Лучше всего про космонавта расскажут его полёты. О них и поговорим сегодня.
Первый спутник
Георгий Гречко родился в Ленинграде 25 мая 1931 года. Его отец был младшим научным сотрудником, а мать — главным инженером завода. Как и Юрий Гагарин, в годы войны Гречко жил на оккупированной территории около двух лет — родители отправили его к бабушке на Украину перед наступлением немцев.
В 1943 году, после прорыва блокадного кольца Ленинграда, он вернулся в город.
В 1955 году Гречко закончил Ленинградский ордена Красного Знамени военно-механический институт (ныне БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова) по специальности инженера-механика и поступил на работу инженером в ОКБ-1. В 1957 году он принимал участие в запуске Первого спутника.
4 октября 1957 года с Байконура стартовала ракета-носитель Р-7 с спутником ПС-1, 83,6-килограммовым шаром диаметром 58 сантиметров. Запуск «Простейшего Спутника-1» потребовал огромного труда сотрудников ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королёва. Инженер Гречко отвечал за расчёт траектории выхода аппарата на орбиту.
До распространения компьютеров непосредственно математические расчёты делали люди. В ОКБ-1 в две смены работали расчётчицы с электромеханическими арифмометрами, с девяти утра и до полуночи они выполняли роль компьютера. В процессе подготовки Гречко выяснил, что расчётчицы пользуются для решения тригонометрических функций таблицами Брадиса с четырьмя знаками, а на правильность расчёта в траектории в районе выведения влияет именно четвёртый знак, на котором в этих таблицах приходится округление. Поэтому инженер принёс таблицы Хренова с восемью знаками после запятой и заставил «девочек» помучиться. Ближе к концу подготовки к пуску на смену расчётчицам пришла Большая электрическая счётная машина.
Запуск «Простейшего Спутника» прошёл успешно, пошатнув в США иллюзию того, что непосредственный противник — технологически отсталая страна. Это была одна из побед в космической гонке.
Пуск Р-7 со спутником «ПС-1»
Новость о Первом спутнике в «Правде»
Новость о спутнике в New York Times
Гражданский космонавт
В отличие от членов Первого отряда, Гречко не был военным лётчиком-истребителем. Он стал одним из первых гражданских космонавтов, отбор которых начали в 1965 году из инженеров ОКБ-1. Тогда их начали приглашать небольшими группами на обследование. Борьбу за гражданских в космосе начал Сергей Королёв, тренировались они, маскируясь под футбльную команду, а сам отряд был сформирован только после смерти Сергея Павловича.
Первый космический корабль управлялся автоматикой. Юрий Гагарин мог взять на себя управление в случае необходимости и успешно завершить миссию. Но кто, кроме лётчиков-истребителей, может управлять сложнейшей техникой? Инженеры, которые эти самые корабли строили. Поэтому из нихсформировали новый отряд. Военные сперва невзлюбили новых коллег, но затем смирились. Лётчиков и гражданских стали отправлять в космос парами.
Так и было в первом полёте Гречко: командиром корабля был Алексей Губарев, руководивший эскадрильей 855-го отдельного минно-торпедного авиаполка ВВС Черноморского флота.
Гречко чуть не упустил свой шанс. Сергей Королёв собрал молодых сотрудников и сказал, что у них есть шанс стать космонавтами. Главное — пройти медкомиссию и сказать, зачем им это нужно. В этот момент Георгий Гречко смотрел в кино «Последний дюйм» на детском сеансе.
И первого полёта Георгия могло не состояться, потому что он, как и Павел Беляев, сломал ногу при прыжке с парашютом. Ему помог Владимир Комаров: «Нога у него зарастёт, а голова у него хорошая». Гречко на костылях вернулся в Звёздный городок.
«Союз-17»
В конце 1974 года СССР вывел на орбиту станцию "Салют-4". 11 января 1975 года к станции отправился корабль «Союз-17» с экипажем в составе командира Алексея Губарева и бортинженера Георгия Гречко. Для обоих космонавтов это был первый полёт. Но Гречко был одним из самых подготовленных космонавтов, потому что ждал его десять лет.
Полёт продлился 29 суток 13 часов 20 минут. Космонавты исследовали Солнце, планеты и звезды, изучали природу солнечных активных процессов и различных объектов в областях спектра, недоступных для наземной аппаратуры, изучали земную поверхность и атмосферу. Среди медико-биологических экспериментов были обследование состояния организма человека при дозированной физической нагрузке.
