Мы как-то уже писали о том, что такое PaaS, DBaaS, SaaS и другие *aaS. Все термины мы тогда не охватили, но это и не было целью. Есть еще один важный термин, который хотелось бы прояснить. Речь идет о MaaS (Monitoring-as-a-service).

Это важная услуга, которое с течением времени будет становиться только актуальнее. Она важна для большого количества компаний, которым необходимо следить за своим оборудованием и программным обеспечением постоянно. Возможно, и не в режиме 24/7, но достаточно часто. И тогда вот, что может произойти (мы с этим столкнулись, так что делимся наболевшим, так сказать).

Например, у вас есть сетевая инфраструктура, за работой которой нужно следить. Вы начинаете искать программу или сервис, которые помогут в осуществлении этой задачи, и находите их. Устанавливаете, и все начинает работать (сразу или после небольших танцев с бубном). Все хорошо.

Но есть еще и некий программный продукт, работу которого необходимо отслеживать. Повторяем предыдущие шаги, все хорошо. Потом становится необходимым отслеживать работу пользовательских устройств. Мы повторяем шаги, снова и снова.

Прежде, чем вы это осознаете, у вас получается целый букет программ или сервисов мониторинга, за которыми тоже нужно следить. Каждый сервис работает отлично, но все они не взаимодействуют друг с другом или же делают это на базовом уровне. Каждый сервис или программа потребляют ценные ресурсы. И это уже не букет, а целое поле цветов, за которыми должен следить ИТ-отдел, у которого, между прочим, есть и другие обязанности.

Сотрудникам этого отдела нужно платить деньги, и немалые. А с течением времени все эти сервисы мониторинга требуют все большего числа человеко-часов. Увеличиваются операционные затраты, работать становится все сложнее. И это еще ничего, но ведь может случиться и нечто худшее — взлом. ИТ-отдел, который должен предотвращать попытки взлома, просто тратил много времени и сил на мониторинг работы сервисов мониторинга (уж простите за тавтологию) и пропустил атаку.

Конечно, все это случается не всегда и не везде, а описанная ситуация несколько утрирована. Но представители крупных и средних компаний, вероятно, непонаслышке знакомы с такой ситуацией.

Все можно изменить. Для этого стоит попробовать то, о чем шла речь выше — MaaS. Все отдельные сервисы мониторинга будут собраны в единое целое, систему, где все взаимодействует со всем. Причем MaaS поможет вашему ИТ-отделу выполнять свои прямые обязанности, а не заниматься обслуживанием сторонних систем.

Вот несколько вещей, которые стоит знать о MaaS перед тем, как начать работу с такой системой:
MaaS довольно просто развернуть. Конечно, всю систему реализовать несколько сложнее, чем каждый из упомянутых выше сервисов или программных продуктов. Но сделав это раз, вы получите полноценную систему мониторинга всей вашей сетевой инфраструктуры на корпоративном уровне. Специалисты говорят, что MaaS можно установить и сконфигурировать всего за сутки, после чего система начнет работу.



MaaS легко можно модифицировать. Без MaaS изменять что-то в сервисах монитоинга не так просто. Сделав одно изменение, нужно затем следить за тем, чтобы оно не повлияло негативным образом на работу других систем. Все это делается совсем вручную или в полуавтоматическом режиме. А вот с MaaS все относительно просто — такие изменения реализуются в одном месте, и система сама подстраивается под текущую модификацию.

Такая система обычно представляет собой виртуальную модель физической сетевой инфраструктуры. Каждое устройство, приложение, софтверное решение или «железный» продукт отслеживаются. Так что изменения, сделанные «сверху», затем автоматически вносятся системой на всех других уровнях инфраструктуры, включая как программные, так и аппаратные продукты.

Отчетность становится проще. Одна из главных проблем работы с несколькими сервисами мониторинга одновременно — необходимость получения отчетов. Данные могут присылаться в автоматическом режиме, но их много, и они относятся к различным секторам и аспектам работы сетевой инфраструктуры.

MaaS же дает отчет по работе всей инфраструктуры в целом, а не по отдельным ее разделам. Отправку отчетов можно гибко настроить на определенный период времени, с включением данных по разным системам. Работа любого приложения или устройства может быть включена в отчет.

