В данный момент доступно несколько компаний разного калибра, которые занимаются мобильными и другими играми. Всем требуется разработчики высокого класса, которые хорошо разбираются в движкам, языках, графике и в сопутствующих технологиях. И это не случайно — просто так никого не берут. Если кандидат студент, то максимум можно расчитывать на тестировщика и то, с n в 20 степени попытки.

image

Кому интересно настоящее положение дел — прошу под кат.

Описанное ниже не является истиной последней инстанции, но основано на личном опыте и взгляде. Итак у каждого программиста есть период улучшение рабочей обстановки, задач и заняться задачами, которые действительно интересны.

Фактически все отправленные письма и запросы в 90% случаев игнорируется или просто попадают в спам. Увеличить свои шансы можно, если обратиться по другим контактам доступным на официальном сайте или найденных в сети. Но это также повышает шансы на внутренний бан и полный игнор.

Итак, имеем разработчика мобильных игр NoName. Под этим именем подразумевается конкретная фирма, смысла упоминать ее нет. Делаем запрос по вакансии, получаем ответ в течение 1 часа — n дней, причем у некоторых n равно бесконечности. Интересно, что получив ответ практически сразу, дальнейший контакт становится уже более длительный. Получаем в итоге приветствие в виде ответа HR и предложение выполнить тестовое задание. Если делать все по-быстрому, это будет выглядеть как поделка на коленке и не произведет должного эффекта. Поэтому выделить 1-2 часа будет не достаточно. Приходится тратить время на выполнение задание 5+ часов. Но так и должно быть, что то же должно выделять кандидата одного от другого и показать конкретные знания и умения.

В итоге получаем тестовое задание с описанием плюс-минус по сложности от разных источников. Самое интересное, что нет условий, чтобы графика была супер, анимации и стерео звук с фоновой музыкой. Все довольно примитивно — достаточно кружочка, палочки и разных цветов. Можно использовать ООП, а можно не использовать. Стиль не важно и особых требований к коду, к его оформлению также нет как правило. Все просто — взял студию создал проект, накидал кода, собрал и отправил без лишних телодвижений. Но на деле совсем получается другое.

Особых требований не было и было решено использовать SDL2, чтобы можно было собрать отличной от XCode \ OSX среде. Было потрачено время около 8-ти часов, часть из них это запись видео, скриншоты и поиск ресурсов. Спасибо гуглу за любезно предоставленные ресурсы в поисковике. Тестовое задание уходит безвозвратно и требует около недели на рассмотрение. Даже если приложить скриншоты, видео и описание. Проходит 2 дня и на вопрос о статусе, оказывается его еще не доставили тому, кто должен посмотреть. Ок, 2 дня потрачено в пустую и результат еще 7 дней «на посмотреть».

Результат не заставил себя ждать и выдержав 5 дней был отправлен запрос о статусе. Оказалось, что уже посмотрели, но как то не отписались. Не подходит. Т.е. время разработчика, который потратил несколько часов своей жизни на задание полностью обесценивается, я считаю что должно найтись 10 минут от ревьювера, чтобы отписаться что же все-таки не так. Возможно нужно доработать или просто все очень плохо, но разработчик должен об это знать.

Это не означает, что NoName плохие. Вывод напрашивается только один — идет сбор идей. Что-то вроде: пиши еще друг, все ок. И они не одни такие, иначе как не объяснить причину и проблемы кандидата. Может он действительно хорошо или где-то действительно сделал все очень плохо. Я думаю, что должен быть ответ и больше 2-х строк.

Пару картинок
image
image

Ниже можно посмотреть, что в итоге получилось и посмотреть исходники на github. Возможно у кого-то будет желание посмотреть, что получилось в итоге.

Видео демка


> github.com/antondevs/tanks

Насколько оправдано доводить тестовое задание до идеала?
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (32)


  1. search
    14.12.2016 19:15
    +5

    Вам повезло, что не прийдётся работать с людьми, неспособными оценить старания и дать вменяемый фидбек.


  1. inborn_killer
    14.12.2016 19:24
    +11

    Честно говоря, про сбор идей больше похоже на теорию всемирного заговора.

