Когда говорят «институты развития России», чаще всего подразумевают, что в нормальных странах они не нужны. Что города и агломерации развивает «невидимая рука рынка», что отрасли создаются и формируются самостоятельно. Мировой опыт показывает, что это так не работает. Страны с сильной экономикой вроде Великобритании, Аргентины, Китая возлагают на институты развития обязанности по преобразованию депрессивных и неразвитых зон в пространства для людей и бизнеса.
Давайте рассмотрим стадии эволюции городов и несколько кейсов редевелопмента с участием институтов развития.
Шэньчжэнь, Китай
Начнём с теоретической составляющей: с эволюции городов. На города сегодня приходится 80% внутреннего валового продукта. Одна из причин — более низкие транзакционные издержки. То есть в городах ниже издержки, которые относятся не к производству продукции непосредственно, а с сопутствующими этому производству косвенными затратами на сбор и поиск всей необходимой для деятельности информации, заключение различных сделок, контрактов, договоров и пр. Второй важный компонент «успешности» городов: концентрация более качественного человеческого капитала. Именно города являются драйверами развития мировой экономики.
Города проходят определённые стадии эволюции:
Город 1.0 — это город-механизм, который воспринимался как инструмент для проживания и работы людей. По этому принципу в первой половине XX века предлагал с ним работать французский архитектор Ле Корбюзье. В своих концепциях реконструкции Парижа, Москвы и других городов он опирался на следующую структуру: в центре города располагаются высокие (60 этажей) административные здания; их окружают парки и жилые дома. В 1930 году он предложил новую концепцию «Лучезарного города», в котором выделял отдельные пространства для зоны тяжелой промышленности, складов, легкой промышленности, парковую, жилую, транспортную, деловую и другие.
Индустриализация логично привела к ухудшению экологического состояния всех крупных городов. Появились активисты, которые хотели изменить складывающееся положение вещей. Одним из них стала канадско-американская писательница, теоретик городского планирования и одна из основоположниц движения нового урбанизма Джейн Джекобс. В книге «Смерть и жизнь больших американских городов» (1961 год) она описала основные принципы экономического функционирования городов и ввела принцип городского импортозамещения. Она сформулировала аргументы против городского планирования, руководствующегося абстрактными идеями. Город не может игнорировать повседневную жизнь своих жителей, он должен быть живым, разнообразным. Он должен быть основан на спонтанном порядке и различных механизмах саморегулирования. Эту концепцию города можно назвать «гуманистической» и отнести к Городу 2.0.
Следующей стадией эволюции города становится Город 3.0. Мы говорим о развитой гражданской инициативе, о глобальном образовании, мультикультурности, международной коммуникации. Город становится центром знаний и технологий, а роль промышленности в нём снижается. Например, в Лондоне всего 2% валового регионального продукта занимает промышленность. На первый план выходят финансовые рынки и экономика знаний.
Можно ли перейти сразу на третью стадию, перемахнув через вторую или даже через первую? Как можно превратить маленькую деревушку в агломерацию с населением в 10 миллионов человек? Какие организации необходимы, чтобы развивать города?
Остановимся на понятии "редевелопмент": это один из наиболее эффективных способов перепрофилирования (переназначения) невостребованных в существующем состоянии объектов недвижимости или нерационально используемых территорий. Редевелопмент городов и других территорий может происходить по-разному. Возможно создание центров промышленности, музейных кластеров, деловых, туристических, транспортных, событийных и образовательных кластеров.
В конце XX веке прибрежная территория южной части испанской Барселоны была занята железнодорожной линией, промзоной и старым рыбным рынком. В XIX веке этот район был эпицентром промышленной революции. Сегодня подобные территории называют «ржавым поясом». За счёт промышленных объектов, которые могут уже не функционировать, увеличивается площадь городов, снижается эффективность транспортной инфраструктуры.
Деньги на проект по реконструкции прибрежной территории, запущенный в 1990 году, выдала частно-государственная корпорация Nova Icaria Societat Anonima. На первом этапе инвестиции составили 1,1 млрд евро. Из них 40% предоставила муниципальная девелоперская компания, 40% вложили частные девелоперские компании, и 20% — банки.