На «Салюте-4» было около двух тонн научной аппаратуры. По прибытию на станцию космонавты заметили, что солнечный телескоп «ОСТ-1», разработанный Крымской астрофизической обсерваторией, не работает — основное зеркало было повреждено прямыми солнечными лучами из-за отказа системы наведения. Гречко занялся ремонтом за счёт времени на еду и на сон, получил выговор, но всё-таки починил аппаратуру: «Я использовал для этого даже медицинское оборудование. Получается — я его не починил, а вылечил».
9 февраля 1975 года экипаж возвращался на Землю. «Когда подошло время раскрытия парашюта, он не раскрылся. Прошли те секунды, чтобы раскрылся второй. И второй не раскрылся. Третьего парашюта нет, привода нет, значит, жить осталось несколько… Пять минут, три минуты. Это очень страшно. Умирать страшно,» – рассказывал космонавт. В экстремальной ситуации вместо того, чтобы кричать «Мама!» или материться, он сказал сам себе: «Ты космонавт-испытатель. Осталось несколько минут жизни. Ты должен попытаться найти, почему, что сломалось, что не работает, какой отказ в корабле». Гречко стал искать причину и сообщать обо всех показаниях приборов на Землю.
К счастью, парашют раскрылся. И как парус заставил корабль несколько раз отскочить от поверхности и пролететь какое-то расстояние вдоль земли: «Когда нас вытащили из корабля и несли в вертолёт, я посмотрел, такие выбоины были в мёрзлой целинной земле». Гречко рассказывал потом, что на слова Губарева «Ни хрена себе мягкая посадка» ответил: «Мягкой она называется только потому, что мы получаем очень твердые удары по мягкому месту»».
Видеосвязь с «Салютом-4»
Съёмка с «Салюта-4»
«Союз-26»
В 1977 году на орбиту запустили долговременную станцию "Салют-6", более просторную и приспособленную для жизни и работы космонавтов, чем «Салют-4».
Корабль "Союза-25" с первым экипажем станции на борту не смог пристыковаться к переднему стыковочному узлу. Владимир Ковалёнок и Валерий Рюмин вернулись на Землю, и следующему экипажу предстояло выяснить, в чём заключена проблема, и устранить неисправность.
10 декабря 1977 года с Байконура стартовал корабль "Союз-26". Командиром корабля был Юрий Романенко, бортинженером – Георгий Гречко. Это была первая основная экспедиция научной станции. Для обследования переднего стыковочного узла станции Романенко и Гречко вышли в открытый космос. Выход продлился 1 час 28 минут, стыковочный узел оказался в порядке.
Впервые космонавты использовали систему, фиксирующую ноги космонавтов для работы вне станции – «якорь». Выход они осуществляли из стыковочного узла, не оснащённого поручнями. Гречко и Романенко укрепили у люка мягкие зацепы.
Пока Георгий Гречко был в космосе, умер его отец. ЦУП решил не сообщать об этом космонавту. По словами Владимира Джанибекова, Гречко сам задал ему прямой вопрос. Георгию это приснилось. История с некоторым налётом мистики или же совпадение.
16 мая 1978 года, после 96 суток 10 часов на станции, Георгий Гречко и Юрий Романенко вернулись на Землю на корабле «Союз-27». На тот момент это был рекордный срок пребывания на станции.
«Союз Т-14»
Свой третий полёт в космос Георгий Гречко совершил в зрелом возрасте – в 1985 году ему было 54 года. В течение 13 лет он держал возрастной рекорд, пока в 1998 году его не превзошёл Валерий Рюмин.
«Союз Т-14» отправился 17 сетября 1985 года к станции «Салют-7». Командиром корабля был Владимир Васютин, космонавтом-исследователем – Александр Волков, а Гречко в третий раз стал бортинженером. Полёт продлился несколько дней, и Гречко с Владимиром Джанибековым вернулись на Землю на корабле «Союз Т-13» 26 сентября 1985 года.
После этой экспедиции космонавта чуть не выгнали из отряда. Он самовольно остановил на несколько минут двигатели корабля «Союз Т-13». Из ЦУПа требовали прекратить безобразие, но он не обращал внимания. «Ты больше не космонавт!» – кричал оператор.
На тот момент не было ни одной фотографии станции на фоне Земли — только на фоне черноты космоса. Художники создавали коллажи и рисовали станцию. Гречко решил это исправить, увидел нужный ракурс, рассчитал, что корабль и станция не столкнутся, и отснял плёнки. Генеральный конструктор станции на Земле попросил космонавта подписать фотографии его детища на фоне голубой планеты. Гречко сказал «Меня за этот снимок выгоняют из космонавтов». «Нет, нет, этого не будет», — поддержал его генеральный.