    Не примнимайте близко к сердцу, но в большинстве случаев людям, которым вы отправляете тестовое, не нужны идей — им нужны ресурсы для воплощения существующих идей. Я был по обе стороны баррикад и ещё ни разу не было такого, чтобы я взял чьё-то тестовое и побежал с ним к руководству со словами «вот это идея, нужно срочно делать!». Понятное дело, что я — это не показатель, но что-то мне подсказывает, что в подавляющем большинстве случаев такого не происходит.

    Вот как скорее всего происходит на самом деле. HR отправил задание специалисту, тот посмотрел, забыл отписать, или не посмотрел, потому что вы же сами понимаете, некогда, работы куча (потому что идей-то уже надавали выше крыши, успевай только реализовывать). Или HR не отправил. Или забыл спросить фидбек у специалиста. Или забыл ответ отправить вам. А всё потому, что компании, HR'у и вообще всем полностью параллелен каждый отдельный кандидат. Параллелен, потому что не принято у нас как-то думать о банальной вежливости.

    Сам с этим сталкивался неоднократно, и до недавнего времени думал, что это вообще нормально — когда на тебя как на кандидата кладут болт. «Ну а чё, я же не какой-то там Джон Кармак или Гейб Ньюелл, с чего им за мной бегать». Но недавно у меня был опыт собеседования с большой и, справедливости ради, расположенной не в России студии, и теперь я знаю, КАК должен выглядеть процесс найма.

    Ну а вы не волнуйтесь. Если на вас забили — значит и не стоило в эту компанию идти. Потому что на вас точно так же забивали бы, когда вы бы там работали. Ищите дальше, цените себя и не расстраивайтесь, когда сталкиваетесь с таким непрофессионализмом и безразличием HR'а — это им минус в карму, а не вам.


    1. engune
      14.12.2016 20:14

      Все ок. Такие ситуации с одной стороны теряют время, с другой набирается опыт.


    1. Mirn
      14.12.2016 20:15
      +4

      отсутствие отзыва лучше чем в моём случае:


      нашёл вакансию на програмиста мк с з/п в 2-3 раза выше среднерыночной с суммой з/п, просто шикарной, решил урвать момент.


      1. обратился к ним, прошёл собеседование по тел за час.
      2. Через день в пятницу дали тестовое задание.
      3. Тестовое очень сложное и взрослое, сразу видно что там инженеры программисты, а не как обычно электронщики со знанием местами си.
      4. Тестовое минимум на неделю если по вечерам делать.
      5. Поднапрягся и сделал за выходные. И не просто сделал, а реализовал много удобного чего не просили, и сделал в общей форме, не 3 страницы а произвольное. не 20 переменных а любое, либая флешь память и тд. Обход битых ячеек, и тд. Одним словом отлично сделал, самому нереально понравилось, коллегам тоже
      6. В пн отправил, всего через пол часа после отправки решения получил вердикт "мы ничего не поняли, поэтому отказ" — дословно.

      Теперь сижу и гадаю что не так.
      При этом на тел собеседовании были какие то тупейшие детские вопросы: какое будет знаковое представление 128 в 8 битном знаковом, как обратиться к 16 битному массиву с сдвигом в 1 байт — удивились что я обругал такое сказав что вылетет исключение (архетектура не поддерживает невыравненные слова) и прочие "звоночки".


      1. inborn_killer
        14.12.2016 20:27
        +1

        Значит «взрослое» тестовое спёрли откуда-то ) Такое тоже бывает. Но отсутствие отзыва в любом случа хуже, т.к. оставляет вас наедине со своими догадками. А тут всё понятно.


        1. Mirn
          14.12.2016 20:36
          +2

          нет. но как можно было не понять пояснительную записку? Она в readme.md написанную русским языком которая сразу видна по данной мною ссылке.
          единственный минус к чему можно докапаться это то что я спешил но они сами настаивали чтоб я сделал как можно быстрее и даже уверяли что можно без доксигена и подробных комментариев и тд сделать всё, что я и сделал.


          А задание очень подходит к именно их типу приборов отвечающих за жизнь и производственную безопасность. и написано в стиле их сайта — у них есть тех статьи.