Результатом стали 18 га пляжей общей длиной в 4 километра, 50 га парков, прогулочный бульвар шириной 30 метров, 700 яхтенных причалов, две многофункциональные башни высотой 100 метров и 2000 квартир, а также клубы, рестораны, кафе и гостиницы.
На берегу залива Ла-Плата в Буэнос-Айресе находится район Пуэрто-Мадеро. Его расположение определило назначение района: здесь в 1882 году правительство Аргентины заключило контракт с предпринимателем Эдуардо Мадеро на строительство порта. Строительство началось в 1887-м и было закончено в 1897 году. Это был дорогостоящий проект, ставший одним из важнейших инженерных достижений своего времени. Но, к сожалению, появление более крупных грузовых судов привело к устареванию порта уже через 10 лет после завершения строительства.
В Буэнос-Айресе в 1926 году построили новый порт. Порт в заливе стал лишним и продолжил функционировать в качестве вспомогательного сооружения. Территорию вокруг порта заняли склады и пустыри. Пуэрто-Мадеро стал одним из главных криминогенных районов города, его оставалось либо сносить, либо кардинально перестраивать. Стоит отметить, что район Пуэрто-Мадера территориально находится в самом центре Буэнос-Айреса.
В 1989 году Национальное правительство Аргентины и Правительство Автономного города Буэнос-Айрэс инвестировали в «Корпорацию Старый Пуэрто-Мадеро» («Corporacion Antiguo Puerto Madero»). Правительство города определяло стратегию института городского развития, а в его собственность перешло управление территорией в 170 га. Конец 1980-х и начало 1990-х для Аргентины было весьма сложным временем: произошёл дефолт, ВВП за несколько лет упал на 30%. В этих условиях институт развития привлёк 2,5 миллиарда долларов частных инвестиций и превратил депрессивную криминогенную зону в бизнес- и туристический центр.
В 1965 году из Лондонского и частей других близлежащих графств была сформирована новая административная единица — Большой Лондон. Сегодня в Большом Лондоне работают два института развития, один из которых — специальная корпорация London Legacy Development Corporation. Она занимается развитием Олимпийского парка и прилегающих территорий.
В процессе работы London Legacy Development Corporation удалось привлечь внешние инвестиции и сбалансировать различные типы недвижимости, сохранив при этом культурную составляющую.
Нужно отметить, зачем в принципе городу была нужна эта корпорация. В Лондоне полномочия и финансовых ресурсов не сосредоточены в руках центрального правительства. Они разделены между административными единицами районного уровня — «боро» (London borough). Чтобы управлять проектом на территории нескольких боро одновременно нужна структура, которая координирует деятельность этих единиц и занимается привлечением внешних средств. В данном случае территория площадью 480 га охватила части четырёх боро. Годовой бюджет проекта составляет 127 миллионов фунтов — около 170 млн американских долларов.
80% средств в институт развития вложила Администрация Большого Лондона, собственные средства корпорации составили 10%, частные инвесторы добавили еще 10%. Целью работы института развития было строительство Олимпийского парка и обеспечение его дальнейшего функционирования — чтобы он не превратился в заброшенную территорию, что иногда случается с подобными объектами.
В 1995 году в Пекине для координации деятельности 170 государственных унитарных предприятий была создана Beijing Capital Group. Основной целью было создать управляющую компанию, которая могла бы повысить эффективность ГУПов и привлечь в них сторонние инвестиции. Ведь одно дело — вытачивать на заводе детали, совсем другое — продавать их, и уже третье — привлекать инвестиции на новые разработки и расширение производства.
Институт развития работает в четырёх направлениях:
Каждое из ключевых направлений выделено в отдельный бизнес. За окружающую среду отвечает Beijing Capital Co., котирующийся на Шанхайской фондовой бирже, за транспортную составляющую — Beijing Subway.
