В последнее время в Казахстане много говорят об информатизации, инновационных программах и о новом виде отношений между IT компаниями и государственным заказчиком. Только как-то не особо верилось в то, что все это что-то изменит. Государственные органы не доверяют отечественным IT компаниям, так как обожглись и потратили миллиарды денег на нефункционирующие информационные системы. IT компании не в восторге от нереальных сроков и заказчика, который не может сформулировать свои задачи нормально. После видео-конференции стало понятно что все может изменится.
Этот пост о том, как прошла видео-конференции, о плюсах и минусах ГЧП и о том, что вселило в меня надежду на лучшее.
Приглашение
Несколько дней назад к нам в компанию пришло письмо от Национальной Палаты Предпринимателей. НПП пригласили IT-сообщество принять участие в
обсуждении сотрудничества Министерства образования и науки РК с казахстанскими разработчиками в сфере автоматизации и информатизации ведомства
Совещание проходило с участием Министра МОН РК Сагадиева Е.К.
Все желающие могли принять участие в обсуждении посредством видеосвязи. Подтвердить намерение об участии нужно было используя Google Forms. Мы зарегистрировались и сходили. После совещания сложилось исключительно положительное впечатление о Министре, поэтому было решено поделиться впечатлениями.
Видео-конференция
За несколько лет разработаны законы 1, 2, 3 призванные вывести страну из IT застоя. Видео-конференция с МОН РК пролила свет на некоторые аспекты этих законов.
Совещание было организованно с помощью обычного решения видеоконференцсвязи. Участие принимали все регионы Казахстана, экран в зале был разбит на 16 маленьких экранов и один побольше в центре. На повестке дня были 3 вопроса:
- О проекте «Единая система электронных журналов и дневников учащихся образовательных организаций Республики Казахстан «К?нделік».
- О потребности Министерства образования и науки РК в IT-системах (автоматизация процессов).
- Обсуждение (вопросы-ответы).
Все началось с выступления Ерлана Кенжегалиевича. Министр коротко рассказал о проблемах и задачах министерства и обрисовал видение вопроса об отношениях между МОН РК и IT компаниями. Все поставленные задачи на 2017 год можно найти здесь.
В целом совещание оставило приятные впечатления. Были как положительные, так и отрицательные моменты.
положительное
- открытость и честность министерства. Может быть я слишком молод и наивен, но мне хочется верить что все это делается искренне
- подкованность Министра в сфере IT. Все было сказано по делу, видно было что он понимает о чем говорит
- хорошая организация совещания. Кого нужно было прервать, вовремя прерывали. Шума и беспорядка почти не было. Участвовало около 150 человек.
отрицательное
- плохая подготовленность коллег из IT сообщества. Создалось ощущение что все пришли пропиарить себя, или задать какой-нибудь каверзный вопрос, или просто поговорить с Министром. Почти никакой конкретики в вопросах не было
- слишком сильно заострили внимание на электронных дневниках. Долго обсуждали вопрос с дневниками, но так и не было сформулированно четких проблем или решений. Обсуждение этого вопроса сбило с толку и повело обсуждение в негативное русло.
- руководители многих IT компаний не пришли. В списке зарегистрировавшихся было гораздо больше людей. Видимо все считают это потерей времени
Далее я речь пойдет о задачах и ответах на вопросы, которые озвучил Министр.
Сотрудничество с IT компаниями
Первое, что нужно упомянуть, это — МОН РК нуждается в IT-системах. Нуждается в недорогих, качественных, а главное в отечественных IT решениях. В основном стоят задачи автоматизации внутренних процессов и сбора данных. При этом рассматривается новый вид сотрудничества: аренда софта (ГЧП) и помощь административного характера.
ГЧП
ГЧП это — Государственно-частное партнерство. Полную информацию можно найти в Законе о ГЧП. Можно назвать это "арендой" софта, что позволяет распределить риски между заказчиком/пользователем и исполнителем. По-простому выглядит это таким образом:
- МОН РК сообщает что им нужно, освещает свои проблемы
- Бизнес реализует решение за свой счет
- Если МОН РК нравится решение, то они берут его в аренду. Ключевое слово — "Если".
Министерство не гарантирует что будет выбран именно ваш продукт. Договор "аренды" получит лучший продукт. Ерлан Кенжегалиевич особенно подчеркнул этот рыночный аспект — они не занимаются лоббированием интересов. Никаких монополий, все решает здоровая конкуренция.
