Недавно я прочитал заметку в CNN news о том, какие приложения подростки используют в США. Мне она показалась чрезвычайно любопытной. Думаю, я удовлетворю интерес иностранцев, рассказав о приложениях и играх, которыми пользуются китайцы.
В Китае пользователи в экосистеме приложений разделены в основном на географические и возрастные группы. В этой статье расскажу только о приложениях для возрастной группы «от 20 до 50» из городов первой и второй категории. В таких городах уровень жизни приближен к стандартам развитых стран.
В этой статье я познакомлю вас только с приложениями, установленными в 8 из 10 телефонов. Чтобы не тратить время на объяснения, такие приложения будут отмечены золотой рамкой. Это значит, что такие приложения являются сверхпопулярными и их можно найти практически в каждом телефоне.
Розовая рамка будет обозначать аналогичное некитайское приложение, не используемое в Китае.
Мессенджеры
И WeChat (??), и QQ выпущены мобильным гигантом Tencent. WeChat близок по функциям к WhatsApp. Но это огромное приложение со множеством расширений: в нём есть функции соцсети под названием «Круг друзей» (???), которое сильно похоже на Facebook. В Китае много социальных сетей, платформ для обмена фотографиями и микроблогов, но все они стали почти неактивными после распространения WeChat.
Ещё одна серьёзная функция WeChat — встроенный электронный кошелёк, которым можно пользоваться по принципу «коснулся-оплатил» в большинстве розничных магазинов, а также совершать онлайн-покупки и покупки в приложениях. В последнее время Tencent агрессивно рекламирует кошелёк WeChat, предоставляя при каждой покупке субсидии и магазину, и покупателям.
Из примера WeChat и других приложений, о которых я расскажу ниже, вы поймёте, что китайские приложения стремятся к подходу «всё в одном».
QQ больше используется на настольных компьютерах в офисах. Конкуренция и WeChat точно такая же, как у Skype и WhatsApp на Западе. Люди устанавливают QQ на телефоны в основном чтобы общаться по рабочим вопросам.
Кошельки и финансовые приложения
Для финансовых вопросов большинство людей устанавливает Alipay (???) и приложение своего банка. Alipay — это ещё одно всеобъемлющее приложение, с его помощью можно делать то же самое, что с Android Pay и PayPal. Кроме того, можно оплачивать всевозможные услуги: электричество и газ, счета за связь и т.д.
Alipay работает почти как банк, в нём доступны все банковские функции: снятие и внесение средств, перевод денег на банковский счёт другого лица, покупка ценных бумаг и страховок и т.д.
Крупнейший китайский конкурент Alipay в качестве виртуального кошелька — кошелёк WeChat.
В большинстве магазинов можно найти такой значок для кошельков Alipay и WaChat, сканированием кода можно оплатить покупку.
У Alipay есть бесчисленное количество расширений. Например, в нём есть мессенджер наподобие WeChat, ещё там есть страница для поиска ближайших к вам ресторанов и развлечений, точно так же, как в Groupon.
Онлайн-покупки
До эры мобильных приложений крупнейшим онлайн-рынком в Китае был Taobao (??). На нём были продавцы от международных мега-корпораций до физических лиц. На Taobao вы найдёте всё, что можно легально продавать в Китае, от мотоциклов до зубочисток. Многие магазины в Taobao предоставляют услуги пересылки, с их помощью можно покупать товары из Парижа и Нью-Йорка по вполне приемлемой цене. Также Taobao открывает людям из менее развитых стран возможность покупки дешёвой и качественной китайской одежды и предметов быта.
Внутри станции компании экспресс-доставки в провинции Чжэцзян. Сотрудники выполняют повседневную работу по обработке посылок из магазинов Taobao.
JD (??) — это похожая на Amazon компания, она продаёт почти то же, что и Amazon. У них с Amazon в Китае сильнейшая конкуренция. JD известна продажей электротоваров, как Amazon — продажей книг.
Поиск такси
В Китае сейчас идёт яростная битва между Uber и местной DiDi (??). DiDi покрывает больше городов, больших и маленьких. Можно вызвать такси, лицензированное компанией DiDi. Похоже, Uber борется за своё место, предлагая более низкие тарифы.
Новости
Существует множество новостных приложений. Самые популярные выпущены Netease и Tencent.
Карты и навигация
Карты Baidu (????), в сущности, скопированы с Карт Google. Они полезны только внутри Китая, потому что данные стран за пределами Китая неполные. Кстати, Google заблокирован в Китае, так что использовать его приложение карт не удастся.
Приложение Карты Gaode (????) стало самым популярным ПО для автонавигации. Оно установлено в старых GPS-навигаторах и приобретается платно.
Поиск ресторанов и развлечений
Эти два приложения, Meituan (??) и Nuomi (??), похожи на Groupon, и между собой почти одинаковы.