Активы Beijing Capital Group с 2003 года выросли в 30 раз — с 1,3 миллиарда американских долларов в 2013 году до 30 миллиардов в 2015. Среди источников привлечения инвестиций — размещение облигаций, займы от других институтов развития, IPO дочерних компаний, продажа долей в компаниях крупным инвестиционным фондам. В 2015 году группа разместила облигации на 600 млн долларов, привлекла займ от Азиатского Банка Развития на 300 млн, провела IPO дочерней компании Beijing Capital Land на 122 млн, и продала американскому фонду KKR за 191 млн долларов долю в другой дочерней компании-девелопере capital Juda.
Этот институт развития играет сегодня доминирующую роль в развитии Пекина его инфраструктуры, а также развивает в целом регион Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй.
В 1980 году Шэньчжэнь был небольшой деревней. Сегодня это специальная экономическая зона, агломерация с населением в 11 миллионов человек, растущим каждый год на 9% ВВП, составляющим сейчас около 300 миллиардов долларов. Но самое интересное, что здесь регистрируются половина всех патентов всего Китая. Развитием региона занимается China Development Institute.
При работе института развития в Китае открыли 11 зон свободной торговли. Миссия этих зон — создание экспериментальных площадок и территорий для центров разработок для зоны Азиатско-Тихоокеанского региона, и одновременно они должны стать международными хабами для торговли. Каждая из зон может специализироваться на конкретных услугах — финансовых, логистики, информационных.
На общенациональном и местном уровнях институт развития:
По сути, институт развития делает максимально удобным ведение бизнеса на территории зон свободной торговли. Это касается не только документооборота, но и застройки и редевелопмента территорий, механизма распределения земельных участков и законодательной базы, включая права на интеллектуальную собственность и их защиту.
Недалеко Шэньчжэня находится Foxconn, где собирают продукцию Apple, Microsoft, Sony и многих других крупных компаний. Недавно фабрика заменила 90% сотрудников роботами и получила прирост производительности в 250%.
А теперь в цифрах: в находящейся внутри Шэньчженя специальной торговой зоны Qianhai & Shekou за 2016 год было зарегистрирована 120 000 организаций, около 50 000 начали бизнес, из них 170 были проинвестированы и созданы компаниями из списка Global 500. Иностранные инвестиции достигли 50 миллиардов американских долларов — выросли на 80% относительно 2015 года.
Часть примеров редевелопмента была сосредоточена вокруг «ржавых поясов». Заводы, фабрики, порты, оставшиеся со времён индустриализации, увеличивают площадь города. Неконтролируемая застройка этих зон складами, рынками, появление трущоб приводит к созданию криминогенных районов, пустырей, и снижает эффективность логистики. Проще говоря, людям, которые здесь живут, сложно добраться до работы в другой части города. Способ решения этих проблем — создание новой концепции и кардинальная перестройка районов.
В данном случае институты развития являются эффективным инструментом. Специально создаваемые организации аккумулируют экспертизу и компетенции, необходимые для разработки планов развития и их воплощения в реальность, а также привлечения инвестиций на эти работы.
Продолжение следует: в следующей статье подробнее поговорим о других примерах «ржавых поясов» в России и мире и о борьбе с этим фактором.
Давайте рассмотрим стадии эволюции городов и несколько кейсов редевелопмента с участием институтов развития.
Шэньчжэнь, Китай
Начнём с теоретической составляющей: с эволюции городов. На города сегодня приходится 80% внутреннего валового продукта. Одна из причин — более низкие транзакционные издержки. То есть в городах ниже издержки, которые относятся не к производству продукции непосредственно, а с сопутствующими этому производству косвенными затратами на сбор и поиск всей необходимой для деятельности информации, заключение различных сделок, контрактов, договоров и пр. Второй важный компонент «успешности» городов: концентрация более качественного человеческого капитала. Именно города являются драйверами развития мировой экономики.
Города проходят определённые стадии эволюции:
- Город 1.0 – скорее индустриальный город, в котором развита промышленность, размещены крупные предприятия.
- Города 2.0 — город переходит в большей степени к сфере услуг, развитию малого среднего бизнеса.