Административная помощь
Цитата из Закона о ЧГП:
7) консультативное сопровождение проектов государственно-частного партнерства — услуги, оказываемые юридическими лицами по сопровождению проектов государственно-частного партнерства, определяемыми Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, включающие в себя разработку концепции проекта государственно-частного партнерства, конкурсной документации проекта государственно-частного партнерства, проекта договора государственно-частного партнерства, в том числе консультационные услуги в переговорном процессе между субъектами государственно-частного партнерства;
Со слов Министра, под помощью подразумеваются такие вещи:
- Консультативная помощь, ответы на вопросы и помошь в постановке задачи
- Некоторая помощь в маркетинговом плане. Тут в основном говорилось об официальных письмах, направленных руководству организаций и потенциальным покупателям. Причем заставлять покупать именно ваш продукт никто не будет. Будут просто давать рекомендации, помогать устраивать встречи с руководством и т.д. При этом никакой явной рекламы от МОН РК конечно же не будет.
Данные
Я не нашел подтверждения этому факту в Законе о ГЧП, но этот пункт стоит выделить особо. Со слов Министра, все разработанные системы как и их данные должны находится в серверной АО "НИТ". Звучит это довольно странно, создалось впечатление что исполнитель сам не сможет пользоваться собранными данным. Например в целях маркетинговых исследований и добычи знаний. Тем не менее была озвучена второстепенная задача о разработке API для публичного доступа к обезличенным данным.
Финансирование и оплата
МОН РК готово поддерживать IT компании, но не финансами и не лоббированием. Если ваш проект посчитают полезным и захотят им пользоваться, то будет оплачиваться своего рода "арендная" плата или плата за доступность.
Цитата из Закона о ГЧП:
2. Источниками возмещения затрат субъектов государственно-частного партнерства и получения доходов субъектами государственно-частного партнерства являются:
- реализация товаров, работ и услуг в процессе эксплуатации объекта государственно-частного партнерства;
- субсидии от государства в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан;
- компенсация инвестиционных затрат по проекту государственно-частного партнерства;
- компенсация операционных затрат по проекту государственно-частного партнерства;
- вознаграждение за осуществление управления объектом государственно-частного партнерства, находящимся в государственной собственности, а также арендная плата за пользование объектом государственно-частного партнерства;
- плата за доступность.
Минусы и плюсы ГЧП
По всему видно что ГЧП удобно в основном самому государству. Программа снимает почти все риски с заказчика, перекладывая их на бизнес. Руководителям бизнеса нужно сначала самостоятельно привлечь деньги, а уже потом заниматься реализацией, маркетингом и внедрением. Это повышает конкуренцию и это хорошо для всех нас, так и должно быть.
С другой стороны все это пока только на бумаге. Пока нет процедур, единой методики и компетентных экспертов. Непонятно кто и как будет оценивать технические задания и проекты. Все это оставляет место для нечестной игры и лоббирования. К тому же ничто не мешает коллегам из соседних стран заходить с готовыми решениями и получать свой кусок пирога.
Задачи для IT сообщества
Выделю лишь те задачи, которые показались интересными и те, которые выделил Министр:
- Задача сбора данных. Приветствуется любой способ сбора данных с абсолютно любых бизнес процессов МОН РК. Чем больше данных — тем лучше.
- Система аггрегации данных из системы бухгалтерского учета ( например 1С) в школах. По сути это тоже относится к задаче сбора данных
- Ликвидация бумажной отчетности, заполняемой учителями общеобразовательных школ
- Задача пентестинга, обеспечения безопасности информационных систем и данных
- Оцифровка книг и переводы текстов между тремя языками: казахский, русский и английский
- Корпус казахского языка. Была затронута тема частотного анализа казахского языка. Например это требуется это для создания новой методики обучения казахскому языку
- Решения из области анализа данных
- Задачи интеграций между существующими информационными системами
- Поведенческий анализ учащихся. Видимо навеяно синими китами
Министр особенно выделил один вопрос — вопрос автоматизации сбора данных.
Что все это значит
Пропасть, образовавшаяся между IT компаниями и государством привела к застою. Разработанные информационные системы как телеге пятое колесо. Вместо хваленой автоматизации и оптимизации чиновникам приходится делать ручную бумажную работу и плюс к этому забивать бесполезные данные в бесполезные системы.
Нынешнее время требует от руководителей оптимизации внутренних процессов и максимальной эффективности ресурсов. Скорее всего об этом сейчас задумываются все нормальные руководители. МОН РК видит решение в автоматизации бизнес процессов, сборе данных и аналитике. Для IT индустрии это хорошо, у нас есть много работы :-). Единственная проблема что денег ни у кого нет.
