ИT-индустрия создала интеллектуальную монокультуру: одни блоги, одни конференции, один способ мыслить. Мы превратили оптимизацию в культ и получили невероятные результаты, но у медали есть оборотная сторона. 

Вы наверняка знаете это чувство. Смотришь на задачу, и в голове крутятся одни и те же решения. Интуиция кричит — нужен кардинально другой подход, но мозг упорно предлагает вариации того же самого. Это когнитивный тупик, и он знаком каждому — от джуна до техдира.

Решение парадоксально: перестать искать ответы внутри ИT. Провести рефакторинг собственного мышления. И для этого есть неожиданный, но мощный инструмент — искусство, которым пользуются ИT-гиганты, связывая искусство и технологии в своих проектах. В статье — яркие примеры таких коллабораций и их влияния на ИT-сообщество.  Современное искусство и классика. И наше видение синергии технологий и искусства, которое воплотилось в арт-проекте КРОК со скульптором и художником Алексеем Морозовым.

Мы живем в гудящем серверами информационном пузыре, и свежие идеи здесь стали дефицитным ресурсом. Активно боремся с техническим долгом, но почему-то редко говорим о когнитивном долге — наборе устоявшихся шаблонов, шорткатов и предубеждений, которые мешают видеть полную картину той или иной задачи. С каждым проектом, с каждой прочитанной статьей в духе «10 лучших практик для X» мы обзаводимся новыми ментальными костылями.

Сегодня конкурентное преимущество уже не в стеке технологий — он у всех примерно одинаковый. Преимущество в способности генерировать уникальные решения. В умении взглянуть на проблему под углом, под которым больше никто не смотрит.

Чтобы сделать процесс мышления гибким, открытым для нетривиальных решений, зачастую нужен своеобразный ментальный рефакторинг. Как в коде: структуру меняем, результат остается. Задача решена, но подход к ней кардинально другой.

Как это работает? Подаем на вход нашей «мокрой» нейронной сети принципиально иные данные. Данные из системы с совершенно другой логикой, ценностями, языком.

Здесь и появляется искусство.

Искусство как инструмент, а не декорация

Мы привыкли считать искусство красивым приятным фоном, хобби для души, способом украсить дом или офис. Но еще это концентрированный опыт человечества в поиске новых форм, смыслов и связей. Гигантская база данных по решению открытых задач, которые не имеют единственного правильного ответа.

Компании от Google и Apple до NVIDIA и Microsoft — активно инвестируют в арт-проекты, создают собственные лаборатории, коллаборации инженеров и художников. Не только ради пиара и совсем не из меценатства. 

Это как «Формула-1» для автопрома — R&D для человеческого интеллекта. Способ взломать привычные паттерны мышления и найти принципиально новые пути развития технологий. Здесь обкатывают идеи, которые потом появятся в продуктах.

NVIDIA: Галерея как самый красивый бенчмарк

NVIDIA производит самые мощные «лопаты» для золотой лихорадки ИИ. В компании придумали раздавать их самым изобретательным «старателям», в рамках сотрудничества с художниками, работающими с генеративными алгоритмами. Логика простая: дай креативщикам видеокарты и софт, а они найдут способы их использования, о которых инженеры даже не подумают.

«Машинные галлюцинации» Рефика Анадола

https://vimeo.com/646851267 

Турецко-американский художник Рефик Анадол — главная рок-звезда AI-арта. Его инсталляция в нью-йоркском MoMA — это, по сути, сон нейронной сети. Анадол «скормил» алгоритму более 138 тысяч оцифрованных произведений из архива музея. На гигантском экране рождается бесконечный, переливающийся поток образов — визуальное бессознательное всей истории искусства.

«Вирус мозаики» Анны Ридлер

https://vimeo.com/770740226 

Британская художница Анна Ридлер создала трехэкранную видеоинсталляцию, где ИИ генерирует бесконечно меняющиеся тюльпаны. Фишка в том, что внешний вид и «поведение» цифровых цветов напрямую зависят от колебаний цены биткоина. Художница проводит прямую параллель между голландской «тюльпаноманией» XVII века и современными криптовалютами.