Экипаж корабля «Союз Т-14». Слева направо: Георгий Гречко, Александр Волков, Владимир Васютин
Георгий Гречко был космонавтом. Каждый из этих людей способен в экстремальной ситуации творить героических вещи, служить науке и освоению космоса до последнего. Гречко был инженером, а не военным, и ставил науку выше подчинения приказам.
Комментарии (19)
pnetmon
10.04.2017 22:23+2Цветное фото с текстом Съёмка с «Салюта-4»
Это наземный макет и прикол фотографа с большей выдержкой — http://www.kosmonavtika.com/vaisseaux/dos/missions/saliout4eo01/photos/photos.html
olgerdovich
11.04.2017 02:56+5В экстремальной ситуации вместо того, чтобы кричать «Мама!» или материться, он сказал сам себе: «Ты космонавт-испытатель. Осталось несколько минут жизни. Ты должен попытаться найти, почему, что сломалось, что не работает, какой отказ в корабле». Гречко стал искать причину и сообщать обо всех показаниях приборов на Землю.
напомнило фрагмент статьи Википедии о катастрофе пассажирского Ту-104 ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_%D0%A2%D1%83-104_%D0%B2_%D0%92%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%D0%B5 )
На высоте 2000 м экипажу удалось сделать траекторию снижения немного более пологой.
(хотя были катастрофы по иным причинам)
В возникшей ситуации экипаж сделал всё возможное для спасения самолёта, но нехватка хода руля высоты не позволила вывести машину в горизонтальный полёт. Даже тогда, когда стало понятно, что самолёт обречён, командир экипажа Гарольд Кузнецов продолжал без паники, чётко комментировать всё происходящее и приказал бортрадисту транслировать его слова на землю. <...> Переданная экипажем информация (при отсутствии бортового параметрического регистратора) позволила внести изменения в конструкцию самолёта <...> В дальнейшем случаев, подобных данной катастрофе, с самолётами Ту-104 не происходило
1958 год, спутник уже вышел на орбиту, Гагарин еще нет, и даже собаки Белка и Стрелка еще не успели вернуться оттуда.
Bedal
11.04.2017 08:28Вот только «популяризатор науки» — это вы зря… Скорее наоборот, увы.
kostus1974
12.04.2017 06:52а что с этим не так?
Bedal
12.04.2017 09:11+1да как-то всё. Его явно «осень патриарха» настигла, когда ради сохранения привычной популярности готов нести всякую… он и нёс. А чего-то, что можно было бы назвать именно популяризацией науки, у него вовсе и не было. Популяризация космонавтики личным, очень привлекательным, образом — была. Но это не одно и то же ведь.
kostus1974
12.04.2017 16:17это вы про что? про то, что его любили вставлять в свои «передачи про нло» «авторы» с тв-3? даже там он всегда был здоровым, нормальным «скептиком». точнее, он там не был никем: эти люди просто брали кадры с его высказываниями, но отрезали «лишнее». если вы про это.
он был хорошим человеком: очень умным, очень симпатичным. он был космонавтом! это был пример для молодых людей. Хороший личный пример — лучший способ популяризации чего бы то ни было. Разве нет?
journeym
12.04.2017 11:11Земля пухом.
З.Ы. одного меня «где провел 134 суток» в ступор вводит?
Моему глазу было бы приятнее построение «где провёл БОЛЕЕ 134 суток».
spaceoberon
12.04.2017 11:29Гречко был одним из моих кумиров в детстве. Его популяризаторская деятельность во многом повлияла на мое увлечение астрономией. В космонавты я, увы, с детства не годился в силу полученных серьезных травм. А вот соорудить свой телескоп и сидеть ночами на балконе… Светлый был человек, добрый и человечный. Земля ему пухом…
spaceoberon
12.04.2017 11:31Есть вопрос по статье. Там написано, что первый спутник был диаметром 58 см и весом 83,6 кг. Это не опечатка? Что можно засунуть в 58 см, чтобы оно весило 83,6 кг? Конечно, набить сферу золотом или трансурановыми… Но, вроде, в первом спутнике такого не было. Проясните, пожалуйста.
wormball
12.04.2017 20:25+1Меня больше интересует, что это за золото, что сфера объёмом 102,16040430453528 литра, им наполненная, весит 83,6 кг. Видимо, это т. н. ночное золото.
Rumlin
Когда-то всех космонавтов знали все, а издательства выпускали наборы открыток.
Kinzaza
Звездная память космическому человеку!