- Город 3.0 – это пост-индустриальной город, который является центром образования, центром технологии, центром знаний.
Город 1.0 — это город-механизм, который воспринимался как инструмент для проживания и работы людей. По этому принципу в первой половине XX века предлагал с ним работать французский архитектор Ле Корбюзье. В своих концепциях реконструкции Парижа, Москвы и других городов он опирался на следующую структуру: в центре города располагаются высокие (60 этажей) административные здания; их окружают парки и жилые дома. В 1930 году он предложил новую концепцию «Лучезарного города», в котором выделял отдельные пространства для зоны тяжелой промышленности, складов, легкой промышленности, парковую, жилую, транспортную, деловую и другие.
Индустриализация логично привела к ухудшению экологического состояния всех крупных городов. Появились активисты, которые хотели изменить складывающееся положение вещей. Одним из них стала канадско-американская писательница, теоретик городского планирования и одна из основоположниц движения нового урбанизма Джейн Джекобс. В книге «Смерть и жизнь больших американских городов» (1961 год) она описала основные принципы экономического функционирования городов и ввела принцип городского импортозамещения. Она сформулировала аргументы против городского планирования, руководствующегося абстрактными идеями. Город не может игнорировать повседневную жизнь своих жителей, он должен быть живым, разнообразным. Он должен быть основан на спонтанном порядке и различных механизмах саморегулирования. Эту концепцию города можно назвать «гуманистической» и отнести к Городу 2.0.
Следующей стадией эволюции города становится Город 3.0. Мы говорим о развитой гражданской инициативе, о глобальном образовании, мультикультурности, международной коммуникации. Город становится центром знаний и технологий, а роль промышленности в нём снижается. Например, в Лондоне всего 2% валового регионального продукта занимает промышленность. На первый план выходят финансовые рынки и экономика знаний.
Можно ли перейти сразу на третью стадию, перемахнув через вторую или даже через первую? Как можно превратить маленькую деревушку в агломерацию с населением в 10 миллионов человек? Какие организации необходимы, чтобы развивать города?
Остановимся на понятии "редевелопмент": это один из наиболее эффективных способов перепрофилирования (переназначения) невостребованных в существующем состоянии объектов недвижимости или нерационально используемых территорий. Редевелопмент городов и других территорий может происходить по-разному. Возможно создание центров промышленности, музейных кластеров, деловых, туристических, транспортных, событийных и образовательных кластеров.
Барселона (Испания)
В конце XX веке прибрежная территория южной части испанской Барселоны была занята железнодорожной линией, промзоной и старым рыбным рынком. В XIX веке этот район был эпицентром промышленной революции. Сегодня подобные территории называют «ржавым поясом». За счёт промышленных объектов, которые могут уже не функционировать, увеличивается площадь городов, снижается эффективность транспортной инфраструктуры.
Деньги на проект по реконструкции прибрежной территории, запущенный в 1990 году, выдала частно-государственная корпорация Nova Icaria Societat Anonima. На первом этапе инвестиции составили 1,1 млрд евро. Из них 40% предоставила муниципальная девелоперская компания, 40% вложили частные девелоперские компании, и 20% — банки.
Результатом стали 18 га пляжей общей длиной в 4 километра, 50 га парков, прогулочный бульвар шириной 30 метров, 700 яхтенных причалов, две многофункциональные башни высотой 100 метров и 2000 квартир, а также клубы, рестораны, кафе и гостиницы.
Буэнос-Айрес (Аргентина)
На берегу залива Ла-Плата в Буэнос-Айресе находится район Пуэрто-Мадеро. Его расположение определило назначение района: здесь в 1882 году правительство Аргентины заключило контракт с предпринимателем Эдуардо Мадеро на строительство порта. Строительство началось в 1887-м и было закончено в 1897 году. Это был дорогостоящий проект, ставший одним из важнейших инженерных достижений своего времени. Но, к сожалению, появление более крупных грузовых судов привело к устареванию порта уже через 10 лет после завершения строительства.