Для NVIDIA эти проекты — публичная демонстрация мощи платформы CUDA и тензорных ядер. R&D и маркетинг в одном флаконе, завернутые в обертку высокого искусства. А заодно — доказательство того, что технологии стали полноценной средой для создания новых культурных смыслов.

AR-инсталляции и AI-эксперименты

Apple и Google — компании-платформы, сила которых в экосистеме, поэтому в основе их интереса к искусству — поиск новых, неожиданных применений для сервисов и демонстрация их потенциала.

[AR]T Walk

Apple запустила AR-туры в шести городах мира. Все просто: достаешь смартфон — и видишь в дополненной реальности работы звезд современного искусства.

Во-первых, вместо скучных технических демо люди сразу получают крутой опыт. Во-вторых, миллионы мобильных разработчиков начинают думать об AR не только как об играх и «примерке» мебели. По сути, так компания формирует новый рынок для собственного продукта.

DeepDream: фантазия о будущем

Нельзя не упомянуть DeepDream — проект инженеров Google Александра Мордвинцева, Кристофера Ола и Майка Тика.

В 2015 году он открыл ящик Пандоры генеративного искусства — почти случайно. Взял алгоритм для распознавания образов и «развернул» его наоборот. Теперь нейросеть не просто находила знакомые объекты на картинках, а усиливала их до абсурда. Собачьи морды, глаза, пагоды — она видела их везде и превращала обычные фото в психоделические видения.

DeepDream стал вирусным за считанные дни и вдохновил тысячи разработчиков на собственные эксперименты.

Microsoft: Mixed Reality как новый театральный жанр

У Microsoft свой конек — смешанная реальность (Mixed Reality) и гарнитура HoloLens, которая интегрирует голограммы непосредственно в реальное окружение. Microsoft исследует эту технологию как новый медиум. С ней связан пожалуй самый амбициозный публичный арт-проект с использованием смешанной реальности на сегодняшний день. 

«Отчаливший» Мела Чина

Представьте Таймс-сквер. Посреди площади стоит 18-метровая стальная скульптура «Wake» — она напоминает остов затонувшего корабля. А теперь надеваете HoloLens или достаете смартфон и видите цифровой слой «Unmoored».

Смотрите вверх — и над небоскребами плывет целый флот. Лодки медленно сталкиваются, дрейфуют, словно вся площадь ушла под воду. 

Для художника это высказывание о глобальном изменении климата. Для Microsoft — заявление: HoloLens умеет создавать масштабные коллективные переживания, привязанные к конкретному месту. Компания показывает архитекторам, урбанистам и художникам новые возможности: теперь можно накладывать цифровые слои на реальность и кардинально менять восприятие физического пространства.

Общий знаменатель: Искусство как полигон

В рамках этих проектов художники получают доступ к передовым инструментам, а корпорации — нечто гораздо более ценное.

  • Экстремальное тестирование. Художники ломают технологии, используют их совсем не так, как задумывалось. Доводят до предела и находят скрытые возможности или узкие места, которые инженеры не замечали.

  • Новые сценарии использования. Арт-проекты показывают, как сложные технологии работают в культуре, образовании, развлечениях — там, где изначально их никто не планировал использовать.

  • Гуманизацию технологий. Искусство делает ИИ, дополненную и смешанную реальность понятнее и привлекательнее. Люди перестают их бояться, когда видят красивый результат.

  • Привлечение талантов. Лучшие инженеры хотят работать над проектами, которые меняют мир, а не просто оптимизировать алгоритмы ради прибыли.

Все это логично и... предсказуемо. Смотреть на генеративное искусство — примерно как программисту изучать новый язык программирования. Синтаксис другой, инструменты отличаются, но способ мышления остается тем же. В основе все те же алгоритмы, данные, итерации. Это расширение привычного мира, а не выход за его пределы.

Настоящий прорыв — тот самый «рефакторинг мышления» — начинается там, где заканчивается зона комфорта. И этот вызов бросает не AI-арт, а искусство далекое от кода и процессоров. Классическое искусство.

Почему искусство и почему классическое?

Наш мозг, особенно у тех, кто работает в IT, по умолчанию загружен в определенном режиме. Назовем его «логико-аналитическая ОС». Она заточена под задачи с четкими правилами и измеримыми результатами — написание кода, проектирование архитектуры, отладка систем. Работает с бинарными категориями: правильно или неправильно, работает или сломано, оптимально или нет.

