image

Уже совсем скоро наступит так называемая «Черная пятница», день скидок, когда миллионы покупателей штурмуют онлайн и оффлайн магазины в поисках классных товаров с чудовищной скидкой. Наплыв покупателей в этот день отмечают практически все компании, которые что-то продают. И кстати, еще есть «Киберпонедельник», когда онлайн-магазины устраивают для покупателей праздник еще раз.

То, что трафик и количество покупателей растет — это хорошо. Но готовы ли вы к Черной пятнице и Киберпонедельнику по-настоящему? Точнее, готова ли к событиям этих двух дней ваша инфраструктура? Дело в том, что не так много предприятий готовят в эти дни, кроме полок в реальных магазинах, еще и свои сервера. А они могут подвести в самый ответственный момент, если не подготовиться должным образом.

Что же нужно сделать, чтобы не было мучительно больно?

1. Оцените возможности своего оборудования/инфраструктуры, оценив активность покупателей в прошлом году. Не обязательно собственных покупателей — ведь это может быть первая «Черная пятница» для вас. Нужно просмотреть документацию и публикации в сети с аналитикой — таких документов и описаний публикуется немало. Оцените, например, количество транзакций за секунду, уровень трафика и адаптируйте данные для себя. После этого стоит подготовить и оборудование, добавив при необходимости дополнительные сервера и стойки.

2. Убедитесь в том, что у вас есть бэкап, а также проведите анализ своего плана на случай непредвиденных отказов оборудования. Если что-то все-таки пойдет не так, можете ли вы восстановить свои данные без проблем? Также стоит провести тест. О том, как сделать это, мы писали в одной из наших прошлых статей.

3. Проведите проверку оборудования и программной инфраструктуры. На этом этапе стоит оценить уровень здоровья жестких дисков, оценить состояние UPS и дублирующей энергетической инфраструктуры (если она есть, конечно). Все должно работать хорошо уже сейчас. В противном случае оборудование или какая-то база данных может дать сбой в самых неподходящий момент.

4. Нормально ли работает сервер или их группа, обеспечивающие работу базы данных? Чтобы в этом убедиться, нужно провести стресс-тест. Убедитесь также в том, что ваши веб-приложения сконфигурированы оптимально. Кластеризация SQL-сервера и репликация баз данных — неплохое решение для обеспечения высокой доступности и отказоустойчивости оборудования.

image

5. Обновите систему статистики. На этом этапе стоит отправить в архив информацию, которая больше не используется. Если все сделать правильно, этот шаг значительно увеличит производительность программной части, включая производительность запросов. Во время реорганизации индексов можно отправить архивированные данные в бэкап или другую базу данных.

6. Решите текущие проблемы. Если есть проблемы, пускай даже и небольшие, их нужно решить перед наступлением часа «Ч». Дело в том, что проблемы невелики, пока не увеличились нагрузки. Во время значительного увеличения трафика все проблемы явят себя во всей ослепительной красе, что может привести к коллапсу инфраструктуры и сервисов. Уберите все, что замедляет базу данных.

7. Если вы ожидаете определенного уровня трафика, настройте оборудование на еще более высокие показатели. Мало ли, вдруг посетители решат прийти к вам в большем количестве, чем вы рассчитывали? Лучше перестраховаться. Конечно, многократный запас «прочности» не всегда нужен, тут нужно адекватно оценивать ситуацию. В целом, ритейлеры обычно говорят о десятикратном росте интернет-посетителей.

8. Убедитесь в том, что все необходимые обновления и патчи, особенно те, что имеют отношение к системам безопасности, установлены и обновлены. Данные пользователей должны быть зашифрованы, сервера подготовлены к возможным атакам. Да, в этот день к серверам различных компаний проявляют интерес не только благонамеренные пользователи.

В целом, можно сказать, что Черная Пятница — это, одновременно, и благо, и зло для телекоммуникационных компаний и ритейлеров. Несмотря на то, что покупателей может быть очень много, подготовка к Черной Пятнице и Киберпонедельнику занимает много времени и отнимает много ресурсов. Если подготовиться недостаточно тщательно, проблемы могут быть очень крупными. В некоторых случаях ритейлеры сообщали об убытках в размере $5000 в минуту из-за падения серверов, обеспечивающих работу нужных сервисов. Терять деньги никому не хочется, поэтому рекомендуем подготовиться качественно.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (8)


  1. murzix
    17.11.2016 07:52
    +5

    В России это не прижилось. Ни скидок, ни бешенного трафика =)


    1. AndreyRubankov
      17.11.2016 10:06
      +2

      Были бы скидки — был бы и трафик.


    1. Archon
      17.11.2016 11:29

      Чёрная пятница — механизм вернуть деньги, вложенные в лежащий на складе товар, для закупки нового, более актуального товара, который будет продан к Рождеству по значительно более высокой цене. И тут есть две проблемы, из-за которых у нас это не приживается. Во-первых, у нас нет такого бешеного взрыва спроса на дорогие вещи к нашему аналогу Рождества — Новому году, а во-вторых…

      Значительно меньшая покупательная способность населения и очень нестабильная валюта приводят к тому, что складские остатки товара у большинства игроков ритейла болтаются между нулём и оценками продаж на неделю-две-месяц вперёд. Соответственно, когда выходит принципиально новая кофеварка, достаточно лишь сбагрить две старых со склада. Объявляется маленькая локальная скидочка (вполне вероятно, что фальшивая), и две кофеварки улетают как горячие пирожки. Всё, проблема лежалого товара решена.


    1. Firz
      17.11.2016 11:49
      +1

      Конечно не приживется, большинство продавцов каждый год говорит «Во всем мире мега скидки и распродажи, приходите и к нам на распродажу» и поднимает цены выше обычных, которые были за день до этого.


  1. jrip
    17.11.2016 12:37
    +1

    Этакий список советов от капитана очевидности. Если такие советы вдруг кому-то в этой сфере оказались неочевидны, то что и зачем он в этой сфере делает?


  1. helions8
    17.11.2016 18:13

    Зачастую, к проблемам приводит не возросшая нагрузка, а сам взрывной характер ее роста. Вчера у вас было 1k QPS, а сегодня, всего за несколько часов, стало 10k QPS. Не успели вовремя поднять доп. инстансы, например и т.п.


    1. jrip
      18.11.2016 16:03

      Мне тут непонятно одно «Не успели вовремя поднять доп. инстансы» это вообще как? Ну т.е. технари вообще не знают чем занимается бизнес? Продавцы не знают что замутили рекламную компанию в контексте этой пятницы или просто никому не сказали? Кто-то неуверенный думал что зайдут 10 человек а зашел миллион? Эти все люди они там вообще зачем?


      1. helions8
        18.11.2016 16:09

        Везде работают люди, они могут и не сообщить о чем-то. Особенно, если продавцы и R&D на разных континентах в разных таймзонах.