В Буэнос-Айресе в 1926 году построили новый порт. Порт в заливе стал лишним и продолжил функционировать в качестве вспомогательного сооружения. Территорию вокруг порта заняли склады и пустыри. Пуэрто-Мадеро стал одним из главных криминогенных районов города, его оставалось либо сносить, либо кардинально перестраивать. Стоит отметить, что район Пуэрто-Мадера территориально находится в самом центре Буэнос-Айреса.
В 1989 году Национальное правительство Аргентины и Правительство Автономного города Буэнос-Айрэс инвестировали в «Корпорацию Старый Пуэрто-Мадеро» («Corporacion Antiguo Puerto Madero»). Правительство города определяло стратегию института городского развития, а в его собственность перешло управление территорией в 170 га. Конец 1980-х и начало 1990-х для Аргентины было весьма сложным временем: произошёл дефолт, ВВП за несколько лет упал на 30%. В этих условиях институт развития привлёк 2,5 миллиарда долларов частных инвестиций и превратил депрессивную криминогенную зону в бизнес- и туристический центр.
Большой Лондон (Великобритания)
В 1965 году из Лондонского и частей других близлежащих графств была сформирована новая административная единица — Большой Лондон. Сегодня в Большом Лондоне работают два института развития, один из которых — специальная корпорация London Legacy Development Corporation. Она занимается развитием Олимпийского парка и прилегающих территорий.
В процессе работы London Legacy Development Corporation удалось привлечь внешние инвестиции и сбалансировать различные типы недвижимости, сохранив при этом культурную составляющую.
Нужно отметить, зачем в принципе городу была нужна эта корпорация. В Лондоне полномочия и финансовых ресурсов не сосредоточены в руках центрального правительства. Они разделены между административными единицами районного уровня — «боро» (London borough). Чтобы управлять проектом на территории нескольких боро одновременно нужна структура, которая координирует деятельность этих единиц и занимается привлечением внешних средств. В данном случае территория площадью 480 га охватила части четырёх боро. Годовой бюджет проекта составляет 127 миллионов фунтов — около 170 млн американских долларов.
80% средств в институт развития вложила Администрация Большого Лондона, собственные средства корпорации составили 10%, частные инвесторы добавили еще 10%. Целью работы института развития было строительство Олимпийского парка и обеспечение его дальнейшего функционирования — чтобы он не превратился в заброшенную территорию, что иногда случается с подобными объектами.
Пекин (Китай)
В 1995 году в Пекине для координации деятельности 170 государственных унитарных предприятий была создана Beijing Capital Group. Основной целью было создать управляющую компанию, которая могла бы повысить эффективность ГУПов и привлечь в них сторонние инвестиции. Ведь одно дело — вытачивать на заводе детали, совсем другое — продавать их, и уже третье — привлекать инвестиции на новые разработки и расширение производства.
Институт развития работает в четырёх направлениях:
- Защита окружающей среды, включая работу с водой, твёрдыми отходами, загрязнением воздуха, разработку технологий защиты.
- Инфраструктура, в том числе дороги, железнодорожные и подземные транспортные линии.
- Недвижимость, строительство и продажа.
- Финансовые сервисы, фонды.
Каждое из ключевых направлений выделено в отдельный бизнес. За окружающую среду отвечает Beijing Capital Co., котирующийся на Шанхайской фондовой бирже, за транспортную составляющую — Beijing Subway.
Активы Beijing Capital Group с 2003 года выросли в 30 раз — с 1,3 миллиарда американских долларов в 2013 году до 30 миллиардов в 2015. Среди источников привлечения инвестиций — размещение облигаций, займы от других институтов развития, IPO дочерних компаний, продажа долей в компаниях крупным инвестиционным фондам. В 2015 году группа разместила облигации на 600 млн долларов, привлекла займ от Азиатского Банка Развития на 300 млн, провела IPO дочерней компании Beijing Capital Land на 122 млн, и продала американскому фонду KKR за 191 млн долларов долю в другой дочерней компании-девелопере capital Juda.
