Презентация не является мотивационной речью. Скорее напротив — указывает на те сложности, с которыми придется встретиться, и старается сфокусировать на тех основных вещах, которые наиболее важны на старте. Несмотря на очевидность некоторых тезисов, мне порой приходилось потратить очень много времени и денег, чтобы к ним прийти. Надеюсь, что выводы из моего опыта, представленные в выступлении, облегчат кому-то путь к построению собственного начинания.
В презентации рассматриваются основные бизнес-модели и риски, возникающие в начале самостоятельной деятельности, а так же намечаются некоторые возможности по их уменьшению. Вся информация, изложенная в презентации базируется на личном опыте, поэтому носит субъективный характер. Так же важно отметить, что поскольку я живу в Эстонии, опыт наиболее релевантен применитекльно к Евросоюзу (особенно в той части, где обсуждаются налоги).
Основные моменты выступления:
Источник (исследование Deloitte).
Мнение «9 из 10 компаний погибают в первые годы работы» с точки зрения статистики. Исходя из графика, мнение верно лишь отчасти. Большинство компаний живут гораздо дольше, особенно попавшие в ведущие акселераторы вроде Y-комбинатор. Вместе с тем на больших временных участках мнение все ближе к реальности.
Источник: (Исследование Cbinsights).
Причины гибели стартапов на основании анализа postmortem от команд. Три самых вероятных риска требуют особого внимания на старте и поддаются управлению рисками. В дальнейшем весь ход презентации строится на рассмотрении возможности снижения этих рисках в двух основных видах бизнес-модели.
Источник: (Исследование Gartner).
Аналитическое агенство Gartner публикует много исследований и прогнозов, которые могут помочь в выборе ведущей перспективной технологии или определения тренда развития той или иной технологической сферы на ближайшие годы. Одна из подобных аналитик — Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies. Если вы хотите получить дополнительное внимание к своему стартапу или области предоставления услуг — имеет смысл присмотреться к технологиям, находящимся у пика графика с левой стороны — именно к ним приковано внимание как медиа, так и инвесторов.
Далее основное внимание уделяется сравнению продуктно оринтированной бизнес-модели (что обычно понимается под словом «Стартап») и сервисно-ориентированной (в аспекте написания софта для клиентов). Так же они рассмариваются в аспекте трех наиболее вероятных рисков, упомянутых выше.
Выступление довольно долгое, остальные слайды требуют объемных поясниний.Поэтому если вас интересует тематика и вы готовы потратить время на просмотр — ниже запись всего доклада с вопросами аудитории.
Комментарии (40)
apelserg
04.02.2017 22:44+16Хорошим тоном (в смысле уваженя к аудитории) являестся приложение расшифровки выступления
ElectroGuard
05.02.2017 17:07+1Идеально выложить тезисы из видео. Крайне редко можно увидеть полностью содержательное видео на 1.5 часа. Обычно хороших идей (если они вообще есть) 2-3, ну с десяток, если что-то на грани гениальности. Остальное — поддерживающая тезисы 'вода'. Кому интересно — посмотрит. Кому нет — пройдет мимо.
Информации много, времени мало :) Удачи всем!
kalayda
05.02.2017 00:52-5Мартин, выступление интересное, спасибо
На комментарии и минусы не обращайте внимания — Хабр по какой-то причине дает такую власть бедным тактом и мозгом.MartinKiuru
05.02.2017 00:56+2Спасибо! Рад что понравилось! Ну а насчет «теплого приема» — конечно же, главное чтобы людям которые к чему-то идут это пригодилось и помогло.
Mugik
05.02.2017 16:11+2На самом деле посмотрев 2 минуты вашего выступления я так не смог понять ни того, кто вы, что у вас за компания и чем вы занимаетесь, даже в поисковике информацию найти не удалось.
Гуру из категории «Здравствуйте, сам я никогда не курил, но в этом видео в течении полутора часов я буду рассказывать как бросить курить».MartinKiuru
05.02.2017 16:30+1На самом деле на первых минутах выступления я как раз говорю о том что я — не гуру. Кроме того, этот пост не является попыткой прорекламировать компанию и то, чем она занимается. Соответсвенно и акцента на этом не делается ровным счетом никакого.