Но когда сталкиваешься с открытыми проблемами — стратегическим планированием, поиском прорывной идеи, созданием продукта, который полюбят миллионы — эта логика начинает буксовать.

Искусство заставляет мозг перезагрузиться в другой режим. В «интуитивную ОС», которая работает с образами, эмоциями, метафорами. Взаимодействие с искусством тренирует навыки, которые мы редко используем в повседневной работе.

  • Принимать двусмысленность. Картина или скульптура не имеют «правильной» трактовки. Они генерируют смыслы, а не дают готовые ответы. Способность комфортно существовать в поле неопределенности — ключевой навык любого стартапера.

  • Мыслить ассоциативно. Искусство строит мосты между несвязанными вещами, учит находить паттерны там, где логики вроде бы нет. Именно так рождаются идеи вроде «А что если сделать интерфейс похожим на карточную колоду?» или «Давайте применим эпидемиологические модели для анализа вирусного маркетинга».

  • Доверять интуиции. Эмоциональный отклик на произведение — тоже способ обработки информации. Он развивает чутье, умение принимать верные решения при неполных данных.

Короче говоря, искусство — это спортзал для тех областей мозга, которые отвечают за креативность и стратегическое видение. Но если это так, то почему именно классика?

Идеальная архитектура

Классическое искусство построено на строгих, математически выверенных законах: золотое сечение, правило третей, перспектива. По сути, это все то же, к чему мы стремимся при проектировании систем.

  • Композиция — как располагать компоненты, чтобы система была понятной. 

  • Гармония — слаженная работа всех модулей. 

  • Пропорции — баланс между производительностью, стоимостью и функциональностью.

Когда смотришь на «Афинскую школу» Рафаэля, видишь идеально спроектированную систему. Каждый элемент на своем месте, потоки внимания направлены к смысловому центру, а сложнейшая структура подчинена единой идее. Никакой хаотичности — только продуманная архитектура.

Анализ такой структуры как архитектурное ревью хайлевел. Учишься видеть систему целиком, понимать связи между компонентами, чувствовать, где что-то идет не так. Этот навык напрямую переносится на проектирование сложных ИT-продуктов. Разница лишь в том, что вместо красок и холста — код и интерфейсы.

Антидот от клипового мышления

Цифровая среда приучает к «быстрому мышлению» — скроллингу ленты, мгновенным реакциям, сканированию информации. Это эффективно для обработки больших потоков данных, но губительно для глубокого анализа.

Но нельзя просканировать картину Рембрандта, это так не работает. Чтобы ее понять, нужно остановиться и всмотреться в детали. Проанализировать игру света, изучить текстуры, считать эмоции персонажей. Медленно деконструировать произведение по частям.

Прямо как сеанс отладки. Ставишь брейкпоинт на проблемном участке и начинаешь разбирать «стек вызовов». Почему художник использовал именно этот оттенок? Зачем тот предмет на заднем плане? Как свет создает объем и формирует настроение всей сцены?

Такой процесс тренирует внимательность к деталям и способность к глубокому, многослойному анализу. А это как раз те качества, которые помогают находить неочевидные решения в сложных технических задачах.

API к коллективному бессознательному

Искусство работает с универсальными образами и сюжетами — мифами, библейскими историями, великими событиями прошлого. Эти архетипы глубоко укоренены в культуре, и понимание их языка открывает доступ к более мощному уровню коммуникации.

Почему история про Давида и Голиафа так вдохновляет стартаперов? Почему путь героя стал основой для сценариев фильмов и геймдизайна? Потому что эти сюжеты работают уже тысячи лет.

Понимание вечных паттернов дает и более широкий взгляд на происходящее. Многие глобальные тренды оказываются современными интерпретациями старых как мир историй.

Источник для генерации нового

В ИT мы привыкли изобретать новое, экстраполируя настоящее. Берем существующие технологии и думаем, как их улучшить. Однако художники веками вели диалог друг с другом через свои работы, интерпретируя старые сюжеты по-новому. 

Микеланджело переосмыслил античность, Пикассо — африканское искусство, а современные режиссеры пересказывают Шекспира через призму сегодняшнего дня. Этот процесс — диалог с идеями, проверенными временем — невероятно обогащает мышление. Это и есть настоящее визионерство — способность проектировать будущее, опираясь на вечные принципы.