Сначала они определяют ваше местоположение по GPS и предлагают магазин или услугу в зависимости от выбранных фильтров: по расстоянию, рейтингу, цене и т.д. По моим ощущениям, эти китайские приложения покрывают больше типов потребительских услуг, чем их аналоги в США, с более детализированной классификацией. Прогулявшись на пару кварталов дальше от своей квартиры, вы обнаружите, что более 80% бизнесов зарегистрировано в приложениях: услуги по продаже еды, массаж, обслуживание, спортзалы и т.д.
Для привлечения допольнительных пользователей эти приложения проводят кампании со скидками на каждый заказ, то есть, фактически, «покупают» пользоватлей за реальные деньги.
Еда на вынос
Еда на вынос — это, в основном, неформальные блюда и «перекусы», такие как сэндвичи и тортильи. В США такая еда в основном заказывается через приложения Seamless и Grubhub.
В Китае рестораны и продуктовые магазины, от подающих обеды из 18 блюд до фаст-фудовых забегаловок, по заказу клиентов упаковывают и доставляют еду. Раньше клиенты оставляли заказы по телефону, а теперь через приложения.
Есть два самых популярных приложения: Meituan Waimai (????) и Baidu Waimai (????), они сотрудничают с ресторанами и уличными кафе. У них есть собственный штат курьеров.
В Китае это интересное зрелище — на «обеденных» улицах стоят группы курьеров в красивой униформе и с электроскутерами, ожидающие рядом с большими ресторанами. Получив заявку из системы, один из них заходит в ресторан, забирает упакованную еду и отвозит её клиенту.
Магазины игр и приложений
5 самых популярных однопользовательских и MMO-игр.
Игры отличаются от приложений тем, что зарабатывают деньги своей продажей. Масштаб и тенденции китайского игрового рынка сегодня привлекают большое внимание. Количество китайских игроков огромно, игры любого жанра имеют астрономическое количество игроков. В статье я рассмотрю только самые популярные жанры.
Общая ситуация на китайском рынке мобильных игр такова: популярнейший и самый прибыльный жанр — это MMORPG, в нём существует бесчисленное количество игр. В остальных типах игр, например «три в ряд», «башенная защита» и в карточных, игра номер один обычно удерживает монопольное положение.
MMORPG
???? («Фэнтези о »Путешествии на Запад"") — это игра с национальными мотивами, она принадлежит к старой франшизе с большим количеством фанатов. ???? и многие подобные ей MMORPG имеют общие признаки: все они качественные и с красивой графикой. Обычно они основаны на китайской мифологии уся (восточные единоборства).
Вне зависимости от используемой боевой системы: JRPG-арена, стиль Diablo или 2D-скроллер — во всех них присутствуют одинаковые игровые механизмы: повышение уровня, поиск вооружений, основные квестовые задания, социальные и командные задания, которые очень близки сердцам китайцев.
В ?? используется боевой стиль JRPG и упрощения для мобильных устройств с помощью автоматических боёв.
Ниже представлены скриншоты из популярных MMORPG.
Три в ряд (Match 3)
????? (Happy Match) — это популярная во всём Китае игра, ежемесячно приносящая прибыль в 100 миллионов юаней (15 миллионов долларов). Из-за своего стиля она не может встать в один ряд с лучшими в мире играми жанра «три в ряд», такими как серия Candy Crush и Cookie Jam. Но она представляет собой отличный пример того, как мобильная игра может построить свой успех на Wechat/QQ компании Tencent.
На Западе виральность мобильных игр сильно зависит от связи игроков через Facebook. Как я писал выше, аналогичная платформа в Китае — это Wechat/QQ. И все игры, сильно зависящие от круга друзей, должны тесно сотрудничать с Tencent, потому что в отличие от Facebook, платформы Tencent не открыты для разработчиков.
Игра номер два жанра «три в ряд» в Китае — это ????? (Colorful Fruit Match), и она сильно отстаёт от номера один. А номера три в Китае нет.
Candy Crush Saga и Cookie Jam вошли на китайский рынок уже давно, но в таблице лидеров вы их не найдёте.
Раннеры
Самая популярная 2D-игра жанра «раннер» — ???? (Everyday Cool Run) компании Tencent. Геймплей у неё неплохой, но социальные функции и система улучшений оборудования и питомцев делают игру довольно запутанной. Игра-раннер должна быть достаточно простой, в неё ведь можно начать и бросить играть в любой момент, правда?
Два самых популярных 3D-раннера — Subway Surfers и Temple Run 2. Они превосходны, в этих играх гибкое управление и в них регулярно добавляется новый контент. Есть кучи других китайских 3D-раннеров, но они не нашли места в таблице лидеров: китайские разработчики обычно не очень хорошо «схватывают» нюансы, необходимые для активных игр.