REPISOT
05.02.2017 16:38Данная статистика относится только к IT-проектам? И исключительно к софту? Или их все возглавляли «программисты»?
Иначе как связан заголовок со статьей?MartinKiuru
05.02.2017 16:41+1Статистика по гибели стартапов смешанная. То, что относится к акселераторам — конечно же технологические стартапы (и уже тут вовсе не обязательно софт). Общая статистика — это уже гораздо более широкий охват. Заголовок относится не конкретно к слайдам со статистикой, которые только часть выступления, а к выступлению в целом, которое является обзором возможностей для айтишника начать что-то свое, и сложностей на этом пути.
ElectroGuard
05.02.2017 17:34+3Большая проблема в стартапах в том, что мало шансов угадать, что именно 'выстрелит'. Почему Энгри Бёрдс? Почему Покемон Гоу? Ведь были подобные вещи и до этих проектов. Да, можно, до какой-то степени, угадать провальные идеи. Но как найти то, что пойдет в массы?
MartinKiuru
05.02.2017 18:04+1Спасибо за комментарий по сути выступления. Действительно, это большая проблема для стартапов, и на мой взгляд, никаких гарантий или методик точного прогнозирования тут быть не может.
В случае с такими примерами как Энгри Бёрдс и Покемон Гоу речь идет о B2C рынке, где предсказывать что-то крайне сложно. В случае игр помочь может знание человеческой психологии и действий, стимулирующих выработку дофамина (в случае Angry Birgd — людям нравится ломать и получать вознаграждение, Pokemon Go — людям нравится собирать и коллекционировать — даже виртуальное приобретение дает удовлетворение). Не стоит так же забывать и о том, что обе эти игры не взлетели сами по себе — им сопутствовали маркетинговые усилия. В частности, продвижение Angry Birds и создание истории успеха с целью популяризации мобильных платформ среди разработчиков было выгодно и Google и Apple.
В случае создания неигровых разработок может помочь концентрация на проблемах пользователей и их решении.
У B2B стартапов проблему, на мой взгляд, определить легче, но только при условии что вы неплохо знаете рынок на котором собираетесь продвигать свое решение и понимаете его проблемы и тенденции развития.
Вероятность успеха можно несколько поднять, предлагая решения из «горячих» областей, о чем я говорю на выступление, а так же обращая внимание на подобные статистические методы планирования. Например, по статистике успешных запусков проектов на kickstarter можно отследить что у краудфандинговых кампаний заканчивающихся в августе шансы на успех почти в два раза ниже чему у кампаний заканчивающихся в начале года:
Источник:GeniusgamesEspleth
07.02.2017 14:34Ох уж эти графики с неполной шкалой, сразу меняется отношение к материалу.
MartinKiuru
07.02.2017 14:38Для человека который собирается запустить продукт, а не просто порассуждать, вероятность успеха 49.7% и 28.3% — это колоссальная разница. Так что график с неполной шкалой тут очень даже к месту.
sbnur
05.02.2017 18:22Странно, что профессиональный рост всегда связывают с административным ростом, а должно ли быть так.
MartinKiuru
05.02.2017 19:26+1Если кто-то всегда связывает профессиональный рост с административным, то это на мой взгляд в корне не верно. Во-первых, это личный выбор человека — куда и как ему развиваться. Во-вторых, встречал немало примеров когда горизонтальное развитие (совершенствование себя в технологиях в роли специалиста) было успешным не только с точки зрения общей удовлетворенности жизнью, но и с материальной стороны, если уж применять ее в качестве некого мерила.
sbnur
05.02.2017 20:19как же не верно, если это заявленная тема — а много ли примеров обратного можно привести с учетом самоудовлетворенности — ведь сами люди выбирают этот путь
MartinKiuru
05.02.2017 20:53+1Вероятно само выступление вы не смотрели? В начале я говорю что это не motivational speech и я ни в коем случае не призываю всех идти в предприниматели. Это всего лишь один из выборов, далеко не самый простой и сладкий.