      1. impetus
        14.12.2016 20:39
        +3

        Скорее всего и з/п они написали чисто, что бы в топ яндеска попасть или т.п,
        И да, соглашусь, когда реально впахиваешься с полной отдачей в пустоту — это очень обидно. Особенно когда специфика работы такова, что не повесишь это в «портфолио»


      1. Zifix
        14.12.2016 23:26
        +2

        На самом деле реализовывать то, чего не просили — это не всегда и не для всех преимущество, потому как работодателю может показаться, что разработчика придется постоянно контролировать и обрезать ему крылья, не давая заниматься интересным, которое идет в ущерб срокам и бюджету.


        1. Areso
          15.12.2016 10:11
          +2

          Проявишь инициативу — вот, нужно контролировать, не возьмем. Не проявишь инициативу- ну а зачем нам еще одно безынициативное тело, которое вечно нужно подпиновать? Тут вот просилась та функция или эта, имена в БД уже никто не хранит в plain text, а он взял и сделал в plain text? Мог бы и догадаться сам. Нет, не возьмем.
          Короче, если бы у них был кадровый голод, взяли бы. Нет голода и сроки найма не горят, можно и покуражиться, да и учитывая троекратно завышенные деньги — выбирать явно есть из кого, можно отбраковывать кандидатов хоть по знаку зодиака.


          1. KvanTTT
            16.12.2016 15:51

            Поэтому во время выполнения тестового задания (собственно как потом и на будущей работе) нужно задавать уточняющие вопросы.


            1. Areso
              16.12.2016 16:06

              Есть ненулевая вероятность, что задание вам прислали по электронной почте кадры. Окей, вы посылаете им уточняющие запросы, они посылают разработчикам, те пытаются найти ответственного (ревьювера) по задачам кандидатов, оттуда они посылают ответ обратно кадрам, те пересылают кандидату… В общем, начинает твориться бюрократия с потерей времени на пустом месте. Вы еще не знаете, возьмут вас или нет, но учитывая одно промежуточное звено с минимум двумя пересылками очень хорошо, если получите ответ (вообще) и в частности, в течение 1 дня. Скорее всего двух. И все это время сидите и ждете. Это можно себе позволить, когда у вас уже есть оплачиваемая работа и, скорее всего, есть задачи, на которые можно переключится за время ожидания ответа.


              1. KvanTTT
                16.12.2016 16:45

                Так было и там, куда устраивался в последний раз :) Правда на вопросы отвечали достаточно оперативно. Задание выполнил за выходные, хотя сказал про неделю.


                Я все же считаю, что если хочешь попасть в компанию, то почему бы не уделить время на оптимальное выполнение тестового задания.


    1. KvanTTT
      16.12.2016 15:47

      Ну а вы не волнуйтесь. Если на вас забили — значит и не стоило в эту компанию идти. Потому что на вас точно так же забивали бы, когда вы бы там работали. Ищите дальше, цените себя и не расстраивайтесь, когда сталкиваетесь с таким непрофессионализмом и безразличием HR'а — это им минус в карму, а не вам.

      С этим не согласен. Все-таки на всю компанию обобщать не стоит, особенно если она большая. Все сильно зависит от команды, куда собеседуешься.


  1. Wayfarer15
    14.12.2016 19:33

    Если предположить, что NoName западная компания, то возможен следующий сценарий (который иногда приходится наблюдать) — завершается фискальный год или квартал, скоро у топ-менеджемента экспайрятся опционы и им очень хочется не только масло на булку намазать, но ещё и на Бермуды слетать. И компания начинает производить вид бурно растущей, в том числе публикациями кучи вакансий. Ну а как же, мы же развивающаяся компания, мы растём. Ура, акции пошли чуток вверх, опционы реализовались, кто нужно тот в дамках. Ну а то что толпы народа на вакансии набролись так это пусть HR отдел разбирается. Да и вообще базу разработчиков неплохо иметь, чтобы свои собственные не очень выпендривались.

    Ну и насколько оправдано доводить тестовое задание до идеала?