Игры типа Clash of Clans
В Китае, как вы можете догадаться, есть гораздо больше имитаций и клонов игр такого типа, чем в остальном мире. Однако Clash of Clans всё равно удерживает первое место в Китае. И её успех привёл к тесному соседству с ней в таблице лидеров Clash Royale.
Minecraft
Как и во всём мире, Minecraft, похоже, установлен в телефоне или планшете каждого ребёнка. Сейчас они сходят с ума по режиму Story Mode.
Коллекционные карточные игры
Франшиза WarCraft имеет огромную базу фанатов в Китае, поэтому ни одна игра не может конкурировать с Hearthstone.
Карточная игра ???? (Dot Arena) получила массовый успех. В отличие от Heathstone, игра картами ведётся не на столе: игрок сражается группой героев в режиме автоматического боя. Игра примечательна тем, что Blizzard ведёт долгие юридические тяжбы с её разработчиком из-за плагиата графики.
«Неформатные» игры
Нельзя сказать, что такие игры получили в Китае массовый успех, но их разработчики обычно говорят, что продажи поставили неожиданный рекорд.
Другие популярные игры
Музыкальные, FPS, «башенная защита», покер.
И о Pokemon Go
Несколько лет назад почти у каждого ребёнка из состоятельной семьи был Game Boy или GB Color с обязательным картриджем Pokemon. Видно, что Nintendo крепко здесь основалась, и можно понять, что было бы, если бы она выпускала свои мобильные игры в Китае.
«Pokemon Go: причиной серьёзной аварии стал водитель, остановившийся посреди дороги, чтобы поймать Пикачу!»
Если Pokemon Go будут выпускать в Китае, то компании придётся заменить Google на китайских партнёров, занимающихся картами и соцсетями. Не знаю, к чему бы это привело. И лучше, если игра никогда не появится в Китае, потому что иначе будет много историй о преследующих Пикачу подростках, сбитых машинами, или о детях, падающих в канавы.
Поделиться с друзьями
Комментарии (7)
Rainvention
28.10.2016 11:24+1Думаю, что многим неопытным пользователям китайское ПО запомнилось по Baidu и QQ PC Manager. Откуда взялось — непонятно, как удалить — тоже непонятно.
Типичное окно китайского антивируса
Kenya-West
Мои знакомые китайцы-студенты сообщают ситуацию с мессенджерами ровно наоборот — QQ для всего, WeChat по работе и учебе. У них этот QQ и как почта, и как соцсеть, и как кошелек, и как всеобъемлющий мессенджер. Увы, на Windows 10 Mobile приложение какое-то топорное, вылетает по любому неудобному случаю.
Ну и особенно бесят софт Tencent и приложение yy для видеозвонков. После их установки на Десятку (ПК) начала появляться реклама везде — в браузерах, на рабочем столе. Появился виджет справа а-ля Гаджеты в Vista. Забили ProgramData (300 МБ!) и Program Files, добавили 6 пунктов (из них два вложенных) в контекстное меню. Спасибо SSD, не тормозила система. Но у меня ушло два дня на очистку от всего этого хлама, бедный испачканный реестр.
Я хочу законодательно запретить у китайцев подобные практики и вообще запретить им доступ к Win32 API, пусть пилят свои приложухи в песочнице UWP с её известными жесткими ограничениями.
progchip666
WeChat даже у меня стоит! По работе это точно номер 1 в Китае.
Kenya-West
И еще одна претензия насчет китайских мессенджеров и социалок. Все они — QQ, weChat, Weibo — рано или поздно банят меня, неважно, зарегистрировался ли я с российского номера, китайского или корейского. Вдобавок yy и приложение weibo никак не воспринимают домен outlook.com и просят ввести «нормальный», по их меркам, адрес электронной почты. Итог: у меня забанено 8 аккаунтов в 4 сервисах. Причина — подозрительная активность. Регистрировался я с приложений на Windows-телефоне. Может, в этом дело? 8 обращений в weChat, например, ничего не дали, ни ответа ни привета, то же самое про QQ, писал им всем на английском.
Что интересно — у меня есть аккаунты в сервисах Японии и Кореи, и никто меня ни за что не банит. Техподдержка отвечает через 10-20 часов, беседу веду на английском. А что с Китаем-то не так?
В общем, претензий к сервисам этой страны много и могу написать еще больше.
UPD: Лол, спасибо хабрапарсёру, который упомянул юзера.
Arty_K
Сам жил в Китае 3 года, моё ИМХО совпадает с авторским: QQ — десктопное общение, как правило, по работе. WeChat — для повседневного общения с друзьями, коллегами и партнёрами, когда ты «в полях». Кстати, насколько я помню, если ставить WeChat на анлийском языке — там много функций пропадает (в частности, отваливается кошелек), остаётся мессенджер и соц.сеть. Однако, штука всё равно очень прикольная :)