Проблема в работе с разными сервисами еще в том, что у всех у них разный интерфейс, по-разному собираются и отправляются данные. А поскольку такие сервисы или приложения редко взаимодействуют друг с другом (об этом мы говорили выше), то работа со всем этим «зверинцем» — та еще проблема, которая усиливается по мере роста сетевой инфраструктуры компании.

У компаний, предоставляющих услуги MaaS, обычно большой опыт. Благодаря этому они знают, за работой каких сервисов или приложений необходимо следить в первую очередь, а также то, как и когда собирать данные об их работе. Все это можно поручить собственному ИТ-отделу, но это влечет за собой проблему, описанную в самом начале.



Поддержка со стороны. Используя MaaS, вы автоматически получаете и поддержку той компании, которая предоставляет эту услугу. Все вопросы и проблемы относительно мониторинга можно решать с этой компанией. А собственный ИТ-отдел будет заниматься тем, чем и должен — проектами и задачами собственной компании, а не мониторингом сервисов и программ мониторинга.

В качестве вывода можно сказать, что любая компания должна отслеживать работу своих продуктов. Но вот наблюдение за сервисами мониторинга лучше делегировать кому-то еще. В противном случае ИТ-отдел будет тратить большое количество времени и усилий на работу, которая не является задачей первоочередной важности.

Делимся опытом:

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (6)


  1. Landgraph
    30.10.2016 17:23
    +1

    Для обозначения *aaS на сколько я знаю есть термин — XaaS (Anything as a Service)

    Хотелось бы технических подробностей, в особенности связанных с безопасностью MaaS.

    Я бы сказал, что MaaS, как и любой другой XaaS не надо пихать куда попало.

    MaaS можно запихнуть, например, в телевидение (как отрасль). Вы разворачиваете инфраструктуру мониторинга телеканалов в районе последней мили и продаёте её данные телеканалу/вещателю/рекламным агентствам/роскомнадзору/заинтересованным лицам. Сюда же можно приплести систему подсчёта рейтингов, если ставить оборудование в точку, где можно оценить не только качество сигнала, но и количество зрителей.

    А вот сценарий мониторинга внутренней сети, кроме сферического в вакууме (применяем MaaS ради демонстрации применения MaaS), мне придумать сложно. Мониторинг «снаружи» — да. Например, арендуем дохлые сервера по всему миру и проверяем доступность сервисов из различных точек. И сразу можно выяснить, что наш сайт детского сада не был доступен из Гватемалы с 0:15 до 0:17 по гринвичу =)


  1. KorP
    31.10.2016 11:09

    Мониторинг внутрнней инфраструктуры снаружи? А зачем? Берём специалиста со знанием Zabbix'а и удовлетворяем свои потребности в мониторинге и отчётах от 95% и выше. Или просто привести кого то снаружи в свою инфраструктуру? Так СБ не всякой компании такое разрешит, как и руководство.
    пс MaaS расшифровывается как ещё 10-к аббревиатур, кстати :)

    А собственный ИТ-отдел будет заниматься тем, чем и должен — проектами и задачами собственной компании, а не мониторингом сервисов и программ мониторинга.

    Ну вообще то мониторинг работы собственным сетей/серверов и прочего — так же их обязанность, если что :) и относится к собственности компании.


    1. KorP
      31.10.2016 11:12

      MaaS довольно просто развернуть

      Во-первых — что в данном случае считать maas? один продукт? 10? 100 скриптов?

      Специалисты говорят, что MaaS можно установить и сконфигурировать всего за сутки

      Видимо вы не видели больших проектов, где сотни тысяч триггеров и это занимает месяцы


    1. Gray_Wolf
      31.10.2016 11:41

      В лучшем случае данный подход подойдёт для мониторинга некретичной внешней инфраструктуры, т.к. инфраструктура мониторинга должна иметь доступ к management-подсети в которую большая часть внутренних сервисов не имеют доступа, не говоря уже о внешних.
      А продаётся в данном случае тот же Zabbix, но с уже подготовленными скриптами для мониторинга приложений.


      1. KorP
        31.10.2016 11:54

        Да, в общем то это я и имел ввиду.
        Если уж дошло до того что лень мониторить собственную инфраструктуру — тогда должно быть уже и лень её администрировать и впору отказываться от экспертов и передавать всё на аутсорс, а уж как они там это будут мониторить — их дело. А то какой то странный вариант — ни два, ни полтора :)


  1. ayurtaykin
    01.11.2016 13:07

    Подумал что статья про Metal as a Service, кругом развод