Этот институт развития играет сегодня доминирующую роль в развитии Пекина его инфраструктуры, а также развивает в целом регион Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй.
Шэньчжэнь (Китай)
В 1980 году Шэньчжэнь был небольшой деревней. Сегодня это специальная экономическая зона, агломерация с населением в 11 миллионов человек, растущим каждый год на 9% ВВП, составляющим сейчас около 300 миллиардов долларов. Но самое интересное, что здесь регистрируются половина всех патентов всего Китая. Развитием региона занимается China Development Institute.
При работе института развития в Китае открыли 11 зон свободной торговли. Миссия этих зон — создание экспериментальных площадок и территорий для центров разработок для зоны Азиатско-Тихоокеанского региона, и одновременно они должны стать международными хабами для торговли. Каждая из зон может специализироваться на конкретных услугах — финансовых, логистики, информационных.
На общенациональном и местном уровнях институт развития:
- Реализует систему собственной регистрации.
- Разрабатывает меры политики и правил для финансовых и налоговых услуг.
- Проводит на местном уровне административные реформы для предоставления услуг по принципу одного окна и использования интеллектуальных услуг взимания и учёта налогов и иных платежей.
По сути, институт развития делает максимально удобным ведение бизнеса на территории зон свободной торговли. Это касается не только документооборота, но и застройки и редевелопмента территорий, механизма распределения земельных участков и законодательной базы, включая права на интеллектуальную собственность и их защиту.
Недалеко Шэньчжэня находится Foxconn, где собирают продукцию Apple, Microsoft, Sony и многих других крупных компаний. Недавно фабрика заменила 90% сотрудников роботами и получила прирост производительности в 250%.
А теперь в цифрах: в находящейся внутри Шэньчженя специальной торговой зоны Qianhai & Shekou за 2016 год было зарегистрирована 120 000 организаций, около 50 000 начали бизнес, из них 170 были проинвестированы и созданы компаниями из списка Global 500. Иностранные инвестиции достигли 50 миллиардов американских долларов — выросли на 80% относительно 2015 года.
«Ржавый пояс»
Часть примеров редевелопмента была сосредоточена вокруг «ржавых поясов». Заводы, фабрики, порты, оставшиеся со времён индустриализации, увеличивают площадь города. Неконтролируемая застройка этих зон складами, рынками, появление трущоб приводит к созданию криминогенных районов, пустырей, и снижает эффективность логистики. Проще говоря, людям, которые здесь живут, сложно добраться до работы в другой части города. Способ решения этих проблем — создание новой концепции и кардинальная перестройка районов.
В данном случае институты развития являются эффективным инструментом. Специально создаваемые организации аккумулируют экспертизу и компетенции, необходимые для разработки планов развития и их воплощения в реальность, а также привлечения инвестиций на эти работы.
Продолжение следует: в следующей статье подробнее поговорим о других примерах «ржавых поясов» в России и мире и о борьбе с этим фактором.
Поделиться с друзьями
lgorSL
Кстати, а какой размер города можно считать оптимальным с Вашей точки зрения? По-идее, размер должен быть достаточным, чтобы в городе хотя бы в единственном экземпляре были кинотеатры, торговые центры и т.п., а так же рабочие места. Но при этом в излишне большом городе начинают расти транспортные издержки — нужно всё больше дорог и общественного транспорта, люди тратят всё больше времени на перемещение по городу. 10 миллионов населения — как-то очень много, в России таких городов не больше 15 будет.
Мне кажется, оптимальным можно считать город с населением 200-500 тыс. человек.
Rikkitik
В литературе мне многократно встречалась цифра около 300 тыс. чел. Проблема в том, что затормозить рост города при надичии потенциала для дальнейшего роста практически невозможно. А после 400 тысяч система обретает очень большую инерцию и становится слабоуправляемой. Скорость роста города прямо пропорциональна его величине и рангу во всей системе расселения страны. Можете ради интереса провести эксперимент: найдите список городов какой-нибудь страны, например, в Википедии, скопируйте таблицу в Эксель и постройте график. Получите ветвь гиперболы — или прямую в логарифмической шкале.