    1. engune
      14.12.2016 20:02

      Компания в РФ


  1. renskiy
    14.12.2016 19:43
    +1

    Отсутствие фидбека за старание человека — это всегда плохо, и этому нет оправдания. Но не забывайте, что на той стороне тоже люди, может даже более занятые, чем вы. Они, чаще всего, не телепаты, и не хотят ими быть. И отсутствие описания их очень огорчает. Так сильно огорчает, что у них буквально нет слов.


    1. dmPro
      14.12.2016 20:30

      Скорее всего не было требования выложить проект на github и остается верить, что некий readme был в приложении к письму. А вот полное отсутствие комментариев к коду действительно печалит.


      1. engune
        14.12.2016 20:34

        На вопрос, а что не так отчет уже ушел и ответа нет. Выложено постфактум.


  1. impetus
    14.12.2016 20:30
    +1

    Часто так бывает, далеко не всегда, но всё же — о том, что компания ищет людей — сами разработчики узнают последними. И, кстати, совершенно справделиво подозревают, что это руководство ищет замену кому-то из них. Увы — фирм, которые суть одна команда / одна семья — очень мало, и внутри, пусть не отдела, а по границам — некие элементы серпентария обычно присуствуют.
    Я дважды попадал в ситуацию, что начальник отдела, о том, что я у него работаю — узнавал с утра от директора, причём один из этих разов он даже не знал, что вообще идёт поиск людей. Сработались, нормальные люди завсегда могут объясниться и договориться, хотя поначалу напряжение, конечно, присутсвовало. (я не программист, но, думаю, это не принципиально)
    Не тратье время, забейте и продолжайте активный поиск.


  1. SbWereWolf
    14.12.2016 20:48
    -1

    Отсутствие фид бэка обычная практика. последние три года, я каждые пол года ищу работу, и только в этом году мне аж три раза дали обратную связь, из десяти с лишним выполненных тестовых.
    Когда я себе в отдел ищу программистов, то проверка тестового может затянуться на неделю две, тупо сил нет, ещё и этим заниматься, но как правило после фид бэка с просьбой чуть чуть поправить, мало кто запаривается поменять свой код, даже самую малость.


  1. engune
    14.12.2016 21:09
    -4

    Хотелось бы еще пару статей по графике написать, только карма улетела вниз.


    1. Zifix
      14.12.2016 23:30
      +6

      Подобные комментарии не способствуют ее подъему, и -1 это еще не улетела. Писать статьи, кстати, отрицательная карма совершенно не мешает.

      В крайнем случае вы можете убрать этот топик в черновики, если так боитесь минусов.


  1. ooprizrakoo
    15.12.2016 01:15

    Ох, про кражу идей, свежий реальный пример:

    «Здравствуйте. Вобщем я сам не знаю чего я жду, но попытаюсь рассказать о своём положении. Я задумал сделать игру для PC. Расказывать основную идею я не буду, так как это, сами понимаете, идею просто свистнут отсюда. Скажу в общих чертах. Эта игра подобие Аркады, Как именно это выглядит тоже секрет. В ней есть кое-что особенное, хотя, возможно, вы эти идеи и видели в других играх. Планировал делать игру на Unity3D,3DS MAX. Сам не знаю, как должна выглядеть моя просьба о том, чтобы выискались энтузиасты, готовые вместе со мной заняться разработкой этой игры. Примерно так, со мной связываются, говорят, что согласны её делать и я им говорю всё что задумал, а они сваливают после этого. Это правда. Для создания игры нужны художник, моделлер, кодер, а лучше два кодера)»


    А если по делу: отсутствие фидбека по тестовому — оч плохо. Даже письмо "тестовое задание выполнено не оптимально с точки зрения производительности, спасибо за уделенное время/силы" — в бесконечность раз лучше чем ничего.
    Но вот чего-чего, а идей у игроделов и так миллиард, задача продюсера и маркетологов — не придумать идею, а суметь отбиться от большинтва своих коллег, предлагающих идеи разной оригинальности, и выбрать что-то, где можно расчитать эффективность, сделать прогноз по ЦА/арпу/затратам/и тп, анализ конкурентов, и в итоге — навалиться и реализовать альфу.
    Далее: тестовое задание — это возможность показать текущее качество вашего кода. Для вас это шанс сделать либо по-максимуму круто, либо на тяп-ляп. Но вы же понимаете, что «второго шанса произвести первое впечатление» вам не дадут. И хорошая компания задание сделанное на «отстань» никогда не заапрувит.
    Поэтому хорошим кейсом (в хороших компаниях) считается сначала провести техническое интервью/познакомиться, и только потом выдавать тестовое, потому что человек должен быть замотивирован сделать тестовое хорошо, зная, куда он попадет если все будет ОК.


