юмора, я считаю, интереснее.
    Вторая половина 20 века породила гениального писателя Юрия Коваля (ушел из жизни в 1995 году).

    Автора хочу расстроить: люди читают книги, люди пишут книги, помимо мейнстрима, люди переводят книги, кто в этом варится и интересуется, тот знает и авторов и переводы. И это никуда не уйдет, ибо мир стоит пока слово в него изливается.


  1. AndreyDmitriev
    09.10.2016 10:17
    +2

    Вот мой спелл чекер не знает даже слова бластер

    Любопытно, а знает ли ваш спелл чекер слова «спелл» и «чекер»?


  1. birdy90
    09.10.2016 20:42

    Имхо, это один большой сарказм, который изначально предназначался, чтобы всё оглянулись и пошли читать усерднее


  1. Nibiru
    09.10.2016 20:43
    -2

    21 век — эпоха развлечений и нищеты. Нищеты духовной, нравственной и финансовой. Я не понял, что автор имел ввиду, говоря о Булгакове, но произведения Булгакова и по сей день актуальны. Американская литература мне лично не вся понятна. Гаррисон и Брэдбери доступны, но многие писатели американской литературы нет. Наверно это связано с тем, что прежде, чем понять произведение иностранного писателя, надо знать культурные корни этого народа и историю.