Ruslikk
Если скорость роста города пропорциональна численности населения этого города, то надо показать график зависимости скорости роста города от числа его жителей.
А зачем нам график с каким-то «рангом города»? Это лишняя сущность тут.
lash05
Areso
"Since 1986"
SerJ_82
Во, только выделил этот кусок, так меня уже опередили)))
Дико раздражают эти неуемные американизмы по случаю и без… Так видимо умнее выглядит.
Wizard_of_light
«Моп-менеджер в клининговой компании» (с)
vershinin
Пост-индустриальность, экономика знаний, и всё вот это бесспорно хорошо, но кто производить материальные блага будет? Кто будет работать на фабриках, и как эти люди будут до них добираться? Или одни города будут для экономики знаний, а другие будут городами версии 1.0?
Я пока вижу в этом некое лицемерие, потому что производство вынесено в страны третьего и второго мира, и мы можем постоянно болтать о экономике с новым укладом, пока производство сосредоточено в других местах, а там хоть трава не расти. Зато у нас будут города будущего.
А вот если рядом с городом строить производственные мощности, то задача будет выглядеть совсем по другому. И для решения её требуются совсем другие усилия.
Ruslikk
Да, именно так. Пока что реальность такова, что одни города, типа Цюриха или тем более города Цуг (это рядом с Цюрихом), это города для экономики знаний. Попробуйте устроить там сталеплавильный завод.
Фраза «Зато у нас будут города будущего» непонятна, уточните, у нас это где? Если про РФ, то боюсь мы по другую сторону прилавка. И беспокоится в РФ лучше не о том, что нас будет беспокоить комплекс вины, ах, мы тут в городах будущего живем, а они там бедные в городах версии 1.0. А наоборот.
vershinin
Я не про РФ, а про общую концепцию. Получается так, что рядом с АЭС или сталелитейными заводами тоже нужны города, но они как раз не города будущего. Либо они находятся вообще в другой стране, на другом континенте. Но как это меняет укладность экономики, я не очень понимаю. Получается всё то же самое, только вот свободное перемещение капитала и товаров омрачается несвободным передвижением рабочей силы, которую содержат в «отдельном хлеву».
Ruslikk
Так я же не спорю с тем, что мир крайне несправедлив. Если бы я проектировал этот мир заново, то все бы жили в частных домиках среди лесов и лугов, и никто бы не жил в 30-этажных человейниках. И что самое смешное, это абсолютно достижимо при современных технологиях. Но кроме технологий есть правящие клики и т.д., и более развитые страны не могут улучшить жизнь тем, кому не повезло, а могут только улучшить жизнь у себя.
Wizard_of_light
Промзоны и раньше старались располагать на окраинах, а сейчас просто будут отодвигать от жилого сектора всё дальше — фактически за пределы города. Город превратится в «спальный район» целиком. Проблема только в быстром и ёмком транспорте, который рабочую силу туда-обратно будет каждый день таскать…
vershinin
Это уже следующий этап. А до этого города строились как раз вокруг предприятий. Проблема транспорта сейчас очень серьёзная — предприятия вынесли в промзоны, туда-сюда мотаться занимает час-полтора, то есть имеем фактическое увеличение рабочего дня. А раньше как было — вышел из барака и пешочком до завода прогулялся. В таких условиях мы получили 8 часовой рабочий день, а сейчас он опять превратился в 9-10 часовой.
sets
Очень много абстрактной теории и прочей экономики знаний для идеи «если у вас есть полузаброшенная промзона, то можно ее снести и сделать на этом месте что-нибудь другое».
Успешные кейсы! На месте ржавых развалин все что угодно может быть успешным кейсом, при условии что его будут регулярно подметать и красить.
ivansychev
Расскажите, пожалуйста, подробнее:
1) Где взять деньги, чтобы регулярно подметать развалины и красить их?