Проект «Искусство технологий»

Google, NVIDIA и Microsoft используют технологии как холст, а современное искусство — как продвинутый R&D-отдел. Логичный, эффективный и относительно безопасный путь. Можно сказать, игра на своем поле. Но что если попытаться найти общий исходный код у казалось бы несовместимых систем — классического искусства и современных ИT?

Мы в бизнес-лаборатории цифрового развития КРОК считаем, что обращение к искусству для ИT-специалиста — не эскапизм, а инвестиция в главный рабочий инструмент, в собственный мозг. В рамках наших проектов стараемся построить мост между этими мирами и доказать, что гармония, структура и визионерство — универсальные законы, работающие и в картине эпохи Возрождения, и в архитектуре сложного облачного сервиса.

Олимпия на сигвее

Центральная фигура проекта — работа скульптора и художника Алексея Морозова «Олимпия на сигвее». На первый взгляд оксюморон: прошлое и будущее в одном кадре. Но попробуйте включить «интуитивную ОС».

Это идеальный пример рефакторинга! Морозов взял «легаси-архетип» — вечный образ античности — и перенес его на совершенно новую технологическую платформу. Он не изменил суть образа — гармонию, красоту, человечность. Но полностью изменил контекст и восприятие.

Получилась визуальная метафора современного ИT-бизнеса: берем классические потребности человека — общение, безопасность, комфорт — и создаем для них новые технологические решения.

По словам Морозова, мир Олимпии — не небоскребы и киберпанк массовой культуры. Это «Элизиум» — высокотехнологичный и высокоэкологичный мир, где технологии существуют в полной гармонии с природой и человеком. Для КРОК этот проект стал манифестом нашего подхода к технологиям. Вместе с Алексеем мы показываем: ИT может быть не только эффективным, но и вдохновляющим. Для нас это призыв перестать мыслить в парадигме «роста любой ценой» и начать проектировать системы с гармонией в центре.

Больше чем перформанс

Нам не нужен был разовый перформанс для красивой картинки в годовом отчете, так что «Искусство технологий» изначально задумывалось, как долгосрочная стратегия, встроенная в бизнес-процессы.

Это работает через коллаборацию с Пушкинским музеем. Партнеры и ключевые клиенты КРОК получают лимитированные карты «Друзья Пушкинского музея» с изображением Олимпии. Тираж ограничен — это не массовый сувенир, а персональное приглашение.

Каждая карта работает как своеобразный API-ключ. Она открывает доступ к источнику «медленного мышления» и фундаментальных идей.

Мы знаем: жизнь наших коллег состоит из дедлайнов, спринтов и KPI. Поэтому приглашаем их прийти в музей и просто остановиться. Запустить на своем внутреннем процессоре другую операционную систему — ту, что работает не на скорости, а на глубине.Для нас это инвестиция в творческий потенциал команды и партнеров.

«Искусство технологий» — не про то, как искусство может обслужить технологии, создав красивую визуализацию. А про то, как фундаментальные принципы искусства могут обогатить развитие технологий.

В конечном счете «рефакторинг мышления» — не разовое упражнение, а постоянный процесс расширения ментальных моделей. Искусство предоставляет для этого самый богатый инструментарий — от античных скульптур до генеративных нейросетей.

Главная идея проста: будущее за синтетическим мышлением. За теми, кто в строках кода видит поэзию, а в полотне Возрождения — безупречную системную архитектуру. Гармония между культурой и прогрессом — ключевой навык для создания прорывных решений.

Проект «Искусство технологий» стал для нас экспериментом в этом направлении. Мы хотели показать, что ИT-компания может быть не только поставщиком решений, но и катализатором культурных процессов. Что технологический бизнес способен инвестировать не только в железо и софт, но и в развитие гуманитарного мышления.

Комментарии (0)


  1. sdramare
    17.09.2025 13:28

    искусствоведов группа тихо

    восторженно глядит на холст

    и вдруг один седой и строгий

    отчетливо сказал "говно"


  1. akardapolov
    17.09.2025 13:28

    Рисую/проектирую портреты/интерфейсы пофото/данным на заказ, недорого :)