    1. ooprizrakoo
      15.12.2016 01:17
      +1

      приношу извинения за избыток англицизмов :(


  1. azsx
    15.12.2016 02:44
    -3

    Вся статья состоит из описания 2-х проблем в РФ.
    1. Слишком много программистов. Точнее текущий молодой топ менеджмент не может занять такую массу народа, которая тусуется возле ворот его конторы.
    2. Слишком умные крайне опасны для коллектива, поэтому блокируются на всех этапах трудоустройства.


    1. inborn_killer
      15.12.2016 15:18
      +3

      А по-моему проблема всего одна — отсутствие банальной вежливости. Отфутболивать можно вежливо, тогда претензий ни у кого не будет.

      Слишком умные крайне опасны

      А вот это больше похоже на успокоение самого себя. «Я просто слишком умный, поэтому меня и не берут». Нет, умных берут, только кроме ума нужны и другие качества для работы в команде.


      1. azsx
        15.12.2016 18:45

        Отфутболивать можно вежливо, тогда претензий ни у кого не будет.

        Нет, не согласен. Вы считаете, что Вас должен отфутболить отдел кадров. Но скорее всего работник с отдела кадров только раздаёт всем разные тестовые задания и пересылает ответы руководителям отделов и подразделений явно работающие результаты. Таким образом на стороне ОК проблемы нет, они не получают ответа от начальника отдела, которому выслали ваши наработки, они никому ничего не отвечают.
        А вот почему руководитель отдела не ответил — можно только гадать. Всё таки дело явно не в вежливости, особенно с программой на С характерен пример из статьи.


  1. nico
    15.12.2016 04:27
    +1

    Я стараюсь использовать такие ситуации с пользой — выкладываю свои решения тестовых заданий на Гитхаб. В итоге все сложилось к лучшему- прокаченный профиль позволил жить припеваючи на фрилансе.


  1. PkXwmpgN
    15.12.2016 08:22
    +3

    Про танки и нападающих на него монстров довольно известное тестовое задание, это компания Некки? Делал как-то для этой компании такое же тестовое задание и ситуация с HR'м и обратной связью такая же как у вас. За несколько вечеров набрасал вот такое, без фреймворков на C++, под android.


    тестовое задание


    1. engune
      15.12.2016 08:55
      +3

      Верно. А у Вас отлично получилось и препятствия есть на сцене. Достойная тестовая работа.


    1. inborn_killer
      15.12.2016 15:22

      Так устроен процесс не только у этой компании, к сожалению. Недавно собеседовался в одну контору, где тестовое задание состояло из двух частей: на неделю и на две недели соответственно. Т.е. три (!) недели на тестовое, а фидбек приходилось так же точно вытаскивать клещами, причём даже не по email, а смсками, т.к. HR на письма никогда не отвечала.


  1. GetShuk
    15.12.2016 09:54

    Бывают и такие ситуации (личный опыт): в компании N разработка игр- это лишь одно из направлений деятельности и далеко не самое крупное. Их тестовое задание на С#-джуниора разделено на 3 этапа:


    • 10 задач "на сообразительность"
    • небольшая, но полноценная игра на Unity (графика должна быть на уровне, базовые объекты не допускаются + полное звуковое оформление)
    • еще 10 задач на сообразительность, но уже в офисе, времени 3 часа.
      В конце 2 этапа начались мелочные придирки по типу "у вас выстрел реализован не так, как мы хотели", несмотря на полное соответствие ТЗ.
      На этом и разошлись. Ибо это уже отношения "заказчик-исполнитель", а не "HR — кандидат".