Никто не хочет рисковать заказывая разработку нового софта, так как нет доверия нашей IT индустрии. Мы привыкли что у государства много денег, деньги выделялись направо и налево. Никто не следил за качеством реализации. В итоге получился замкнутый круг: IT сообщество не в восторге от государственного заказчика, потому что они "сами не знают чего они хочут". Чиновники не доверяют IT сообществу, так как мы все делаем "через одно место".
Однако последние события в Казахстане показывают, что чиновники осознают наличие пропасти между IT сообществом и заказчиком в лице госудраственных органов. Такие руководители, как Сагадиев, могут стать движущей силой развития новых отношений между IT индустрией и государством.
Хочется верить что наступает время настоящих рыночных отношений, время когда мы будем делать по-настоящему качественный софт, а руководители государственных органов и частных компаний осознают важность и полезность IT систем. Руководители начнут доверять нам, отечественным IT компаниями и прекратят покупать зарубежный софт. Мы должны и будем конкурировать с нашими странами-соседями за качество и цену реализации.
Вывод
Соотечественники, проектируйте и реализуйте качественный софт, в том числе и для государственного заказчика. Никто лучше нас не модернизирует наши государственные органы.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Комментарии (13)
Falseclock
08.03.2017 12:28+1О чем вообще пост? Пиар г-на Сагадиева?
Каждый раз, когда я слышу, что в ЦОНе или в Казпочте или даже в Народном банке зависла база, я с огромным недоумением и с матерными словами в голове спрашиваю себя: «Ну как так то?»
Тот же самый Stack Exchange Network имеет 20 серверов и обслуживает в месяц столько уникальных пользователей, сколько населения в Казахстане.
Для примера только Krisha.kz вместе с Kolesa.kz работают на 650-ти серверах. Почти в 33 раза больше чем у Stack Exchange и при этом обслуживают в тысячи раз меньше пользователей.
У нас местные лидеры отрасли не могут создать инфраструктуру для самих себя, а вы тут про гос аппарат…c0rp
08.03.2017 15:07+1Жаль что сложилось такое мнение. Пост — не пиар. Когда я туда шел, я даже не знал фамилии министра. После встречи, через Гугл, нашел его ФИО.
Мне тоже надоело что вокруг нас гавно-софт, что те, кого вы назвали «лидером отрасли», все эти колеса-подобные проекты годами топучтся на одном месте. Не занимаются добычей знаний, не пытаются извлечь выгоду из своих данных. Все застряли где-то в начале двухтысячных.
Преподаю в университете и каждый день вижу десятки бесполезных студентов. Их не научили учится в школах, в университете их не научат тем более. Вижу что computer science программы устарели лет на 10. Понимаю что поменять ничего нельзя, т.к. рыба гниет с головы.
И вот я увидел человека, который вслух озвучивает все эти проблемы и не боится. Он не инженер, но разговаривает с нами на одном языке.
У меня двое детей, я уже около 8-и лет работаю с гос. проектами в компании, 3 года преподаю в университете на кафедре информатики. Я не понимаю куда отдавать детей учится, когда наступит время. Меня тоже огорчает все это.
Я понимаю что кроме нас самих никто ничего не изменит. Назовите это криком души если хотите.Falseclock
08.03.2017 17:59Оцифровка книг и переводы текстов между тремя государственными языками
а вот здесь вот поподробнее пожалуйстаc0rp
08.03.2017 20:09Речь была о том, что у государства не хватает денег на закупку книг в школы и университеты. Плюс к этому, некоторые важные книги есть только на одном из трех языков. Как я понял, задача звучала так: «начните делать исследования/решения в области распознавания текста и перевода текста. Мы поддержим грантами».
Ну или к примеру, сейчас многие юридические и внутренние документы переводятся с русского на казахский. Часто переводят отвратительно, нужно перепроверять. Рождается задача: написать детектор «отвратительного делового казахского»Falseclock
08.03.2017 20:28а что за третий государственный язык?
mres
09.03.2017 08:06В системе образования хотят, чтобы учили 3 языка: Русский, Казахский, Английский
kornel
09.03.2017 12:29Не совсем так. В младшей школе выпускаются учебники на трех языках. Само собой, казахский, русский. А третий — не английский, до этого еще очень далеко, а уйгурский.
Falseclock
09.03.2017 14:21Усков зарегался на сайте 6 лет назад и это его первый комментарий?
Черт побери, а тема то работает, народ повылазил…
3aicheg
Блог страны Казахстан?
c0rp
Хорошая попытка