2) Как привлечь людей, которые будут трудиться, учиться или отдыхать в бывшей промзоне?
ptica_filin
В Москве полно таких примеров. Берут и в каком-нибудь бывшем заводе организовывают некое "арт-пространство", или лофт, или ещё что-нибудь типа того. Возникают уже другие вопросы. Например, где они берут столько хипстеров, чтобы всё это окупалось? :)
ivansychev
В следующей статье и поговорим о разнице между Москвой и Буэнос-Айресом и моногородами, где стоит один полуразвалившийся завод и жители тысячами уезжают в Москву.
Если бы все было «покрасил и подмел» у нас бы весь мир был красивым и весёлым местом.
ptica_filin
Да, про российский опыт очень интересно почитать.
Красить и подметать развалины хорошо, но для успешности важно, чтобы было для кого это делать.
Опыт Барселоны интересен, но Барселона уже переживала в своей истории гораздо более масштабный и успешный "редевелопмент" в конце 19-го века, когда снесли городские стены и возник район Эшампле.
Опять же, там явно есть для кого строить стоянку яхт. В России мало городов, где это имело бы смысл)
ivansychev
В России много людей, кому это необходимо.
К сожалению, читать будет не очень много — пока только планы, так как пока это в основном планы. Если не считать Москву, конечно.
qwertyhp
2. Когда вас начнет подташнивать от небоскребов, стекло-металло-бетона, пластика, переизбытка человекообразных и постоянной уличной какофонии, — контролируемое запустение и захолустье бывших промзон, утопающих в зелени, цветении, с ЖИВОЙ!, а не пластмассовой, травой и растениями, с гнездовьями птиц, и при этом — с развитой системой безопасности, — вполне может привлечь внимание.
1. Чисто не там, где подметают, а там, где не мусорят. Интеллектуальное видеонаблюдение анализирует поведение индивидуума на территории, и если, например, индивидуум бросает окурок не в урну — индивид вычисляется по биометрическим и иным данным, и с его счета списывается некая сумма — после чего тот ставится в известность. Это воспитает рефлекс не мусорить.
Что до оплаты обслуживания экзотического района — то обслуживание может производиться как натуральная плата за право постоянного проживания/работы в столь комфортных условиях. Брать небольшую плату с отдыхающих, аренду, и проч. Еще продажа услуг, непосредственно связанных с экзотическим местом пребывания человека.
Я живу в Москве, поэтому грежу буйной вездерастущей зеленью наяву, вы уж извиняйте…
Ilyasyakubov
Всех чипировать! #sarcasm
Wizard_of_light
Чего там грезить-то, Москва, прямо скажем, не самый безрастительный город. Ботанический сад, Царицыно, Измайлово, Лосиный остров. С контролируемым запустением да, тяжело. Но есть неконтролируемое…
qwertyhp
Только общепринятые парки и сады не вмещают постоянно растущее (а в перспективе — лавинообразно) население. К тому же, если сравнить фото/видео одних и тех же мест в прошлом и сейчас, то видно невооруженным глазом, что количество зелени на улицах города уменьшилось. И сильно. А дышим мы кислородом, а не достижениями автодора или стройкомплекса. И любуемся не ими же…
А вот я интересуюсь: а бывают ли инопланетяне, живущие на кислородных, утопающих в зелени и благоухающих медом и нектаром, планетах, и бороздящих Космос в поисках — а что бы такое преобразовать под себя?
e_v_medvedev
Собственно в статье изложены очевидные вещи. Города как и общества в целом двигаются от доиндустриального состояние, через индустриальное к постиндустриальному.
Давно уже очевидно, что уже сегодня в городах производство большей части валового регионального продукта связано с производством и оборотом информации. Если бы федеральные и региональные власти своевременно поняли бы это то давно бы уже поставили развитие соответствующих технологий во главу угла. Ускорение оборота экономической, юридической, научной-технической, учебно-методической информации ускорило бы наше развитие. Если в городах людям доставлять работу на дом по информационным каналам, то в городах бы давно пробок не было бы, ведь основные транспортные потоки там формируются за счет именно пассажиропотоков. А уж сколько бы люди нервов и здоровья бы сэкономили, если бы в транспорте каждый день не терял бы по несколько часов.