sbnur
05.02.2017 22:07но чаще всего этот выбор и делается — не так ли — мало, кто озабочен ростом вглубь, все стремятся наверх
MartinKiuru
06.02.2017 10:48Так уж устроен социум, а возможно даже сама человеческая натура. Но, в любом случае, выбор вектора развития остается личным делом каждого. Ну и кроме того, вы упомянули административный рост. Так вот, административный рост (восхождение по карьерной лестнице) — это однозначно не то же самое, что запуск своего начинания. Предпринимательство — это всегда выход за пределы корпоративной плоскости с горизонтальным и вертикальным ростом,- движение по оси Z.
sbnur
06.02.2017 11:10как же — участие в организации и запуске стартапа — это как минимум скачок в топ-менеджмент — то есть пресловутый административный рост
MartinKiuru
06.02.2017 11:34Любопытное представление. Запуская стартап, вы конечно же сразу можете смело писать себе в должность CEO. Ну или CTO/CIO, если запускаетесь с кем-то. Только в реальности это будет означать что вы сами пишете код и занимаетесь всем остальным — тестированием, администрированием, дизайном, управлением продуктом, маркетингом, переговорами.
Рабочие дни длятся обычно по 10-12 часов в день, при этом на первых парах платить вам никто и ничего за это не будет. Даже когда пойдут первые, очень скромные деньги,- они целиком уйдут на развитие (найм первых специалистов или маркетинг). А вы так и будете продолжать пахать на перспективу, пока компания не окрепнет до состояния, когда и себе что-то можно выплачивать. Если вы это называете административным ростом — ок.sbnur
06.02.2017 12:02к слову начало многих бизнес проектов требует от руководителя быть и жнецом, и швецом и в дуду игрецом — см создание Эппл
MartinKiuru
06.02.2017 13:13Разумеется. И да, важно понимать куда правильнее было бы говорить не «когда пойдут первые, очень скромные деньги», а «если». Т.к. никто совершенно не гарантирует что все получится и что усилия не будут потрачены зря. Так что не могу согласиться что это равнозначно стандартному карабканью по корпоративной лестнице внутри большой организации.
sbnur
06.02.2017 13:21Не знаю имеется ли у вас опыт карабкания по карьерной лестнице. но по своему опыту скажу — риски перехода на новую (более высокую должность) совпадают с запуском стартапа по сути — сплошные затраты с неопределенным будущим (при этом пропадает поддержка прежнего окружения и отсутствует поддержка нового окружения)
sborisov
06.02.2017 13:53+1Доклад очень интересный. Особенно для начинающих подумывать об открытии своей компании.
Также отмечу подачу материала, спокойно и рассудительно — с достоинством!
Спасибо.
ViktorZ
08.02.2017 14:53Спасибо большое за видео. Слушал в три приема, но все-таки осилил.
MartinKiuru
08.02.2017 14:55Пожалуйста, спасибо что все-таки осилили :). В следующий раз, в случае выкладывания выступлений, буду прилагать так же слайды с расшифровками.
dbelob
11.02.2017 17:22+1Отличный доклад, спасибо большое! Интересный материал, его подача, очень легко слушать. Заинтересовался предыдущим докладом, сделанным там же (devclub.eu).
wanomgn
Отличное предложение выкинуть почти полтора часа своей жизни на просмотр видосика… ;-(
MartinKiuru
Предложение — оно на то и предложение, что никто к нему не принуждает. Если для вас обозначенная тема не стоит того чтобы тратить на нее время — можно спокойно ее проскроллить, и даже не тратить время на комментарий.
Garond
Ну хотя бы краткий конспект с основными тезисами можно было приложить?
MartinKiuru
Приложил. Не знал о том что это является хорошим тоном. «Теплый» тон первого комментария и лютое минусование вместо спокойного указания на неписаное правило (как в комментарии ниже) откровенно удурчает. Любопытно что прошлое мое видео, которое я выкладывал на хабре без конспекта, было встречено вполне благосклонно.
J_K
Это школа жизни. В бизнесе все еще жестче. Вы ведь о бизнесе рассказываете, вам ли раскисать?
PapaBubaDiop
Наплюйте на минусы. 1000 человек найдет тему полезной.
MartinKiuru
Благодарю!
Scf
видео — 1.5 часа, и невозможно оценить качество материала, не посмотрев хотя бы часть. Расшифровка читается в разы быстрее и опционально по диагонали.